Бостонский КругозорКИНО

ИСТОРИЯ ОДНОГО МИФА

...очарование советской романтики 30-х уходит на второй план, когда углубляешься в раздумья о природе этого кинофеномена. Его появлению сопутствовало сложное переплетение политики, личных симпатий, профессиональных взглядов и вкусов. Как удалось с первой попытки создать кинокомедию международного уровня, которая вместе с тем соответствовала менталитету, вкусам и восприятию юмора соотечественников? Что происходило "за кулисами"? И, наконец, почему эта кинолента, сделанная более 75лет назад даже у искушённого современного зрите -ля по-прежнему вызывает улыбку и смех?

Представляем нового автора "Кругозора"

Тамара Айзикович - музыковед. Окончила факультет истории, теории и композиции Академии музыки им Гнесиных, где впоследствии преподавала на кафедре "Искусство музыкальной эстрады". Музыкальный критик всесоюзных джазовых фестивалей. Основатель отделения джазовой и популярной музыки в музыкальной школе им. В.В. Стасова (1985г.). Председатель жюри международного конкурса "Юный джаз"(1991). Организатор музыкальной школы в г. Нетания (Израиль, 1994г.). Автор научных статей и работ, опубликованных в России, Израиле, Канаде и США.

 

...страшный произвол царит сейчас во всей вселенной, 
диалектический осёл глуп так же,как обыкновенный.

Н.Эрдман,В.Масс (отрывок из басни)

 

Как правило, культура развивается  в тех областях, которые соответствуют мировоззрению и планам политической элиты. Когда в  конце 20-х  начались массовые репрессии, репутация И. Сталина и Страны Советов  была  изрядно подмочена. Формирование  взглядов  внутри  страны  и  создание  привлекательного  имиджа на Западе стали  актуальной   задачей.  Да и народ должен был не только работать, но иногда и радоваться.  Звуковой кинематограф являлся самым действенным видом  искусства, позволяющим создать весёлые миражи,  полезные для простого народа образы и тем самым стать наилучшим  инструментом  пропаганды. Так созрел политический заказ на  серийное производство смеха, юмора и весёлую музыку в кино.  Почему первой советской музыкальной кинокомедией стали именно "Весёлые ребята"? Что происходило "за кулисами"?  Как  удалось с первой попытки создать кинокомедию международного уровня, которая вместе с тем  соответствовала менталитету, вкусам и восприятию юмора соотечественников?

 

НАЧАЛО

В 1932г в ленинградском мюзик-холле впервые было поставлено обозрение в духе американских шоу и европейских ревю под названи ем "Музыкальный магазин".  Считается, что именно этот  спектакль явился первоисточником "Весёлых ребят", что верно лишь отчасти.  События, приведшие к её созданию, начались ещё в 1927году.  Тогда Утёсов  оказался в Париже и  был потрясён выступлением нью-йоркского коллектива Теда Льюиса. Это было  костюмированное представление мюзик-холльного типа с ведущей ролью джаз-оркестра, где музыканты не только играли на инструментах, но и  принимали активное участие в действии. Артист  осознал, что это именно то, что ему хотелось бы создать в России. Так что  сам  тип представления не был  изобретением Утёсова, но креативность  подхода  состояла  в том, что  он,  адаптировав  западный опыт,  соединил его с традициями отечественного театра,  советской тематикой и создал   представление, назвав   его термином "теа-джаз".

Первым шагом  Утёсова  в данном направлении стала организация  оркестра (1929г.). Самостоятельно он  это сделать не мог, поскольку не был музыкантом, и артист обратился за профессиональной помощью к блестящему трубачу-виртуозу Якову Скоморовскому, который, благодаря своему авторитету в музыкальном мире, смог переманить  лучших инструменталистов  Ленинграда.  Но этого было недостаточно. Ведь "театрализо -ванный джаз", как  синтетическую  театральную  форму, основанную на советском материале, невозможно было реализовать без свежих  музыкаль ных идей.  Утёсов был уверен, что в России есть только один единственный композитор популярной музыки, который  способен продуцировать их в изобилии и на должном уровне. Это  Исаак  Дунаевский. Но он работал в Москве, а Утёсов -- в Ленинграде. Заслуга последнего состояла  в том, что он  добился согласия композитора и в 1930г. организовал его переезд в Ленинград на  должность художественного руководителя и главного дирижёра  мюзик-холла. 

