Бостонский КругозорИстория

ЦЕПИ ГИМЕНЕЯ

Семейный деспот Наполеон отказывался видеть брата, если тот не примет всех его условий. Отступнику даже угрожали трибуналом за «дезертирство» в Америке. Наполеон попросил папу Пия VII аннулировать этот брак, подкрепив просьбу щедрым подарком — золотой диадемой с рубинами и бриллиантами. Но его католическое святейшество взял под защиту протестантку Бетси Паттерсон. Когда же впоследствии папа отказался аннулировать брак самого Наполеона с Жозефиной, император отправил войска в Рим и перевёз Пия VII во Францию, где тот находился на положении почётного пленника.

Леонид СПИВАК

Однажды хозяйка одного из парижских салонов задала молодому, но уже знаменитому генералу Бонапарту игривый вопрос: какую женщину он считает величайшей в истории? Наполеон не замедлил с ответом: «Ту, сударыня, которая нарожала больше всего детей».

Мать будущего императора Франции — корсиканка Летиция Буонапарте — родила тринадцать детей (из них пятеро умерли в младенчестве). Семь братьев и сестер Наполеона остались в тени второго сына Летиции, их политическая роль незначительна, несмотря на громкие титулы, подаренные братом-императором. По прихоти истории в летописи Бонапартов заметное место заняла американская глава.

В 1802 году в порту Норфолк в Вирджинии пришвартовался французский бриг «l’Epervier» под командованием лейтенанта Жерома Бонапарта, младшего отпрыска знаменитой семьи. Восемнадцатилетний Жером, которому Наполеон прочил карьеру флотоводца, отличался не только ветренностью, но и завидным даже среди Бонапартов умением транжирить деньги. Молодой офицер должен был доставить из Мартиники в Париж депеши командующего французской эскадрой, но, преследуемый английскими фрегатами, укрылся в нейтральной американской гавани.

Лейтенант отправился в Вашингтон, разыскал французского посланника Пишона и дал ему два поручения: найти подходящий торговый корабль под нейтральным флагом и ссудить лично ему, Жерому, большую сумму денег. В ожидании попутного корабля младший Бонапарт проводил время в путешествиях по стране и всевозможных увеселениях.

Французы как никогда были популярны в Соединенных Штатах. Колонисты, которые двадцать пять лет назад порвали с Англией и образовали собственную республику, не забыли об активной помощи Франции, а именами Лафайета и других героев Американской революции называли города, школы и графства в Новом Свете. Молодого офицера, щеголявшего то во французской морской форме, то в блестящем гусарском мундире, принимали в лучших домах Филадельфии и Балтимора. Пишон, генеральный консул Франции, приходил от подобного поведения в ужас, ибо в его задачу входило переправить брата Наполеона за океан инкогнито — английская разведка уже открыла охоту на Жерома.