Пианист Олег Вайнштейн: всем вам — ярких впечатлений от музыки!
София Перлина...Семья инженеров и врачей. А вот пианино было. Когда-то на нём начинала учиться моя бабушка, но в дни блокады инструмент поменяли на четыре буханки хлеба. Потом пианино купили для мамы, но она стала врачом. А звуки всегда меня привлекали. Еще толком не умеющего ходить, меня ставили на клавиатуру, и к моей радости, получался звук...
Выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуры (класс Заслуженной артистки России, профессора Татьяны Загоровской), лауреат международных конкурсов, в том числе: I премия Международного конкурса пианистов (2004, Гайар - Женева, Франция), V премия Европейского конкурса пианистов им. Шопена (1999, Дармштадт, Германия).
Артист совмещает концертную деятельность с педагогической работой на кафедре специального фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории. В 2010 году Олег Вайнштейн был удостоен премии правительства Санкт-Петербурга «Надежда России» в номинации «преподаватель».
- Музыканты часто вырастают в семьях, где родители - тоже музыканты или люди искусства. Скажите, Олег, вы из такой семьи? И в каком возрасте вы начали серьёзно заниматься музыкой? Пианино? сразу понравилось или вас заставляли? И сейчас - о чем вы думаете, что себе представляете, когда ваши пальцы летают по клавишам?
- У меня не было родственников музыкантов. Семья инженеров и врачей. А вот пианино было. Когда-то на нём начинала учиться моя бабушка, но в дни блокады инструмент поменяли на четыре буханки хлеба.
Потом пианино купили для мамы, но она стала врачом.
А звуки всегда меня привлекали. Еще толком не умеющего ходить, меня ставили на клавиатуру, и к моей радости, получался звук.
Надо сказать, что в среде Ленинградской интеллигенции было принято часто ходить в филармонию, в театры, иметь много долгоиграющих пластинок.
Вот под записи вальсов и мазурок Шопена, по рассказам мамы, я лучше всего засыпал.
Ну а потом уже была музыкальная школа, за мной потянулась младшая сестра (теперь профессиональная альтистка) и т. д. Истинное, фанатичное увлечение пришло в музыкальном училище, где я оказался в классе замечательного музыканта, ученицы Льва Оборина (музыкантам очень много говорит это имя), Людмилы Александровны Васильевой.
А о чем я думаю, лучше спросить меня после какого-то конкретного концерта. Очень редко бывают мгновения истинного счастья, когда я вообще ни о чем не думаю, а такое ощущение, что музыка управляет мной, и я слушаю как бы со стороны. Но такое сочетание моего состояния, концентрации, отклика зала и взаимодействия с инструментом бывает не так часто, как хочется.
- Олег, вы прекрасный пианист и тонкий интерпретатор. Вы даете и сольные концерты, и выступаете с оркестрами. Скажите, пожалуйста, что Вам ближе - сольный концерт или работа с оркестром, и почему?
- Сольный концерт - это уникальная возможность личного высказывания, возможность управлять всеми нюансами, течением музыки по своему усмотрению. Способ диалога с аудиторией и композитором.
Игра в ансамбле, игра с оркестром - это тоже своего рода ансамбль, это другого рода взаимодействие. Иногда мы, как архитекторы, строим общее здание, согласовывая детали. Иногда, как в настольном теннисе, перебрасываем друг другу мячик. И, конечно, всё зависит от взаимопонимания: когда его не хватает, возникает некоторое раздражение, а когда творческие устремления совпадают, то это истинное удовольствие.
- А с какими дирижёрами вам особенно комфортно сотрудничать? Что вы приобретаете и чему учитесь, когда осваиваете новый репертуар?
- Мне кажется, я только что уже ответил на этот вопрос. А что касается нового репертуара, могу сказать, что пианисты - одни из самых счастливых музыкантов. У нас есть такое огромное количество сочинений для фортепиано! Более того, нам и этого мало, мы делаем транскрипции инструментальных, вокальных и симфонических сочинений! Я сожалею, что не всегда хватает времени разучить все то, что хочется...
А учиться каждый раз приходится заново. Каждый новый стиль ставит перед собой новые задачи. Конечно, опыт помогает быстрее находить решения.
- Есть пианисты, которые ведут только свою отдельную творческую жизнь.? А вы, помимо своих выступлений, еще и прекрасный, чуткий аккомпаниатор, что не всем музыкантам дано. Скажите, с какими певцами у вас сложилось сотрудничество и на какой основе? С кем из них вам особенно легко выступать?
- Пианистов, которые могут позволить себе исключительно сольную деятельность, единицы. Это выдающиеся профессионалы высочайшего класса со сложившейся карьерой, мировым именем, не обременённые огромным количеством студентов. Однако лично мне нравится и камерно ансамблевое музицирование и преподавание. Взаимодействие с талантливыми музыкантами, с одарёнными студентами обогащает. В этом тоже, отчасти, счастье нашей профессии.
Если называть имена, то невозможно не поблагодарить за творческую и дружескую многолетнюю поддержку выдающегося оперного певца, народного артиста России Василия Герелло. Чрезвычайно интересно и познавательно сотрудничество с замечательным артистом, народным артистом России, Олегом Погудиным.
Не могу не сказать про концерты с чудесной оперной дивой, Заслуженной артисткой России Вероникой Джиоевой. Это тот случай, когда ты имеешь возможность вблизи наслаждаться колоссальным богатством тембральных красок и в то же время звуковой мощью.
Для меня также невероятная творческая радость, это концерты с моим другом, виолончелистом Дмитрием Хрычевым (первая виолончель Темиркановского оркестра). Недавно мы сыграли двухрояльный концерт с молодым, но очень талантливым пианистом Александром Кашпуриным. Невозможно упомянуть всех замечательных партнеров по сцене в коротком интервью. Могу лишь добавить, что в 4 руки мы играем только с моей женой, пианисткой Надеждой Режениновой.
- Ваш музыкальный дуэт с Олегом Погудиным, дуэт голоса и рояля, гармоничный и яркий. Как сложилось ваше сотрудничество и что привлекает вас в совместной работе с этим певцом?
- Если говорить про дуэт с Олегом Погудиным, то надо сказать, что его неизменным творческим партнёом был выдающийся петербургский пианист Игорь Урьяш. Игорь являл собой уникальный пример классического музыканта, чрезвычайно увлечённого жанром городского романса. Его импровизации повторить невозможно, а по сохранившимся записям вполне можно понять, какого уровня это был музыкант. Олег много в интервью говорил на эту тему. Я лишь могу сказать, что идея возобновления программы с роялем возникла к годовщине дня рождения Игоря, к сожалению, так безвременно ушедшего. Мне работать с Олегом очень интересно. Это потрясающе разносторонний, образованнейший человек, обладающий чуткой музыкальностью и актёрским даром.
- Олег, вы много концертируете. Какие страны вы посетили с концертами и где предполагаете ещё побывать? Какая публика приходит на ваши концерты и как вы оцениваете ответную реакцию зрителей?
- Да, действительно, счастье нашей профессии - это и встречи с новыми интересными людьми, и, конечно, путешествия. Но музыка - язык человеческих чувств, он не нуждается в переводе, в визуализации, в вербализации.
Серьёзная академическая музыка требует подготовленного восприятия. Это не только слух, умеющий разбираться в хитросплетениях фактуры и гармонии, что совсем необязательно для слушателя. Я имею в виду эмпатию, способность эмоционально откликаться, сопереживать. Вот именно этот критерий для меня важнее всего. Когда чувствуешь абсолютную тишину в паузах, ощущаешь, как публика дышит вместе с тобой.
Что касается стран, то это, в первую очередь, большинство держав Европы, Израиль, Мексика, Китай, ОАЭ, Беларусь, Таджикистан. Интересно было бы побывать в Индии, Австралии, на африканском континенте и в Южной Америке.
- Чем вы руководствуетесь в выборе репертуара и кто ваши любимые композиторы?
- Довольно распространённая ситуация, когда филармонии или оркестры заказывают тот или иной репертуар. А когда выбор предлагают мне, стараюсь найти компромисс между моими интересами, которые, естественно, меняются год от года, и интересами публики. Ведь не секрет, что широкая аудитория любит слушать то, что знает. С этим нельзя не считаться.,
Что же касается моих неизменных предпочтений, то это Рахманинов, Чайковский, Шопен, Шуман, Брамс. От музыки этих композиторов я никогда не устаю. Очень бы хотелось донести до слушателей музыку Алемдара Караманова, Анри Дютийе, Самуэля Барбера и многих других, не известных широкому кругу меломанов.
- Олег, вы находились с мистером Герелло а Израиле в дни памяти Холокоста. Какое впечатление на вас произвело то, как эти дни скорби и мужества проходили в Израиле? В каких концертах вы участвовали, и если участвовали, то что исполняли?
- Напоминание о величайшей трагедии двадцатого века необходимо. Чём дольше живёт эта память, тем больше надежда, что такой ужас не повторится. Для меня очень памятны рассказы бабушек и дедушек об этой катастрофе. Дедушка пошёл на фронт в 16 лет, а когда вернулся после войны в родной Староконстантинов (Украина), то не нашёл в живых ни одного родственника. Только скромный мемориал на окраине города, напоминающий, что в этом месте были расстреляны евреи. Тридцать тысяч! Обе мои бабушки - жительницы блокадного Ленинграда.
