Бостонский КругозорСТРАНСТВИЯ

"ЭТО ДИТЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ"

Более 130 экспедиций по всему миру совершил российский писатель и путешественник Вадим Бурлак. Он автор многих книг, его произведения переведены на английский, иврит, немецкий, сербский, украинский, финский языки. Для рубрики "Странствия" писатель любезно предоставил серию своих увлекательных историй, которые "Кругозор" начинает публиковать.

Знаменитые воспитанники волчицы     

VIII век до нашей эры… Царь Альбы-Лонга Амулий приказал убить братьев-близнецов Рема и Ромула - потомков легендарного Энея. Правитель видел в них будущих соперников и претендентов на его трон.
 
Царский раб принес корзину с младенцами на берег реки Тибр и бросил ее в воду. Случилось чудо. Рем и Ромул не утонули. Их прибило волной к берегу. На крик малышей явилась черная волчица, напоила братьев своим молоком и унесла в пещеру.
 
В предании не сказано, сколько лет она воспитывала Рема и Ромула. Однажды знатных одичавших близнецов заметил пастух и забрал их к себе. Среди людей они вскоре забыли о своей приемной матери - волчице. Но она помнила о приемышах и тайком от людей приходила на помощь, когда им угрожала беда.
 
Спустя годы Рем и Ромул отомстили царю Амулию. После расправы они отыскали свою спасительницу. Согласно преданию, именно волчица посоветовала близнецам основать новый город на семи холмах.
 
Непонятно, почему не смогла она уберечь от ссоры братьев. Ромул убил Рема на месте, где впоследствии был возведен Рим.
 
Братоубийца успешно царствовал много лет. Знаменитый римский историк Тит Ливий писал, что однажды, во время военного смотра, налетела буря, и Ромула окутала мгла. А когда она развеялась, легендарного правителя нигде не было.

 Римляне уверовали, что их царь был унесен на небеса, а его приемная мать, волчица, стала покровительницей Вечного города.

В чуждой среде       

Предания не рождаются на пустом месте. В их основе, хоть и приукрашенные и по-разному истолкованные, - реальные события. В фольклоре практически всех народов есть упоминания о детях, спасенных и воспитанных животными.
 
Волки, обезьяны, медведи, олени, лисицы, дикие козы, леопарды, шакалы и другие млекопитающие становились приемными родителями человеческих детенышей.

Существуют и документальные подтверждения подобных историй и в далеком прошлом, и в наше время.

Как оказывались дети в чуждой среде? Чаще всего виновники этих событий - взрослые люди. В любом уголке мира можно услышать похожие рассказы: появился на свет ребенок с какими-то анатомическими отклонениями, мать испугалась, что ее обвинят в связи с нечистой силой и тайком отнесла младенца в лес, в горы, в пещеры и т.д. - там и оставила на верную погибель… По недосмотру близких малыш заблудился в лесу и был принят в звериную семью… Враги похитили ребенка и оставили его в дикой местности…

Иногда младенцев захватывали сами животные. Так поступали самки, потерявшие своих детенышей.

Но как слабое, беззащитное существо может выжить в чуждой среде? Примерно девяносто процентов детей человека, оказавшись в необычных условиях, погибает в первые же дни. Это происходит даже при самом заботливом отношении приемной матери.

Выживание человеческого дитя определяется от множеством факторов. Состояние организма, возраст, в котором оно попало к зверям, генетические качества, погодные условия, время года - все это влияет на судьбу "маугли".

Малейшее изменение в настроении стаи, принявшей чужеродную особь, приводило к его убийству. Были зафиксированы случаи в Африке, Индокитае, в Южной Америке, когда обезьяны убивали человеческих приемышей во время засухи, голода или охоты людей на их территории. Беда и стресс заставляет приматов резко менять отношение к пришельцам.

Подобное случается и в стаях других животных. Одичавшие человеческие детеныши зафиксированы во всех природных зонах. Есть сведения о так называемых: "Песчаном человеке", "Болотном", "Тундровом", "Лесном", "Горном", "Водяном", "Пещерном".


