Россия теряет репутацию, а Украина будущее: Обзор главных событий недели 8 - 14 мая
Сергей ДяченкоБахмутский спектакль Зеленского, британская пощечина России, кто выиграет украино-российскую войну, предвыборные чистки в США.
Украинский театр военных действий
ВСУ не должны торопиться с обещанным контрнаступлением, заявил на прошлой неделе Владимир Зеленский. Поясняя это тем, что если начать его сейчас, то успех будет достигнут ценою больших потерь, поэтому украинской армии требуется больше времени на подготовку и довооружение. Но даже после этого не стоит ожидать от наступления каких-то больших, решающих успехов.
А в ходе своего визита в Берлин, Зеленский счел необходимым подчеркнуть, что у Украины нет сил для вторжения на российскую территорию, поэтому её цель-максимум это освобождение своих земель, утраченных в 2014-2022 г.г. Согласитесь, что это весьма интересное заявление, поскольку, с точки зрения военной топографии и планирования боевых действий, украинская территория ничем не отличается от российской. Линия границы тут вообще не играет никакой роли: если у ВСУ нет сил занять несколько поселков в Белгородской области, то это значит, что у них также нет сил освободить несколько поселков в Луганской области. Ведь что перед границей, что после неё, перед ними будет находиться один и тот же противник! А значит, Зеленский просто признался в том, что считает ВСУ слабыми для выполнения слишком масштабных задач.
Что ж, в предыдущих обзорах мы уже обращали внимание на заявления Киева, откладывающего наступление под предлогами то нехватки вооружений, то весенней распутицы. Отговорки продолжаются: ВСУ всё еще недостаточно сильны, нужно закончить последние приготовления, и вообще не следует торопиться! Но как эта риторика соответствует потоку новостей с фронта о выдвижении резервов ВСУ к передовой, об успешных контратаках на флангах в Бахмуте, о поражении российских военных объектов в Крыму и на Востоке Украины, о сбитом над территорией Брянской области ударном авиационном звене ВКС РФ?
Тут не всё так однозначно, кроме одного - Зеленский вновь разыгрывает спектакль! Но какой именно, и для кого? Может быть, своими заявлениями он усыпляет бдительность Кремля, а сам, тем временем, тихо и не спеша разворачивает задуманный масштабный контрудар? В такой вариант хотелось бы верить патриотично настроенным украинцам, всё еще надеющимся завершить войну победой на поле боя. Но, возможно, спектакль разыгрывается именно для них, а также для западных избирателей, чьи политики вот уже более года щедро накачивают Украину деньгами и оружием.
Проанализируем ситуацию. Возможно, на этой или следующей неделе на фронте произойдут какие-то масштабные движения, однако на прошлой неделе единственным заметным событием стала лишь одна более-менее успешная контратака на флангах Бахмута. Успех пока что не развили, россияне отступили на 3-4 км, при этом в самом Бахмуте ЧВК «Вагнер» продолжал штурм последних кварталов. Всё остальное доделали украинские СМИ, вдохновляющие украинцев победными новостями.
Итого, задействовав от 2 до 4 свежих бригад (лишь малую часть своих резервов), ВСУ добились небольшого локального успеха - почти не влияющего на ход Бахмутского сражения, но распиаренного Киевом как первый успешный этап обещанного большого наступления. Свои дальнейшие планы он, понятно, не афиширует, но не исключено, что этим пока что всё и ограничится. Общество на какое-то время проникнется оптимизмом, а когда вопрос о продолжении контрнаступления станет слишком уж острым, то ВСУ проведут еще одну подобную операцию – на которую у них сил вполне хватит – назвав это вторым шагом «освобождения Украины». И такие шаги можно будет делать до глубокой осени, а там снова заныть про дожди и распутицу!
Мы, конечно, не утверждаем, что именно так и будет. Но согласитесь, что данный сценарий отлично подходит для того, кто не хочет терять все свои резервы в настоящем большом наступлении, а лишь имитирует его в своих политических целях.
Россия позволила себя избивать
Одновременно с атакой на фланги Бахмута, ВСУ провели еще две успешные операции, которые, на первый взгляд, тоже можно было бы причислить к общей картине «большого наступления». И всё же они имеют совершенно иное, возможно даже, куда большее значение.