Надеюсь, что и мои дети тоже будут свято хранить память об этой катастрофе.
Что касается официальных мероприятий, то они широко освещались в прессе. Я аккомпанировал замечательным певцам Василию Герелло, Татьяне Павловской и Александру Трофимову. Исполнялись русские романсы, военные песни и неаполитанские песни. Я играл свою обработку Дунаевского. Это был торжественный приём с участием блокадников, представительств правительства Санкт - Петербурга и Израиля, председателей религиозных общин и т. д.
- Вы - преподаете в Санкт-Петербургской Консерватории, занимаетесь со студентами. Эта творческая, но трудная работа приносит ли вам радость и не напрасны ли ваши усилия?
Какие плоды вашей работы со студентами вы видите? И чем теперешние студенты Консерватории отличаются от студентов ваших лет?
- Мне очень повезло с учителями. Буквально всем в своей профессии я обязан Людмиле Александровне Васильевой и замечательному музыканту, профессору СПб гос. консерватории, заслуженной артистке России Татьяне Михайловне Загоровской. Их отношение к профессии, к ученикам, я стараюсь перенять и передать в свою очередь своим студентам. Дело в том, что, несмотря на все современные технологии, наша профессия все так же передается из рук в руки, наедине от учителя к ученику. Для меня очень важно быть частью этой реки и передавать эстафету дальше.
Что касается студентов, то не секрет, что сейчас конкурс в музыкальные ВУЗы в России снизился. На конкурсах любого уровня мы видим огромное количество участников из Китая, Японии, Кореи. В тех странах интерес к академической музыке активно поддерживается государством. В нашей стране, к сожалению, такой поддержки и пропаганды нет. Несмотря на это, талантливые студенты, которые не представляют свою жизнь без музыки, по-прежнему приходят в консерваторию.
- Скажите, а какая черта Вашего характера Вас устраивает и от какой хотели бы избавиться? И что вы особенно цените в людях?
- У меня много недостатков. Пожалуй, назову тот, который мешает моей семье и моему профессиональному совершенствованию. Это неумение отказывать. Довольно часто я соглашаюсь участвовать в проектах, которые мне не слишком интересны, на это уходит много времени, которое можно было бы потратить по - иному.
А в людях я больше всего ценю ту самую отзывчивость, искренность, способность к эмпатии, к сопереживанию. Отказывать - это нормально, естественно, а порой еще и полезно.
Да, быть вежливым - это лучше всего, но иногда вашу вежливость будут принимать за слабость. Самый простой способ отказаться - сказать “нет” и мотивировать свой отказ.
Часто ? бывает, что ? музыканты ? интересуются? и другими видами ? искусства - литературой, живописью. Книги каких писателей Вы предпочитаете читать или перечитывать? И кто Ваши любимые художники?
Музыканты - счастливые люди! Их хобби совпадает с профессией. Однако, если говорить о других видах искусства, то мне чрезвычайно интересна эпоха импрессионизма.
Если говорить о живописи, то это французские художники конца 19, начала 20 века. Этот же период в России начала 20 века, именуемый Серебряным веком, подарил миру такое богатство поэзии, живопись Врубеля, музыку Скрябина и многих других. Пожалуй, что и в живописи, и в поэзии, и в литературе, и в музыке мне очень интересно именно это время.
- Что Вы хотели бы пожелать любителям музыки?
- Любителям музыки я бы хотел пожелать только самых ярких впечатлений. Один неудачный концерт может превратить возможного меломана в противника академической музыки. А ведь это огромный мир, в котором есть и радости и трагедии, философия и сарказм, лирика и откровения. Вот как можно больше таких открытий я бы и хотел пожелать любителям музыки!
- Большое спасибо за столь интересный рассказ, Олег Геннадьевич! Успеха Вам!
Вот что Олег Погудин сказал о Вас перед гастролями в Израиле: «В этот раз со мной приезжает совершенно чудесный музыкант Олег Вайнштейн. Он – один из блестящих виртуозов – пианистов нашего времени, из тех музыкантов, которым доступен весь репертуар: от строго классического до шансона. Прекрасный концертмейстер и аккомпаниатор. Думаю, что израильской публике будет интересно с ним познакомиться».
Etude in B minor, Op.25 No.10 (1837)
https://youtu.be/d-BRDbJfZV8 , https://youtu.be/kMNiJgfiuaE , https://youtu.be/kAQh-TlJozg , https://youtu.be/T0r6sXtVomA , https://youtu.be/qMgIgrAvAgA , https://youtu.be/Y2aX5bOVaYg , https://youtu.be/3rIG3pQ6dPc