"Музыкальный магазин" стал их лучшей совместной работой. Талантливой была вся  команда.  Автор идеи и режиссёр -- Арнольд Арноль дов.  Комедийный сценарий под названием  "Джаз-клоунада" написали Николай Эрдман и  Владимир Масс, песенные тексты -- Василий Лебедев-Кумач, а костюмы и декорации оформлял Николай Акимов. Утёсову досталось несколько ролей: продавца Кости Потехина, старенького  крестьянина-единоличника, американского дирижёра, заики и пародия на самого себя - исполнителя блатных песен. Маленькие роли были и у участников джаз-оркестра. Этот спектакль выдержал более 150 представлений! Одно из них посетил начальник  Главного Управления  кинематографии (ГУКа) Борис Шумяцкий.  Он сразу же предложил создать на основе обозрения музыкальную кинокомедию.

О ГЛАВНЫХ УЧАСТНИКАХ

Б. Шумяцкий,  очень симпатизировавший Утёсову, по сути, назначил его главным действующим лицом  будущего фильма.  Новый киносценарий "под Утёсова и его оркестр" он заказал   Н. Эрдману  и В. Массу -- лучшим  сатирикам того времени.   Не будем забывать, что Эрдман -- автор,  запрещённой в 20-е годы  пьесы "Самоубийца", где выявлялся весь  абсурд  советской действительности. Фразы типа "...Жизнь прекрасна...Я  об этом в  "Известиях" даже читал, но я думаю  -- будет опровержение", или: "В  настоящее  время   то,  что  может  подумать  живой,  может  высказать  только мертвый." --  образцы тонкого интеллектуального юмора и сатиры, представителями которого были также М. Зощенко, В. Маяковский, М. Булгаков, а продолжателем тех же традиций в наши дни --- М. Жванецкий.  Утёсов настоял  на приглашении И. Дунаевского и  В. Лебедева-Кумача, а затем к старой команде присоединились  новые участники.

Кандидатура молодого, талантливого  режиссёра  Григория Александрова (Мормоненко) была  также предложена Шумяцким, но утверж дёна  И. Сталиным во время их встречи на даче у М. Горького. Александрова нельзя было назвать мастером, но богатый театральный и киноопыт он к этому времени, безусловно, приобрёл. Он был учеником С. Эйзенштейна, работал вместе с ним  над  спектаклями и фильмами , а с 1929 по 1932 год  в составе его группы  изучал достижения  кинематографии Европы и Америки, имел многочисленные контакты с крупнейшими  мастерами  мирового кино и, конечно, многому научился   в Голливуде. На вторую главную роль,  Анюты,  режиссёр взял  малоизвестную артистку Музыкальной студии при МХАТе  Любовь Орлову. Она обладала  яркими опереточно-мюзикхольными данными, но  решающим фактором стал  тип её  внешности, напоминающий  Мэри Пикфорд и Марлен Дитрих - любимых актрис  Александрова. Иначе трудно объяснить, почему  на роль деревенской прислуги выбрана актриса с  такой аристократической внешностью.

Л. Орлова во многом  подражала   манере игры М. Дитрих.  В финале "Веселых ребят" Анюта точно так же сдвигает цилиндр набекрень  и смотрит из-под  полу-закрытых век, как это делала  Дитрих в первой  звуковой кинокомедии режиссёра Д. фон Штернберга  "Голубой ангел". Это  ещё заметнее в роли Мэрион Диксон в "Цирке", где схоже даже имя.  Эта актриса  стала первой советской кинозвездой  благодаря тому, что  была очень талантлива и, к тому же, соответствовала голливудским стандартам.  Утёсов же, подобно эстрадному певцу Элу Джолсону,  сыгравшему  главную роль  в  первом американском музыкальном фильме  "Певец джаза", стал исполнителем  главной роли в первой советской музыкальной ленте. Он  отличался самобытным колоритом, импульсивностью,  излучал "море" обаяния, очень тепло и искренно пел, но  как актёр был  весьма далёк от мастерства  американских  комиков-"звёзд".  Его огромный успех у публики в значительной степени объясняется  чертами так называемого  симпатического типа, который соответствовал шкале ценности того времени и нравился большому количеству людей.
 
Как известно, киносудьба исполнителей главных ролей предвосхитила и  изменила их творческую жизнь, сделав кумирами  миллионов соотечественников. Произошли изменения и в личной жизни героини. Александров, оставив семью  женился на Орловой, и  вскоре пара вошла в номенклатурный слой  деятелей российского искусства. Что касается  её отношений  с  Утёсовым, то они испортились ещё во время съёмок,  а по окончанию  режиссёр публично "наказал" артиста, когда  подавал  "наверх" материалы для  награждений званиями,  правительственными наградами и денежными премиями.  В результате  об Утёсове  ни словом не упомянули в прессе и подарили... фотоаппарат "Лейку". Надо сказать, что своё неуважение и антипатию  к артисту Александров  проявлял на протяжении всей жизни.

