Бостонский КругозорТЕАТР

Бостонская лирическая опера. Премьера

...Весной 2015-го года Бостонская Лирическая Опера обратилась к шедевру Моцарта в первоначальной версии, включив дополнительные арии, написанные для премьеры в Вене... Музыка звучала во всем великолепии! Получилось ли осуждение? Но прежде зададимся вопросом
кем представлен герой в новой постановке
банальным растлителем или незаурядной личностью, для которой закон не писан? И в связи с нынешней тенденцией в оперных постановках переноса времени действия, оставлен ли Жуан в 17-ом веке, или модернизирован как playboy?..
_______________________
В фотоокне
Сцена из спектакля.

Еще никому не удавалось"осуждение" Дон -Жуана. Ниспровергатель   моральных устоев, он покоряет высокой поэзией бессмертного образа   обольстителя женщин. Недаром нарицательным  именем "Дон-Жуан"  называют привлекательных искателей приключений. В Дон-Жуане - неотразимость обаяния, любовь к  новизне, отвага и готовность ставить жизнь на карту. 

Впервые это имя прозвучало в средневековых испанских легендах. Первая пьеса о нем - "Севильский соблазнитель или Каменный гость" принадлежит перу испанского драматурга Тирсо де Молины (1579-1648). Вторая - шедевр Мольера (1622-1673) - "Дон Жуан". До них существовала ныне забытая пьеса Антонио де Саморы, по которой либретто для великой оперы В.А. Моцарта написал либреттист Да Понте.

 Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) создал оперу "Дон-Жуан", выбрав в герои  персонаж легенд, увековеченный в драматургии. Он - грешник, готовый расплатиться жизнью за своеволие. И композитор, одарив Дон-Жуана  великолепными ариями, представляет его не злодеем, а человеком, бездумно  превращающим в жертвы  объекты своих увлечений, за что оказывается наказан смертной карой. Но раз уж в действии не обходится без участия силада, то  "веселая драма", как обозначил жанр оперы ее творец, оборачивается реальной трагедией. Эгоизм героя становится источником несчастий для тех, с кем сталкивает его судьба… Но он ведет и его самого к гибели.

На законных основаниях опера существует  с двумя вариантами финала. Для первой премьеры в Праге в 1787 году  композитор написал в конце секстет, исполняемый главными участниками, в котором они - мстители - поют о справедливости понесенной героем расплаты за грехи. Мораль ясна. Зло наказано.

 Для финала  второй премьеры в Вене Моцарт оставил сцену появления Командора, приглашенного героем на ужин, и разверзшихся сил земли, поглощающих его в преисподнюю. 

Трагедийность гибели героя оттенена комизмом жалоб его слуги Лепорелло о  необходимости искать другого хозяина… С тех пор театры выбирают тот или иной авторский финал.

 Весной 2015-го года Бостонская Лирическая Опера обратилась к шедевру Моцарта в первоначальной версии, включив дополнительные арии, написанные для премьеры в Вене... Музыка звучала во всем  великолепии! Получилось ли осуждение? Но прежде зададимся вопросом: кем представлен герой в новой постановке: банальным растлителем или незаурядной личностью, для которой закон не писан? И в связи с нынешней тенденцией в оперных постановках  переноса времени действия, оставлен ли Жуан в 17-ом веке, или модернизирован как playboy?

 Режиссер новой постановки Эмма Гриффин совершаетнекий микст, перемешивая в воображаемой Севилье 17-го века  времена прошлого и нынешнего, это относится как к изображению мест действия, так и костюмов.

Отзвучала пленительная увертюра, начавшаяся суровой темой возмездия, и продолженная мажорной праздничностью красок жизненного карнавала для Дон-Жуана… Контрасты   в оркестре передал стремительно и ярко дирижер Дэвид Ангус, и его лидерство в воплощении богатства партитуры  будет ощутимо на протяжении всего спектакля. Открылся занавес, и на сцене предстали Дон-Жуан и донна Анна. Дон Жуан- Дункан Рок стоит спиной к залу в майке и подтяжках, и прежде, чем слышится его голос, приходится видеть его отличную фигуру с накачанными бицепсами. Но где же "камзол, рукава в кружевах"?  Появление в таком виде - заведомое снижение, приспособление под примитивное сегодня в анти-эстетическом облике. Это какой-то Стенли Ковальский - брутальный и низменный… Почему-то на  немголовной убор с козьими рогами.

Между тем, Донна Анна - Мередит Хансен - была одета в костюм, относящийся к эпохе, - парчовое платье с широкими фижмами и  фалдами, глубокое декольте. В их дуэте  выявились сразу наличие отличных вокальных данных, владение звуком, красивые тембры…

 Но в  Дон-Жуане не было обольстительности, в Донне Анне - не проявилось то подавляемое чувство, что выраженов ее реплике: "Ах, слабею"… Следующий эпизод с появлением отца Анны- Командора-Стивен Хьюмс, которого Дон-Жуан убивает вроде бы и нехотя, ненароком, отбиваясь, напоминаето том, как мало ценилась человеческая жизнь прежде.

 Где происходят начальные и последующие события постановки? Условностью удивить никого нельзя нынче. Но она должна нести смысл логический или символический, или метафорический….

