Бостонский КругозорКУЛЬТУРА

Путеводный Дали. Место силы гениев и бунтарей

..когда густое летнее марево обращало бирюзу неба в перламутр, когда в садах обещали прохладу только персиково-розовые облака цветущего олеандра и гибискуса, а на сюрреалистических часах расплавились обе стрелки – тогда...

Инга Радова - арт-эссеист и публицист, постоянный автор «Кругозора» - уже  рассказывала на страницах журнала о творческом и жизненном пути Сальвадора Дали

На этот раз поводом поговорить об искусстве гениального испанца стала выставка работ Дали в Москве, прошедшая с большим успехом в начале этого года.


Сальвадор Дали «Охрана озера», 1949, частная коллекция.

12 августа 1961 года, когда на залитых солнцем, словно золотом – на сверкающих камзолах Людовика XIV - на бесчисленных виноградниках каталонского городка Фигераса шла уборка урожая, когда густое летнее марево обращало бирюзу неба в перламутр, когда в садах обещали прохладу только персиково-розовые облака цветущего олеандра и гибискуса, а на сюрреалистических часах расплавились обе стрелки - тогда неподалеку от бульвара Ла Рамбла на улице Монтуриол у дома номер шесть происходили удивительные события. В духе Сервантеса.

 В этот день Фигерас чествовал земляка – художника Сальвадора Дали. При большом стечении народа на доме номер шесть по улице Монтуриол – месте, где родилась скандальная знаменитость, устанавливали мемориальную доску, призванную увековечить дату, которая ныне значится в любой энциклопедии современной живописи. В самый торжественный момент кто-то в толпе крикнул: «Кретин!» Художник повернулся к алькальду и невозмутимо сказал: «Вы его берегите: таких, как он, уже почти не осталось».

Как в воду глядел! Ну, кто в наши дни, из тех, кто выучился читать и в состоянии отличить симфонический оркестр от баскетбольной команды, не знает Сальвадора Дали – главного сюрреалиста-затейника, таинственного и сногсшибательного, художника-хулигана, крайнего индивидуалиста и истинного испанца до кончиков усов?

Дали знают все: Испания зарабатывает миллионы евро на художественном наследии легендарного арт-провокатора, в его музеи «не зарастает народная тропа», выпускается несметное число буклетов и альбомов с репродукциями, а далиманы едут в Испанию, чтобы увидеть знаменитый Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе – самый большой сюрреалистический объект в мире и, одновременно, богатейшее собрание работ художника.

В России тоже проводилось несколько масштабных выставок Дали. Работают и временные экспозиции, знакомящие с литографиями, скульптурой, керамикой мэтра авангарда.

Многие побывали на выставке «Священное послание», представившей графическую серию иллюстраций к Ветхому и Новому Завету: 105 уникальных работ, выполненных в смешанной технике, сочетающих акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш и переведенных в 1964 -1967 годах в литографии.

 На выставке «Дали. Пикассо. Рапсодия страсти» зрители познакомились с серией из 25 литографий Дали, иллюстрирующей пьесы Маркиза де Сада: «Танкред», «Несчастье в ошибке» и «Близнецы или трудный выбор», где изящество рисунка наряду с яркими цветовыми контрастами пристрастно детализирует список «любовных преступлений» и палитру сердечных мук французского писателя и героев его пьес.


На выставке «Дали. Пикассо. Рапсодия страсти».

А в этом году с 28 января по 16 марта в Москве в ЦВЗ «Манеж» проходила выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». «Столь представительной выставки Дали еще никогда не было в России», - так охарактеризовал ее В.С. Воронченко, Председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен» - одного из организаторов выставки в партнерстве с Музеем Фаберже, фондом «Гала – Сальвадор Дали» в Фигерасе и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» в Мадриде.

Экспозиция должна была работать до 25 марта, но, в связи с распространением коронавирусной инфекции, закрылась на 9 дней раньше, несмотря на рекордную посещаемость.

