Бостонский КругозорЛОВИСЬ, РЫБКА!..

THE FISHING

Одновременно на берегу, из предварительно наловленной не тобой рыбы, заканчивают готовить наваристую стерляжью уху (в этих водоёмах водилась стерлядь), заправленной различными специями, пахнущей свежим укропом и дымком. Тебя уже зовут к костру, отведать божественное блюдо, а в это время как раз дернулся поплавок, кажется, клюнуло… Из воды достаются предварительно помещённые туда для охлаждения бутылки с водкой и другими напитками и …

Молодой хозяин предприятия, на котором я продолжал успешно, как мне казалось, работать (по имени Грэг) очень хорошо относился к рабочим. К каждому государственному празднику выдавались продуктовые наборы. Они были разнообразными и хорошего качества, а к Рождеству можно было получить бутылку водки или вина, а также шампанское. Иногда устраивались корпоративные обеды, где жарились гамбургеры, куриные крылышки и различные овощи. При этом главным поваром выступал генеральный менеджер, итальянец крупного размера Артур.

И вот где-то в конце августа по цехам пронеслась радостная весть: с субботы на воскресенье будет организована ночная рыбалка в океане. Приглашаются работники с семьями. Желающие принять участие в этом мероприятии, должны прибыть в морской клуб города Глостер, что на севере штата Массачусетс, к одиннадцати вечера. Это сообщение меня сильно взволновало: попасть на настоящую океаническую рыбалку - это круто! Я не мог заснуть всю ночь…

Сколько себя помню, я всегда любил рыбную ловлю, а к людям, занимающимся рыбалкой, относился с каким-то благоговением. Сам же настоящим рыбаком так и не стал.

В далёком детстве по соседству жил один не очень старый, небольшого росточка человек по имени дядя Коля. Появился он в нашем дворе сразу после окончания войны, соединив свою жизнь с Алексеевной, такой же маленькой, круглой кубышечкой, женщиной неизвестной судьбы. Дядя Коля жил тихо, можно сказать, незаметно: не пил, не играл с соседями в домино, не сидел на скамеечке у дома и не плевал семечки. Он всегда был одет в один и тот же рабочий, чёрного цвета костюм летом; осенью добавлялся брезентовый зеленоватого цвета плащ, а зимой - ватник или, как называли знатоки, телогрейка. Вся одежда попахивала рыбой, так как поговаривали, что он работал на рыбохолодильнике и, подворовывая рыбные разносолы, проносил их через проходную предприятия в карманах одежды.  Его отличали только два свойства: он постоянно молчал и самозабвенно любил рыбалку. Вот на этой почве и произошло наше знакомство.

Я учился уже где-то во втором-третьем классе и однажды, вернувшись из школы, столкнулся на крылечке нашего нехитрого послевоенного жилища, с дядей Колей. На удивление, он ответил на моё "здрасте". Мальчик я был воспитанный и с взрослыми всегда здоровался. Он спросил, что я делаю в воскресенье. Получив от меня неопределённый ответ, дядя Коля сразу же перешёл к делу и предложил пойти с ним на рыбалку. Получить это замечательное предложение - всего лишь полдела, необходимо было получить разрешение от мамы и, самое главное, иметь хотя бы удочку. С этим было сложнее.

Все последующие дни до воскресенья были заняты подготовительными работами. В прибрежных зарослях лозы я вырезал длинную ровную палку, очистив её от веток и коры, превратив в удилище. Леской послужила шелковистая крепкая нить, предварительно натёртая мылом, моток которой я нашел на свалке соседнего предприятия, принадлежащего Обществу слепых. Поплавок был сооружён из ветки, оторванной от просяного веника. Предстояло самое трудное: достать крючок и грузило. Не найдя ничего подходящего, я прикрепил к леске небольшую, тоже подобранную на свалке, гайку. С крючком было сложнее. В послевоенных магазинах ничего подобного не продавалось; барахолка, на которой можно было бы поискать довоенную роскошь - рыбный крючок, устраивалась только в воскресенье, но это позднее срока, обозначенного дядей Колей. Я объявил в классе аврал. На следующий день вожделенный крючок был выменян на маленький перочинный ножичек с одним лезвием и отломанной наполовину перламутровой обкладкой. Этот ножичек я значительно раньше выменял на помидор у пленного японца, лагерь пленных располагался по соседству, в бывшей еврейской школе имени Переца.  Хотя обмен, по- моему мнению, был неравноценным, желание попасть на первую в жизни рыбалку пересилило все экономические целесообразности.

