Бостонский КругозорКИНО

«Когда делаешь фильм, сам не знаешь на всё ответы»

С «Кругозором» – известный кинорежиссёр нашего времени, генеральный директор киностудии «Мосфильм» Карен ШАХНАЗАРОВ


С «Кругозором» – известный кинорежиссёр нашего времени, генеральный директор киностудии «Мосфильм» Карен ШАХНАЗАРОВ

В одном из самых престижных кинозалов Бостона, в Музее изящных искусств прошла ретроспектива фильмов Карена Шахназарова. В ходе показа состоялась американская премьера последней, недавно законченной работы известного режиссёра «Исчезнувшая империя». Об этом, прочих показанных в Бостоне фильмах и о многом другом режиссёр и поведал во время нашей встречи.


 ДРЕВНЕГО РОДА ПОТОМОК

Карен Георгиевич Шахназаров родился в 1952 году в Краснодаре. Отец его – Георгий Хосроевич Шахназаров – принадлежал к политической элите, на протяжении десятилетия был советником, ближайшим соратником Михаила Горбачёва. А раньше – прошёл войну, освобождал Севастополь, Минск, Кенигсберг, потом стал политологом, социологом, международником, писал научно-фантастические романы; его, наряду с другими интеллектуалами советской поры, призвал Андропов в международный отдел ЦК. Близко общаясь с высшими руководителями страны, отец написал потом книгу мемуаров «С вождями и без них».

Работая в начале 90-х годов в Федерации американских коммуникаций в Лос-Анджелесе, я тесно общался с приехавшим в командировку в Америку Георгием Хосроевичем, и мог убедиться в неординарности, интеллектуализме этого человека.

Незаурядность членов этой семьи – представителей древнего армянского аристократического рода МеликШахназарянов – прослеживается на протяжении веков. Один из предков сегодняшнего кинорежиссёра был другом Наполеона, его послом по особым поручениям. Другой – сотрудником российского посольства в Тегеране, погибшим вместе с Грибоедовым. Третий служил при Александре I. Дед Карена при большевиках сменил фамилию на Шахназаров, чтобы скрыть своё происхождение и то, что прежде работал на нефтяника-миллионера Людвига Нобеля в Баку. Родственными узами семья была связана с Павлом Флоренским... Дед со стороны мамы был моряком красного Балтийского флота; этого деда «свои» же хотели пустить в расход, дом и всё остальное отобрать, но как-то обошлось...

Впрочем, как рассказал кинорежиссёр, это не мешало спорам между отцом и сыном: «Наши взгляды порой были противоположны». Однако влияние отец оказал несомненное, и не будь он столь притягательной личностью, не был бы окружён такими друзьями, как Любимов, Высоцкий, Эфрос. Да и мама кинорежиссёра – театральный критик, окончившая театроведческий факультет ГИТИСа, – была в этом мире не чужой.

Увлекаясь живописью, Карен Шахназаров думал было поступить на художественный факультет ВГИКа. Но для этого требовался отсутствовавший документ о среднем художественном образовании. И влюблённый в кинематограф юноша поступил поневоле на режиссёрский факультет знаменитого вуза, ещё не понимая толком, что его ждёт. В студенческие годы начал работать ассистентом режиссёра, прошёл все ступени профессии. Учителя были великолепны: Игорь Таланкин, Георгий Данелия...

Полный текст читайте в печатном выпуске. (Подписка)