11 мая министр обороны Великобритании Бен Уоллес подтвердил информацию о поставке Украине партии крылатых ракет класса «воздух-земля» Storm Shadow. Некоторые американские эксперты скептически заметили, что Украина не имеет необходимых для них носителей, а потому не сможет пока использовать эти ракеты. Однако уже на следующий день СМИ сообщили, что украинские ракетные удары по Луганску 12 мая были нанесены именно Storm Shadow. Это возможно, поскольку данные ракеты являются полностью самонаводящимися (заранее программируемыми для ударов по объектам недвижимости), и проблема с их запуском была лишь в одном – как прицепить британский Storm Shadow к украинскому МИГ-29. Возможно, эту проблему решили заранее, еще до передачи ракет Украине.
Таким образом, Украина получила и, похоже, уже применила ракетное оружие с дальностью действия 250 и более км. Это первое подобное «дальнобойное» оружие, поставленное Западом (полученные Киевом американские HIMARS имеют дальность действия до 90 км). Даже при заявлениях, что эти ракеты не будет использованы по территории РФ, они представляют серьезную проблему для глубоких тылов россиян в Крыму и на Донбассе. А с политической точки зрения это была звонкая британская пощечина Кремлю, который в ответ высказал лишь «сто первое предупреждение».
Но на эти предупреждения уже никто не обращает внимания, поскольку за ними нет действий. И Зеленский совершено прав, сказав, что «Россию перестали бояться». Бессильно потрясая кулачком из-за кремлевской стены, Путин уронил международную репутацию России так низко, как она не падала со времен Русско-японской войны.
Предупреждая вопросы наших уважаемых читателей, поясним, что у государств есть «репутация» и репутация. В первом случае это не более чем наклеенный кем-то ярлык хороших или, наоборот, плохих парней. Как правило, власти многих стран очень стараются «заслужить» позитивный ярлык – тем самым демонстрируя свою слабость и зависимость (как Украина), являющихся их истинной репутацией. Есть отдельные страны (Иран, КНДР), которые давно смирились и со своими негативными ярлыками, и с бойкотом со стороны западного сообщества. И есть немногие сильные страны (США, Китай), которые могут себе позволить игнорировать такие ярлыки. Но в любом случае, подчеркнем, отношение к любому государству строится на его реальной репутации, основанной на возможностях, а не пустых декларациях. Можно быть «своим в доску», но не иметь никакого веса – а можно быть «диктатурой», с которой весь мир хочет договориться и сотрудничать.
В 90-х Россия пыталась понравиться Западу, но лишь потеряла его уважение. При «раннем» Путине (нулевые годы) Запад начал критиковать Россию за «возврат к диктатуре», но её репутация, основанная на растущей экономике и модернизации армии, выросла. После грузино-осетинской войны 2008-го и событий в Украине 2014-го на Россию наклеили множество ярлыков, но с ней продолжали считаться. И считались даже после начала нынешней украино-российской войны: так, Запад был неприятно удивлен тем, что российская экономика не рухнула после её блокады. Однако военная репутация России за время этой войны упала так низко, что её бесконечных предупреждений уже действительно никто не боится. Государство, оказавшееся не способным одолеть своего намного более меньшего и слабого соседа (действительно как в Русско-японскую), уже не способно ставить ультиматумы более сильным противникам.
Конечно, у Россия остается ядерный козырь. Однако его использование невозможно по ряду причин. В том числе и потому, то если российская армия применит его столь же неудачно и бестолково, как и свои сухопутные силы (и Черноморский флот), то больше ничего не будет удерживать Запад от «радикального решения российского вопроса». Впрочем, Западу такое решение тоже неинтересно, поскольку ему более выгодна целая и благополучная, но контролируемая Россия. Есть даже подозрение, что Западу невыгодна быстрая и полная победа Украины – если бы она смогла её одержать – потому что это сильно ослабило бы Россию, вызвав в ней стремительный рост реваншистских настроений. Но это только предположение.
Теперь смотрим на сложившуюся ситуацию: у ВСУ нет сил для обещанной ранее победы на поле боя, нет даже для одного успешного большого наступления, но и Россия не выказывает стремление захватить новые регионы Украины (кроме остатков Донецкой области). Стороны прочно засели в позиционной войне, окончание которой не видно, и которая сейчас приобретает новый характер.
Помните, в предыдущих обзорах мы говорили о ракетной войне между Украиной и Россией? Наш прогноз сбывается куда быстрее, чем ожидалось! Это демонстрируют успешное применение британских Storm Shadow и уничтожение 13 мая целого ударного звена российских ВКС в Брянской области (силами украинской ПВО). Теперь ответ за Россией, но это будет ответ Украине, а не поставляющему ей вооружение Западу. Россия позволила ему избивать себя руками ВСУ, не давая не то что военного, но даже вообще хоть какого-то ответа – лишь одни «предупреждения». Она проявила слабость, а значит, будет избиваема и далее.
