Бостонский КругозорИСКУССТВО

ДВА ГОДА СПУСТЯ

«Судьбы дар щедрый» – так называлось опубликованное два года назад («Кругозор» № 6(10), 2007) эксклюзивное интервью с гостем номера – Стасом Шпаниным из Массачусетса, 16-летним рекордсменом Книги рекордов Гиннеса. За это время Стас, хоть ещё не достигший по законам США совершеннолетия, заметно вырос. А его искусство? И разговор продолжается...


Возвращаясь к напечатанному

 


С мэром г. Стамфорда Даниэлем Р. Маллоем

«Судьбы дар щедрый» – так называлось опубликованное два года назад («Кругозор» № 6(10), 2007) эксклюзивное интервью с гостем номера – Стасом Шпаниным из Массачусетса, 16-летним рекордсменом Книги рекордов Гиннеса. За это время Стас, хоть ещё не достигший по законам США совершеннолетия, заметно вырос. А его искусство? И разговор продолжается...

– Стас, мы с тобой встречались почти два года назад. Итак, два года спустя...

– Как будто это было вчера... Действительно, два года промчались незаметно, а так много произошло за это время и в личной жизни, и в моей карьере художника.

– Давай по порядку, начнем с личной жизни...

– Я стал студентом Хартфордского университета, а выбранная мной специальность была определена задолго до этого – искусство. Четыре месяца назад родилась моя сестра...

– Поздравляю, впечатляющие события! Какая же разница в возрасте между вами?

– 18 лет... Я с удовольствием остаюсь с сестрёнкой, когда родителей нет дома...

– Кстати, редакция прошлый раз получила письмо с просьбой, чтобы ты в следующем интервью познакомил нас со своими родителями.

 


С Евгением Евтушенко

– Моя мама – программист, а её второй муж, который стал мне очень близким человеком, преподаёт математику в колледже города Халиок.

– Теперь понятно, почему ты художник...

– История практически не знает примеров, чтобы у великих художников дети становились тоже великими. С этой точки зрения, у меня неплохие шансы, мои родители – не художники.

– С этим ясно. Нравится тебе учится в университете? Отличные оценки случаются или только по рисованию?

– В университете мне учиться нравится, и по итогам первого семестра у меня все отличные оценки. Поэтому анекдот про Малевича – не про меня.

– Расскажи его...

– Малевичу учителя в институте поставили плохие оценки, и чтобы родители их не увидели, он замалевал всё это... Так появился величайший художественный шедевр – «Черный Квадрат».

– Вот мы невзначай коснулись великого искусства, и, наверное, сейчас самый подходящий момент рассказать, что у тебя произошло в этом направлении за прошедшие два года.

 


Портрет Евтушенко работы Стаса Шпанина

– С успехом прошли мои выставки в ноябре 2007 года в Еврейском центре (JCC) в Спрингфилде, штат Массачусеттс; в мае 2008 года – в JCC г. Стамфорд, штат Коннектикут, и в феврале 2009 года – в JCC г. Скарсдайл, штат Нью-Йорк. Это был проект, посвящённый 60-летию государства Израиль. Эта тема близка мне, и я счастлив, что нашёл понимание и абсолютную поддержку руководителей этих центров.

– Кстати, давай напомним нашим читателям, что ты – единственный иностранец – член Союза художников Израиля и победитель культурной программы 15-й Всемирной Маккабиады 2001 года в Иерусалиме. Входит ли тема Израиля в планы твоих проектов на ближайшее время?

– Сейчас ведутся переговоры о презентации моей работы руководителям государства Израиль во время 17-й Всемирной Маккабиады, которая пройдёт в Израиле в июле этого года...

– Кто ведёт эти переговоры, кто члены твоей команды?

– Члены моей команды – моя семья и близкие к ней люди, друзья семьи. Непосредственно за вебсайт отвечает моя мама, которая и создала его, а переговоры ведёт мой дядя – Михаил Шур, ещё со времен, когда мы жили в Баку. Все мы – одна семья: один за всех и все за одного!

– Ты знаешь, это девиз не только мушкетёров, но и Всемирной Шахматной Федерации.

– Отец и сын Дюма принадлежат к числу моих любимых писателей. Ещё несколько лет назад я зачитывался их романами: «Три Мушкетёра», «Королева Марго», «Двадцать...» и «Десять лет спустя...», а к шахматной федерации имею самое родственное отношение: мой дядя – Мастер спорта международного класса по шахматам...

– С девизом теперь всё понятно. А кто сейчас твои самые любимые писатель и поэт?

 


Она – блондинка

– Сейчас, к сожалению, у меня остаётся очень мало свободного времени для чтения. Да и очень трудно назвать только одного писателя или поэта. Пожалуй, сейчас я больше увлечён творчеством Чехова и Набокова, а из современных писателей с удовольствием читаю Дена Брауна, как на русском, так и на английском... Из поэтов, буду казаться старомодным, – люблю Пушкина. Из современных – наверное, Евтушенко. Кстати, я недавно был на выступлениях Евгения Александровича, которые с большим успехом прошли в Нью-Йорке, в Спрингфилде и в Бостоне, и, думаю, что с моим мнением согласится большинство зрителей, побывавших там.

– Я присутствовал на концерте в Бостоне и видел, как ты прямо во время концерта рисовал читающего со сцены Евтушенко, а затем показал ему портрет...

– Действительно, с разрешения Евгения Александровича я рисовал его во время его выступлений в Спрингфилде и в Бостоне. Портрет ему понравился, но он посоветовал сделать некоторые корректировки. С чем-то я согласился, что-то сделал по-своему, и отправил картину поэту. Надеюсь, мой «Евтушенко» найдёт своё место в знаменитой коллекции Евгения Александровича.