Я бы покривил душой, если бы сказал, что попытка полюбить рыбалку в детские годы была единственной. Нет, конечно. В процессе долгой жизни, длительных командировок, принимающая сторона иногда предлагала отдохнуть, поехав половить рыбу. Иногда эти предложения с благодарностью принимались. Ой, что это были за рыбалки! Дух захватывает от воспоминаний.

Приезжаешь, скажем, на берег реки Томь или на Обское море, а тебя встречают люди, говорящие только на рыбную тему, и ты начинаешь заряжаться общим ажиотажем. Как бы со знанием дела, начинаешь обсуждать, какие удилища выбрать, ловить с поплавком или без, на один крючок или больше, что применить в качестве наживы для ловли: на живца, дождевого червя или специально приготовленную кашу, сдобренную растительным маслом. Ведь рыбы такие гурманы! И если хочешь поймать хотя бы одну малюсенькую рыбку, должен подобрать соответствующее меню.

Наконец, предварительные разговоры закончены и ты хватаешь удилище и бежишь к воде, чтобы забросить удочку. С трепетом, с замиранием сердца смотришь на поплавок или кончик удилища и ждёшь, ждёшь, ждёшь… Сейчас клюнет!..

Одновременно на берегу, из предварительно наловленной не тобой рыбы, заканчивают готовить наваристую стерляжью уху (в этих водоёмах водилась стерлядь), заправленной различными специями, пахнущей свежим укропом и дымком. Тебя уже зовут к костру, отведать божественное блюдо, а в это время как раз дернулся поплавок, кажется, клюнуло… Из воды достаются предварительно помещённые туда для охлаждения бутылки с водкой и другими напитками и … начинается истинная командировочная рыбалка.

После такой рыбалки на утро ты ощущаешь лёгкое покалывание в висках, боль в затылке и плохую координацию движений. Лучшим лекарством на похмелье, помимо традиционной рюмки водки или огуречного рассола, является что? Конечно, остатки вечерней ухи, но без рыбы, т.е. юшки, юшечки… Блаженство!

А однажды, кажется, на Обском море, из соседней деревни привезли канистру кислого молока. Всё было бы хорошо, да канистра оказалась из-под бензина. От всех рыбаков им разил, хоть поджигай. Смех, да и только!

Запомнилась рыбалка в дельте реки Волга, на острове, в аккурат, напротив белокаменной Астрахани. Только что спала вода после весеннего разлива, но в пониженных местах она осталась, а в ней кишмя кишела некрупная рыба. И что же это было за разнорыбье! Окуньки, краснопёрки, щучки, судачки, даже сомики попадались. Один червяк на несколько рыб. Как говорится, рука бойца колоть устала. За два часа рыбалки - два ведра рыбы. Хватило и на уху, и жереху.

И ещё вспоминается рыбалка на Чёрном море в районе Алушты. Приехали мы как - то погостить к студенческому другу, работавшему тогда местным начальником. Он-то нас и пригласил на совершенно необычную рыбную ловлю ставриды. Необычность состояла в том, что мелкая ставрида ловилась на… не поверите - голый никелированный крючок, да не на один, а сразу семь.

