"Иллюзии и истины театра"
Михаил Бялик...творческий путь Цыбульской - до сегодняшнего дня - у меня перед глазами. Человек необыкновенно сильный, она преодолела немало препятствий, чтобы заниматься своим кровным делом
прежде всего, переезды из Ленинграда в Москву, о потом оттуда - в Бостон, о чем она рассказывает в книге, утрата дорогих людей, болезни. А вот - трудность, о которой она умалчивает... Алла принадлежала к кругу первых питерских красавиц. Знакомясь с нею, люди терялись. "При красоте такой еще и писать (читать лекции, вести дискуссии) ты мастерица?" - и отказывались верить, воспринимать то, что она делала, всерьез. Приходилось переубеждать их. Разумеется, творчеством. Для меня она - образец редкостно ответственного отношения к своему призванию, профессионал высокого ранга...
______________________
В фотоокне
Михаил Бялик.
О книге и её авторе делится новый автор "Кругозора" Михаил Григорьевич Бялик, живущий ныне в ФРГ, в Гамбурге. Михаил Бялик - видный ученый и музыкальный критик, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель польской культуры, почетный член Санкт-Петербургского филармонического общества, доктор искусствоведения, профессор ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории.
Собрание статей Аллы Цыбульской о театре - книга очень личная, чем мне она чрезвычайно импонирует. Я значительно старше Аллы и дольше ее пишу о театре (ограничив себя театром музыкальным). Но, наверняка, и она еще успела пообщаться с редакторами, требовавшими: "Уберите выражения типа "я полагаю", "по моему убеждению" - как-то нескромно получается!". Под скромностью они понимали усредненность, обезличенность - то, что насаждалось в обществе режимом. Общеизвестно, однако, что в противостоянии этой партийно-идеологической цели возникало и развивалось искусство, многие проявления которого нам ныне, даже с небольшого исторического расстояния, видятся великими. Индивидуальность же, своеобразие, неповторимость - самое привлекательное и необходимое в искусстве. Собственная точка зрения, самобытное проживание художественного явления - то, что больше всего интересует нас и в размышлениях об искусстве, его оценках.
Весь творческий путь Цыбульской - до сегодняшнего дня - у меня перед глазами. Человек необыкновенно сильный, она преодолела немало препятствий, чтобы заниматься своим кровным делом: прежде всего, переезды из Ленинграда в Москву, о потом оттуда - в Бостон, о чем она рассказывает в книге; утрата дорогих людей, болезни. А вот - трудность, о которой она умалчивает... Алла принадлежала к кругу первых питерских красавиц. Знакомясь с нею, люди терялись: "При красоте такой еще и писать (читать лекции, вести дискуссии) ты мастерица?" - и отказывались верить, воспринимать то, что она делала, всерьез. Приходилось переубеждать их. Разумеется, творчеством. Для меня она - образец редкостно ответственного отношения к своему призванию, профессионал высокого ранга. Я начал с замечания, что фиксируемые ею театральные впечатления субъективны. Но ей удается избежать субъективизма, ибо ее мнения и оценки доказательно аргументированы проницательным анализом художественной ткани спектакля, умением литературно воспроизвести его, целиком и в частностях. Написанному веришь. Возникает ощущение, что объективная реальность и ее субъективное отражение совпадают.
Алла словесно портретирует знаменитых актеров, о которых имеются уже книги, сотни и даже тысячи статей. Неизменно находит она собственный ракурс, в котором обнаруживается сама суть художественной личности и рожденных ею образов. Язык критика не только точен и разнообразен, он - поэтичен. Он уснащен метафорами и подчинен некоему ритму, а это, даже при отсутствии рифмы - уже поэзия. Последняя возникает, конечно же, из обильного словарного запаса и умения в каждый миг найти необходимое слово. Но не только. Поэзия возникает от накала страсти. Театр для Цыбульской - объект не остывающей, пронесенной сквозь десятилетия страстной любви. В книге нет равнодушных строк.
Автор верен взрастившей его российской культуре - хотя свободно ориентируется в культурных проблемах Америки и других стран. Алла порой сетует на то, что в США неизбежно сужается круг зрителей русского театра, что живет не в Нью-Йорке, где русский мир гораздо обширнее, импульсивнее и чаще устраиваются гастроли, а в Бостоне. Я же, перелистывая прочитанные страницы, думаю об ином, противоположном: как много художественных впечатлений довелось ей получить в недавние годы, сколько новинок было представлено в Америке (а ведь речь идет, в основном, лишь об одной области искусства), как интенсивны, несмотря на препоны, культурные связи между народами! Я - оптимист, и верю, что они сохранятся, хоть время будет постоянно в чем-то видоизменять их. Это соответствует насущной потребности народов. Русская культура будет и впредь оплодотворять другие культуры и, в свою очередь, испытывать, развиваясь, их благодатное воздействие. Так что тем у Аллы Цыбульской не убудет, и следующая ее книга, надеюсь, - не за горами.
ВНИМАНИЕ! 11 февраля, в 7:зо вечера, в магазине "Books&Arts" (1428 Beacon Street, Brookline, MA) состоится презентация книги Аллы Цыбульской "Иллюзии и истины театра", где вы сможете приобрести эту книгу с автографом автора. Тел.: 617-278-0232