Бостонский КругозорДЛЯ МЕЛОМАНОВ

МУЗЫКА на перектестке-2

«Музыка на перекрестке» – уникальный проект трех выдающихся музыкантов мира: Юрия Башмета, Игоря Бутмана и Игоря Райхельсона. Слушатели вспомнят Гершвина потому, что оригинальная «Джазовая сюита для альта, саксофона, фортепиано и струнного и джазового оркестров» композитора Игоря Райхельсона написана в лучших традициях великого американца.


О днажды известный российский композитор заметил: биографию любого современного композитора следует начинать с Иоганна Себастьяна Баха. Но так же, как Микаэл Таривердиев, а это был именно он, думают многие приверженцы и классической музыки, и «лёгкой», в том числе джазовой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что существует взаимопроникновение жанров, результаты которого бывают подчас блистательными, и один из самых ярких примеров – «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина.


Игорь Бутман

Это произведение слушатели восьми крупнейших городов Америки обязательно вспомнят, когда в феврале 2009 года придут на концерт под названием «Музыка на перекрестке» – уникальный проект трех выдающихся музыкантов мира: Юрия Башмета, Игоря Бутмана и Игоря Райхельсона. Слушатели вспомнят Гершвина потому, что оригинальная «Джазовая сюита для альта, саксофона, фортепиано и струнного и джазового оркестров» композитора Игоря Райхельсона написана в лучших традициях великого американца. Она будет исполнена автором (фортепиано), двумя суперзвёздами инструменталистами – лучшим альтистом мира Юрием Башметом; одним из ведущих современных саксофонистов Игорем Бутманом вместе с их оркестрами: «Солисты Москвы» и «Биг Бэндом».

«Джазовую сюиту» и ещё несколько произведений, сходных по замыслу, включили в программу своего концерта эти три выдающихся музыканта современности, которых объединили и увлеченность музыкой без границ, и неустанный поиск новых форм самовыражения, и какое-то особое ощущение равнопроводимости новых плодотворных музыкальных идей. Они назвали свое сотворчество «Crossover Concerto», что хорошо переводится на русский как «Музыка на перекрёстке».


Игорь Райкельсон

Разумеется, никто из них: ни саксофонист-виртуоз Игорь Бутман, ни тем более альтист номер один маэстро Юрий Башмет не играли прямо на уличном перекрестке. Если, правда, не считать одного случая: когда в 2004 году на площади Колумба в Нью-Йорке открывался Дом джаза Линкольн-центра, Игорь Бутман, по традиции, корнями уходящей в «столицу» американского джаза – Новый Орлеан, принял участие в праздничном шествии большой группы самых разных джазовых музыкантов по улицам Манхэттена – от Линкольн-плазы до того самого перекрестка Бродвея и Вест 60-й улицы, где теперь стоит Дом джаза – ныне постоянного пристанища всемирно известного JАLC – биг-бэнда Винтона Марсалиса.

И именно здесь, в Роуз-театре Дома джаза – престижней не бывает! – в 2006 году впервые состоялся ставший уже легендой концерт «Музыка на перекрестке», который был началом целой серии блистательных выступлений талантливого трио, каждый член которого сам по себе – явление в музыке.

Первые концерты серии «Музыка на перекрестке» в Европе и Америке прошли с невиданным успехом. В Нью-Йорке задолго до концерта все 1200 билетов были проданы, а это в музыкальной «столице мира» бывает не так уж часто.

Публика была поражена глубоким пониманием и виртуозным исполнением Ю. Башметом джазовых произведений и мастерством И. Бутмана в его интерпретации симфонической музыки. Когда же они соединяли свои усилия и таланты в одном произведении – это было поистине неповторимо!


Юрий Башмет

В программе нового тура любители музыки – и симфонической, и джазовой – помимо «Джазовой сюиты», услышат произведения Баха, Римского-Корсакова, Рахманинова, Стравинского, Шостаковича в исполнении объединенного оркестра, так же, как и традиционные джазовые произведения для саксофона и скрипичные – для альта.

Заметим, что попытки не соединить, а синтезировать классическую музыку и джаз делаются давно, но серьезный успех сопутствовал им далеко не всегда.

