Бостонский КругозорНеделя с Сергеем Дяченко

Запад боится проиграть и опасается выиграть украинскую войну обзор главных событий недели 22-28 мая

Какую роль в планах Байдена играет Украина, новая морковка для украинцев, был ли смысл «похода на Белгород», провалиться ли мирная миссия Китая, Америка проголосует кошельками.

"Памперсы для  Байдена"

Пожалуй, еще ни один президент США не был так тесно связан с Украиной, как нынешний! Начиная от скандальной истории с компанией «Burisma» и до нынешней войны, Украина постепенно затягивала Джозефа Байдена, как битумная яма мамонта. При этом, что понимают немногие, сама Украина для Байдена малоинтересна. Она просто является важной внешнеполитической мишенью, звеном делишек семейства Байдена (и не только в Украине), личных и политических счётов с Трампом и Россией которая поддерживала его кандидатуру, политического популизма, цель которого отвести внимание американского народа от несостоятельности и коррумпированности самого Байдена, и наслаивающихся внутренних экономических и социальных проблем. У каждого презедента была своя внешнеполитическая «отвлекаловка». Рейган противостоял СССР, оба Буша – Ираку, у Клинтона были Сомали и Югославия, а вот Байден выбрал себе в качестве козла отпущения Россию. Проблема в том, что заваривая  внешнеполитические каши, Америка  затягивала себя в ситуации где она должна была  в конечном итоге выбирать между плохим исходом или ещё худшим. Украина не исключение. 

«Поражение в войне против Украины сделает Россию мстительной и жестокой, создающей угрозу для стран НАТО», - так считает уходящий со своего поста командующий Королевских ВВС Британии, главный маршал авиации сэр Майк Уигстон. Причем, по его мнению, возможное смещение Путина лишь усилит эти угрозы, сделает  Россию непредсказуемой в своем желании реванша. И подобное мнение в последнее время высказали уже немало западных военных, экспертов, политиков.  

Их опасение теперь подкрепляется действиями России, которая решила официально разметить в Беларуси часть своего ядерного арсенала – поближе к границам НАТО. Пока что это лишь демонстрационный шаг, в большей мере политический, но Кремль может перейти и к реальным военным шагам, действительно создающим угрозу для стран НАТО. Получается, что добиваться победы над Россией опасно для Запада!

Недержание собственных амбиций Байдена, привило Америку и Европу  к порогу безвыходной ситуации. Как говорят американцы, проклят если сделаешь, проклят если не сделаешь. Похожу все, что остаётся Байдену это подобрать себе хорошую пару памперсов, которые в создавшейся ситуации, а также учитывая комбинацию  возраста и ухудшающейся деменции, лишними не будут.

От «евроинтеграции» до контрнаступления

Это война украинского народа, и ему решать, - скажут  некоторые наши читатели. Что ж, не хотелось бы их расстраивать, но это не совсем так.

«Мы вынудили Киев воевать так, как мы бы не стали, и нести потери, которых мы бы не хотели», - заявил экс-маршал авиации Великобритании Эдвард Стингер в своем интервью Financial Times, комментируя  вопрос о возможной передаче Украине западных самолетов. И это не единственное подобное заявление его представителей.

Интересно, поняли ли весь смысл его слов те, кто считает себя патриотами Украины? Ведь получается, что решение принципиально воевать до конца, не считаясь с потерями и разрушениями, воевать до последнего украинца, не только идёт в разрез с принципом Сент-Экзюпери «мы ответственны за тех кого мы приручили», а наоборот Запад цинично подыгрывает и пользуется страной в которой жизнь человека значит мало для тех кто стоит у власти! В стране где правда скрывается от простого народа о самой войне и её политическом закулисье, рассказывая ему лишь байки о скорой победе и больших репарациях. На этом сейчас и держится режим Зеленского и, судя даже по явно надутым рейтингам, ему многие верят.

Согласитесь, что это во многом напоминает украинскую «евроинтеграцию», стартовавшую еще двадцать лет назад. Тогда Запад, стараясь не допустить возвращения Украины в объятия России, дал в руки украинских прозападных политиков «пряник» возможного членства в Евросоюзе – которым они стали соблазнять своих избирателей. «Евроинтеграция» стала идеей фикс украинского общества, но за прошедшее время она лишь расколола страну, вызвала два Майдана и ещё много всякого, оставаясь недостижимой целью. Наверное, нужно быть ослом, чтобы до сих пор не понимать, что это всего лишь подвешенная морковка! Тем не менее, после всех отказов и отговорок Европы, она остается главным внешнеполитическим приоритетом Украины. Почему? Потому что прозападные украинские  политики не решаются публично признать морковку морковкой. Может быть, они не хотят потерять популярный избирательный лозунг, а может быть им это просто не позволяют.