Встреча на горе Армак
      
О Тянь-Шаньских отшельниках мне приходилось слышать немало. Сообщения о них были противоречивы и смахивали на легенды. Но всегда об этих мудрых старцах люди рассказывали с почтительной таинственностью.
 
Их обитель находится в восточной части Тянь-Шаня - там, где высятся хребты Сары-Джаз и Кайынгды-Катта. Откуда приходят туда таинственные мудрецы, из каких стран и земель - непосвященным неизвестно. Так же не ясно, по какому знамению или знаку они сходятся вместе, отправляются в странствия и снова возвращаются к вершинам Сары-Джаз и Кайынгды-Катта.

Но даже непосвященные убеждены: мудрые отшельники собирают растерянные знания разных времен и народов, записывают их и хранят в горных пещерах до известного им, определенного часа.

Не раз у меня возникало желание организовать экспедицию в восточный Тянь-Шань, чтобы самому убедиться в существовании там загадочных мудрецов. Однако всевозможные обстоятельства срывали эти планы.

И все же мне удалось встретиться с одним из легендарных мудрецов. Но произошла встреча вдали от Тянь-Шаня.

Во время экспедиции по Прибайкалью я побывал на горе Армак, расположенной южнее западной части величайшего озера мира. Местный житель предложил познакомить меня со странником, прибывшим с Тянь-Шаня и совершавшим свои таинственные обряды на горе Армак.

 Встреча состоялась. Старик неплохо говорил по-русски и принял меня дружелюбно, без всякой напускной таинственности.
 
Беседовали о различных тайнах природы. Поскольку в тот год пресса частенько сообщала о "снежном человеке", "йети", "бигфуте", затронули и эту тему.

- Мне доводилось видеть в диких лесах, горах, джунглях тех, кого вы называете "йети", "снежными людьми" "неизвестными науке обезьянами", а мы величаем их - "дитя человеческое", - ответил старик.

- Маугли?!.. - спросил я, но тут же понял, что мой собеседник никогда не слышал этого имени.

 Сверх мобилизация      

- Люди не зря боятся этих созданий, - продолжил старик. - Рожденные человеком и воспитанные зверем обладают удивительными способностями. Чтобы выжить в необычных условиях, организм человеческого детеныша производит сверх мобилизацию своих возможностей. Звери не могут полностью заменить настоящих родителей: кормить привычной для человека пищей, лечить, оберегать от всяческих невзгод. Лишь один из ста достигает зрелого возраста. Сверх мобилизация жизненных сил с младенчества делает "дитя человеческое" идеально приспособленным к существованию в самых трудных условиях. Оно бегает быстрее оленя, голыми руками убивает медведя или барса, не замерзает в любую стужу, легко лазает по деревьям и скалам, у него волчье чутье, оно видит в темноте не хуже лесной кошки. Сумевшее выжить "дитя человеческое" не только знает повадки птиц и зверей, но может повелевать ими звуками и взглядом.

 При этих словах странника я не мог не вспомнить героя книги Редьярда Киплинга: "Народ Джунглей, раньше боявшийся Маугли из-за его ума, теперь стал бояться его силы, и когда Маугли спокойно шел по своим делам, шепот о его приходе расчищал перед ним лесные тропинки. И все же его взгляд оставался всегда мягким. Даже когда он дрался, его глаза не вспыхивали огнем, как у черной пантеры Багиры. Его взгляд становился только более внимательным и оживленным, и это было непонятно даже самой Багире".

- Но даже магический взгляд и другие удивительные способности "дитя человеческого", выросшего среди зверей, не могут спасти его от пули, - заметил я.

Собеседник слегка улыбнулся и коротко ответил:

- Могут…

Спорить я не стал, хоть и относился к мистике без особого доверия. Лишь спустя годы после встречи на горе Армак, в разных уголках мира, от охотников мне не раз приходилось слышать схожие истории.

