"Круги на воде или Боязнь одиночества" - в гостях у «Кругозора» Люсьен Дульфан
Виталий ЦебрийЭксклюзивное интервью с выдающимся художником современности Люсьеном Дульфаном.
Разговор с известным, я даже не побоюсь этого слова знаменитым и выдающимся художником современности Люсьеном Дульфаном, проживающем в США и представляющим своей личностью и своим искусством обширную украинскую диаспору, произошел у меня спонтанно. Это была поначалу переписка. Были также многочисленные договоренности об интервью и при этом сложности визуального контакта (потому как мы находимся по разные стороны Атлантики).
В общем, было множество, как ни странно, преград (это в наш-то век идеальной коммуникации!), потому в итоге разговор получился немного калейдоскопным.
Но это обстоятельство – я вдруг отчетливо подумал – даже интересней и колоритней, когда имеешь дело с большим, феерическим и парадоксальным творцом! Меня интересовало прежде всего его отношение к собственному творчеству.
Итак, слово моему собеседнику:
– Меня как-то один мой близкий друг по фамилии Робинсон спросил: «Ты когда кидаешь камушек по воде ждешь, что пойдут ответные круги?»
Я ответил:
– Нет, конечно!
Почему я так сказал и причем ответил сразу, без раздумья? Увы, но с годами, мы всё больше и больше остаёмся в одиночестве.
Я понял не так давно главную причину. Конечно, человек искусства (да и других сфер деятельности) в течении карьеры может много достичь…Но с годами, с приходом старости, слава у многих растворяется в прошлом, ибо нет «ответных кругов», да и вообще мои «круги» моей былой известности уже «не расходятся»! А почему? Не только потому, что я постарел и делаю что-то не так как делал в молодые годы. Причина другая. Нет чистой воды. «Кругам» на ней сложно образоваться! Даже от воды, ранее прозрачной и свежей, остается темная густая масса.., Можете называть это кругом бывших почитателей таланта или новым поколением ценителей искусства. Но в целом остается постаревшая, усталая жижа, к огромному всеобщему сожалению. Она с трудом отражает реалии.
Мой близкий друг Миша Чулок, давным-давно рассказывал, что когда его папе, отставному военному доктору стукнуло 90 (а он был еще участником Первой Мировой), то он впал в полную депрессию. Не осталось никого вокруг! Ни одного друга. Это тоже к тому, что от нашей жизни в один «прекрасный момент», как в застоялой воде, перестают появляться круги от брошенных камешков…
– Уважаемый Люсьен! Я уже понял, что вы любите говорить притчами. Но я вам назову и из своей жизни яркий факт. Когда лет десять назад я брал интервью у известного советского актера Баниониса (а это в свое время был настоящий метр кино), то я увидел - к Донатасу резко ослабело внимание прессы… и вообще людей окружающего мира. Хотя он был еще прекрасным собеседником, с ясной головой и хорошей памятью… Просто время его ушло. Ему в момент нашей встречи исполнилось 90. И буквально вскоре он умер. Через полгода после юбилея. Так что я вас во многом искренне и душевно понимаю. Понимаю, о чем вы…
– Вопрос. Почему вы делаете акцент на то, что вы именно украинский художник? Вы родом из Одессы – это все знают. Но не все одесситы, а тем более старые эмигранты, позиционируют себя именно украинцами…
– А ви там зі своэї Полтавы приїжджайте до мене в Нью-Джерси! Дуже гарно побалакаємо. Тоді ви все зрозумієте! Щоб вы знали: брат моэї жінки живе у Полтаві, а вона теж українка. А тому я, і моя жінка говоримо все життя з ПОЛТАВСЬКИМ акцентом. Я легко, в отличие от большинства москалей, могу произнести слово ПАЛЯНЫЦЯ!
«Семья» Люсьен Дульфан
Биографическая справка. Люсьен, если по правде, родился не в украинской Одессе, а в киргизском Бишкеке. Произошло это событие более 80 лет назад. Но уже в 1946 году семья Люсьена вернулась в Одессу, и там он получил образование, в том числе и профессию художника. В Одессе также развернулось и сформировалось направление его творчества – нонконформизм.