А теперь подумаем, откажется ли команда Зеленского от своих лозунгов-обещаний победить Россию, даже понимая неосуществимость этой цели? Вряд ли! Поэтому ожидание контрнаступления, как и ранее «евроинтеграция», становится перманентным состоянием украинского общества, в котором его держат политики. Поскольку реальное масштабное контрнаступление грозит закончиться неудачей и еще большими потерями, о чем Киеву постоянно напоминают западные эксперты и о чем мы неоднократно говорили в наших прошлых обзорах, то о его конкретных сроках больше не говорят. Информационная тактика Банковой изменилась, теперь она утверждает, что контрнаступление - это множество незаметных ударов, что оно уже началось, но до победы еще очень далеко (как и до членства в ЕС и НАТО).

Таким образом, перед носом украинского общества подвесили еще одну морковку. Но тут возникает вопрос о том, как долго она может там провисеть? Ведь если процесс «евроинтеграции» можно без проблем растянуть до бесконечности, обратив его в фарс, то затянувшаяся война потребует не только постоянных обещаний скорой победы, но и реальных ресурсов. И если этих ресурсов будет не хватать, то интенсивность войны придется снижать, фактически приближая её к замораживанию. В равной степени, если Байден решит, что ему пора умывать в Украине свои руки, войну тоже придется заканчивать. А значит, морковка может завять, а то и просто сгнить, вызывая уже не энтузиазм, а злость и отвращение.

Китаю всё равно? 

Еще одну резонансную новость прошлой недели разместило издание The Wall Street Journal. Со ссылкой на западных чиновников, оно поведало, что китайский спецпредставитель по делам Евразии Ли Хуэй якобы склонял европейских политиков к прекращению огня в Украине и миру на условиях сохранения за Россией захваченных территорий. Поскольку официальная информация на эту тему отсутствовала (содержание переговоров Ли Хуэя не освещаются в СМИ), то её можно было лишь опровергать – чем и занялись в Киеве. Запад же продолжал сохранять молчание, что наводит нас на определенные размышления. 

Но прежде давайте вспомним еще одно событие прошедшей недели – попытке атаки на Белгород небольших механизированных групп, назвавших себя «РДК» и легион «Свобода России».

Кто-то назвал их диверсионными, но это не так, поскольку ДРГ имеют намного меньшую численность, передвигаются скрытно и выполняю специфические задания. Здесь же главной целью стояло создать как можно больше шума, создать видимость прорыва, заявить о существовании «армии антипутинской России». По мнению экспертов, данная операция курировалась даже не ГУР, а СБУ – в чем ведении и находятся боевые отряды «оппозиционеров» из России и Беларуси. Поэтому, хотя с военной точки зрения операция сразу провалилась (несмотря на традиционный бардак в рядах российских силовиков), но с политической она удалась, да еще как! 

То, что украинские власти взяли к себе на службу «оппозиционеров» из Беларуси и РФ (и ряда других стран), многие из которых являются членами радикальных националистических и откровенно нацистских группировок – это уже давно не новость. Однако это был первый случай их столь массового, а главное специфического использования. С какой же целью?

Такие операции не подготавливаются «на коленке» на три дня, на это явно ушли недели, а может и месяцы. Возможно, это один из резервов Киева, который готовили именно для этой цели - войти на территорию РФ под видом «оппозиционной армии», поскольку в Киеве всё это время заявляли, что ВСУ не будут пересекать границы России. Возможно, легион «Свобода Россия» должен был действительно захватить Белгород, закрепиться там, получить подкрепления (уже из числа украинских солдат и наемников) и переместить, таким образом, северный фронт на территорию России – при этом Украина и Запада формально были бы не причем. Но этот план имел бы успех лишь в том случае, если бы на других фронтах ВСУ вели успешное контрнаступление. Но его не было, а равно в Киеве не собирались разворачивать северный фронт в Белгородской области. Легион «Свобода России» был направлен туда просто пошуметь – и потому бестолково провалил военную операцию.

Но зачем? Это был отвлекающий маневр? Нет, потому что на других фронтах ВСУ не предпринимало никаких наступлений. Тогда остается предположить, что это была политическая провокация, и устроили её именно тогда, когда спецпредставитель Китая Ли Хуэй ездил с переговорами по Европе. Правда, смысл такой провокации теряется в тумане догадок, поскольку если она должна была впечатлить Пекин, то она сыграла явно не в пользу Украины.

В любом случае, в Пекине сделали вид, будто не заметили этого незадавшегося «похода на Белгород». Впрочем, о каких-то итогах встреч Ли Хуэя тоже не сообщается. Создается стойкое впечатление, что Пекин намеренно проводит эти переговоры не в публичном, а в кабинетном и закулисном формате. Почему? Возможно, чтобы сделать их более успешными. Поскольку, как мы помним из истории восьми лет Минского процесса, его публичность всегда играла против него: не успевали политики усесться за стол, как «патриоты» в их странах тут же начинали бурно протестовать против «капитуляции».