Если Александрову, по сути дела, пришлось смириться с Утёсовым в главной роли, то  его отношение к Дунаевскому было совсем иным.  Началось с того, что он попросил композитора написать три-четыре темы, объяснив, что это обычный стандарт для американских музыкальных  кинокомедий. Дунаевский принёс ему пятнадцать!  Мелодии "лились" из него, как  из рога изобилия. Метод работы композитора был родственен методу  работы джазменов, которые, сыграв импровизацию на тему, через мгновение рождают новый вариант. Александров  сознавал, что  как режиссёр  музыкального  фильма он полностью зависел от  Дунаевского,  его идей и предложений, от которых  мог бы оттолкнуться, и  заметил  однажды:  "Как знать, имели бы мои фильмы успех, если бы не встреча с композитором Дунаевским и поэтом Лебедевым-Кумачом". Последущие события дали ответ на этот риторический вопрос. В период опалы  Дунаевского, когда  "звёздная пара" Александров-Орлова  прекратила с ним всякие отношения,  Александров не сделал более ни одной музыкальной комедии, а кинокарьера Орловой вообще закончилась. Дунаевский же  успешно  сотрудничал с   Иваном  Пырьевым  (в фильмах "Богатая невеста", " Свинарка и пастух", "Кубанские казаки" и "Мы за мир") и Владимиром Вайнштоком ( "Дети капитана Гранта", "Путь корабля"). 

Оператора Владимира Нильсена (Альпера) также порекомендовал   Б. Шумяцкий. В юности тот  учился в Германии, где приобрёл  первый киноопыт, а затем стажировался в Голливуде. Вернувшись на родину, он вносил  свои технические усовершенствования, использовал неординарные  методы киносъемки, стараясь облегчить и удешевить  съёмочный процесс. Это было крайне важно, так как  в СССР,  в отличие от США, высокобюджетных фильмов не было, и "ноу-хау"  талантливых людей помогали  успешно решать сложные художественные задачи. Нильсен   слыл человеком неистощимого остроумия, увлекался джазом и очень хорошо знал трюки из американских музыкальных и музыкально-комедийных лент. В "Весёлых ребятах" он был и со-режиссёром: принимал участие в постановке  важнейших сцен, консультировал артистов и сочинял реплики и эпизоды. Заставка, из которой узнаешь, что "Чарли Чаплин , Гарольд  Ллойд и Бастер Китон в картине не участвуют", -- его идея, так же, как  и трюк, в котором  пастух Костя, играя на скрипке, следит за передвижением ласточек на пяти проводах и делает тремоло под весёлый трепет их крыльев. Свои смелые эксперименты В. Нилсен  продолжил  в "Цирке" и "Волге-Волге". Но на съёмках "Джаз-комедии" он во-многом был не согласен с Александровым, и в письме к М. Штрауху  писал: "Снимаем жуткую халтуру, тем более вредную, что все это, несомненно, будет иметь успех и станет стилем советского кино на неопределенное время. Трудно себе представить, до каких пределов может дойти дурной вкус и пошлятина в каждой мелочи, начиная с композиции кадриков и кончая выбором костюмов и актерской работой..."

Свободно владея пятью языками, Нильсен  перевёл на русский язык ряд важных работ,  организовал  кафедру операторского искусства  ВГИКа и стал первым теоретиком советского кино в этой области. После посещения "фабрики грёз" в пригороде Лос-Анжелеса,  он совместно с  Б. Шумяцким написал  книгу "Американская киноиндустрия", а последний вынес на обсуждение правительства   идею создания "Русского Голливуда" в Крыму. В мае 1935г. его наградили орденом Ленина за вклад в советскую кинематографию, а  29 июня 1936г.  расстреляли. Нильсен, состоявший с ним в дальнем родстве, был арестован 6 октября 1937г. и растрелян 20 января 1938г. в возрасте 32-х лет.


ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

Влияние европейского и, в особенности, американского театра и кинематографа на "Джаз-комедию" оказалось огромным. Очевидны заимствования  из  американской комедии 20-х годов, именуемой slapstick -- типа комедии, содержащей алогичные, бессмысленные действия и преувеличенное,  искусственное насилие. Использован и приём, называемый "ситуативным комизмом", когда реплики и сцены придумываются по ходу репетиций или съёмок. Оказали влияние  американские пародийные опереточные сюжеты,  жанр  театральных шоу и  ревю, а также музыкальных спектаклей   и фильмов. Среди них "Золотая лихорадка" Ч. Чаплина, "Моя корова и я" Б. Китона, "Певец  джаза" и "Поющий дурак"  А. Кросланда, фильмы Д. Фэрбенкса, М. Сенетта, Л. Бэкона, Э. Любича  Начало "джаз-комедии" напоминает вступительную панорамную съёмку, открывающую немецкую кинокомедию "Конгресс танцует" Э. Чанела и голливудский фильм Р. Мамуляна "Люби меня сегодня ночью" с Морисом Шевалье. Бык в будуаре барыни  копирует эпизод из фильма Л. Бунюэля "Золотой век". В "Весёлые ребята" перенесены и традиционные для американского кино  эпизоды концертного зала с джаз-оркестром на сцене. Костя Потехин, стоящий на вершине лестницы на сцене Большого театра, и его беготня похожи на бегающего от полицейских  чаплиновского героя  в "Огнях большого города". 

Но в России существовали и свои традиции: балаганная  ярмарочная культура, сатирические театры миниатюр "Кривое  зеркало" З. Холм ской  и А. Кугеля и  "Летучая мышь" Н. Балиева. Экспериментальное кино С. Эйзенштейна, а также  театральные опыты   В.  Мейерхольда, А. Таиро ва, Н. Форрегера, К. Голейзовского, Л. Утёсова и И. Дунаевского находились в русле той же  общей творческой тенденции.

Какого же типа кинокомедия "Весёлые ребята"? Есть умные комедии, как у Д.Фонвизина, Лопе де Вега, А.Островского, А.Грибоедова. Ч. Чаплина. А есть такие, где единственная цель вызвать смех. В духе последних Александров и снимал "Весёлых ребят", используя  голливудскую мо дель и стилизуя  различные её методы и приёмы. Однако  сделать  лёгкую развлекательную музыкальную  кинокомедию, которая по уровню про фессионализма могла бы сравниться с голливудской, -- для советского кинематографа было  тоже непосильной задачей. Чтобы выйти из положения,  создатели фильма, адаптируя  американскую модель,   умышленно  её же пародировали. И это чем-то напоминало  американские менестрельные театры 19 века, где белые актёры, вымазавшись чёрной сажей, пытались изображать негров и над ними же смеяться. Да и сам  сюжет абсолютно не свойственен  для советской жизни, а лишь под неё перелицован. В нём причудливо смешалось "французское с нижегородским", отсутствовала вся кая логическая мотивация, эпизоды склеивались лишь смехом и музыкой, но всё вместе  давало сильный комедийный  эффект. Сценаристы специально не педалировали   символику, а тем более  скрытую  критику советской жизни. Но,  включив слишком много дурачества и нелепостей, они, таким образом, использовали психологический метод  активизации мышления: люди  невольно  начинали продуцировать образы реального мира и сравнивать.

В сценарии "Джаз-комедии" абсурд начинается с первых кадров: в советском колхозе "Прозрачные ключи"  пасут  рогатый скот, находится фешенебельный морской курорт и вилла американского типа (пансион "Чёрный лебедь") с жеманным обществом и  хозяйкой-барыней. Прямиком из 19 века в колхоз попадает  плохо говорящий по-русски  немецкий скрипичный педагог  - дань преклонения русских перед Западом. Неуклюжему  пастуху  Косте  почему-то свойственны  буржуазные замашки. Он именует  коров, козлов  и овец из своего стада не иначе, как "Чемберлен", "Министр", "Профессор", "Секреташа", "Англичанки", "Голландки", "Швейцарки". А потом разворачивается замечательная сцена, когда весь этот советский скот по "зову вождя"  громит американскую усадьбу и  в стельку перепивается.

Надо сказать, что  оба главных героя тоже выглядят странновато: пастух, напяливший на себя фрак,  играет на скрипке классику.  Потом он неожиданно  становится джазменом, и несмотря на  типично  одесское произношение, его принимают за парагвайского дирижёра. Спустившаяся с небес  очаровательная, холёная Анюта как-то не вяжется с  чаплинскими чоботами , наивными косичками и платьем домработницы. И эта  нелепая пара совершает фейерическую карьеру, типичную как для голливудской "фабрики звёзд", так и для советской мифологии ("Кто был ничем, тот ста -нет всем"),  а её радостное социалистическое будущее празднуется на сцене самого официозного советского театра  - Большого, в точном формате  пышных финалов  голливудских и бродвейских шоу.

