ПИТЕР — РИГА
Евгений ПлоткинПоезд Питер — Рига. На станции с бодрящим названием Пыталово протопал табун российских погранцов. «Что везете? Личные вещи? Личные вещи… Ну, ладно». Это на обратном пути, из Латвии, они возбудятся и засуетятся, а пока — почти пастораль и благолепие.
И вот Карсава. Нам выдали короткие анкеты, обычная пакость — фамилия, имя, номер паспорта. Пришел латышский пограничник, паренек лет двадцати, глаза серо-голубые, темнозеленый мундир, галстук, берет. Посмотрел на мой израильский паспорт, на анкету, на меня, потом снова на анкету и, задумавшись, спросил по-русски с легким, но типичным акцентом: «Цель Вашего приезда?» Сердце на секунду отбило стаккато, а язык впрягся в упряжку мыслей. Цель приезда? Ну, что тебе сказать, пацан?
Парень, ты тоже бдишь — ты их внучатый племянник по побочной линии. Линия — она и есть линия: хоть прямая, хоть кривая, как штопор — а точки все равно соединяет... Ты знаешь, что такое ждать перлюстрированных писем из-за бугра? Ты вообще знаешь, что такое «бугор»? Что такое «перлюстрация» ты, наверное, выучил.
Так что ты хочешь — цель приезда?
Я хочу выйти на залив, скинуть кроссовки и босиком подойти к морю. Море будет холодным, но перед кромкой воды будет длинный, мелкий и обязательно теплый, как детство, заливчик. Какой-нибудь карапуз уже построил около него свой песочный замок. Он счастлив, он не читал и не будет читать Слуцкого:
Я строю на песке, а тот песок
Еще недавно мне стеной казался.
Он был стеной, везде стеной остался,
А подо мной распался и потек.
Балтийский вялый прибой оставит на песке темные волнистые полоски. Нагнуться бы и пройти километра три — обязательно будет янтарь.
Что бы тебе ответить такое, парень? Такое, чтобы в унисон?
Я хочу сойти в Лиелупе и пройти по лесной дорожке к морю. Дороги-то 15 минут, но это если идти вперед к морю, а если назад по времени — то можно и не дойти... Я помню эту развилку, справа росла особенно крупная черника. Но осторожно, там можно напороться на медянку.
Ты знаешь, что такое медянка и как она шуршит по песку?
Ты знаешь, что значит «В тихом омуте черти водятся»? Как это будет по-латышски?
Цель приезда… Вот попробуй, поговори на иврите, а потом вернись в Латвию, где все говорят не по-русски, а ты все понимаешь, не вслушиваясь…
Ты знаешь, какой это кайф — чувствовать язык не головой, а любым другим местом?
Цель приезда?...
Союзпечать, союзпечать... что это за слово, что за язык? Не латышский — точно, но и на русский сейчас не очень похоже. Как тебе объяснить, парень, что такое «вопросы языкознания»? Ты даже не знаешь, как тебе повезло, что ты этого не знаешь…
Я хочу прийти к своей школе, но не входить в нее. Входить — слишком мучительно. Там, за углом, на Дзирнаву, была кондитерская. Я хочу спросить у продавщицы: «Есть ли у вас краковские пирожные?» А она ответит: «Нет». И я спрошу: «А бывают ли у вас краковские пирожные?» А она ответит: «Нет, ни разу, я уже давно здесь работаю, ни разу…» И я спрошу: «А как давно — это давно?» И она ответит: «Почти три года…» Я скажу: «Liels paldies» — «Спасибо», и пойду на улицу. Последнее краковское пирожное здесь я съел лет 20 назад.
Ты знаешь, что такое краковские пирожные с улицы Дзирнаву?
Интересно, что сейчас носят рижские школьники? Если повернуть на родную улицу Петра Стучки — как же она сейчас называется? — то будет «Антиквариат». Говорят, он выжил, и там даже работают несколько прежних продавщиц. Зайти или нет? Может, узнают?
Помню, я заходил в него уже пару лет назад. Продавщица смотрела на меня, как на привидение. Я узнал ее и сказал: «Вы меня помните?» Она сказала: «Помню», и я поверил. Я купил какую-то книгу по искусству, как в старые времена — нельзя нарушать традиции.
Парень, я хочу снова зайти в этот магазин, в этот чудом уцелевший осколок времени, я хочу снова увидеть ту продавщицу, я хочу вспомнить ее имя!
На углу Дзирнаву и Барона продавали беляши. Жирные, пахучие беляши по 17 копеек. Парень, ты можешь себе представить 17 копеек?
Ты наверняка не знаешь, что такое тяжесть в правом подреберье, у тебя все еще впереди!
Так сколько, интересно, тебе лет? Лет 19-20, наверняка, мое институтское время. Нет, это не подойдет, это уже универ, матмех, Ленинград, платформа для коричневой пены 90-х годов: «оккупант», «мигрант», «перекати-поле», и вот особенно любимое — «Иван, не помнящий родства». Кажется, тогда же, в 91-92, появились штампики — в паспорте, не на руке... треугольнички, кружочки — лагерная геометрия...
Ну как тебе объяснить, как приятно возвращаться туда, где одна мразь уже сгинула, а другая еще не появилась!
Туда ли я еду?
Так тебе 20 лет? У тебя есть друзья? Давай я спрошу тебя, с кем из них ты встретишься через 30 лет. А я еду к своим. Мы обнимемся, сядем, выпьем, и я буду смотреть на их постаревшие рожи и чувствовать тепло и свободу.
Я жду этой встречи, борюсь за нее, иду к ней. Ты знаешь, какую свободу чувствам дают общие воспоминания?..
Знаешь, какая мелодия у встречи, какой ритм у расставания, какая тональность у детской дружбы? Знаешь, какое счастье понимать, что Шпаликов в порыве гения был не точен:
По несчастью или счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места…
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того что ищем
Ни тебе, ни мне…
Ты чувствуешь, парень, Ригу? Какой у нее голос, аура, воздух? Ты ее знаешь?
Вот кошачий дом, а здесь англиканская церковь, а за углом Рижский замок, Шведские ворота, Торнис, бастионы. Я чувствую глину необожженного кирпича стен старого города, я вижу камни городского канала, я знаю проходные дворы и спрятанные каменные маски городских скульптур. Каретник на площади Гердера, он еще стоит? А фигурка лива на колонне у Домского, за 13-ю ступенями, еще не воссоединилась с финно-уграми?
Я пойду по диабазу мостовых, я найду этот диабаз и отобью кусочек детства себе на память, домой в Тель-Авив. Я возьму фотоаппарат и буду до безумия фотографировать душу города. Рижский модерн Эйзенштейна опьянит меня, а каштаны возле бывшей песочницы в бывшем Кировском парке отогреют.
Цель поездки, цель поездки…
Я сглотнул и твердо сказал: «Turisms».