Еще можно прибавить для полноты стиля экспрессионизм, постмодернизм и соц-арт… Сам Люсьен нонконформистом себя не считает: "...Я как и Илья Кабакон никогда не был НОНКОНФОРМИСТОМ, принципиально! Долгий разговор. На выставки НОНКОНМФОРМИСТОВ в ЦИММЕРМАН МУЗЕЕ выставили мои работы. Как нонконформиста, и плакат с моей работой. Вы спросите ПОЧЕМУ? У них кризис жанра! Вот и взяли..есть много статей.." В 1973 году - он уже член Союза художников СССР. Работал художником-графиком в газете. В году 1975-м художнику пришло признание, он получил «Первую премию по живописи» от Минкульта СССР и от Союза художников. В те годы в стране это была самая престижная награда!
Люсьен и его жена Дина
– Люсьен! Скажите вот еще что: вы в своем творчестве используете разную изобразительную технику, не только живопись. В том, что я видел, есть много чисто декоративного или что-то от скульптуры, или разного рода фотоколлажи. А иногда это некие перфоменсы…
– Говоря о моем стиле работы, вы использовали термины нонконформизм, экспрессионизм, вспомнили о разных видах живописи и о перфоменсах…. Может быть, стоит это все назвать какофонией?
Ведь из моего стиля жизни, в котором множатся разного уровня вечеринки, всяческие выходки, политика, даже хулиганы с шутами – из него происходит и стиль моего творчества… Поверьте, я столько встречал в своей жизни и пресловутых аутсайдеров, и правдорубов, – и в жизни, и в литературе, которую читал! Передо мной ежедневно проходят мои «товарищи по Манхэттену», бездомные на улицах, молодых и старые бомжи… И это и движет меня использовать разные форматы и формы: то это вездесущий фаллический пожарный кран, а то и отпечаток некой ступни.
Из художественной рецензии. "Дульфан выковывает свои формы из современных вездесущих материалов. Это может быть и и утилитарная фанера. Но также это может быть нечто декоративное: Дульфан выдалбливает, режет и сжигает следы из дерева, затем добавляет кусочки и создает узоры, напоминающие отпечатки археологических раскопок и доисторические формы. Действия Дульфана выражают творческий порыв человека украшать, украшать и иным образом изменять Природу и самого хомо сапиенс…" Сам Люсьен описывает свое искусство иначе: "Высокий арт,-то нечто параллельно жизни. Только самые, самые посягнули на СОЗДАНИЕ ДРУГОГО МИРА! Не украшает! Не тешит...! Не изменяет!! А создаёт ДРУГОЙ МИР!!"
– Но как говорят критики и ваши близкие друзья, вы также остро осознаете разрушительное действие времени и быстротечность жизни. Ведь эти факторы подрывают наше парадоксальное стремление к переменам и стабильности. Возможно, в этом и заключается синтез ваших стольких мыслей и чувств как уже почтенного художника?
– К моим художественным опусам еще вернемся, а я еще скажу о себе несколько слов как о писателе-любителе. Я вот и в «КРУГОЗОРЕ» уже отметился недавно с двумя небольшими эссе… И такое ведь бывает, да еще в нашем «порхатом мире» (не в смысле «жид пархатый», а обозначая лишь птичек, порхающих в небесах) – хочется этот мир отобразить не в одних лишь художественных форматах! Вот вопрос к вам. ВЫ читали мой рассказ о голубях? Те почитатели моего таланта, которые помнят, как я выгнал однажды зажравшихся городских голубей, устроивших бордель у меня в студии, – тем многое становится яснее и в моих изобразительных усилиях!
Вот я не знаю почему, но меня Дюльфика-душелюба терпеть не могут голуби. А вот зато домашние животные души во мне не чают. Соседи, жители города ОБОЖАЮТ!!!
Бывало сидишь в парке, мимо детки шпарят на самокатиках, подростки карабкаются по деревьям, взрослые играются со своими собаками и кошечками… Вся эта картина одновременно и умиляет, и вдохновляет к действиям. Хочется взяться за перо. Или за кисть. Но бывает и такое, что описывать эту творческую «болезнь», всех этих уличных CANIS AMATORES (собаколюбов – прим, ВЦ), на языке даже тех же Петрарки и Овидия – просто уже нет возможности!
– Господин Люсьен! А что вы думаете о политических изменениях в американском обществе, в связи с войной между Россией и Украиной?