Однажды под Рождество мне довелось услышать сюиту из балета «Щелкунчик» Чайковского в исполнении двух первоклассных оркестров: симфонического Нью-Йоркской филармонии и джаз-оркестра JАLC Винтона Марсалиса. Оба оркестра сидели на сцене Эвери Фишер-холла, но каждый танец из сюиты исполняли поочередно: симфонический оркестр – по оригинальной партитуре Чайковского, а биг-бэнд – в очень элегантной и со вкусом сделанной аранжировке, и не кого-нибудь, а самого Дюка Эллингтона.

Однако серия «Музыка на перекрестке» – это совершенно новое качество, проявляющееся как в новизне композиций, так и в высочайшем мастерстве солистов-исполнителей.

И. Райхельсон – уроженец С.-Петербурга, где он учился в консерватории и где началась его концертная деятельность как джазового музыканта. В 1979 году Игорь переехал в Нью-Йорк, и здесь, продолжая учиться фортепиано, он стал выступать в концертах как классический, так и джазовый музыкант, а потом и как композитор. Он – автор нескольких камерных произведений для скрипки, альта и фортепиано, а его «Адажио», впервые прозвучавшее в 2003 году в Карнеги-холле, было высоко оценено критикой.

На мои вопросы отвечает Игорь Райхельсон:

– Вы – трое солистов, и таких разных по манере и устремлениям, знакомы друг с другом уже довольно давно. А кому первому из вашей троицы пришла идея сыграть вместе?

– Всем троим одновременно! Но на меня, как на композитора, была возложена задача написать для нас что-то специальное, где каждый из нас мог бы сыграть свою тему, и все вместе – апофеоз. Мы решили соединить не только жанры, но и оркестры – тематически и стилистически, но сама идея возникла еще в 1998 году. На основе этой идеи появилось еще несколько произведений, помимо «Джазовой сюиты», часть из них зрители услышат во время нашего нового тура.

– Как вы считаете, получился ли у вас в действительности синтез симфонической и джазовой музыки?

– Я думаю, получился. И в «Сюите», и в других произведениях мы пытаемся показать определенные контрасты: при всей привлекательности энергетики джаза мы хотим продемонстрировать бессмертность музыки Баха: ею мы обычно начинаем концерты и ею заканчиваем. «Фугетта» Баха, исполненная дуэтом Башмет – Бутман, – мне кажется, это вершина синтеза стилей.

– Есть ли, по вашему мнению, в мировой практике какие-то аналоги того, к а к и ч т о вы предлагаете в «Музыке на перекрёстке»?

– Попыток было много, но всегда есть риск плохого вкуса. Из-за этого удачных практически нет. Успех проекта, вероятно, во многом зависит от нашей дружбы по жизни, из которой рождается взаимопонимание на уровне подсознания.

Много лет продолжается дружба Юрия Башмета с Игорем Бутманом. Запомнился рассказ Башмета о том, как однажды он должен был выступать в Нью-Йорке как раз в тот день, когда случился пресловутый «блэкаут» – город, как и большая часть страны, погрузился во тьму. Одно из последствий заключалось в том, что где-то задержался багаж Башмета, и ему пришлось выходить на сцену в сорочке Бутмана.

А у Бутмана, видимо, всё необходимое есть в его нью-йоркском доме – он здесь не только подолгу живёт, но и нередко даёт концерты. Совсем недавно в Роуз-театре Дома джаза Линкольнцентра с огромным успехом прошли два концерта его Биг-бэнда, в котором солировала Лариса Долина.

Новая серия «Музыки на перекрёстке» будет представлена зрителям восьми крупных американских городов и пройдет в их самых престижных залах. Она начнется в Сиэттле 20 февраля 2009 года, продолжится в Лос-Анджелесе, СанФранциско, Кливленде, Вашингтоне, Бостоне, Нью-Йорке и закончится 1 марта в Чикаго.

Трое великолепных музыкантов встретятся вновь, причем к этому времени Юрий Абрамович и его ансамбль «Солисты Москвы» уже отпразднуют первую годовщину присуждения им премии «Грэмми»: 10 февраля 2008 года они стали лауреатами этого музыкального «Оскара» в номинации «Лучшее исполнение малым ансамблем» в категории «Классика». Академия звукозаписи наградила премией пластинку «Stravinsky: Apollo, Concerto In D; Prokofiev: 20 Visions Fugitives».

Они приглашают всех меломанов встретиться на музыкальном перекрёстке.

 Виталий Орлов