ИМПЕРАТОР И РАБ
Николай ГуецкийКак известно, власть в Риме часто передавалась не по прямому наследству, а путем "усыновления" кандидата. Только на смертном ложе, под давлением жены Плотины, Траян усыновил Адриана,а поскольку наследник был далеко, то захватить и удержать власть помог Публий Аттианус, который добился от Сената казни четырех влиятельных сенаторов во главе с соперником, Луцием Киетусом. Возможно, никаких документов об усыновлении не существовало, но Адриан стоял во главе грозных сирийских легионов, да и сам Траян слишком часто выказывал ему свое благоволение...
Николай Гуецкий, Ph. D.
Однажды случилось, что в сугубо профессиональном споре двух архитекторов, учителя и ученика, один из них, старый учитель, был осужден на казнь. Правда, спор был неравным, так как он происходил в Древнем Риме, где ученик был просвещенным императором, учитель гением, но рабом. По этой же причине в исторических документах деятелность ученика-императора освещена намного полнее, чем жизнь учителя, отмеченная главным образом его великими постройками, оставившими глубокий след в мировой цивилизации. Но прежде, чем рассказать об этом смертельном противостоянии, назовем имена и факты из жизни спорщиков. Учителя звали Аполлодор Дамасский, учеником был самый образованный император Рима Адриан (Hadrian).
Греческий раб Аполлодор Дамасский был родом из Сирии и прославился своими постройками в Малой Азии. К числу его неповторимых шедевров исследователи относят храм Юпитера в Баальбеке, отличавшегося гигантскими пропорциями. Его колонны высотой в 19 метров так тяжелы, что даже с современным оборудоранием их невозможно поднять и транспортировать. Видимо, древний архитектор знал такие секреты грузоподъемности, каких не знает современная наука. Храм остался недостроенным, но удивительный факт довольно далеко на заброшенном карьере найдена одна колонна, которую надо было еще транспортировать на стройку храма. Но самое поразительное для основания постройки, видимо, предназначался обработанный каменный прямоугольный блок совершенно чудовищных размеров 6х9х25 метров, сдвинуть который невозможно даже мечтать. (В старом немецком документальном фильме "Воспоминание о будущем" этот каменный блок показывали как свидетельство посещения земли пришельцами).
Несомненно, слава великого строителя докатилась до Рима, и новый талантливый император Траян призвал Аполлодора в столицу. Вместе с удачливым полководцем архитектор участвовал в войне против даков, построив самый большой мост древности на Дунае и другие мосты и акведуки, гениально спланировал Тимгад, римский военный город в Северной Африке, строил дороги и знаменитый Адрианов вал в далекой Британии, возводил триумфальные арки Траяна в Италии и Испании. Но основные архитектурные шедевры были возведены Аполлодором в самом Риме с невиданным доселе размахом.
В наши дни даже трудно представить все богатство Рима эпохи расцвета: на него работал весь остальной мир. Достаточно вспомнить, что на знаменитых Лукулловых пирах подавались блюда из соловьиных язычков, а на триумфе того же Траяна после победы над даками в Коллизее было убито свыше 3000 львов, привезеных из Африки. Кстати, триумф длился 176 дней (т. е. половину года!), на улицах Рима рекой текло даровое вино и жарились целые быки! Не жалея средств, велось строительство рынка и Форума Траяна с огромной Базиликой Ульпия и прославленной колонной Траяна. На ней в бесконечном спиральном рельефе с чисто римской обстоятельностью были изображены все важнейшие эпизоды войны с даками, а сам император как полководец показан 134 раза! Только сейчас, после тщательных раскопок и реконструкции рынка виден подлинный размах творения Аполлодора самого блистательного из форумов Рима. Это был величественный архитектурный ансамбль со строгой композицией зданий, обилием скульптур, драгоценными материалами и роскошью отделки деталей. И тут особенно важно отметить грубейшую ошибку, допущенную в многочисленных повторах колонны Траяна от Вандомской колонны в Париже, Александринского столба в Санкт Питербурге до колонны Нельсона на Трафальгар сквере в Лондоне, где изображения не читаются из-за отдаленности высоты. Следуя римскому практицизму, Аполлодор не допустил ошибки: колонна Траяна была возведена внутри замкнутого двора трехэтажного здания латинской и греческой библиотек, с галерей которых, как огромный свиток читалась колонна и потому были доступны к обозрению все эпизоды ее рельефа.
Апогеем гения Аполлодора Дамасского стала постройка поистине одного из чудес света римского Пантеона, единственного полностью сохранившегося шедевра римской архитектуры. Начатый при Агриппе, Пантеон (храм всех богов) сгорел во время пожара 80-го года н.э. и был возведен вновь примерно в 125 году при Адриане, о чем неоспоримо свидетельствуют печати на кирпичах его кладки, хотя Адриан предпочел оставить на портике фасада имя своего предшественника. А сохранился Пантеон скорей всего потому, что даже захватившие Рим варвары, разрушавшие все на своем пути, были потрясены его красотой и величием. В 7-ом веке языческий храм стал христианской церковью, что и сохранило Пантеон до наших дней. Конечно, не обошлось без утрат, последняя из которых произошла по вине гения Римского барокко Лоренцо Бернини, снявшего бронзу с украшений Пантеона на создание гигантского навеса над могилой Св. Петра в главном соборе католической церкви. Изменился и внешний вид Пантеона: в отличие от древних времен, когда он возвышался на высокой платформе, большая часть ротонды находится ниже уровня окружающих улиц: за века в "вечном городе" грязь и строительство значительно подняли современный уровень застройки.
