Бостонский КругозорЗАРУБКИ В ПАМЯТИ

Любовь и война

...мы привыкли судить о предвоенном поколении по совсем другим образцам: по Зое Космодемьянской и её однополчанке Нине Костериной (как-никак в одном диверсионном отряде служили), по Михаилу Кульчицкому, ещё и в 1940 году продолжавшему бредить мировой революцией, и подпольщикам-молодогвардейцам. Но, оказывается, были и такие, как Коля Большунов, и это для нас, читателей, в полном смысле слова открытие. Оно позволяет совершенно по-новому взглянуть на это обессмертившее себя поколение, которому мы все обязаны Победой...
__________________

22 июня 2016 года исполнилась 75-я годовщина со дня начала Великой Отечественной войны. О том, что значит эта дата в памяти советских людей (а других на одной шестой части суши тогда и не было), говорить излишне. В этом году в интернете появилась аудиозапись книги А. Блиновой (Гудзенко) "Я тебя никогда не забуду", посвящённая истории двух молодых людей: только что окончившего школу восемнадцатилетнего Коли Большунова, и восьмиклассницы Ани Гудзенко, чья любовь вспыхнула в первые грозные месяцы начала войны. Затемнённые улицы Москвы июля 1941 года  послужили для неё трагическим фоном. Предлагаем читателям "Кругозора" предисловие Игоря Рейфа, предваряющее эту аудиозапись, и выложенное на сайте Клуба любителей аудиокниг.

Эта книга вышла в не самое подходящее для нее время и осталась практически незамеченной. Факт, прискорбный не столько для самой книги, сколько для времени ее появления. Когда-то, в эпоху "толстых" журналов, публикация любого произведения на страницах "Знамени" или "Нового мира" уже сама по себе делала его событием, вызывала широкий резонанс. Так случилось, например, с дневником Нины Костериной, напечатанном в "Новом мире" А.Твардовского, а вслед за тем инсценированным московским театром "У Никитских ворот". Книга Анны Блиновой (Гудзенко) тоже на две трети дневник, но не автора, а любимого ею человека - Коли Большунова, как и Нина Костерина, ушедшего на фронт и не вернувшегося.

Опубликованные дневники бывают разного свойства. Одни покоряют своими литературными достоинствами, глубиной мыслей и проникновенностью чувств. Другие привлекают внимание прежде всего историческим контекстом, реалиями эпохи, в которую они создавались. Так, дневник Анны Франк едва ли приобрёл бы громкую известность, если б за ним не стояла судьба девочки, сгинувшей в жерновах Холокоста.

 Дневник Коли Большунова тоже велся в самую драматичную для нашей страны пору, в преддверии и в первые месяцы Великой Отечественной войны. Но не война в центре внимания его автора, а захватившее его с головой глубокое и сильное чувство, имя которому любовь. Война служит для неё своего рода трагическим фоном, но именно это быть может и придает дневнику особую пронзительность. Вы не встретите здесь высоких слов о Родине, о патриотизме, хотя нет сомнений, что к своему долгу защитника отечества автор относится со всей серьезностью, что и доказал не словом, а делом, отказавшись от предложенной ему брони и уйдя на фронт. Но, как заметил Эд. Поляновский, посвятивший книге и её автору свой очерк "Принц и недотрога", "человек, который научится любить хотя бы одного человека, он и Родину полюбит". А история любви Коли Большунова - она в одном ряду с самыми высокими её образцами, и это глубоко личное его переживание ничуть не тускнеет, а, напротив, углубляется и высветляется на фоне общенародного бедствия. Что ж, так всегда и бывает с настоящими, большими чувствами.

  

Николай Большунов и Аня Гудзенко (1941)

 

Угол Б.Вузовского пер. и Покровского бульв. - место встреч Коли и Ани

 

 Алексей Баталов, автор "самого короткого предисловия" к книге Блиновой (как сам он его назвал), а за ним и Поляновский проводят параллель между Колей Большуновым и Борисом Бороздиным из фильма "Летят журавли", однако это, пожалуй, не совсем точно. Ведь Бороздин, при всей его нелюбви к патетике (и в этом он безусловно близок Большунову), всё-таки человек системы, скорее всего даже член партии, да к тому же до мозга костей горожанин.