Блестяще сделанная сцена драки оркестрантов в духе братьев Маркс выходит за рамки обычной американской потасовки. Это уже не просто юмор, а каскады трюков и цирка.И смотрится эта сцена, как родная, столько в ней   настоящего русского  размаха, русских  оплеух и разухабис тости,  особенно в битье литаврами по голове и мордой по клавишам. Свой вклад в её разработку внёс  С. Эйзенштейн. В итоге,  по насыщенности трюками и виртуозностью исполнения эта сцена является уникальной для мирового кинематографа тех лет. 120-метровый кусок (4 минуты) состоит из 250 монтажных планов.  Дунаевский писал: "Я думаю, что эпизод "музыкальной драки"...по технической трудности не имеет себе равных в моей музыкальной деятельности". 

СМОТРЕТЬ:      https://www.youtube.com/watch?v=Nqb74ID_M8o

Похоронное шествие -- это пародирование старой нью-орлеанской  традиции. Во время похорон  в церковном обиходе  динамичные ритмы спиричуэла и религиозного танца допускаются не для веселья. Таким путём достигается экстатическое состояние для общения с Богом. В "Весёлых ребятах" передравшийся, оборванный, грязный и насквозь промокший коллектив под названием "Дружба"(?), с примкнувшей к нему домработницей Анютой,  участвует в похоронах только для того, чтобы  порепетировать перед концертом и доехать на катафалке до  Большого театра.

В итоге весь этот цирк, паноптикум тривиальностей, доведённая до апогея глупость и идиотизм породили своеобразную "гармонию аб -сурда", рождающую  радостное чувство  искромётного веселья. Но для того, чтобы объединить всю эту эклектику, требовалось высокое мастерство. Да и вообще  технология имитации состоит в способности перевоплощаться, благодаря личности, её  импровизационному   таланту  и фантазии.  А этого было предостаточно в уникальном коллективе очень ярких и разных, но взаимодополняющих друг друга творческих людей, которые  занима лись киноэкспериментом. И если суммировать  остроумие и сарказм сценаристов, западный  киноопыт   режиссёра и оператора, тексты  сатирика и поэта В. Лебедева-Кумача,  дворянско-оперетточный  флёр Орловой, одесско-нэпмановский колорит хохмача Утёсова  и  музыку  внука кантора Боль шой одесской синагоги  ироничного Исаака Дунаевского, то становится понятным, почему получился такой смешной фильм с многослойным, много значным юмором. Ведь  создателями искусства являются личности, а не винтики социально-политического  механизма. Поэтому несмотря на спущенный сверху идеологический заказ, а также  все иностранные влияния и заимствования, возник конечный продукт,  имеющий своё собственное лицо и начавший свою самостоятельную  жизнь в киноискусстве. По  ощущению времени, сюжету, характерам, национальной психологии, типу юмора и риторике, балаганно-ярмарочной атмосфере,   а главное по музыке "Весёлые ребята" явились подлинно советским кинофильмом. Да и в каких американских музыкальных комедиях можно сыскать  лохматого  поросёнка, заснувшего  на блюде от передозировки коньяка, и такую  патетическую музыку, как  "Марш весёлых ребят"?

Да, Исаак Дунаевский был художником блестяще сочетающим традицию и новаторство. Будучи основоположником советской оперетты, он, лучше чем кто-либо другой, понимал специфику жанра музыкальной комедии. Ему  пришлось не только писать новую музыку, аранжировки и взять на себя  руководство утёсовским оркестром, но и делать вместе с Александровым всю режиссерскую разработку сценария, что означает взаимную и почти равноправную зависимость постановочных решений и всех музыкальных тем, мелодий, модуляций и т.д. В своих оригинальных музыкальных темах-образах  композитор закладывал концепцию фильма, музыкальное развитие  двигало сюжет и определяло весь ритм картины. На Западе музыкальная кинодраматургия к тому времени уже сформировалась. В истории советского кино пальма первенства в этой области принадлежит Дунаевскому. По его стопам пошли два других великих композитора -- Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, и все вместе они создали новый тип советской киномузыки, которая перестала играть второстепенную, вспомогательную, фоновую роль. С  "Весёлыми ребятами"  связано и рождение советской массовой песни, которая благодаря Дунаевскому стала уникальным музыкальным явлением, сыгравшим особую роль в культурной жизни страны. Тем не менее, в 1935г. на I Московском международном фестивале был сфабрикован миф о том,  что  главная тема  "Марша весёлых ребят" является плагиатом  мексиканской народной песни "Viva Villa". Для того, чтобы опровергнуть эти  инсинуации и защитить доброе имя  композитора Шумяцкому пришлось  организовать правительственную комиссию. 
                                  \