Несмотря на частичные утраты и переделки интерьер Пантеона является абсолютной вершиной искусства Древнего Рима. В его идее заложены строгий расчет и гармоническая простота: круглый его объем вписан в шар диаметром 43,6 метра, половину высоты образует купол, а разделенные чередующимися нишами стены украшены колоннами и богатой мраморной облицовкой. В центре купола большое, около 9 метров, круглое отверстие (окулус) сообщает интерьер с открытым небом, вызывая ощущение возвышенного покоя и гармоничного единения с природой. В Пантеоне заложено множество неразгаданных чудес, демонстрирующих гениальность и необъятные познания его строителя. Чего стоит только одна система кувшинов-резонаторов, вмонтированных в кессонированный потолок, создавая поразительную акустику в огромном зале! Да и сами размеры купола до конца 19 века не были превзойдены в самых больших сооружениях мира, и только в нескольких шедеврах мировой архитектуры их удалось лишь повторить. 43,6 метра это диаметр собора Санта Мария дель Фиоре во Флоренции шедевр гения Возрождения Филиппо Бруннелески, тот же диаметр у собора Св. Петра в Риме (гений Микельанжело) и у собора Св. Павла в Лондоне (английский величайший архитектор сэр Кристофер Рен). Этот размер стал своеобразным модулем в архитектуре: в России он повторен в открытом внутреннем дворе Петербургской Академии Художеств (Валлен Деламот и Кокоринов), а самый большой купол над Исаакиевским собором имеет диаметр всего около 30 метров (архитектор Монферран)…Только с появлением железобетона, оболочковых и вантовых перекрытий удалось превзойти размеры Пантеона.
Таковы были достижения раба, а каков был просвещенный император, чего он достиг? Ну, прежде всего власти, хотя путь к ней был непростым. Происходя из знатной сенаторской семьи, Адриан в 10 лет остался сиротой и воспитывался под опекой Публия Аттиануса и Траяна, родственника отца по материнской линии. (Впоследствии оба сыграли важную роль в его жизни: первый в качестве ближайшего сподвижника и командира охраны преторианской гвардии, второй как будущий император). Способный мальчик получил блестящее образование, даже сочинял поэзию на латыни и греческом. Как "свой человек" был рано привлечен к делам Траяна, лично проинформировав его о смерти предшественника императора Нервы, тем самым поспособствовав захвату власти в Риме. В качестве командира Адриан участвовал в походах Траяна, так что смерть последнего застала его на Востоке империи, в войне с парфянами.
Как известно, власть в Риме часто передавалась не по прямому наследству, а путем "усыновления" кандидата. Только на смертном ложе, под давлением жены Плотины, Траян усыновил Адриана,а поскольку наследник был далеко, то захватить и удержать власть помог Публий Аттианус, который добился от Сената казни четырех влиятельных сенаторов во главе с соперником, Луцием Киетусом. Возможно, никаких документов об усыновлении не существовало, но Адриан стоял во главе грозных сирийских легионов, да и сам Траян слишком часто выказывал ему свое благоволение...
Поклонник греческой культуры, стоик и эпикуреец, Анриан не очень любил Рим, а потому, уже будучи императором, проводил много времени в путешествиях по огромной империи с большой свитой. Сопровождавшие его художники копировали шедевры искусства, да и сам император активно работал как архитектор и строитель, не забывая при этом прославлять самого себя триумфальными арками и статуями в построенных им храмах. Введя на греческий манер новую моду на ношение бороды, Адриан не стеснялся демонстрировать свою любовь ко всему эллинскому в подражании своего образа изображениям прославленных философов Греции. Не отличаясь особой скромностью, он установил свою статую в достроенном им храме Зевса в Афинах, позолоченую статую в Эпидавре, а в Риме воздвиг гигантский конный монумент (по свидетельству Диона Кассия, сквозь глаз лошади в нем мог пройти человек). Еще при жизни Адриан построил для себя обширные виллы вокруг Рима и огромную усыпальницу на берегу Тибра, дошедшую до наших дней как знаменитый Замок Ангела. Однако, надолго покидая Рим, ему удавалось держать под своим контролем разномастную римскую империю с помощью послушного Сената и специально учрежденной тайной полиции (фрументариев).