Коля же - человек вне системы. Он родился и вырос в деревне Труняевка, что под Клином, в Москву переехал уже подростком, и это, бесспорно, наложило отпечаток на его личность и характер. Так что если уж и искать какие-то кинематографические параллели, то уместнее было бы вспомнить Алешу Скворцова из "Баллады о солдате". Вот таким мог бы, наверное, стать Алеша, если б не остался в деревне, а, как Коля, провёл бы сознательную часть своей жизни в большом городе. А Колина любовь невольно приводит на память и другую кинематографическую пару - Сергея и Галю из фильма "Дом, в котором я живу" (всё-таки не из пальца высасывали свои сюжеты наши великие режиссеры и сценаристы, из жизни брали). И всё же те несколько лет, что были прожиты им в Москве, решающие в становлении всякого молодого человека, вполне могли сделать из Коли homo ideologiсus, но не сделали. К высокой культуре приобщили, это да, а вот вирусом "строителя нового общества" почему-то не заразили. Почему - это Колина тайна.

А, между тем, мы привыкли судить о предвоенном поколении по совсем другим образцам: по Зое Космодемьянской и её однополчанке Нине Костериной (как-никак в одном диверсионном отряде служили), по Михаилу Кульчицкому, ещё и в 1940 году продолжавшему бредить мировой революцией, и подпольщикам-молодогвардейцам. Но, оказывается, были и такие, как Коля Большунов, и это для нас, читателей, в полном смысле слова открытие. Оно позволяет совершенно по-новому взглянуть на это обессмертившее себя поколение, которому мы все обязаны Победой.

Братская могила в с.Гойтых (район Туапсе)

 

Мемориальная плита с фамилией Коли

 

 Говорят, в последние свои школьные годы Коля мечтал стать военным. О литературном поприще, о писательстве и не помышлял. И, тем не менее, большая часть его дневника, особенно страницы, относящиеся к первым месяцам войны, отмечена печатью несомненной литературной одарённости. Скажем больше: как писатель он растёт прямо на наших глазах вместе со своей любовью, достигая наивысшего градуса в самые последние недели перед уходом в армию. "Я много книг читал о любви, - пишет Эд. Поляновский. - Эта - из лучших. Все, кому давал прочесть, не просто плакали - ревели.  Эту книгу необходимо издать миллионными тиражами - для школьников, пусть для внеклассного чтения". Остаётся надеяться, что она всё-таки, раньше или позже, будет по-настоящему прочтена и обретёт свою вторую жизнь и дыхание. Что на неё обратят внимание телевизионщики и кинематографисты, драматурги и школьные учителя. В конце концов, самим Коле и Ане всё это уже безразлично, их нет больше на белом свете. Но не всё равно нам, живущим...

* * *

И напоследок несколько слов о той, что выполнила свой долг перед памятью Коли Большунова и кому мы обязаны появлением этой книги.

Анна Иосифовна Блинова (Гудзенко) родилась в 1926 г. в Киеве. В семилетнем возрасте переехала с родителями в Москву. В 1941 г. эвакуировалась в Свердловск, где работала на танковом заводе и завершала своё школьное образование. После возвращения из эвакуации поступила на исторический факультет МГУ, который окончила в 1957 году. Работала в Государственной исторической библиотеке и около 25 лет - редактором во ВГИКе. Тогда же, без отрыва от работы, окончила киноведческий факультет ВГИКа (мастерская проф. Р.Н.Юренева). Автор книг о киноактёрах - Кларе Лучко (1991), Владимире Высоцком (1993), Нине Ургант (2002).

Я был дружен с братом Анны Иосифовны, рано умершим талантливым физиком Львом Гудзенко, её же знал постольку-поскольку. Последний раз виделся с ней в начале 1980 годов, вскоре после смерти брата. Тогда ей было уже за пятьдесят, но лицо её всё ещё хранило следы красоты необыкновенной. О Коле Большунове и об истории их трагической любви не знал тогда не только я, не знали и близкие родственники. Она решилась открыться только в своей книге, написанной на исходе жизни, когда отца, матери и брата давно уже не было в живых.

Напоследок не могу не отметить прекрасную актёрскую работу Натальи Казначеевой. Думаю, и её эта вещь не оставила равнодушной.

______________________________
С книгой А.Блиновой "Я тебя никогда не забуду" можно познакомиться ЗДЕСЬ:

http://www.imwerden.info/belousenko/wr_Blinova.htm);

http://www.imwerden.info/belousenko/books/memoirs/blinova_ne_zabudu.htm

А также:

Анна Блинова (Гудзенко) "Я ТЕБЯ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ" (М.: Новый центр, 1997)

Аудиоверсия: Исп. Наталья Казначеева, 2015,  mp3, Mono, 187,6 МВ. время звучания: 08:55:03

http://abook-club.ru/audiobook=45182
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5134064