НЕ ЧУЖАКИ
Мехти УСМАНОВКанун 1917 года. Национальный лидер турок-месхетинцев Умар Фаих Неманзаде создал государственное образование, просуществовавшее лишь полгода. Меньшевистская Грузия после захвата власти жестоко подавила эту автономию, а её лидера подвергли гонениям.
ВСТРЕЧА В НЬЮ-ЙОРКЕ
Лидер Ахшсхинских турков проживающих в США Тяншан Муратовик
и президент Турции Абдуллах Гюл
– Дорогие, разговаривайте со мной как с другом, не волнуйтесь. Я хорошо помню, что вы уже более 60 лет после страшной сталинской депортации страдаете, и лучше, чем кто-то другой, знаете цену родине.
Так говорил располагающий к себе человек с чёрными усами на добродушном лице. И продолжал:
– Вы попали в замечательную богатую страну – Америку, которая после всех ваших мытарств предоставила вам возможность жить и трудиться спокойно и достойно, дать хорошее образование детям по разнообразнейшим специальностям. Вспользуйтесь же полученным шансом сполна!
И мы действительно восприняли этого человека как друга, внимали ему и поверили. Простые, понятные слова согревали душу. особенно если учесть, что сказал их нам сам Абдулла Гюль – Президент крупной державы Турции, стыкующей Европу и Азию.
Мы – это 55 представителей этнической общины турок-месхетинцев из всех штатов, куда они переселились, Всего же в Америке сейчас более 12 тысяч членов этнической общины турок-месхетинцев, вынужденных бежать из России. Встречи, что прошла в Нью-Йорке во время недавнего визита в США Президента Турции, ждали и он, и мы. Абдулла Гюль – потому, что хотел знать, как живут, чувствуют себя в Америке далёкие потомки турок, осевших в XVII веке на земле Месхетии – региона юго-западной Грузии. Мы же хотели высказать ему свои чаяния.
Конечно, кому-то могут показаться несколько преувеличенными слова Абдуллы Гюля о том, что мы, турки-месхетинцы, лучше других знаем цену родине. Мол, и другие народы тоже хлебнули из-за преследований немало несправедоивости, жестокости, горя: еврейский, армянский, чеченский, карачаевский, балкарский... Но я говорю об унизительных мытарствах своей – одной из древнейших в мире народностей, появление которой уходит во временем правления царицы Грузии Тамары.
КУЛЬБИТЫ ИСТОРИИ
В 1628 году в результате османского нашествия юго-западная Грузия – Месхетия – превратилась в османский Чилдирский или Ахалцихский пашалык (в Османской империи так назывались провинции или области, находившиеся под властью паши). Грузинское дворянство как всей Месхетии, так и её северной части – Самцхе-Джавахети, дабы сохраненить свои социальные права, было вынуждено либо принять мусульманство, либо покинуть землю предков: по законам османского государства быть на военно-административной службе имели право лишь мусульмане.
Прошло ровно два столетия и в 1828 году силой русского оружия СамцхеДжавахетия вновь оказалась в пределах православия. Правда, уже не грузинского, а в составе российского государства. Теперь беки и агалары (высшее мусульманское сословие грузинского происхождения), щедро наделённые правами в землями в наместничество князя Воронцова, ради сохранения своих социальных прав просили российского императора вернуть их в лоно православной церкви вместе со своими подданными и обеспечить им те же права, которыми обладали в то время находившиеся на императорской службе грузинские князья и дворяне.
При Николае I край был оккупирован русскими войсками под командованием генерала Пасковича. В 1829 году по Адрианопольскому договору край отошёл к Российской империи.
Канун 1917 года. Национальный лидер турок-месхетинцев Умар Фаих Неманзаде создал государственное образование, просуществовавшее лишь полгода. Меньшевистская Грузия после захвата власти жестоко подавила эту автономию, а её лидера подвергли гонениям.
Год 1920-й. Край разделён: из 24 санжаков (админрайонов) 12 отошли к Турции, 12 остались на оккупированной стороне. В 1921году Россия, Турция и Грузия заключили так называемый Батумский мирный договор, который вновь ущемлял права турокмесхетинцев, лишал их надежды на самоопределение; без участия этого народа была решена его судьба. Согласно этому договору Турция передавала находящиеся в её подчинении 12 районов Грузии. Они вошли как обычные административные районы в Тбилисскую область, а затем были переименованы в 5 районов: Ахалцихский, Адыгенский, Аспиндзский, Ахалкалкский, Богдановка, край Месхетия. После образования в 1922 году Советского Союза и включения в него ЗСФСР территория турок-месхетинцев входила в состав Союза.
Великой Отечественная. 46 тысяч турок-месхетинцев призваны на фронт. Половина из них погибла, сотни были награждены медалями и орденами, а восемь – удостоены звания Героя Советского Союза. В «благодарность» за эти жертвы Сталин... объявил незаконную депортацию турок-месхетинцев. Среди обвинений: неприятие колхозного строя, нарушение государственной границы. Кроме турков-месхетинцев осенью 1944 г. были объявлены опасными и другие этносы: курды, хемшины, кумыки, аварцы, дагестанцы, абазины, тавлины, осетины, ногайцы, даргинцы...