Трудность состояла  в том, что ловля происходила с лодки, при приличном волнении моря. Необходимо было напасть на косяк рыбы, а тогда уж черпай, только успевай снимать с крючка: забросил коротким удилищем леску в стаю, крючки блестят в воде и рыба на них бросается, нужно вовремя подсечь - и семь рыбок твоих. И так до тех пор, покамест не надоест. Далее свежепойманную рыбёшку опускаешь на пять минут в слабо соленый раствор и подвешиваешь для проветривания на жаркое крымское солнце. К концу второго дня, как раз ближе к вечеру, жирная, слегка вяленая ставрида сама просится в рот. Жара ослабевает, дует лёгкий ветерок - наступает пора пира. Дополнительно к ставридке, на местном рынке покупаются 2-3 трёхлитровых банки бочкового молодого столового вина, знаменитые, отливающие золотом татарские чебуреки и … "гуди" всю ночь. Ах, что за прелесть эта рыбалка!

…Голубая рыба, так  называлась рыба, на которую предстояла ловля ночью в открытом океане: примерно четыре-пять миль от берега. Эта рыба входит в прибрежные воды США нашего штата с июня по сентябрь месяц. Крупного размера, мощная и сильная и борьба с ней доставляет большое удовольствие рыбакам. Тем более ловля её не требует особых ухищрений, специальных снастей и длительной подготовки.

Итак, к одиннадцати вечера одна за другой, как на бал, съезжались машины к пристани Морского клуба, где предстояло пересесть на морской бот, который доставит работников нашей фабрики к месту рыбалки. На берегу у пристани уже вовсю работала электромясорубка, готовя рыбный фарш, который потом будет выброшен за борт для прикорма голубой рыбы. Здесь же, на пристани стояли несколько подносов с кусками нарезанной рыбы, используемых в качестве наживы, и цепляемых на крючок.

Посадка на судно прошла быстро и через несколько минут мы отплыли. На часах было тридцать минут двенадцатого ночи. Светила яркая луна, мерцали звёзды, как сказал бы поэт. Ощущение полной отчуждённости: корабль не плывёт, а как бы парит в воздухе. Потрясающе! 

Не смотря на романтику происходящего, американцы прагматичны, как всегда. Деньги уплачены и сервис организуется по полной программе. Всё чётко, до противного. Представитель судовой команды провёл инструктаж, напоминавший выдачу заданий перед сражением: все становятся у своих номеров, закреплённых за каждым вдоль обоих бортов судна; там же имеются, приготовленные командой и вставленные в специальные трубки удочки. Всем стартовать по сигналу, когда судно подойдёт к месту ловли и будут включены прожекторы! Рыба с помощью катушки подтягивается только к борту, поднимать же на борт из-за её большого веса и размера будет только матрос со специальным багром. Пойманную рыбу укладывать в выданный каждому мешок из рогожи; на корме имеется разделочный стол, где для желающих матрос за дополнительную плату мастерски вырежет из цельной рыбы филе и упакует в полиэтиленовый пакет, так что ручки не запачкаешь. В заключение сообщается, что на борту работает бар с полным набором напитков, горячими и холодными закусками, одноразовой посудой, салфетками и другими предметами гигиены. Но самое главное: это рыбное блюдо Новой Англии - суп из морепродуктов, шаудер со сливками. Вспоминаете, первобытную юшечку с  дымком? Вот так- то…

Хорошо известна любовь американцев к различным играм, розыгрышам, соревнованиям, победа в которых поощряется деньгами. Здесь на борту нашими рабочими также был организован тотализатор с взносом каждого участника по десять долларов. Сложился приличный пул. Для определения победителя на корме было подвешено коромысло, к обоим концам которого подцеплялась пойманная рыба. Победа и денежный приз достался тому, кто вытащил самую тяжелую рыбину.

В три утра бот благополучно причалил к берегу. У каждого рыбака был приличный куль вкуснейшего филе голубой рыбы. Замечательная награда за освоение трудного, но так необходимого американского опыта. Ведь нам, нашим детям, внукам здесь жить!


Lynn, MA, USA
02.05.2010