НА КРАЮ САХАРЫ
В. СоловьёвСахара как пустыня упоминается впервые в I веке н. э. (древнеарабское слово «ас-сахра» означает «пустыня»). Ей принадлежит несколько «мировых рекордов»: самая высокая температура на земном шаре – +59 °С в тени (1939 г., Тиндур, Алжир); самая большая площадь песчаных пустынь – 600 тыс. кв. км; наименьшее количество осадков и наибольший суточный перепад температур воздуха (до 30 °С в Западной Сахаре).
Валерий СОЛОВЬЕВ
Киев
С первого дня пребывания в Тунисе — стране с многотысячелетней историей — приходит чувство некоей ирреальности. Современная и мощная индустрия, активно использующая выгодное географическое положение Туниса в системе стран Средиземноморья. Сотни первоклассных гостиниц на морском побережье (более 1200 км песчаных пляжей), способных принять в год свыше пяти миллионов туристов. Их обслуживание вносит существенный вклад в государственный бюджет. И всё это поразительным образом сочетается с древнейшими памятниками истории и культуры!..
Да, здесь есть и на что посмотреть, и чему поучиться.
Монастыри Эль-Джем, Карфаген и Хаммамет, Сус и Магдия, Кайруан и Матмаата. Эти места паломничества зарубежных гостей открылись нам во всем своём великолепии и привлекательности. А своеобразной изюминкой нашего короткого пребывания в стране был «бросок» на юг, в предгорья Тунисского Атласа и в места, где начинается Сахара (Sahara desert) — величайшая пустыня Земли.
Её горячее дыхание ощущается задолго до въезда в город Дуз, знаменитый тем, что на его окраине стоит памятник с символическим названием «Ключ от Сахары». О близости пустыни говорили пескозадерживающие сооружения перед городом высотой 1,5 — 2 метра, в значительной мере уже заполненные зыбучими песками (пески, перенасыщенные воздухом (газом или горячими парами, в пустыне), влагой восходящих источников и способные вследствие этого засасывать вглубь попадающие на них предметы, животных и человека — Ред.).
Дул сильный ветер, тучи песка носились в воздухе, образуя мелкие волны на дорогах и обочинах шоссе. Пыль проникала в салон автобуса, оседая на сидениях и вызывая опасения за сохранность оптики наших фото- и видеокамер.
Гид рассказывает, что сирокко — горячий сахарский ветер из центральных районов пустыни — появляется уже в начале лета. В странах Магриба его называют по-разному: в Марокко — шерги, в Ливии — гебли, в Египте — самум или хамсин. Порывы сильного ветра могут достигать 50 м/с, а его своенравный и слабо предсказуемый характер часто ставит в тупик предсказателей погоды.
Мы въезжали в город Дуз, общепризнанные тунисские «ворота в Сахару», около пяти часов вечера уже спала жара и немного притихла песчаная буря. Сквозь стёкла автобуса всматриваемся в незнакомую жизнь с её размеренным и привычным ритмом. Работают лавки и магазины. Мужчины, как и везде в Тунисе, сидят за столиками маленьких кафе и решают какие-то свои проблемы. По улицам проезжают современные автомобили, мотоциклы и мотороллеры, повозки, которые тянут лошади или трудяги-ослики.
Порывы ветра поднимают и стремительно несут вдоль узких улиц горячий песок. И тогда становится понятно, зачем даже в городе многие жители носят «шеши» — тюрбаны, закрывающие голову и шею и оставляющие на лице лишь щель для глаз.
На окраине города встречаем вереницу верблюдов, которые уже отправляются на заслуженный отдых после трудового дня, проведенного в песках. А какое путешествие без катания по пустыне на одногорбых верблюдах? Поэтому на окраине Дуза, вблизи «Ключа от Сахары», разбит специальный лагерь, из которого десятки верблюдов везут туристов на прогулку в пески Сахары.
Короткая прогулка в пустыню (1 — 1,5 часа) запомнится надолго. Достаточно представить картину заходящего солнца, почти скрытого пылевой завесой, море песка в каменистой равнине, неустойчивое положение на спине удивительного создания — верблюда, гортанные крики погонщика и единственное, за что цепляется взгляд — одинокую пальму на горизонте…