"Неизвестное существо затаилось неподалеку в чаще… Ощущение смертельной опасности… Глаз не видно, однако от его взгляда страх и боль пронзает все тело… Ствол винтовки направлен туда, где за ветвями и листвой прячется неведомое чудовище… Но верное оружие почему-то подводит… Нет выстрела!.. Еще и еще попытка… Тот же результат… Неведомое существо беззвучно удаляется… А страх и боль еще некоторое время не покидает охотника…".

Примерно так о жутковатом магическом взгляде вспоминали крестьяне, туристы, лесники, ученые, которым доводилось видеть человекоподобное существо. Вот только не могли они понять, кого встретили: "снежного человека", неандертальца, "реликтовую обезьяну", воспитанное животными "дитя человеческое"?..

"Очищенные природой"       

В исторических документах нет подтверждений, что дети, воспитанные животными и возвращенные в человеческое общество, достигали каких-то значимых результатов в различных профессиях. Зафиксировано множество случаев, когда "маугли", снова попав к людям, не смогли научиться делать то, что доступно малолетнему ребенку: говорить, пользоваться посудой и бытовыми приборами, ходить по-человечески, общаться на равных с людьми, одеваться. Чем старше возвращенные - тем труднее их адаптация. Современные научные исследования свидетельствуют, что маленькие дикари при нормальном интеллекте часто не способны усвоить нормы и привычки жизни в человеческом обществе.

Но все же существует немало преданий и мифов о том, как дети, выращенные животными, становились вождями племен и народов, славными воинами, государственными деятелями.

Задолго до появления легенды о Реме и Ромуле в фольклоре египтян, греков, жителей Ближнего Востока и Индокитая воспевались подвиги мудрых правителей и бесстрашных воинов, детство которых прошло среди зверей.

Шумеро-аккадскому сказанию о Гильгамеше - более четырех с половиной тысяч лет. В этом древнейшем памятнике мировой литературы упоминается таинственное человекоподобное существо: "Шерстью покрыто все его тело… Ни людей, ни мира не ведает. Вместе с газелями ест он травы, вместе со зверями у водопоя теснится, с тварями веселит свое сердце… велика его сила. Бродит вечно по горам он постоянно со зверьем. Боюсь я его, приближаться не смею".

В шумерских и в финикийских мифах есть упоминание, что герой, в детстве "очищенный природой", приобретает неимоверную силу и волшебные возможности. Под "очищенными природой" подразумевались дети, взращенные дикими животными. В легендах народов Ближнего Востока бог - повелитель молнии, грома, бури, плодородия - Баал какое-то время воспитывался диким быком. Не случайно его изображали в облике этого мощного и свирепого животного.

Финикийцы, как и многие древние народы, совершали человеческие жертвоприношения. Предназначался кровавый обряд и для Бала. Чтобы умилостивить его, убивали даже детей. Среди приготовленных на заклание мальчиков жрецы отбирали самых крепких и освобождали их от гибели на жертвеннике. Дети становились кандидатами в "чудо - воины". Для этого мальчики проходили многолетнее "очищение природой". Их уводили в далекие горы, леса, пещеры, пустыни, где водились волки, медведи, львы, леопарды, дикие быки, и оставляли там. В те времена Ближний Восток изобиловал этими хищниками. Жрецы молили Баала, чтобы звери не растерзали детей, а приняли на воспитание.

Служители культа не только уповали на волю своего божества. Они держали несколько дней ребенка завернутым в шкуру животного (того вида, который водился в окрестностях), чтобы отбить человеческий запах. Ведь многие хищники определяют, - "свой - чужой", - прежде всего, с помощью обоняния. Внешнее различие человеческого детеныша с их собственным - не главное. Выращенные в домашних условиях кошки, собаки и другие животные считают своих хозяев - сородичами.

Конечно, большинство детей, отданных на "очищение природой", погибали. Но, вероятно, какая-то часть из них выживала. Ребенок, пропахший волчьей шкурой, возможно, мог быть принят недавно ощенившейся волчицей.

В начале XX века в пещере на юго-западе Турции обнаружили древние рисунки. Среди них - изображения младенца, завернутого в шкуру зверя (вероятно, волчью) и рядом - этот же младенец, сосущий волчицу.