– Я исконный одессит. Но именно в эти последние месяцы и дни я себя ощущаю именно украинцем и украинским патриотом. Поэтому что я еще могу сказать-рассказать? Говорить о том, как я люблю свой народ и ненавижу его врага Россию – это все уже становится в определенных кругах все более банальным… Конечно же, я желаю скорейшего завершения этой нелепой бойни! Конечно же, я желаю поражения путинской России. Что касается отношения американцев к названным событиям, то и за этим я нервно слежу. Например, я вижу, как группа наших законодателей-республиканцев все чаще и настойчивее требует пересмотреть помощь Киеву. То есть, они хотят ее сократить. А то и вовсе отменить или как-то по-своему «переформатировать». Однако меня утешает то, что большинство экспертов уверены: существенно курс Вашингтона по отношению к военной помощи Украине и украинцам не поменяется!
Биографическая справка. В 1990 году колледж искусств в Покипси, штат Нью-Йорк пригласил Люсьена на должность профессора живописи. В настоящие время он работает в своей студии в Джерси-Сити. Работы Люсьена Дульфана были представлены в музее Зиммерли (Нью-Джерси), Третьяковской галерее, Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Одесском художественном музее (кстати, в большинстве музеев Одессы их можно тоже увидеть), а также в Центре современного искусства Киева
– Какие увлечения или хобби, кроме вашего творчества в изобразительном деле (и немного, как стало понятно, и в литературном тоже) вам особо милы?
– Один мой друг, Мартин Товий Молчадский, однажды очень здорово и в поэтической форме это всё (о чем вы спрашиваете) описал. Моего друга уже нет среди живых, поэтому тем более уместно вспомнить его слова. Когда Мартин приходил ко мне в мастерскую и меня не заставал, он оставлял стихи... Вот три моих любимых куплета-импровизации:
1. Четыре страсти у Дульфана
Часы он любит без обмана,
Хотя живёт не по часам,
Засим он бредит о просторах –
На яхте он выходит в море,
И там, из стонущих валов
Серебряный несёт улов.
Затем, победою увенчан,
Он покоряет милых женщин
(Иль может быть – они его),
Для женщин – это торжество!
И на конец, как грёз вершины,
Свои он создает картины…
2. Дульфана беспокойный гений
Не может жить без увлечений,
И на пороге мастерской
Во власти страсти роковой…
3. У Дульфана в мастерской
Гости целый день-деньской:
Музыкант и участковый,
Инженер и мастер слова,
Физик, химик и певицы –
Все приходят подивиться,
Как вдруг вспыхнуло пятно,
Украшая полотно,
Как нетерпеливых линий,
Перелив звенит в картине…
Моя мама получила образование до революции, в одесской гимназии ( где учились НЕ бедные дети). Знала и языки, вообще..Так она говорила ,,Самое плохое быть смешным,,. Я сделал выводы и....И СТАЛ СМЕШНЫМ? А вот почему вы не догадаетесь! Для того, что бы сделать по настоящему НЕЧТО ( это за пределами разговора ПРАВИЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ?), как ни будь объясню, что это значит.. Нужно жить БЕЗ СГЛАЗУ, БЕЗ РЕВНОСТИ, БЕЗ ЗАВИСТИ, а смех, так и Михаил Жванецкий говорил, где ,,-Люсьен так я помолчу..и сам посмеюсь,,.. Кстати вспомнил и о С.Параджанове он сказал,,-Не трогай Люсьена, таких небожителях на пальцах одной руки,,.
Из воспоминаний друга и коллеги. «…Также, я хотел бы отметить, что кроме колоссальной творческой энергии Люсьен обладает огромными запасами физической силы. В свои 80 он продолжает писать монументальные полотна и мастерить объекты, самостоятельно делает подрамники… Он выполняет в студии всю тяжелую работу! Я думаю, если можно было бы поместить в алхимический сосуд Сальвадора Дали и Ивана Поддубного и залить все это излюбленной художником водкой на инжире, то, возможно, как раз бы и получился бы Люсьен Дульфан» (Степан Рябченко, художник).
– И подытожим наш разговор. Что бы вы хотели сказать своим сородичам-украинцам?
– Всем, не только украинцам, хочется мирно жить и растить своих детей. Хочется жити!!! Украина – Свята Земля! Слава Украине, слава ее мужественным солдатам-героям и её талантливым мицтям-художникам!
Я теперь вечерами читаю Николая Гоголя, что делал с удовольствием и раньше, но сейчас именно читаю его в украинском переводе. И стал поэтому лучше спать. Перестала мучить бессонница.
Живи в мире, моя родная страна!