«БОСФИЛЬМ» — ЭТО НЕ СКУЧНО
Ирина ЧайковскаяМихаил Брусиловский — сценарист, кинорежиссёр и продюсер. Окончил Томский институт радиоэлектроники и Львовскую киношколу к/ст «Карпаты». Продолжал кинообразование факультативно во ВГИКе и на Высших Сценарных курсах. На протяжении всей жизни совмещает в работе компьютеры и кино. Снимать фильмы начал в 1984 г.
Ирина ЧАЙКОВСКАЯ
Михаил Брусиловский — сценарист, кинорежиссёр и продюсер. Окончил Томский институт радиоэлектроники и Львовскую киношколу к/ст «Карпаты». Продолжал кинообразование факультативно во ВГИКе и на Высших Сценарных курсах. На протяжении всей жизни совмещает в работе компьютеры и кино. Снимать фильмы начал в 1984 г. До эмиграции снял несколько фильмов для телевидения, был президентом клуба любителей кино, выступал с лекциями о зарубежном кино во Львовском Доме актера. В 1988 г. был одним из инициаторов и членом оргкомитета Первого Всесоюзного Круглого стола, посвященного творчеству Андрея Тарковского. Эмигрировав в США, работал фотокорреспондентом бостонского журнала «Reach New England». После основания «Босфильма» в 2000 г. снял около 20-ти короткометражных и полнометражных фильмов и репортажей. Фильмы были призерами многих кинофестивалей.
— Миша, что включает в себя понятие «Bosfilm»? Это ваша собственная студия или шире — объединение бостонских кинематографистов?
— «Мосфильм», «Ленфильм», «Босфильм»… Название нашей студии непременно вызывает улыбку и лёгкую ностальгию. Кроме того, что мы занимаемся производством фильмов, мы ещё стараемся объединить всех, кто снимает или хочет научиться снимать фильм. Мы также помогаем в создании и демонстрации фильмов. В каждой семье есть множество самых разных видеозаписей, но несмонтированный материал смотреть трудно и скучно. Сегодня технология видеосъёмки и компьютерного монтажа на достаточно высоком уровне и, создав фильм, можно обеспечить вашему материалу долгую и интересную жизнь.
— На какие средства вы существуете? Как снимаете картины? Есть ли у вас постоянные партнеры?
— Мы некоммерческая организация. Иногда делаем коммерческие кинопроекты, но очень избирательно. В этом году мы также получили два гранта, за что благодарны Combined Jewish Philanthropies и Russian Jewish Community Foundation.
Хотя производство каждого фильма очень индивидуально, есть несколько человек, которые участвовали почти во всех наших проектах. А всего за пять лет существования студии с нами сотрудничало более сотни человек.
— Вами руководит замечательная идея — рассказать о жизни нынешней эмиграции. Видела такие ваши фильмы, как «Affittare Appartamento» — о периоде «большого сидения» в Ладисполи под Римом. Потом — «Кукольник из Кембриджа» об актёре Игоре Фокине. Оба фильма интересны, хотелось бы знать, как возник замысел этих работ.
— Идея создания «фильмов о нашей эмиграции» принадлежит Борису Фурману. Наша эмиграция имеет очень небольшое количество своих авторов, создающих хоть что-то про нас, будь то рассказы, картины или фильмы. Одной из задач «Босфильма» было, как это ни громко звучит, снимать для истории. В 2000 году Борис, Игорь Шехтман и я задумали создать серию фильмов об эмиграции для наших детей. Идея разрослась и через год работы появился двадцатиминутный фильм «Affittare Appartamento», что примерно переводится как «Квартира для рента». В том же году вышел фильм об Игоре Фокине — «Кукольник из Кембриджа», съемка которого была сделана незадолго до его смерти. Игорь был уникальным артистом, многие помнят его кукольные спектакли на Гарвардской площади. На месте, где Игорь выступал, теперь стоит памятник. Во всем мире существует всего два памятника кукольникам; примечательно, что оба — русским артистам: первый — всемирно известному Сергею Образцову в Москве, второй — Игорю Фокину в Кембридже. Недавно, по просьбе московского артиста-кукольника, который узнал об Игоре из нашего фильма, я написал воспоминания о его создании; они были опубликованы в газете «Новое русское слово».