Иллюстрация мифа или реального события? А может, изображение обряда "очищения природой"?.. Правильный ответ мог дать лишь сам древний художник.

 В северных землях       

О загадочном племени "чудь белоглазая" упоминается не только в легендах, песнях, сказаниях, но и в летописях, официальных документах, трудах ученых, записках путешественников.

"Чудины белоглазые" - колдуны, подземные карлики, хранители кладов и залежей руд, искусные кузнецы, злые чародеи", - сообщали исследователи фольклора русского Севера в XIX веке.

Во время экспедиций по скандинавским странам, по Беломорью, на побережье и островах Ледовитого океана мне приходилось слышать немало сходных преданий о загадочных карликах. Каждый народ называл их по-своему: "чудь белоглазая", альбы, цверги, сирты, "мамонтовы людишки", "подземные жители".

В случае опасности карлики Севера ловко скрывались под землей. Там они жили среди несметного богатства: золота, серебра, мамонтовых бивней, самоцветов. Они умели пользоваться огнем из глубин земли, одурманивать людей, изготавливать лекарства и яды. В преданиях упоминается, что некоторые предводители "чуди белоглазой" проходили "очищение природой", т.е. в детстве воспитывались пещерными львами и медведями. Как сохранились в северных землях эти ископаемые хищники, вымершие, согласно науке, несколько тысяч лет назад, - остается такой же загадкой, как и само племя "чудь белоглазая".

О воспитании ребенка медведем говорится в якутском героическом эпосе "Олонхо" и в преданиях других народов русского Севера.

 "Взращенный кобылицей"      

После смерти в 37 году римского императора Тиберия претендентами на трон стали его внук Гемелла и внучатый племянник Гай Юлий Цезарь Германик, прозванный народом "Калигулой".

Это прозвище внучатый племянник Тиберия получил еще в детстве. "Калигула" - уменьшительное название солдатского башмака. Будущий император, сын знаменитого полководца Германика, большую часть своего детства провел в римских военных лагерях и поселениях, расположенных в глухих уголках Европы. Одевался и питался он как простые солдаты. С малых лет Калигула обучался воинскому ремеслу и умению переносить невзгоды походной жизни.

Едва научившись ходить, малыш устремлялся за пределы военного поселения. Несколько раз солдаты отлавливали непоседливого Калигулу в лесах и возвращали в лагерь. Но однажды он пропал на много месяцев (по другой версии - на несколько лет). Поиски ни к чему не привели. Его посчитали погибшим.

Спустя какое-то время римские легионеры наткнулись на табун диких лошадей. Среди животных находился голый подросток. Он не желал возвращаться к людям, но солдатам удалось поймать его. По характерному шраму на плече распознали Калигулу. Мальчик ничего не хотел рассказывать о своих приключениях и о жизни в табуне.

Легионерам все же удалось выяснить, что маленького Калигулу воспитывала и кормила своим молоком дикая кобылица. Человеческий детеныш быстро освоился в табуне, научился понимать язык лошадей, перенял многие их повадки, приобрел способность быстро бегать на длинные дистанции и подражать голосам животных.

После возвращения Калигула стал произносить слова медленно и нараспев. Эта привычка сохранилась у него до конца жизни.

Впоследствии приближенные посоветовали будущему императору никогда не упоминать о жизни в диком табуне: язвительный, насмешливый Рим не упустит возможности поиздеваться над этим, а политические противники используют для всевозможных интриг.

 Устранение соперника      

В марте 37 года, при поддержке преторианской гвардии, императором Рима стал двадцатипятилетний Калигула.

В первые же месяцы о молодом правителе появилось множество сплетен и слухов. Прежде всего они касались смерти его соперника - внука Тиберия Гемеллы.

Претендент на трон совершал с приятелями конную прогулку в окрестностях Рима. На пути кавалькады вдруг оказался Калигула. Он пристально посмотрел в глаза жеребцу своего соперника и издал тихий, похожий на ржание, звук. Конь под Гемеллой резко вздыбился так, что всадник не удержался и слетел на землю. Ушибы оказались незначительными, но боль нарастала с каждым часом. Через несколько дней Гемелла умер.