Поэтому в данном случае мы тоже можем предполагать, чего хочет Китай и о чем договаривается его спецпредставитель. Здесь очевидно лишь одно: Украина и её судьба мало интересует Китай. Если для Запада она является орудием против России, то для  Китая это просто проблема, в которую по своей глупости вляпался Путин. Конечно, эта глупость оказалась выгодна Китаю, ведь теперь Россия завязана на нем экономически и политически. И миссия Ли Хуэя призвана помочь России, а не Украине! Так что информация о предложении территориальных уступок может оказаться вполне достоверной.

В чем заключается эта помощь? Для России сейчас самое важное – выбраться из украинской войны с гордо поднятой головой. То есть оставить за собою Крым, сухопутный коридор к нему, и хотя бы ту часть Донбасса, которую она успеха захватить. Желательно также получить гарантии невступления Украины в НАТО.  Остальное, пункты о «денацификации» и «демилитаризации» Украины, остаются лишь неисполнимыми пожеланиями Кремля. Да и Китаю выгодно, чтобы Украина стала величайшим арсеналом западного оружия: чем больше его получит Киев, тем меньше останется Тайваню. При этом выход из войны на таких условиях оставляет Россию под санкциями Запада, а значит оставляет её в крепких объятиях китайских товарищей.

Предполагаемый мирный план Пекина понятен, однако он упирается в его категорическое неприятие украинскими националистами (территориальная уступка) и рядом западных стран (заморозка конфликта). Что вызывает обоснованное сомнение в успехе миссии Ли Хуэя. Здесь мы не можем уже даже гадать, но всё же заметим, что будь эта миссия изначально безнадежна, то вряд ли бы Пекин на неё согласился. Китаю, который сейчас достиг заметных успехов в сфере международной дипломатии (примирил Иран и Саудовскую Аравию, консолидировал лидеров Средней Азии) не нужно столь громкое поражение.

Инфляция вместо дефолта? 

Как и прогнозировал «Кругозор» в январском выпуске нашего обзора, договоренность между Белым Домом и Конгрессом об отмене потолка государственного долга США была достигнута в самый последний момент надвигающегося дефолта – что уже не раз случалось в американской истории. Таким образом, угроза дефолта, о серьезности которой говорили отмененное азиатское турне Байдена, миновала на этих выходных. Однако это не значит, что все проблемы остались позади. 

Во-первых, данная договоренность стала компромиссной. В принципе, о компромиссе речь шла изначально, республиканцы Палаты Представителей были не против отмены нынешнего потолка госдолга (для его поднятия), но настаивали на изменении бюджетной политики Белого Дома, а именно: уменьшить расходы на социальные нужды и увеличить их на оборону.  

Почему именно такие? Социальная политика это не только значимый фактор инфляции (деньги сразу тратятся на потребление), это конек демократов, и её сокращение ударит по их избирателям, по рейтингу партии и президента Байдена. В то же время «перебрасывание» высвободившихся средств на нужды обороны продемонстрировало бы «патриотизм» республиканцев. При этом, что нужно отметить, республиканцы выступают против дальнейших «безграничных расходов» на поддержку Украины. То есть, Байден проигрывает в случае сокращения социальных расходов, и рискует не получить дополнительные средства для Украины при увеличении оборонного бюджета. 

Разумеется, президент отвергал условия республиканцев, настаивая, что они должны проголосовать за потолок госдолга без них – а уже потом он обсудит с ними эти вопросы. Но республиканцы упрямились до последнего момента, взяв Белый Дом измором, то есть угрозой дефолта. Байден согласился на эти условия, он сделал уступку – и теперь её наверняка расценят как его политическую слабость.

Во-вторых, когда после поднятия планки госдолга Минфин и ФРС запустят механизм новых заимствований, это может вновь ускорить инфляцию доллара, которая на сегодня составляет 4,9%. В целом же за время президентства Байдена, реальные доходы американцев сократились на 7%, и больше всего это ощутил средний класс. Если к осени 2024 года избиратели обеднеют ещё больше, то это станет для многих главным критерием выбора. Добавьте сюда тех, кто пострадает от сокращения социальных расходов! 

По мнению ведущего FOX Business Лари Кудлоу, следующие президентские выборы в США будут касаться проблем кошельков и кухонных столов – и с этим трудно не согласиться!

А что смогут предложить демократы, кроме тем расизма, гендерного равноправия и абортов? Однако отстаивать свободу абортов в условиях снижения уровня жизни  - не самая лучшая затея. Если республиканцы достаточно находчивы, они могут обратить это против своих оппонентов. Мол, сначала экономическая политика демократов привела к тому, что американцам становится все дороже и труднее растить своих детей, а теперь демократы предлагают им аборты!