— Хотелось бы, чтобы вы чуть подробнее рассказали об Игоре Фокине. Как он оказался в Кембридже? Как вы с ним познакомились и что вас побудило к съемкам? Игорь рано умер — отчего?
— Об Игоре много написано и при жизни, и после смерти — не хочется повторяться. Игорь приехал в Америку из Ленинграда — поработать, так как слышал о нашем Кембридже как о Мекке для уличных артистов. Так и было в то время. Единственное, что он привез с собой, — чемодан с деревянными куклами. Приехал неизвестный русский артист, быстро ставший знаменитым благодаря своим незабываемым уличным кукольным спектаклям, которые показывал на Гарвардской площади. Кажется не осталось ни одной русской газеты, не опубликовавшей фотографии его представлений. В те годы мы пытались создать русскоязычную программу на телевидении. Людмиле Старобинец пришла идея снять фильм об Игоре. Она заразила этой идеей и меня. Умер Игорь от инфаркта, скоропостижно, в 1996 году, оставив жену и троих детей. Младшему Грише было всего несколько недель. Русскоязычная программа не получилась, Игоря больше нет, но фильм живёт своей жизнью.
— Очень многие эмигранты третьей волны до сих пор не могут забыть довольно краткосрочный итальянский период. У вас не было желания вернуться к «итальянской теме», продолжить её?
— На самом деле этот период (конец 80-х г.г.) был одним из самых драматических в истории нашей эмиграции. В это время СССР стал активно выпускать, а Америка начала давать отказы, и в Италии оказалось больше тысячи таких «отказников». Жизнь из «римских каникул» быстро превратилась в ад. Такое невозможно забыть. Наш фильм «Affittare Apartamento» как раз об этом периоде.
У меня еще хранится кинопленка с документальной съёмкой, которую я сделал у знаменитого фонтана в центре Ладисполи в 1988 году. Ладисполи — это маленький городок в Италии, через который проехала буквально вся наша эмиграция 70–80-х годов. Эта съёмка еще не вошла ни в один фильм, ждёт своего часа. Два года назад мы с Борисом Фурманом ездили в Ладисполи и сняли как он выглядит в наши дни. Ничего там не осталось, напоминающего о днях былой эмиграции, кроме этого фонтана.
— Какие темы, персонажи из жизни современной русской эмиграции вас привлекают?
— Уже несколько лет мы собираем материал о Маргарите Фриман-Зарудной, которая приехала в Америку через Харбин. Маргарита Ивановна — старейший эмигрант, хотя она себя так не называет. Она потрясающе всё помнит и рассказывала, например, как отец кибернетики Норберт Винер приходил к ней в дом поиграть в шахматы. У нас также отснято более ста часов различных общественных, политических и культурных мероприятий нашей комьюнити, которые ждут своего часа.
— Видела Ваш фильм о КВН на американской земле. Как вы думаете, КВН не умирающее явление? Есть ли у него будущее или вы старались запечатлеть то, что скоро канет в прошлое?
— Я думаю, что ничто гениальное не умирает. КВН был явлением в СССР и стал явлением в Америке. Если не ошибаюсь, наш фильм «Просто команда КВН» — единственный полнометражный документальный фильм о КВН, снятый когда-либо на обоих полушариях.
Я предлагал сделать перевод фильма на английский, но эксперты КВН, включая президента американской лиги, отговорили меня, утверждая, что наши шутки на английский не переводятся. Жалко, я считаю, что этот фильм не только о КВН, а также о творчестве в эмиграции, о том, как создаётся юмор, о взаимоотношениях родителей и детей. В фильме принимали участие несколько команд КВН, а также известные кавээнщики разных лет, актёры, режиссёры и артисты: Вениамин Смехов, Семён Лившин, Юрий Сычёв, Игорь Цукров и другие.
В Америке у этого фильма удачная судьба. Четырежды он демонстрировался на большом экране, в трёх книжных магазинах продавались видеокассеты; отрывки из фильма посмотрели сотни зрителей через интернет, да и количество пиратских копий было велико. На этот фильм гарвардскими кавээнщиками была снята очень смешная пародия.