Думается, что вскоре Киев получит новые партии подобных ракет, которые намного эффективнее любых танков: они готовы ударить по противнику в любой момент, даже без всякого контрнаступления, а их неудача (перехват) не обернется для ВСУ жертвами и катастрофой. Это выгоднее и для Запада, которому не придется обучать украинские экипажи «леопардов» - ведь запускать ракеты и управлять системами ПВО могут и западные специалисты.
Что грозит Украине?
В украино-российской войне обращает на себя внимание отсутствие всяких продуманных реальных планов. Во всяком случае, то, что политики пытаются продать своим избирателям, является не планами, а ничем не подкрепленными декларациями. Путин собирался "денацифицировать и демилитаризовать" Украину – у него ничего не вышло, все стало лишь хуже. Зеленский грозился выйти на границы 1991 года, принудить Россию к капитуляции, а потом восстановить Украину за счет репараций. Но как мы видим, теперь он вообще сомневается в возможностях ВСУ и не хочет отправлять их в наступление.
Однако если Украина не победит Россию на поле боя и не принудит её к капитуляции и репарациям, то за какие средства будут восстанавливать опустошенную войной страну? А ведь Украине еще нужно будет отдавать долги Западу, достигшие 111 миллиардов долларов! Но этот очень острый вопрос сейчас не звучит в украинских СМИ, его в Украине вообще никто не задает. Хотя уже самое время задуматься над катастрофой, которая грозит стране после окончания войны.
Пока Украина воюет против России, Запад держит её на своем финансовом содержании, он дает деньги «стране, сражающейся за свободу и независимость». Но когда война закончится, повод кормить киевский режим исчезнет. Возможно, напоследок выделят 10-20 миллиардов долларов в рамках нового «плана Маршала», которые быстро раскрадут украинские коррупционеры. Никаких репараций не будет, бюджет опустеет, денег на пенсии и зарплаты не хватит – ведь украинская экономика находится в ужасной рецессии (падение за 2022 год до 35%, в нынешнем прогнозируют еще на 10%). Плюс демографическая катастрофа, которая еще больше усугубится после отмены военного положения, когда за границу рванут те украинские мужчины, что сейчас насильно удерживаются Зеленским как будущее «пушечное мясо».
И заметьте, что это не «ужасы капитуляции» Украины! Все это ожидает страну в том случае, если она просто не победит Россию и не сдерет с неё репарации. А теперь скажите, каковы реальные шансы такой победы? Значит, украинцам стоит готовиться к худшему. Не будет преувеличением сказать, что будущий мир для Украины станет намного хуже войны! Единственный плюс – с окончанием войны уже не будут погибать люди.
Окончание войны может стать приговором для режима Зеленского, который сейчас очень уютно устроился. На днях президент напомнил, что во время военного положения не проводятся выборы – и поэтому осенние парламентские под вопросом. Но и без этого Зеленский давно разогнал всякую реальную оппозицию, ввел в стране чудовищную политическую цензуру, сделал единственно правильным и разрешенным только собственное мнение, запретил всякие протесты и возмущения. И управляет страной, практически ежедневно выпрашивая у Запада деньги на её содержание. Так выгодно ли ему прекращать эту войну?
Люфт в рейтинге Байдена?
А тем временем в Америке, являющейся главной «кормилицей» Украины, кипят политические страсти. Решение Джо Байдена баллотироваться на второй срок пока что не нашло поддержки большинства американских избирателей. Согласно последнему опросу, проведенному ABC News/Washington Post, его рейтинг общественного одобрения вновь упал до 36% (как и в мае прошлого года). А если бы выборы прошли в ближайшее время, то нынешний президент США проиграл бы обоим потенциальным кандидатам-республиканцам. Так, если бы Байден боролся за голоса с Роном ДеСантисом, то получил бы 37% против 42% у оппонента. В противостоянии с Дональдом Трампом его результат был бы 38% против 44%.
Но, повторим, что это лишь результаты последнего опроса. До следующих выборов еще полтора года, за которые рейтинги политиков еще не раз изменятся. Поэтому сейчас стоит обратить внимание на их динамику, а не гадать о конечных итогах. Давайте вспомним, что уровень одобрения президента Байдена упал ниже 50% в августе 2021-го. И выше он уже не поднимался, колеблясь последние полтора года между отметками 36-44%. Главной причиной этого называли неудачную экономическую политику команды Байдена, не сумевшей справиться с инфляцией и ростом цен. Свою роль сыграло и то, что демократы пытались отвлечь внимание американцев от проблем в экономике политическими, социально-политическими и культурно-политическими темами. Некоторые избиратели (особенно республиканцы) это заметили, и поставили демократам в минус.