ПУТЬ НА ЭКРАН

Судьба "весёлого" фильма не была безоблачной. Сценарий неоднократно подвергался резкой критике. В Доме учёных его сочли американским плагиатом, а в "Союзмультфильме" вынесли решение "считать его неприемлемым" и пытались закрыть. В  ночь с 12 на 13 октября 1933года, в разгар съёмок, Эрдман и Масс были арестованы за сочинение  антисоветских басен, стихов и пародий, а их фамилии  сняты из титров. После просмотра фильма кинокомиссией оргкомитета ЦК  он был  назван "хулиганским и контрреволюционным", "дрянным... и насквозь фальшивым". Речь шла об изъятии целых частей комедии или  её запрещении. Но этот фильм ждала иная судьба.  С подачи Б. Шумяцкого и М. Горького  он попал на просмотр к Хозяину.  Сталин  был единственным человеком в стране, имевшим личный кинотеатр, оборудованный  в Большом Кремлёвском Дворце. Оттуда он  контролировал  советское кино.  Вождь не был эстетом, но хороший фильм от плохого отличить мог.  И, хотя цели у него  были совсем иные, он  волей-неволей внёс позитивный вклад в историю советской культуры,  дав "зелёный свет"  не только "Весёлым ребятам", но и "Цирку ", "Волге-Волге" и "Весне".

21июля 1934г. кинокомедия  была одобрена Сталиным, а уже в августе она демонстрировалась на Венецианском фестивале.  Реакция была разная. Левоориентированные граждане  и издания за флёром вольнодумства и радости сразу же увидели признаки свободной и счастливой жизни. А итальянский журнал "Марианна" писал: "Весёлые ребята" производят такое впечатление будто на фабрику ГУКа ночью прорвались буржуазные кинорежиссёры и тайком в советских декорациях сняли эту картину".  В Википедии на русском языке мы читаем: "На II Международном кинофестивале  в Венеции фильм получил премию за режиссуру и музыку и был включён в шестёрку лучших в мире кинолент".  Поскольку в российских источниках присутствует весьма противоречивая информация о результатах этого фестиваля,  я отправила запрос в его исторический киноархив.  Из ответа следует, что  имён российских режиссёров и артистов нет  ни в одной номинации. Более того, номинаций по режиссуре и музыке на этом фестивале вообще не было. Советские фильмы не входили даже в число тех, которые были отобраны для главного показа. Таким образом "Весёлые ребята" не получили никаких официальных наград, призов или специальных дипломов. Это -- миф. Правда,  из  статьи Петера Кенеза "Советский фильм в сталинское время"  следует, что всей делегации  кинематографистов из СССР был вручён  Biennial Cup (Ежегодный Кубок) "За лучшую презентацию  национального кино". Это дополнительный   приз, который  высоко оценивал  общую палитру представленных на фести вале советских фильмов  и  являлся  проявлением политкорректности  итальянской стороны.

А тем временем  на родине "Джаз-комедию" отпечали  фантастическим для того времени тиражом - 5737 копий и  под  разными назва ниями  с успехом "прокатили" в нескольких странах.  Премьера в Москве состоялась только 25 декабря 1934г.  в кинотеатре "Ударник", являющимся частью  комплекса "Дом на набережной", печально известного тем, что его высокопоставленых и знаменитых жителей репрессировали целыми семьями. По иронии судьбы показ совпал и с  радостным праздником Рождества Христова, который бурно отмечала уже начавшая "коричневеть" Европа.

Федерико Феллини в книге "Я вспоминаю" написал: "Я всю жизнь восхищаюсь теми, кто умеет рассмешить других. Мне это кажется трудным,  но благодарным  делом".  Создатели "Весёлых ребят" сделали нечто большее. Благодаря им  в  невесёлой стране появилась весёлая комедия,  наполненная   бессмертными "звуками музыки" Исаака Дунаевского. Комедия,  которая ознаменовала рождение  советского  музыкаль ного  кинематографа. 

 

"Весёлые ребята" (фрагмент кинокомедии)