Бостонский КругозорИз журналистского досье

КЛАДОИСКАТЕЛИ

Окончание. Начало см. «Кругозор» №1 (сентябрь 2006 г.)

Продолжение. Начало см. «Кругозор» №1 (сентябрь 2006 г.)

У каждого журналиста есть своя сокровищница, где сберегаются факты, имена, истории. В блокнотах, компьютерах, на аудио- и видеокассетах. Хранятся до поры-до времени, а когда нужный момент наступает — превращаются в новые статьи, очерки, эссе…
В журналистской сокровищнице Арпинэ Баблоян есть раздел, посвящённый тайнам других сокровищниц — кладов, спрятанных вглубь времени или пропавших. Может быть, когда-нибудь это досье ляжет в основу увлекательной книги. Пока же Арпинэ любезно предоставила отрывки из него журналу «Кругозор».

Наверное, не всем известно, что Роберт Льюис Стивенсон описал клад реально существующий, спрятанный на острове Кокос у берегов Коста-Рики. Этот маленький (6,5 км в длину, 3,2 км в ширину) остров уже полтора века привлекает внимание кладоискателей всего мира. По приблизительным подсчетам, на нем уже побывало свыше 500 экспедиций, участники которых вложили в поиски сокровища миллионные состояния. Сотни людей погибли – а сокровища так и не найдены до сих пор.

Что же хранит в себе этот таинственный остров? С момента его открытия в 1526 году, на нем можно было обнаружить разве что кокосовые пальмы, благодаря которым остров и заслужил свое название. В XVIII веке торговые корабли заходили на остров, чтоб пополнить запасы дров, пресной воды, и, конечно же, кокосов. Однако среди любителей кокосов были не только купцы, но и пираты. Их, в отличие от всех остальных мореплавателей, на материке не очень-то жаловали. Поэтому и решили пираты обосноваться на Кокосе. С тех пор история острова покрыта тайнами, загадками и легендами. Такие знаменитые в пиратских кругах личности, как Эдвард Дэвис, Вильям Дампир, а, по некоторым сведениям, даже капитан Кидд, выгружали на острове награбленное золото и прятали его.

Самые интересные легенды связаны с именами двух известных пиратов: Александра Грэхема и Скотта Томпсона.

Осенью 1820 года на испанских колонизаторов наступали с юга войска освободителя Аргентины, Чили и Перу генерала Хосе Сан-Мартина. С севера столица Перу была отрезана от испанских владений войсками Симона Боливара. Поэтому вице-король Перу Хоакин Песуэла решил переправить государственные богатства в Панаму. План благородный, но дерзкий. По версии испанцев, современная оценка перуанской казны достигает 10 миллионов песо, англичане оценивают её в 30 миллионов фунтов стерлингов, а американцы – в 30 миллионов долларов. Легенда говорит о том, что среди этих ценностей есть отлитая статуя Богоматери, высотой больше, чем человеческий рост, весом около 390 кг, усыпанная драгоценными камнями, из которых самые замечательные – четыре изумруда размером с куриное яйцо и шесть еще более крупных топазов. Статую украшают четыре золотых креста с большими алмазами. Рассказывают и об инкрустированном самоцветами сундуке с золотой церковной утварью, о сундуке весом 60 кг с золотыми футлярами для хранения церковных реликвий, причем футляры усыпаны 624 топазами, сердоликами, изумрудами и 12 алмазами, а сам сундук выкован из серебра и украшен 860 рубинами и 19 алмазами. Там же и ящики с 4 тысячами испанских золотых дублонов, 5 тысячами мексиканских монет, 14 мечами и 64 кинжалами, ящик с 3840 отшлифованными и 4265 необработанными драгоценными камнями, с кольцами и браслетами, 7 ящиков с 22 золотыми подсвечниками, усыпанными 165 рубинами – весом около 125 кг.

Что бы ни было среди этих ценностей, их скрытно погрузили в трюм одного из пяти стоявших в Кальяо галеонов под названием «Релампага». У входа в Панамский залив кораблям преградил дорогу бриг пирата Грэхема, более известного под кличкой Бенито Бонито. Грэхем, как и Дампир, некогда служил в королевском флоте. Он был командиром брига «Девоншир» и даже отличился в Трафальгарском сражении. Но со смертью адмирала Нельсона заслуги героев Трафальгара перестали ценить по достоинству, и командир Грэхем превратился в пирата Бенито Бонито. Еще одну кличку – Кровавый Клинок – бывший герой «заслужил» своими злодеяниями. Пиратская интуиция не подвела – из всех галеонов корсары Бонито выбрали «Релампагу» и в абордажной схватке овладели им. Какой же приятный сюрприз ждал их в трюме! Пираты повели судно к острову Кокос. Там, на берегу бухты Уэйфер, в подземной пещере, Бонито спрятал ценности. Вскоре два английских брига настигли пиратское судно у берегов Коста-Рики. Александр Грэхем был казнен, и унес тайну клада с собой в могилу.

Вторая легенда о том же сокровище утверждает, что оно было отправлено из Кальяо на пиратском судне Скотта Томпсона «Мери Диир». Испанцы обещали корсару большое вознаграждение, погрузили в трюм его брига «важные государственные документы» и приставили свою охрану. Но провести пиратов было трудно. Они перебили испанскую охрану и заглянули в трюм. Обрубив якорный канат, коварный бриг ринулся в открытый океан. За ним устремился военный корабль, и в бухте Уэйфер острова Кокос догнал судно Томпсона. К тому времени сокровищ в трюме уже не было, и испанцы повесили всех, кроме самого Томпсона и его старшего штурмана. Их повезли в панамскую тюрьму, надеясь добиться признания. Но штурман скончался по дороге, а капитан не выдавал тайну клада, понимая, что это единственный способ сохранять себе жизнь. В 1821 году волна освободительной борьбы дошла до Панамы, и на свободу были выпущены все узники испанских тюрем, в числе которых оказался и Томпсон. Он переехал жить в Канаду и начал собирать деньги для экспедиции на остров Кокос. Он даже заключил соглашение с капитаном Киттингом, но перед самым плаванием тяжело заболел, и перед смертью отдал Киттингу карту острова со схемой клада.

Экспедиция Киттинга отправилась на остров. Капитан и его компаньон Боуг пытались скрыть цель поездки от остальных членов команды. Вдвоем они сошли на берег якобы поохотиться, и этим вызвали подозрение. В их отсутствие матросы обыскали каюту Киттинга и нашли мешок с драгоценными камнями. Команда потребовала объяснений и дележа. Капитан и Боуг для вида согласились, а ночью снова ушли с судна и спрятались в пещере. Моряки искали их, но не нашли, и покинули остров без них.

Через некоторое время случайный китобоец подобрал на берегу острова измученного человека. Это был Киттинг, рассказавший, что его команда подняла мятеж и захватила бриг, а его оставила на берегу. О Боуге Киттинг не сказал ни слова. Предполагают, что он убил его в пещере при дележе клада. С китобоями он вернулся в Ньюфаундленд, привезя в остатках одежды горсть драгоценных камней. Перед смертью он передал карту Томпсона приятелю, а тот сделал ее всеобщим достоянием. Теперь любой желающий может купить ее в «Атласе сокровищ», изданном в 1952 году в Нью-Йорке.

Суеверные люди говорят, что золото пиратов «проклято». Возможно, этим неудачливые кладоискатели пытаются оправдать безрезультатные поиски. Приведу всего лишь одну историю, связанную с дальнейшими поисками этого клада. Летом 1962 года на остров Кокос высадилась группа кладоискателей из Франции. Среди них были: спелеолог Роббер Верн, журналист Жан Портелл и писатель Клод Шарлье. Они широко разрекламировали свои планы поисков пиратского золота, рассчитывая на то, что даже если сокровищ не будет, расходы окупятся гонорарами за напечатанную о приключениях книгу, а также телеи радиопередачи. Но поделиться своими историями с почтенной публикой им так и не довелось. В момент, когда кладоискатели осматривали выходящий в море грот в бухте Чатам, неожиданно заглох мотор лодки. Весла лежали на дне, придавленные палаткой. Набежавшая сбоку волна опрокинула лодку… Журналист и писатель утонули, а Верна выбросило на скалы. Только через два месяца случайное судно сняло его с острова.

Продолжение следует.