Одной из таких тем является украинский кризис, раскручивать который начали задолго до начала войны. Не будем ничего утверждать, но спросим: не является ли совпадением, что Зеленский-миротворец превратился в Зеленского-милитариста, начиная с весны-лета 2021-го, то есть именно тогда, когда рейтинг Байдена, под влиянием внутриамериканских экономических проблем, пошел вниз? И вот уже осенью 2021-го Минский процесс был фактически остановлен Киевом, а вместо переговоров о мире, Зеленский увлекся закупкой «байрактаров» для использования их в новом витке конфликта на Донбассе – одновременно уже не прося, а требуя срочно принять Украину в НАТО. А с начала февраля 2022-го, за недели и дни до вторжения России, ВСУ активизировали артиллерийские обстрелы позиций и населенных пунктов ЛДНР, словно специально напрашиваясь на большой ответный удар. Получается, Путин был в чем-то прав, когда оправдывал свою агрессию против Украины тем, что та сама стремилась к конфликту?
Но еще больше интересно, какую роль в этом сыграла администрация Байдена, втянувшая США и весь Западный мир в этот конфликт? Каковы бы ни были их изначальные планы, но Байден сумел продать своим избирателям поддержку Украины в войне против России (и налогоплательщикам это обошлось в десятки миллиардов долларов). И снова совпадение: в период с осени 2022 по весну 2023-го, когда казалось, что получающие западную помощь ВСУ способны разгромить российскую армию на поле боя, рейтинг Байдена немного приподнялся. Теперь же, на фоне пессимистических прогнозов об этом наступлении, он вновь пошел вниз.
Впрочем, куда больше рейтингу Байдена навредила информация о причастности его семьи к коррупционным схемам, а также последние скандальные заявления Тары Рид и Гала Люфта. «Я хочу прояснить ситуацию. Если со мной что-то вдруг случится, все дороги ведут к Джо Байдену. Я не самоубийца», - вдруг написала Рид в своем Твиттере. Напомним, что бывшая сотрудница команды Байдена, Тара Рид обвинила его в сексуальном насилии (еще в 90-х, когда тот был сенатором) и собралась дать показания в Конгрессе.
Чуть ранее бывший подполковник армии Израиля и старший советник Совета энергетической безопасности США профессор Галл Люфт, задержанный в феврале на Кипре по обвинению в незаконной торговле оружием, выдвинул своё обвинение: «Минюст США пытается спрятать меня в тюремной камере, чтобы защитить семейство Байденов. Мне назвать еще имена?».
Эти скандалы, уже названные «предвыборной зачисткой», ударили Байдена в самое сердце – по его имиджу «доброго честного человека», на котором он регулярно выезжал из сложных ситуаций. Наигранная добродушная улыбка удивляющегося обвинениям человека, категорическое «это неправда», взмах рукой, дежурная шутка – и Байден, как ни в чем не бывало, продолжал свой путь.
Вообще, ситуация складывается так, что Байден превращается в политический камень, который тянет на дно всю Демократическую партию. Почему любой кандидат от республиканцев сейчас имеет больше шансов выиграть выборы? Потому что они являются оппонентами Байдена! Американцы высказались не столько за ДеСантиса или Трампа, сколько против Байдена! И Трамп набрал больше голосов, чем ДеСантис, потому, что является самым красноречивым и радикальным критиком Байдена. Тут не нужно быть мастистым политическим аналитиком, чтобы понять: чтобы сохранить за собою Белый Дом, демократам стоит подобрать на выборы 2024 года иного кандидата.
А главный оппонент Байдена (которого тоже обвиняют в изнасиловании), тем временем решил несколько укрепить свой имидж: на прошлой неделе, выступая в Техасе, Дональд Трамп заявил, что смог бы закончить украино-российскую войну за 24 часа, если вновь будет избран президентом США.
Конечно, склонность Трампа к подобным обещаниям известна, но тут обращает внимание то, что от призывов перестать тратить американские деньги на поддержку Украины, республиканцы перешли к риторике о необходимости прекращения войны. Трамп, как известно, всегда держит нос по ветру и первым хватает выгодные идеи, поэтому вполне ожидаемо, что остановить украино-российскую войну скоро пообещает ДеСантис и другие лидеры республиканцев.