Мир вновь на грани кризиса: обзор главных событий недели 6-12 марта
Сергей ДяченкоКто взорвал «Северный поток», Зеленский в отчаянии, майдан в Тбилиси, чем грозит крах Silicon Valley Bank, Иран становится опасным.
Никто не хочет быть ответственным
Статья американского журналиста Сеймура Херша о возможной причастности Белого Дома и ВМС Норвегии к подрыву газопровода «Северный поток – 2» вышла 8 февраля. До этого, как вы помните, на Западе доминировала неофициальная и ничем не обоснованная, но постоянно повторяемая версия, что газопровод взорвала сама Россия. В России же, в свою очередь, выдвигали такие же бездоказательные обвинения в сторону Великобритании и США. Поэтому статья Херша не просто нарушила этот баланс, но и в какой-то мере сыграла в пользу Москвы.
Почти месяц единственной реакцией Запада на неё было отрицание изложенной версии официальным Вашингтоном и норвежским МИДом, а также сомнение в профессионализме автора (хотя Херш – лауреат Пулитцеровской премии). Больше всего обращало на себя подчеркнутое молчание политиков Германии. С одной стороны, эта страна стала главной жертвой подрыва СП-2, поскольку лишилась важнейшего источника российского газа – так что она должна была бы рьяно искать виновников диверсии. Но с другой стороны, её правящая коалиция во главе с канцлером Шольцем стала надежными политическими союзниками Вашингтона в вопросе украино-российского конфликта. Настолько надежными, что критики стали называть Шольца «вассалом Байдена».
Но, видимо, отрицать и замалчивать «американскую» версию подрыва СП-2 становилось всё труднее – ведь эту тему стал поднимать даже официальный Пекин. И вот на прошлой неделе издание The New York Times опубликовало материал, в котором, со ссылкой на некий источник в американской разведке, утверждается, что СП-2 взорвала некая «проукраинская группировка», состоящая из украинцев и оппозиционно настроенных россиян. Сразу после этого вышел материал немецкой Die Zeit, расписавшей эту версию в подробностях (шесть человек, двое водолазов, арендованное украинцами польское судно).А всего через несколько часов вышли материалы Washington Post и Times, где подчеркивалось, что руководство Украины вообще ничего не знало о подготовке этой диверсии, являющейся инициативой частных лиц.
Таким образом, за сутки с небольшим, несколькими ведущими изданиями трех стран (США, Германия, Великобритания) была синхронно изложена (или вброшена) «украинская» версия подрыва «Северного потока». Версия, очень удобная для всех – кроме, конечно, России. Она полностью отвергает и обвинения Москвы, и версию Херша, оправдывая Великобританию и Соединенные Штаты. Этим же она исключает возможные претензии Германии к своим западным союзникам. А поскольку исполнители диверсии и их неназванный «спонсор» по этой версии являются частными лицами, никак не связанными с правительством и спецслужбами Украины, то у Германии не может возникнуть претензий и к Зеленскому. Словом, все благополучно избегают ответственности – не спрашивать же за диверсию с группы анонимных «украинских партизан»!
Так что же – вопрос закрыт и все свободны? Вовсе нет! Как и статья Херша об «американском следе», материалы об «украинском» лишь продолжили идущую с осени войну неофициальных обвинений, основанных на предположениях политиков и словах анонимных источников. Между тем, и Россия, и поддерживающий её Китай, настаивают на объективном официальном расследовании подрыва «Северного потока». Затягивание которого лишь усиливают подозрения в отношении Запада.
Зеленскому уже не до шуток!
Однако украинского президента такой расклад совершенно не устроил. И 10 марта, в ходе пресс-конференции с премьер-министром Финляндии, Зеленский назвал «украинскую» версию дезинформацией со стороны стран, обходящих антироссийские санкции, подчеркнув, что «украинцы точно этого не делали». Что же заставило его столь категорически отвергнуть информацию, исходящую от разведок и СМИ его западных стратегических партнеров? Видимо, большое недовольство этих партнеров, о котором на прошлой неделе сообщало американское издание Politico:
«Аналитики разведки не считают, что Зеленский или его помощники причастны к саботажу, но администрация Байдена дала понять Киеву - так же, как и тогда, когда в прошлом году в результате взрыва заминированного автомобиля в Москве погибла дочь известного русского националиста - что определенные акты насилия за пределами Украины не будут терпимыми»
«За пределами Украины» - это не только о «Северном потоке», но и Крыме. «Настаивание Зеленского на том, что вся Украина, включая Крым, который находится под контролем России с 2014 года, должна быть возвращена в состав Украины до начала мирных переговоров, только продолжит войну, считают американские чиновники». И эти же чиновники, утверждает Politico, просто «грызут» Зеленского за его отчаянные попытки отстоять Бахмут. Куда он решил направить отборные части ВСУ с западным вооружением, предназначенные для стратегического контрнаступления.
Ситуация в Бахмуте и вокруг него продолжает меняться и удивлять даже опытных аналитиков. Похоже, что она отражает внутренний конфликт между украинским Генштабом, предлагающим отойти на следующий рубеж обороны, и Офисом Зеленского, требующего удерживать Бахмут любой ценой.
Причем, что интересно, несколько дней назад в украинских СМИ был сделан информационный вброс от Банковой: в нем всё было перевернуто на 180 градусов и утверждалось, что это Залужный и военные настойчиво просят Зеленского не сдавать Бахмут. Нетрудно догадаться, что произошло: теперь у Зеленского больше бояться ответственности не за сдачу города, а за понесенные при его обороне огромные потери. И стали перекладывать эту ответственность за Залужного!
Между тем, по последней информации, после вывода из Бахмута кадровых частей ВСУ, украинское командование решило отыграть ситуация обратно и готовит в этом районе контрудар силами 10-14 бригад. Высказывается мнение, что главной целью этого контрудара будет разгром ЧВК «Вагнер». При этом не исключена вероятность того, что из-за конфликта между Пригожиным и военным руководством РФ, ведомство Шойгу может позволить ВСУ уничтожить «вагнеровцев», даже ценою последующего обрушения Донецкого фронта. Так ли это, мы скоро узнаем!
Что же до Зеленского, то для него наступила полоса неудач. Администрация Байдена выражает недовольство и говорит о напряжении отношений с Киевом (как пишет Politico, союз Украины и США трещит по швам), спикер Палаты представителей Конгресса республиканец Маккарти публично заявил, что не будет выписывать Украине безлимитных чеков. Обещанная боевая техника задерживается, американская сторона предупреждает, что ракеты ПЗРК «Пэтриот» слишком дорогие и должны использоваться только для прикрытия только самых важных стратегических объектов. Швейцария подтвердила, что не станет передавать Украине своё вооружение – и, к великому негодованию Киева, отправила на утилизацию 60 ЗРК Rapier.
Но хотя Зеленскому сейчас не до шуток, он начинает «чудить». Так, он поддержал петицию о переименовании России в Московию, а в список российских операторов лотерей, на которые он решил наложить санкции, попало «Спортлото» - что было воспринято многими украинцами как анекдот.
Что не дозволено быку
Заодно Зеленский успел на прошлой неделе поссориться с руководством Грузии – публично поддержав тамошние протесты оппозиции. В ответ грузинский премьер Ираклиий Гарибашвили обвинил украинского президента в желании «чтобы здесь что-то произошло», прямо намекая на сценарий украинского Майдана 2014 года, посоветовав ему заботиться о собственной стране и не лезть в чужую. А еще вновь озвучил тезис, уже не раз высказываемый политиками правящей партии «Грузинская мечта», что Киев пытается втянуть Грузию в войну с Россией.
«Что Майдан принес Украине - на следующий год в Украине началась война, во время которой они потеряли Крым и большую часть Луганщины и Донетчины, продолжением всего этого есть война, которая сейчас происходит в Украине», - а вот так 8 марта заявил лидер этой партии Иракли Кобахидзе. А вот это уже был удар ниже пояса по всей украинской политике и государственной идеологии «постмайданного периода»! Подобное ранее говорили только в России и Беларуси.
Что вызвало такое раздражение грузинского руководства? Всю прошлую неделю в Тбилиси шли массовые протесты прозападной оппозиции, выступавшей против принятия закона «Об иностранных агентах». Такие законы существуют в ряде стран: в США его приняли еще в 1932 году, в России в 2012-м, в Украине в 2014-м, Венгрия в 2020-м, а сейчас такой законопроект готовят в Канаде. Поэтому было несколько странно, что аналогичный грузинский законопроект (сообщалось, что он почти копировал американский закон) вызвал такую единодушное осуждение Запада. Неужели, что позволено Юпитеру, то не позволено быку?
Что до протестов в Тбилиси, то их можно понять: тысячи грузин кормятся с иностранных грантов, и среди них не только прозападные политики и общественники, но и различные исследователи, работники культуры, студенты. Поднять их на протесты было нетрудно!
Однако возникает вопрос, что было первым: протесты, инициировавший их законопроект, или же намерения сменить власть в Грузии на более прозападную, готовую оказать помощь Украине и даже открыть второй фронт – против чего и был направлен данный законопроект? Отметим, что после отзыва законопроекта (точнее, умышленного провала его голосования во втором чтении), грузинский майдан не разошелся, а продолжил бороться, теперь уже против правящего режима. Как будто те, кто хотел бы поменять руководство Грузии, решил воспользоваться ситуацией - а вдруг снова получиться, как в 2003-м! Или, по меньшей мере, это заставит грузинское руководство быть менее «пророссийским».