Собственно, тщеславие императора и привело к страшной трагедии еврейского народа. Будучи геем, Адриан в 130 году утратил своего любовника, красивого греческого юношу Антиноя, который утонул в Ниле во время путешествия по Египту. Император был безутешен и приказал устанавливать памятники Антиною по всей империи. Прибыв в Иерусалим в расстроенных чувствах, не считаясь с обычаями евреев, он приказал построить храм Юпитера Капитолийского на месте разрушенного Второго храма и поставить там статуи Антиноя и себя, любимого. Одновременно он запретил обычай обрезания как варварский. Естественно, это вызвало восстание, во главе которого стали Симон бар Кохба и Акиба бен Иосиф. Ослабленная за 60 лет до того в первой войне Иудея отчаянно сражалась, но силы были неравны: более миллиона евреев погибли в Иудейской войне 70-го года, 97 тысяч продано в рабство, в 73 году героически пал Массад, казнены были потомки дома Давида, только на кроварой арене Цезарии в сражениях с дикими зверями погибло 2500 евреев…И тем не менее вторая Иудейская война, оконченная в 135 году, была кровопролитна, императору пришлось вызвать и потерять немало дополнительных легионов. Победа стоила Риму больших утрат, но ее последствия для еврейского народа были ужасающи:
580 тысяч было убито, 50 городов и 985 деревень уничтожено, еврейский календарь и Тора запрещены, а сам священный свиток показательно сожжен на Замковой горе. Собственно, это и положило начало алие: евреям было запрещено вхождение в Иерусалим, сама Иудея переименована в провинцию Сирия Палестина (в память о филистимлянах), а преследование евреев продолжалось долгие годы и после Адриана.
Так что же все-таки связывало императора и Аполлодора Дамасского? Совершенно очевидно, что гениальный архитектор консультировал Адриана по всем вопросам строительства и был его учителем в искусстве архитектуры. А был император талантлив в этой области, хотя часто страдал от своей эклектичности и посредственного вкуса. Об этом свидетельствуют его постройки вилл в Тибуре и Тиволи, арка в Афинах, Адриановы ворота в Анталии (современная Турция), Замок Ангела и другие, представляющие собой смесь разностильных, но интересных сооружений. Очевидно, великий учитель не всегда жаловал ученика, часто задевая его неуемное самолюбие. Так, Дион Кассий сообщает, что еще при Траяне, когда тот консультировался с Аполлодором, Адриан захотел дать свой совет, на что тот сказал: "Уходи и рисуй свои тыквы. Ты ничего не понимаешь в этих проблемах". (А имел он в виду напоминающий тыкву купол строившегося на вилле в Тиволи Серапеума).
Устав от крови второй Иудейской войны, в 136 году император задумал построить в Риме на месте сгоревшего Золотого Дома Нерона новый храм по своему проекту, посвятив его двум богам Венере и Роме. И вот тут то разразилась трагедия, которой посвящено это повествование…Адриан задумал создать огромный храм греческого типа с колоннами по сторонам и поставить его по римской традиции на высокую искусственную платформу. Внутри его на противоположных сторонах в нишах-экседрах должны были распологаться статуи божеств. И все это должно было поражать размерами и роскошью.
Самонадеянный Адриан был обескуражен, когда позванный взглянуть на проект Аполлодор полностью забраковал его."Ты задумал греческий храм в несвойственных ему гигантских размерах и материале бетоне вместо благородного мрамора. Отсюда его вопиющая несообразность и нарушение пропорций. Взгляни, статуи сидящих богов так велики, что если они встанут, то проткнут потолок и крышу",сказал он ученику. "Ты очень суров со мной, учитель,ответил Адриан. Это мой лучший проект, и он не так плох, как тебе кажется". "Нет, он безобразен и бесвкусен",стоял на своем Аполлодор. Много раз спор возобновлялся, пока император решился напомнить учителю: "Вспомни, кто ты и кто я. Мне кажется, что в темнице ты лучше оценишь достоинства моего проекта". Но и тюрьма не сломила гения. Много раз его приводили к императору и угрожали смертью в случае несогласия, пока вконец разгневанный Адриан действительно приказал казнить Аполлодора…
А вскоре, в 138 году от болезни сердца на своей вилле скончался и сам Адриан, был захоронен на вилле Цицерона, затем кремирован, прах был перенесен в усыпальницу (Замок Ангела). Но прежде он успел пролить немало крови своих наследников по линии сводного брата, "усыновил" Коммода, затем Антонина Пия, заставив его назначить наследником племянника будущего императора и философа Марка Аврелия.
По-разному оценила Адриана история. Второй век нашей эры был поистине "Золотым веком" не только римского могущества, но архитектуры и искусства. И поэтому Адриана называют иногда вторым из пяти "хороших императоров", а Шиллер назвал его "первым слугой империи". Как знать, уж слишком много бывает намешано в одном человеке…Его постройки до сих пор популярны: широко посещаемы развалины вилл и Замок Ангела, в последнее время напротив Коллизея ведется реставрация злополучного Храма Венеры и Ромы, но чуда Пантеона повторить никому не дано. Верно потому, что "гений и злодейство две вещи несовместны"(А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери").