ПОИМЁННО
Борис ВИШНЕВСКИЙНикто в России (да и в мире) с такой убийственной иронией и меткостью раз за разом не ставит путинский режим на единственно достойное его место - у исторической параши. И употребляя не безличные определения ("власть" или "Кремль"), а называя поименно всех его создателей и идеологическую обслугу. Путин и Медведев, Сурков и Сечин, Чубайс и Миллер, Якунин и Патрушев, Дворкович и Чуров, Кадыров и Якеменко, Дерипаска и Абрамович, и прочие волошины и дьяченки, тимченки и ротенберги, павловские-марковы-леонтьевы-пушковы из "бригады отечественных хорьков" - все они содрогаются, видя себя в блистательном зеркале публицистики Андрея Пионтковского.
Критику, надо сказать, уничтожающую. Никто в России (да и в мире) с такой убийственной иронией и меткостью раз за разом не ставит путинский режим на единственно достойное его место - у исторической параши. И употребляя не безличные определения ("власть" или "Кремль"), а называя поименно всех его создателей и идеологическую обслугу. Путин и Медведев, Сурков и Сечин, Чубайс и Миллер, Якунин и Патрушев, Дворкович и Чуров, Кадыров и Якеменко, Дерипаска и Абрамович, и прочие волошины и дьяченки, тимченки и ротенберги, павловские-марковы-леонтьевы-пушковы из "бригады отечественных хорьков" - все они содрогаются, видя себя в блистательном зеркале публицистики Андрея Пионтковского.
Среди тех, кто все эти десять лет изучал и препарировал рождение путинского режима, Пионтковский видел дальше и глубже всех.
Именно он когда-то, описывая проект "Наследник", дал беспощадную характеристику ельцинской "элите" и "державным либералам", призвавшим Путина на роль "русского Пиночета". Именно он вслух заявил о том, что не "кровавые чекисты", а "зондеркоманда суперлиберальных мародеров из СПС осуществила зачистку НТВ". Именно он назвал наступление силовиков на бизнес "бунтом долларовых миллионеров против долларовых миллиардеров", а пресловутую "борьбу с олигархией" - заменой олигархов ельцинского призыва на лично лояльных новому режиму выходцев из спецслужб. Именно он назвал Путина "самой выдающейся посредственностью нашего правящего класса". Именно он сравнил назначение Медведева президентом с "шутовской комбинацией с Симеоном Бекбулатовичем".
Именно он объяснил, почему российские горе-модернизаторы вновь и вновь оказываются у разбитого корыта - потому что "с высокомерным презрением отвергают корни западной цивилизации, ненавистный им воздух Свободы и Человеческого достоинства". Именно он - в отличие от очень и очень многих, называвших себя демократами и либералами, - отважится заявить, что если на свободных выборах победят левые, то именно левые и должны придти к власти, и что именно по этому вопросу и проходит принципиальный водораздел в либеральном лагере. И напомнил, что все идеологи и технологи 90-х (за редчайшим исключением) по-прежнему на плаву. И что "либералов" абрамовичей, волошиных, чубайсов, сечиных, юргенсов, гозманов и медведевых объединяет и кровно повязывает с "патриотами" путиными, сечиными, барсуковыми, патрушевыми, якуниными и гундяевыми глубочайшее убеждение в том, что в этой отсталой стране этому дикому народу ни в коем случае нельзя доверить выбирать власть на свободных выборах. Потому что он обязательно выберет ужасных людей, которые "поставят под угрозу дальнейший курс рыночных реформ и авторитарной модернизации - иными словами, начнут задавать неприятные и неприличные вопросы о происхождении огромных состояний и тех, и других. И это общее убеждение всегда в критический момент будет бросать системных либералов в объятия нелюбимой власти"…
Наконец, именно Андрей Пионтковский предрек, что однажды на всех кремлевских телеканалах начнут массово исполнять известное "оказался наш Отец не Отцом, а сукою". Этот прогноз еще не успел сбыться - но он обязательно сбудется.
Выражать "в меру своих скромных сил брезгливое презрение мыслящей части общества" к деятелям путинского режима" старается, - по собственному признанию, - в каждой своей публикации Андрей Пионтковский.
Когда свершится над ними всеми суд - пусть же единственным и пожизненным чтением в камере у них будут книги Андрея Андреевича.
Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель "Новой газеты",
лауреат премии "Золотое перо России"