Год 1956-й. Реабилитация, в отличие от некоторых других народов, не привела турков-месхетинцев к их возвращению на родину в Грузию.
Год 1989-й. Взрыв насилия на межэтнической почве в Ферганской долине вынудил к ещё одному переселению. Турки-месхетинцы вновь рассеяны и поселились в Средней Азии, России, в Украине, в Азербайджане и Турции.
РОДИНА – СВЯТОЕ, А ИСЛАМ – НЕ ЧЁРНОЕ ПУГАЛО
Мы, турки-месхетинцы как народность, и в последние годы – заложники политики и орудие игры в грязных руках политиков разных стран (национальная дискриминации и даже резня в Краснодаре, на всём Северном Кавказе ...)
– До сих пор многие из нас всётаки ждут возвращения на родину... – обратился к Абдулле Гюлю один из турок-месхетинцев.
Родина – это святое, это в душе каждого, чья жизнь не сводится лишь к собственому желудку. Даже если в силу обстоятельств ты живёшь далеко, а она, твоя родина, не баловала тебя материнским теплом. Так же, как не выбирают родителей, так не выбирают и родину. Чего ж удивляться стремлению тех, кто волею судьбы надолго оказался вне родины – снова оказаться на своей земле? Точно так же, как вполне естественно желание других связать дальнейшую жизнь с той землёй, которая в трудную минуту приняла и помогла.
– Мы помогаем и будем помогать желающим возвратиться на вашу родину – в Грузию, – заверил Абдулла Гюль. И не только Турция – другие страны тоже помогают: и европейские, и Азербайджан, и сама Грузия. Там с прошлом году принят подписанный её Президентом Михалом Саакашвили Закон Грузии «О репатриации лиц, насильственно переселённых бывшим СССР из Грузинской ССР в 40-х годах ХХ века». Но вмиг Закон невозможно реализовать: для этого понадобится создать очень много условий. А дети ваши растут, закладывать их будущее нужно уже сейчас, не откладывая. И вы имеете здесь, в Америке, такую возможность. Главное – приложить собственные усилия, чтбы поскорее интегрироваться в эту новую жизнь.
И я тоже обратился к Президенту Турции. По очень актуальному вопросу: посодействовать воссоединению семей. По объективным и субъективным причинам не все турки-месхетинцы смогли покинуть Россию, хотя желали этого. Вот и получилось: часть родни в Америке, а кто-то из них вынужден продолжать мытарства в России в качестве «чужака-инородца». В Краснодаре по таким причинам осталось 1200 человек. Все их данные находятся в посольстве США в Москве.
Абдулла Гюль сразу же поручил присуствующему на встрече послу Турции в США подключиться к решению этого вопроса.
...И мулла наш Юсуф Ходжа тоже высказался. Он за то, чтобы оказавшиеся здесь турки-месхетинцы поскорее вошли в новое для них общество. К прибытию из России турков-месхетинцев, которых в Спрингфилде уже 100 семей, местные власти позаботились о том, чтобы у нас был свой исламский культурный центр, мечеть. Еженедельно там собираемся, и не только по случаю праздников или молитв. О многом говорим: о том, как лучше организовать нашу новую жизнь, как быстрее влиться в американскую дейстительность.
Я прекрасно осознаю ту насторожнность, которую у многих немусульман вызывает сегодня ислам и всё мусульманское: сразу возникают ассоциации с религиозными экстремистами, этническими конфликтами с участием мусульман. Ходит даже мнение, что ислам проповедует ненависть, призывает убивать иноверцев. Что на это сказать? Так могут утверждать лишь тех, кто сам скрывает чёрную душу. Ведь большинство немусульман понятия не имеет о Коране, Сунне (своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, исходя из высказываний и действий пророка Мухаммеда). Черпают же информацию об исламе и мусульманах из газет, телевидения, радио, где об этом чаще всего упоминается в связи с терактами, войнами и спецоперациями на Северном Кавказе.
Все мы – дети Адама и Евы, у каждого из нас – какую бы веру он не исповедовал – в жилах течёт кровь одного цвета: красного. И Бог для всех един – просто молимся мы поразному. И как все другие религии мира, ислам проповедует любовь к ближнему. Согласно корану и сунне мусульманин обязан делать добро соседям по мере возможностей. При этом он не должен пренебрегть даже малыми благодеяниями, которые может оказать своему соседу, в отличие от некоторых невежественных людей, считающих такие вещи незначительными. В священном писании прямо сказано: «Не воздаст благодарности Аллаху тот, кто не благодарит людей».
людей». Согласно корану и сунне сознательный мусульманин так же обязан делать добро как мусульманам, так и немусульманам из числа своих соседей. В книге «Личность мусульманина» разъясняется: «...великодушие ислама настолько широко, что оно охватывает собой всех людей, несмотря на различие исповедуемых ими религий».
Так что не нужно делать из ислама и мусульман чёрные пугала. Наш народ на протяжении всей своей истории вдоволь натерпелся от ненависти, терора разных мастей. Уже поэтому терроризм нам чужд – от представителей какой бы религии он не исходил. Мы – мирные, добрые, гостеприимные люди. Такими намерены жить и здесь, в благословенной Америке, где нас не считают чужаками. Жить наравне с проповедующими иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм.