"ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ"
Алла ЦЫБУЛЬСКАЯЭтель-Новикова внезапно словно надламывается. Попытка завязать новые отношения ("Почему нет?") - обречена… Переход к близости непереносим для нее. Поздно! Старая боль об умершем муже возвращается, искажая лицо Этель. И тут режиссура находит неожиданный поворот в передаче сценического состояния героини в пограничном состоянии. Оставшись одна, Этель тихонечко плачет и что-то бессвязно говорит, потом почему-то пальцами берет по кусочку мясо из своего кисло-сладкого жаркого и как бы машинально ест, полузастыв. Она почти в прострации…
Исаак-Башевис Зингер ошеломляет парадоксами сюжетов почти в каждом своем рассказе. Но один из них - "Поздняя любовь" или "Последняя любовь"- возможно расхождение в эпитете, что зависит от перевода, - таит в себе трагический парадоксальный поворот. Короткий по протяженности и страшный по сути, он, может быть непреднамеренно для автора вырывался из повествовательности и предназначался для драматической сцены. Что понял и почувствовал журналист В.Мухарьямов, написав пьесу по этому рассказу, сочинив диалоги и укрупнив характеры и эпизоды. И тогда персонажи вышли из легких зарисовок рассказа и предстали колоритными и импульсивными, конфликтными или примиренными по законам драматургии…
Она - ее зовут Этель - в исполнении Клары Новиковой, звезды российской эстрады - это изящная грациозная женщина с медно-золотистыми волосами и со звонким ломким в модуляциях голосом. Возможно, впервые играя драматическую роль, актриса не солирует, а выстраивает взаимоотношения с партнерами. Ее комедийный дар здесь не привычный козырь, а убежище для трагической души.
Он - его имя Гарри, сыгранный Леонидом Каневским, чья популярность не нуждается ни в каких подтверждениях, - это крепкий орешек, который, несмотря на возраст и недуги, при появлении Этель, обнаруживает в себе, что он - еще не развалина в халате и тапочках, с проблемами простатита, а мужчина и джентльмен.
И, наконец, его верный друг Марк, представленный замечательным артистом театра и кино Эммануилом Виторганом, подающим каждую реплику с необыкновенной серьезностью, словно не замечая, как она превращается в комедийную репризу…
Поначалу мастера сцены и разыгрывают комедию, являя высший пилотаж в своем искусстве. Публика "шла на них", испытывая интерес к тому, как пьеса В.Мухарьямова по рассказу нобелевского лауреата И.Б. Зингера "Поздняя любовь" будет исполнена. Театралы Америки не забыли, что в 2002-ом году с этим произведением их познакомил Канадский русский драматический театр в постановке Григория Зискина. Образ Этель воплотила Анна Варпаховская с какой-то тайной печалью, просвечивающей через шутливый тон. Гарри Бендинера играл не готовый смириться со старостью своего героя Э.Марцевич. Марка - шумно, с напором как персонаж из анекдота - Л.Сатановский. Герои - чудом уцелевшие в аду Холокоста польские евреи. Они нашли спасение в Нью-Йорке, затем переехали в Майами…
Оказалось, эти образы могут обрести иную плоть и кровь. В другом спектакле у них завязываются иные взаимосвязи. И шутить они будут иначе по интонации. Да и страдание, пик болевого момента, трагическая сцена, которую ничто не предвещает в нынешней постановке,могут быть переданы с иной экспрессией.
Комната Гарри, куда заходит его новая соседка Этель познакомиться, станет зеркальным отражением ее комнаты, когда он при парадном костюме и в до блеска начищенных ботинках явится по ее приглашению на ужин.(Сценография - художник М.Краменко). Только все, что там была справа: диван, стол, кресло, теперь будет водружено слева. А над интерьером комнаты будет подвешен экран, проецирующий виды-воспоминания прошлого, и в какой-то момент на нем появится знаменитый двойной портрет летящих шагаловских влюбленных…
О, безумный, гонимый и вечно снимающийся с насиженного места еврейский народ! Что побуждает тебя искать судьбу в других мирах? Преследования? Не только. Подчас и собственный дух беспокойства… Ведь в самом начале Марк говорит Гарри, тревожась о нем, одиноком, - "Мы уезжаем"… Да, он и упоминаемая им жена Голда отправляются в Израиль, там они уповают найти покой. Хотя в живых из близких - никого. Это теплота Марка хранит годы Гарри… И рядом они - невысокий Гарри-Л.Каневский и "завышенного" роста Марк-Э.Виторган - просто классическая пара: Пат и Паташон, Бим и Бом, два грустных комика, перебрасывающиеся остротами…
Выясняется, что именно Марк и его неприсутствующая на сцене жена поставили на кладбище памятник умершей жене Гарри. Он не простил ей, что после двадцати лет супружества, за четыре года до своей смерти она ушла от него… Достигнув финансового благополучия, он не смог противостоять злому року судьбы: двое его детей в результате несчастного случая погибли. Где-то далеко проживал единственный потомок - легкомысленный внук…
"Романтический" ужин, на который Этель - новая соседка - пригласила Гарри, становится для него событием. Льется ее мелодичный голос, каждая последующая фраза словно нанизывается на предыдущую, что-то очень смешно, как, например, высказывание о том, что после ее рассказа об Испании Гарри ехать туда уже не будет нужно. И все становится почти легко. И он уже не поднимает на нее оценивающе густые брови, а просто радуется вместе с ней… Только ее веселье, не поддельное ли оно? Но она на все согласна, видимо, одиночество оказалось не меньшей мукой, чем смерть любимого мужа…
"Что знает женщина одна о смертном часе"?
Гарри ее больше не увидит. Поутру он в упоении, молодея, будет читать Марку строки библейской Песни Песней, пока голос консъержки за дверью не сообщит, что новая соседка ночью выбросилась из окна. Была ли она нервно истощена? Несомненно!
В спектакле Канадского театра Этель-А.Варпаховская говорила Гарри до завтра так, что было ясно: никакого завтра не будет. Она стояла к публике спиной и смотрела в окно. И вся ее фигура выражала невыносимое страдание. Милая, домашняя, немножко полноватая еврейская женщина вырастала в героиню античной трагедии.
В спектакле театра Гешер ни о чем страшном нельзя было догадаться. Этель-К.Новикова - явление праздника, а не домашней рутины, звезда на скучном небосклоне, она падала с него, обрывая жизнь внезапно. Являлась как фея. И исчезала как фея. И это смертельное падение вниз на пороге возможно нового витка судьбы побивало все рекорды человеческого отчаяния. Ей было 57 лет, ему - 82. Кто сказал, что в этом возрасте люди уже не могут быть счастливы?
Два разные театральные решения передавали состояние женской души в трагический момент: когда никто не в силах помочь, когда призвать можно только собственные внутренние силы. И каждое из этих театральных решений было убедительным по силе воздействия.
А после случившейся катастрофы с героиней в спектакле театра "Гешер" оставшиеся - словно оглушенные - куда-то заторопятся: Гарри - в аэропорт, разыскивать своего внука и незнакомую дочь Этель; Марк - проводить Гарри и собираться самому в дорогу. Радиоголос объявит о полете, и…
Этель - такая, какой Гарри увидел ее впервые, придет и сядет с ними рядом. Сопровождающая спектакль мелодия вальса (Ави Беньямин) заполнит собой все пространство, и Этель снова засмеется, уже свободная от боли, разрывававшей ее существо, и им всем станет хорошо вместе.
Это и будет финал, с описания которого начинался наш разговор. На этот спектакль не нужно зазывать телевизионной рекламой со словами: "Так вы еще никогда не смеялись!". На него нужно пойти, чтобы улыбаться шуткам, и восхищаться стойкостью еврейского национального характера, и испытать сопереживание трагической участи героини.
Что касается воплощения ее образа, то при невольном возникшем сопоставлении двух сценических прочтений каждое вызывает волнение.
Сила неодолимого чувства героини в канадском спектакле обжигала.
Хрупкость обретенного ею "надмирного" успокоения в спектакле израильского театра "Гешер" становилась пронзительной оттого, что восходила к горным высотам.
____________________________________
На фото:
1. Сцена из спектакля "Последняя любовь" израильского театра "Гешер": Этель - Клара Новикова, Гарри - Леонид Каневский, Марк - Эммануил Виторган;
2. Канадский театр имени Л. Варпаховского. Исполнительница роли Этель - Анна Варпаховская.