Когда я послал фильм на один из фестивалей документального кино в Россию, я даже не получил ответ от отборочной комиссии. Я думаю, что организаторы просто озлобились на одну шутку в самом начале фильма, где команда «BU» очень прикольно осмеяла российские порядки. Это в чём-то перекликается с недавним запретом Казахстана и России на прокат фильма «Барат» английского комика Саши Коэна, который уже посмотрели, умирая от смеха, во всех других странах мира.
— В West Newton Cinema вы устраиваете показ фильмов своих коллег-режиссеров из России, Израиля. Мне лично очень понравился маленький фильм о двух израильских стариках, выходцах из России. Он безнадежно болен, она ухаживает за ним. Фильм переворачивает душу. Как он оказался у вас?
— Это был фильм «Павел и Ляля» одного из гениев современного российского кино Виктора Коссаковского. Ведь несмотря на огромное количество фильмов в кинопрокате, демонстрации через интернет и разнообразные кинофестивали — в одном Бостоне их более двадцати — есть категория не коммерческих, а, так называемых артхаузных («элитарных») фильмов, которые чрезвычайно редко демонстрируются, их практически невозможно нигде увидеть. Тем не менее, именно эти фильмы представляют кино как искусство, а не только как развлечение. Поэтому несколько лет назад мы создали киноклуб «Босфильма», на котором пытаемся показывать фильмы такого уровня. Мы также демонстрировали фильм Виталия Манского «Монолог. Частные хроники». Он примечателен тем, что смонтирован из пяти тысяч любительских плёнок, снятых в СССР в шестидесятые–семидесятые годы. Получилась типичная серая жизнь советского интеллигента, ибо всё у нас тогда было одинаковое: похожий роддом, красный галстук, институт и т. д. На нашем сайте есть подробная история создания этого фильма и отрывок из него.
— Миша, знаю, что вместе с Машей Герштейн Вы награждены призами ньютонской телестудии. Есть ли ещё какие-то награды, свидетельства интереса?
— Я рад что мы с Машей получили призы NewTV за лучшие фильмы 2005 года. «Affittare Appartamento» на этом конкурсе получил целых четыре приза. На другом фестивале — Восточного побережья, включающего штаты Новой Англии и штат Нью-Йорк, фильм стал финалистом (второе место) и по уставу фестиваля был показан по кабельной сети общественного телевидения по всей Америке (около двух тысяч кабельных каналов). Когда фильм выходит в такой прокат, ты уже больше не контролируешь его. «Affittare» также до сих пор демонстрируется на NewTV.
В этом году наш фильм «We Love Israel» показывался на ньюйоркском кино- и видеофестивале. Это самый большой в мире фестиваль независимого кино. Более 200 фильмов, представляющих все киножанры, было показано в течение недели на четырёх экранах. Возвращаясь к нашему фильму: недавно я получил письмо, где сообщалось, что «We Love Israel» был показан на PBS в штате Колорадо.
— Обратила внимание на музыку в ваших фильмах. Она современна, не навязчива и в то же время очень точно иллюстрирует кадр. Кто ваши композиторы?
— Александр Журбин сотрудничал с нами на фильме о КВН, его песня звучит в финале фильма. Владимир Гурин написал очень интересную фортепианную «тапёрную» музыку к «Affittare Appartamento», Ирина Френкель — к «Kукольнику», а Вал Галактионов — к «We Love Israel». Надо сказать, что Вал живет в Огайо, и в основном мы контактировали друг с другом через интернет. Он несколько раз переписывал музыкальные фрагменты, чтобы точнее передать настроение в кадре.
— Что у вас в ближайших и дальних планах?
— Сейчас мы работаем над выпуском нового DVD, куда войдут несколько фильмов. Благодаря гранту RJCF, мы покажем несколько кинопрограмм в домах, где живут русскоязычные эмигранты, в том числе и в Ulin House, где снималось несколько эпизодов из «Affittare». Собираемся показать элитарные фильмы на киноклубе «Босфильма», и, конечно, будем снимать новые фильмы. После успеха Новогоднего капустника 2006, снятого в Бостонской актёрской студии, который посмотрели многочисленные посетители нашего вэбсайта, мы собираемся продолжить серию юмористических фильмов для демонстрации через интернет.
— Успехов «Босфильму»! С интересом будем следить за тем, как вы сохраняете нашу жизнь для истории.