Будет ли «банкопад»?
Тем временем в Соединенных Штатах заговорили о риске повторения экономического кризиса 2008-го. Причиной тревог стал неожиданный крах Silicon Valley Bank (SVB), 16-го по величине банка США (209 миллиардов долларов в активах). Еще 14 февраля SVB был включен в список Forbes как один из лучших банков Америки. Он пользовался популярностью у состоятельных вкладчиков (физлиц и компаний), державших в нем на депозитах 175 миллиардов долларов. 8 марта у банка появилась проблема с выдачей денег, которую он попытался решить продажей облигаций и акций. Слухи о проблемах разнеслись мгновенно, и 9 марта в SVB ринулись вкладчики, забрав со счетов 42 миллиарда. Акции банка рухнули, и уже 10 марта было объявлено и его закрытии.
Кризис 2008 года начался с краха Lehman Brothers и Bear Staerns, чей совокупный капитал был в разы больше. Поэтому риск того, что крах SVB вызовет аналогичный кризис, кажется намного меньшим. Но проблема сейчас в том, чтобы не допустить панику вкладчиков по всей стране – иначе аналогичный крах постигнет и другие банки, у которых возникнут трудности с выдачей денег. Для их успокоения Федеральная корпорация по страхованию вкладов США вернет вкладчикам SVB до 250 тысяч долларов каждому (правда, многие вклады там на гораздо большие суммы), а 13 марта ФРС рассмотрит варианты спасения банка – вплоть до его выкупа. Это должно будет продемонстрировать американцам, что причин для беспокойства нет, и не нужно бежать к кассам и банкоматам. Если сработает – то кризис отменяется (точнее, откладывается).
А если нет? Ведь проблема SVB была системная, и она никуда не делась. А сколько таких банков по всей Америке? Ведь в воскресенье был закрыт Signature Bank, и его закрытее стало третим по размеру банковским крахом!
Чрезвычайные меры, конечно, могут спасти экономику – но если вновь наполнить её «свежеотпечатанными» долларами, то инфляция станет еще выше. Остановить же её может только сокращение потребления. В правительстве хотели сделать это через управляемый и относительно щадящий механизм повышения учетной ставки. Это пока не сработало (лишь снизило темпы инфляции), что и создает риск кризисного сокращения потребления – такой естественной, но неуправляемой и крайне болезненной реакции рынка.
Антиизраильский союз
Крупнейшим провалов Госдепартамента США западная пресса назвала возобновление дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией, состоявшееся при посредничестве Китая. Впрочем, некоторые израильские издания назвали это «оглушительным провалом Нетаньяху», поэтому, скорее всего, ни Госдеп, ни премьер Израиля тут вообще не причем. И всё же это не отменяет того, что резко усилившаяся геополитическая позиция Китая создает проблемы для США, а усиление Ирана как регионального игрока создает риски для Израиля. Причем, если для Соединенных Штатов это пока вопрос амбиций, то для Израиля – выживания.
Особое внимание стоит обратить на то, что Иран и Саудовская Аравия это две крупнейшие державы Персидского залива – а этот регион остается для Китая основным источником углеводородов. Если добавить сюда Россию и Венесуэлу, то не кажется ли вам, что у Китая слишком много нефтегазовых «друзей»?
Называть это «прокитайским союзом» Ирана и Саудовской Аравией, конечно, неверно. Возможно, суть возобновления их отношений в ином: Китай помог Ирану замириться со своим соседом (их отношения были разорваны в 2016). Так что если это союз, то без Королевства. Но в нем все равно есть третья сторона – это РФ. За последний год отношения Китая, России и Ирана стали намного теснее, дружественнее и плодотворнее. Эта дружба, в немалой степени, направлена против США. Вот только Америка от Ирана далеко, а Израиль почти рядом! Так что это, в какой-то степени, антиизраильский союз. Конечно, Китай и Россия не собираются воевать с Израилем, не собираются даже ссориться с ним, однако остановят ли они Иран, если тот захочет помахать кулаками? А может даже неофициально помогут ему?
Ранее на Иран еще можно было как-то воздействовать санкциями. После того, как украино-российская война разделила мир не только политически, но и экономически, торговое и военное сотрудничество между Россией, Ираном и Китаем стремительно набирает обороты. Санкции для Ирана уже не такая проблема, как раньше, а значит, мер воздействия на него стало меньше.
Но главное, что Иран активно перевооружается, с помощью России и Китая. И его главным козырем может стать не ядерное оружие, чему так долго пытался противостоять Запад, а гиперзвуковые ракеты. Если Тегеран обзаведется достаточным количеством аналогов российских «Кинжалов», то он сможет поражать ими стратегические цели на территории Израиля – так что атомная бомба ему даже не понадобиться.