Она открывалась юношескими работами Дали, когда он еще отчаянно искал себя, собственный стиль, духовного учителя, силясь выбрать между Пабло Пикассо и Хуаном Грисом, экспериментировал с кубизмом, фовизмом, импрессионизмом, пуантилизмом.

Любопытно, что в этот период Дали принципиально рационален, подчеркнуто объективен, он избегает любых проявлений идеализма в искусстве. Федерико Гарсиа Лорка, которого художник называл своим лучшим другом, в «Оде Сальвадору Дали» на тот момент так оценивал художественные достижения будущей суперзвезды сюрреализма:

«…О Дали, да звучит твой оливковый голос!
Назову ли искусство твое безупречным?
Но сквозь пальцы смотрю на его недочеты,
потому что тоскуешь о точном и вечном.

Ты не жалуешь темные дебри фантазий,
веришь в то, до чего дотянулся рукою.
И стерильное сердце слагая на мрамор,
наизусть повторяешь сонеты прибоя».

 Об увлечении импрессионизмом, не слишком пылком, но результативном, свидетельствует, например, «Автопортрет с рафаэлевой шеей» —  ранний, но очень известный автопортрет Дали. Он написан в 1921 году под влиянием творчества художника Рамона Пичота, писавшего в стиле нео-импрессионизма.

  Семьи Пичот и Дали совместно проводили лето в Кадакесе. Семья Пичот была творческой и космополитичной. Рамон Пичот увлекался коллекционированием библиографических редкостей, дружил с Пикассо. Вдохновленный работами Пичота Дали, учился создавать необычные живописные эффекты.

А удлиненная шея на портрете Дали - отсылка к «Автопортрету» великого итальянского художника эпохи Возрождения - Рафаэля Санти. Всю жизнь Дали восхищался высочайшим мастерством гения Ренессанса: «Хорошо написанная картина несовместима с мыслью о разрушении, даже самом изысканном, - ведь каждый уходящий год не только не на каплю не убавляет ее красоты, но лишь делает прекраснее, вместо того, чтобы выцветать, такая картина с возрастом озаряется новым, неуловимым и хрупким светом».


Сальвадор Дали «Автопортрет с рафаэлевой шеей», 1921. Рафаэль Санти «Автопортрет», 1504–1506.

В экспозиции было представлено еще два произведения, связанных с Рафаэлем: «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» и «Галлюцинация в духе Рафаэля».

  На выставке показали и одну из моих любимых ранних работ Дали - «Портрет виолончелиста Рикардо Пичота» 1920 года. Картина тоже выполнена в стиле Рамона Пичота. Необычная цветовая гамма с доминирующим оранжевым помогает ощутить эмоциональное состояние исполнителя, целиком погруженного в музыкальную стихию. Как вспоминал Дали, цветовая гамма картин Пичота пробуждала в нем «иллюзии и сентиментальную радость, подобные тому, что я испытываю, когда смотрю на предметы сквозь призму».

Особый интерес вызвали работы, демонстрирующие зрелое творчество мэтра:  сюрреализм и период ядерного мистицизма.

Для своих сюрреалистических творений он разработал «параноидально-критический» метод, посредством которого, распиаренный эпатажным Маэстро делирий, путеводный бред Дали стал объектом художественного изображения.

«Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций. Во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления», - писал идеолог сюрреализма - Андре Бретон.


Сальвадор Дали «Дематериализация под носом Нерона», 1947.

Самыми известными сюрреалистическими картинами из представленных были: «Невидимый человек», «Чувство скорости», «Архитектонический «Анжелюс» Милле», «Пейзаж с загадочными элементами», «Мягкий автопортрет с жареным беконом».

О Дали можно рассуждать бесконечно - чем и занимаются ведущие искусствоведы и критики. Но не они определили его место в ряду самых выдающихся художников современности – это сделали история и народ. И сегодня, если вы окажетесь в Фигерасе и поинтересуетесь у жителей, как пройти на «улицу гениев» - вам назовут адрес: улица Монтуриол, дом шесть. Там сейчас затевают новый музей Сальвадора Дали.


Рядом с памятником Поэту в испанской Малаге – городе, где родился Пабло Пикассо.