В открытую обвинить Калигулу никто не осмелился. К тому же, в те времена устранение претендентов на трон было делом обычным. Их убивали не только ядом и кинжалом, но и с помощью чародейства.

 "Необъезженный конь"      

Молодой, честолюбивый император задумал многое изменить в своем государстве. Но его реформы встречали сопротивление. Все больше Калигула терял друзей и сторонников, все более непредсказуемыми и нелепыми, с точки зрения подданных, становились его деяния. 

Императора втихаря обвиняли, что он чаще проводит время с лошадьми, чем с людьми, а государственными делами занимается меньше, чем своими конюшнями. По-видимому, тогда и появилось у Калигулы еще одно прозвище - "Необъезженный конь", и пошли пересуды о его жизни в диком табуне.

В пику патрициям император заявил, что сделает сенатором (по другой версии - консулом) своего коня.

Когда враги перерезали глотку его любимому жеребцу, сумасбродный правитель приказал отлить изваяние коня из чистого золота. Огромную скульптуру Калигула спрятал в подземелье своего нового дворца.

Отыскать "золотого коня" кладоискателям до сих пор не удалось.

Извращенные прихоти, сумасбродный диктат, безумные выходки императора привели к заговору. В 41 году, во время Палатинских игр, двадцатилетний ? Калигула был заколот мечом.

По Риму ходили слухи, что в день смерти императора все лошади, находившиеся в его конюшне, буквально взбесились. Они рвались на свободу, кусали прислугу, истошно ржали и крушили все, что было рядом.

 "Яростный вепрь"       

В 445 году вождем кочевого народа, заставившего трепетать многие государства Азии и Европы, стал талантливый полководец Аттила. В Восточной Римской империи его называли "яростным вепрем". Наверное, это прозвище гроза Европы и Азии получил за свои завоевания и набеги. Но есть и другая, не исключающая первую, версия. Один из гуннских военачальников услышал предсказание, что будет через несколько лет убит родственником, который недавно появился на свет. Выявить этого младенца можно по характерному признаку: два, необычно больших для человека, нижних клыка.

Беззубого, но с двумя клыками, ребенка вскоре нашли. Предсказатель посоветовал не убивать его, а подбросить диким кабанам: звери не пощадят младенца.

Однако лесные свиньи не растерзали человеческое дитя, а приняли в стаю. Так будущий вождь гуннов Аттила оказался воспитанником грозных вепрей. В предании не упоминается, долго ли он там пребывал, и в каком возрасте ему удалось вернуться к людям. Говорится лишь, что Аттила обрел силу, упрямство, расчетливость и смелость дикого кабана.

 Вражеские происки?     

Придя к власти, он приказал изготовить себе золотой амулет в виде разъяренного вепря и никогда с ним не расставался. Перед каждым сражением вождь гуннов снимал оберег с шеи, произносил над ним заклинание, а затем поднимал над головой так, чтобы видели его воины.

Многотысячный стук мечей и топоров о щиты приветствовал "золотого зверя". Гунны верили, что амулет Аттилы принесет каждому из них удачу в сражении.

15 июня 451 года на Каталаунских полях (север Франции) произошло знаменитое сражение. Впоследствии его назовут "битвой народов". Вестготы, римляне, галлы, бургунды, франки под командой римского полководца Аэция нанесли сокрушительное поражение армии гуннов.

За день до Каталаунской битвы личный предсказатель Аэция подговорил местных охотников добыть вепря и зажарить его на вертеле. Затем преподнести искусно приготовленное угощение вождю гуннов.

Не подозревавшие подвоха люди так и сделали. Аттила увидел в подношении недобрый знак и издевку врагов. Охотников он приказал сжечь на костре.
Утром, перед сражением, предводитель гуннов обнаружил пропажу амулета. Была ли это случайная потеря или вражеские происки?

Аттила не сомневался: постарались лазутчики Аэция.