Непонятно, почему и спальня донны Анны, и замок Дон-Жуана, где он празднует свой бал, и те встречи, что происходят на улицах Севильи, вблизи чьего-либо дома, или балкона, и сельская свадьба Церлины и Мазетто происходят в интерьере, напоминающем  гостиницу с круглыми плафонами на потолке, и со скульптурой, установленной  на полу,- металлическим  в рост человека - животным, напоминающим  вепря. Что-то  в этом оформлении адресовано стилю австрийского экспрессионизма времен Эгона Шиле… Но время смещается  при взгляде на  портрет красавицы, слегка похожей на  Жаклин Кеннеди. Он подвешен в центре, но никакой  переклички с происходящим на сцене не имеет. Возможно, это намек на то, что знаменитая женщина нашего времени также была жертвой соблазнения… Сравнение с Дон Жуаном приложимо как к Джону Кеннеди, так и  к Онассису. Очевидно, художник-оформитель - Лаура Джеллинек была в свободном полете фантазии…

 В ту же  условную  декорацию приходит в поисках обманувшего ее Дон-Жуана - гневная  оскорбленная Эльвира из Бургоса  - Дженнифер Джонсон Кано. Ее голос -  меццо-сопрано-глубокое, подвижное,  гибкое - подчиняет, чарует. Ее сценический облик -  статная, стройная, исполненная достоинства и яркая как бабочка-огневка в своем  красном платье с пышными драпировками, она  притягивает к себе взоры. Царство пения заполняет все, ощущение нестыковки в претворении места действия  отступает на второй план.

И когда Дон-Жуан - Дункан Рок - своей баритональной победительностью  укрощает ярость Эльвиры и исчезает, призвав на помощь Лепорелло- Кевин Бурдетт, то последний с блеском демонстрирует свой бас. И краски вокальные  при сопоставлении пения хозяина и слуги играют ярче, чем, когда обычно и эту партию поет баритон. Не длинный пергамент (как чаще всего происходит при постановках), а похожую на  бухгалтерскую книгу приносит Лепорелло для своей "Арии со списком" и  исполняет  ее прекрасно, отшлифованно. Но в сценической трактовке образа есть стремление  исключительно к буффонности, превалирующей над в сущности несчастной участью слуги, которому достаются постоянные колотушки как от хозяина, так и от других, принимающих его за него…

 Следующая встреча Дон-Жуана, как все помнят, происходит с  крестьяночкой Церлиной, собравшейся замуж за доброго увальня Мазетто.  Обладающая сильным  сопрано молодая Челси Базлер появляется по прихоти художника по костюмам Тилли Граймс в современном безвкусном  виде: на ней короткая юбочка, отороченная цветными полосками, перерезающая даже при высоком росте ее фигуру, джинсовая курточка и кроссовки. С какой целью можно было так одеть невесту - непонятно. Девушка  в подвенечном белом, готовая упасть в объятья соблазнителя, - это еще и сценический эффект. Отказавшись от него, постановщик и  художник низводили  ситуацию к полной  обыденности… Между тем, в театре хотелось бы визуальной оправданности. Слушать бессмертный дуэт Дон- Жуана и Церлины "Дай ручку" экстремально мешал несоответствующий  вид исполнительницы… Мазетто - Дэвид Кушинг- еще один бас-баритон в спектакле  вокально внес свою лепту в общее звучание. Но также сценически был неоправданно одет и обут: тирольская шапочка и кроссовки… Дело даже не в эклектике, а в простой несуразности.Поколоченный Дон  Жуаном  этот бедолага находил утешение в притворном сочувствии Церлины: "Ну побей меня, Мазетто"…

 Наконец, бал у Дон-Жуана! Мстители - Донна Анна, дон Оттавио - Джон Беллемер, успевший в первом акте прекрасно спеть свою арию, Донна Эльвира, прикрываясь масками, проникают в замок. Их терцет передает чувства негодования и желания справедливо наказать виновника.

Но неотъемлема права лишь донна Анна, оплакивающая отца, вставшего на ее защиту. Донна Эльвира при всем своем великолепии выглядит преследующей  неверного возлюбленного.А разве любовь можно вымолить? И уж если она доверилась ему, совершив  роковую ошибку, не стоит ли винить и себя в опрометчивости? И разве все женщины, соблазненные и покинутые героем, не являли собой искушение для него? Заметим, положительные герои злятся, а так называемый отрицательный персонаж - Дон-Жуан причиняет зло не умышленно, а по безответственному беззаботному легкомыслию.

 И власть обаяния Дон-Жуана, которой его наделяет Моцарт, в его ариях:  Дункан Рок владеет секретами пения, что демонстрирует не только в знаменитой "арии с шампанским", но и в серенаде, которую он  нежно поет, аккомпанируя себе на мандолине, и в дуэтах…  Музыка на его балу включает апофеоз самого Моцарта, особенно, когда звучит цитирование арии Керубино- "Мальчик резвый"  из "Свадьбы Фигаро"…  Так нужно ли было  утрачивать поэзию героя в спектакле?

 С окровавленным лицом, как призрак, угрожающе является на ужин к Дон-Жуану мрачный Командор. Испугана до смерти Эльвира. Поджилки трясутся у Лепорелло. Дон-Жуан встречает загробного гостя - Каменного гостя - не теряя присутствия духа. Протягивая руку, он принимает вызов и смело идет навстречу смерти. И вновь мы жалеем о нем, когда для него все кончено.