– Стас, я знаю, твоя «Мадонна-11» – в коллекции Джорджа Буша-младшего. И он прислал тебе благодарственное письмо с наилучшими пожеланиями. Расскажи, пожалуйста, об этом.

– Это правда, но не сама картина, а её репродукция. Вы знаете, по-моему мнению, последствия 11 сентября 2001 года могли бы быть намного страшнее и для Америки, и для всего человечества, если бы не два человека – 43-й Президент США и бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани. Они смогли сделать самое главное – минимизировать, насколько это было возможно, последствия той трагедии и не допустить новых страшных терактов. Эта картина написана не только моей рукой, но и сердцем, и в память о шестой годовщине этой трагедии я подарил репродукцию этой картины Президенту. Подарил в благодарность за его действия в тот момент, в память погибших, и чтобы моя «Мадонна-11» была ангелом-хранителем Америки.

– Что еще запечатлелось в памяти как яркое событие в твоей художественной жизни последних двух лет?

– О, наверное, таких было не одно. Несомненно, это приглашение Аллы Баратта снять фильм обо мне в её знаменитой телепрограмме «Визави с Аллой Баратта». Этот двухсерийный фильм на канале RTVi был показан в мае прошлого года к моему 18-летию. Я получил много звонков и писем из разных стран мира от знакомых и совсем незнакомых мне людей, посмотревших этот фильм. Я очень благодарен Алле за её приглашение, ведь сняться в её программе, где снимаются самые знаменитые люди мира, – это не только огромная честь, но и колоссальный заряд, и стимул на будущее.

Бесспорно, также таким событием можно считать решение газеты «Republican» – самой крупной газеты в нашей местности – сделать клип обо мне и поместить его на главную страницу вебсайта газеты. Несколько месяцев назад прошли мои съемки на общественном телевидении Ньютона. Мария Герштейн (автор фильма о Набокове) пригласила меня сняться в её программе, которая станет частью фильма о русскоязычной эмиграции Америки. Предположительно, в апреле этого года жители Ньютона смогут увидеть этот фильм.

– Стас, расскажи, пожалуйста, о своих творческих планах на ближайшее время.

– Второго мая состоится открытие моей персональной выставки в музее города Вестфилд. Это прекрасный музей, в коллекциях которого есть шедевры мирового творчества, и выставляться в таком музее – это честь для любого художника. Выставка продлится целый месяц – до 31 мая. На этой выставке будет представлена абсолютно новая коллекция моих картин, в новом, придуманном мной, стиле, который я назвал новым течением неосюрреализма. Эти картины ещё никогда и нигде не выставлялись. Я приглашаю всех читателей «Кругозора» на эту выставку, и, как я обещал два года назад, мои первые пригласительные билеты будут посланы журналу «Кругозор»!

– Спасибо большое за приглашения, я не сомневаюсь, что многие читатели нашего журнала с удовольствием посетят твою выставку. Но я не могу удержаться от вопроса, ты просто заинтриговал: что это за новый стиль, открытый тобой?

– Новое течение неосюрреализма – это не тот классический сюрреализм, который был начат Сальвадором Дали. Это моё восприятие мира, моя реальность. В этой реальности я оставляю часть холста нетронутым моим воображением, так как это и есть на самом деле, а другая часть – это игра моего воображения, как я вижу всё это в своём мире. Объединено это в моих новых картинах невидимой нитью, нитью, связывающей реальность с моим внутренним миром. Так ещё картины никто не писал, и поэтому я назвал этот стиль новым течением сюрреализма.

– Стас, два года назад, после того как вышла наша статья, в редакцию обращались люди разного возраста: совсем молодые, как ты, и постарше. И они искренне восхищались твоими картинами и желали тебе больших творческих успехов. Сейчас, два года спустя, можно смело сказать: ты на правильном пути. Удачи тебе и до новых встреч!

 ***

Из архива «Кругозора»:

Сегодня картины этого уже признанного художника украшают коллекции музеев мира и известных персон. В частности: Библиотеки Конгресса США, Музея Современного Искусства (Нью-Йорк, США), Музея Славы Всемирной Маккабиады (Иерусалим, Израиль), Музея Мужества и Славы (Хадера, Израиль), Норвежской Гуманитарной Миссии (Осло, Норвегия), Музея Детского Творчества (Прага, Чехия), Посольства Израиля в Азербайджане, коллекции Президента США Джорджа Буша-младшего, ныне уже покойного Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева, мэра г. Салерно (Италия), мэра г. ОливертоЧито (Италия), мэра г. Натания (Израиль), министра транспорта Японии, Управления Пожарной Охраны Нью-Йорка, поэта Е. Евтушенко, Еврейского Центра в г. Стамфорд (Коннектикут) и т. д.

***

Из прессы:

Июль 1999 г. Всемирно известный итальянский художественный журнал «Miscellanea» писал о работах Стаса: «…они (работы Ред.) сравнивают молодого одарённого человека из Баку с великим Ван Гогом, особенно в его уникальном чувстве цветов.

Май 2003 г. Газета «The Washington Post» заметила, что Стас Шпанин может блестяще выполнять в красках цветной натюрморт и яркие уличные сцены, умело рисовать карандашные эскизы и создавать головокружительные и тревожащие абстрактные образы.

Май 2004 г. Всемирно известный журнал «National Geographic» опубликовал статью о художественных достижениях Стаса.

Ноябрь 2007 г. Спрингфилдская газета «The Republican» заключила: «Его использование цвета было сравнимо с голландским живописцем Винсентом Gogh, хотя художник сказал, что он является частично приверженцем итальянского живописца Модильяни».

Май 2008 г. Газета «Stamford Times» опубликовала статью о художественных достижениях Стаса во время его персональной выставки в Стамфорде (Коннектикут).