А предсказатель римского полководца сообщил: "яростный вепрь" сломлен морально…

Аэцию этого показалось мало. Он велел воинам облить кипящей смолой живую свинью и направить ее в сторону войска гуннов.

После поражения на Каталаунских полях Аттила прожил два года. Ему изготовили еще один золотой амулет в виде разъяренного зверя, но удачу своему владельцу он не принес. Новый "золотой кабан" все же был погребен в тайном захоронении знаменитого воина.

 "Маугли" рядом с нами       

Их можно встретить не только в диких уголках планеты. К сожалению, и в наше время они появляются и в небольших селениях, и в мегаполисах, на городских улицах, в парках, в заброшенных строениях и даже в квартирах.

"На окраине Мехико пойман мальчик лет десяти, воспитанный стаей бродячих собак. Городской современный Маугли передвигался на четвереньках и не мог говорить…"; "В подмосковном городе обнаружен мальчик, проживающий вместе с матерью в квартире. Но воспитывала его собака! Ребенок бегал только на четвереньках, лаял и едва произносил несколько слов, питался на полу из миски…"; "В селении на юге Индии, в стае обезьян, находилась девочка. Вместе с приматами она, в поисках пищи, совершала набеги на жилые дома, продовольственные склады, магазины и кафе…".

Подобные сообщения появляются каждый год. В конце XX века возник термин "синдром Маугли". Так называют совокупность признаков, свойственных детям, живших вне социальной среды.

Алкоголизм, наркомания, психические заболевания, нищета родителей, отсутствие человеческой заботы, недобросовестность социальных служб, равнодушие общественности приводят к тому, что в городах и селениях появляются новые "маугли".

Вернуть "детей каменных джунглей" в человеческое общество сложно. Многое зависит от длительности их пребывания среди животных, в каком возрасте они там оказались, от генетически заложенных качеств, от возможностей и навыков специалистов, пытающихся восстановить современных "маугли" в социуме.

Даже при больших финансовых затратах, самоотверженных усилиях опытных психологов, педагогов, медиков не удается ликвидировать все последствия "синдрома Маугли".

 Ответ - в человеческих душах      

Одичавшие дети в городах и селениях - не порождение нашего времени. О них сообщали древние авторы, летописцы, ученые. В 86 году до н.э. римскому диктатору Сулле доставили дикого человека, пойманного в роще города Апполония. Древнегреческий писатель Плутарх в своих записках назвал его  "атиром". Несколько переводчиков задавали дикарю вопросы на разных языках. Но ответа не добились. Пленник из города Апполония: "… только издавал грубым голосом нечто вроде ржания и блеяния овцы. Отчего Сулла испытал великое отвращение и повелел убрать его с глаз, как явление безобразное".

Несчастного решили убить. Один из советников диктатора сообщил: "Это дитя человеческое, которое в младенчестве попало к диким овцам, обитавшим вблизи Апполония. Люди уже виноваты перед ним, а его убийство станет неискупленным грехом…".

Слова советника римского диктатора выразили отношение многих народов к приемышам животных и в древние, и в наши времена.

"Встретил "дитя человеческое" - не причиняй ему вреда и не пытайся поймать. Оставь ему еду рядом со звериной тропой. Не выслеживай и не рассказывай о встрече пришлым. А если нашел его мертвым - похорони как соплеменника. Люди и так виновны перед одичавшими "детьми человеческими" - не стоит усугублять этот грех", - примерно такое наставление получали от своих стариков охотники народов и племен Индокитая, Сибири, Северной Америки.

Стоит прислушаться к подобным наставлениям и "охотникам" за сенсациями, ищущим по всему свету загадочных человекоподобных.

А одичавших детей необходимо возвращать в социальную среду под надзором ученых и специалистов. Каждое такое "возвращение маугли" требует индивидуальной программы, разработанной медиками, психологами, педагогами, юристами.

Сколько "эдиче" обитают сегодня в селениях и в безлюдных уголках планеты - вряд ли кто знает. Как сложатся их судьбы?.. Возрастает ли в мире численность одичавших детей?.. Ответы - в человеческих душах, в добрых и злых поступках.