Украинская армия, секретное оружие
Александр Брусенский...в день 24 годовщины независимости Украины на киевском Крещатике состоится военный парад. Перед тысячами киевлян и гостей столицы пройдут торжественным маршем представители Вооруженных сил и Национальной гвардии. Организаторы парада не скрывают того, что он призван не столько продемонстрировать боевую мощь страны, сколько приумножить патриотический дух нации. Украинцы должны увидеть свою армию и убедиться в том, что это уже не то войско, которое еще полтора года назад - с началом боев на востоке страны, оказалась не боеспособным. Теперь армия, словно мифическая птица Феникс, возродилась и готова защитить территориальную целостность страны...
Как волонтеры "подстраховали" правительство
Тысячи людей по всей Украине присоединились к волонтерскому движению, внося посильную лепту в обеспечение участников антитеррористической операции. Волонтеры собирали для бойцов и командиров одежду и обувь, лекарства и продукты, ремонтировали боевую технику и военные госпиталя, закупали каски, бронежилеты, тактические очки, бинокли, приборы ночного видения, конструировали и изготавливали беспилотные аппараты, плели маскировочные сети и "кикиморы" для снайперов, снабжали туалетной бумагой, водой и батарейками для фонариков и прочим необходимым имуществом. Всем, без чего было бы невозможно вести активные боевые действия и просто выжить на передовой.
Государственные чиновники с готовностью принимали помощь от волонтеров, и всячески демонстрировало свою приязнь к этим неравнодушным до проблем армии людей. Причем, на самом высоком уровне. Только в июле 2015 года президент Украины Петр Порошенко дважды официально встречался с волонтерами. Причем, не только поблагодарил их за титаническую проделанную работу, но и "нагрузил" общественников новыми задачами. В частности, организацией волонтерского контроля над проведением процесса борьбы с коррупцией и контрабандой в зоне АТО.
"Волонтерский контроль должен стать реальным механизмом борьбы с коррупцией в зоне АТО. Уверен, что совместная и скоординированная деятельность с силовыми структурами поможет нам эффективно противостоять нечестным дельцам, которые зарабатывают на горе украинцев", - заявил президент на встрече с волонтерами 6 июля 2015 года.
Уже через три недели после этой встречи П. Порошенко снова пообщался с волонтерами. Гарант поблагодарил активистов за все, что они сделали для войска и признал, что без них не удалось бы приблизить украинскую армию к стандартам вооруженных сил европейских стран.
"С помощью волонтеров всего за несколько месяцев сделано то, чего в военном ведомстве не могли за все предыдущие годы: введены стандарты НАТО в вещевом обеспечении, а так же новые технические условия для обеспечения Вооруженных сил Украины…", - обратился президент к волонтерам.
Отдельно глава государства поблагодарил активистов за введение процедуры электронных закупок и компьютерных технологий в работе министерства обороны. В частности, компьютеризацию медицинского обеспечения военных.
"Сейчас украинское общество может видеть, как эффективно используются средства увеличенного военного бюджета, когда страна отдает последнее, чтобы обеспечить надежную защиту и оборону", - сказал президент, имея в виду роль волонтеров в осуществлении контроля над расходованием средств из военного бюджета.
Правда, еще на пике волонтерской активности в обществе были слышны голоса, ставящие под сомнение целесообразность перебирания на себя общественными активистами функций государства. В частности, по снабжению своих вооруженных сил. На что выделяются огромные суммы из государственного бюджета. В какой-то степени волонтеры сами дали ответ обществу и открыли глаза на происходящее в украинской армии.
Так, популярная на Полтавщине газета "ТелеграфЪ" рассказала о волонтере, который изнутри видел процессы, происходящие вокруг закупок для армии необходимого имущества. И о том, что без волонтерского контроля военнослужащие не получили бы многое из того, что им поставляют.
"Богдан Ковалев - единственный кременчугский волонтер, официально принятый на работу в Министерство обороны Украины. Он прошел очень серьезный отбор на конкурсе "Волонтерский десант" и с ноября 2014 года работает в службе тыла Генштаба. В конкурсе принимали участие 400 украинских волонтеров. Всего восемь из них (в том числе, и Богдан) работают сегодня в структурных подразделениях Минобороны. Идея внедрить волонтеров на службу в Минобороны принадлежит самим волонтерам. Её поддержали Президент Украины и министр обороны. Предполагалось, что волонтеры смогут поломать коррупционные схемы, существующие в структуре службы тылового обеспечения и департамента госзакупок Министерства обороны. Прежде, чем попасть на работу в Министерство обороны, Богдану пришлось пройти проверку на полиграфе - детекторе лжи. "ТелеграфЪ" спросил Богдана Ковалева о том, почему Минобороны до сих пор нормально не обеспечивает бойцов на передовой едой? Ответ волонтера нас шокировал. Он сказал:
- Я вам скажу, возможно, очень неприятную вещь. На самом деле, на складах еды достаточно. Но, по нашим наблюдениям, в 60-70% случаев заявки на доставку еды в подразделения просто не доходят через тыловую службу до Киева, до министерства. Проблема в том, что тыловики из подразделений не хотят быть неудобными для своего начальства - они не хотят добиваться, настаивать и требовать: нам это положено, выдайте.
"ТелеграфЪ" спросил волонтера и о том, что правда ли гуманитарную помощь иностранных государств часто разворовывают? Богдан ответил:
- Да, такое было. Была очень неприятная история еще летом 2014 года. Канадцы прислали в Украину два самолета с очень хорошими бронежилетами и касками. И все это пропало, было разворовано. Там вообще какая-то странная история получилась, изначально канадцы направляли груз для Вооруженных Сил Украины, но его почему-то перенаправили пограничникам. До них он тоже не дошел... В конце концов, когда канадцы захотели проверить, где находятся бронежилеты и каски, которые они прислали в Украину, им показали только тактические очки - они дешевле всего стоили, поэтому, наверное, и дошли до солдат. Все остальное так и не нашли. Знаю, что волонтеры потом бегали по Киеву, искали и выкупали те бронежилеты. Это был большой позор. Да и канадцы отреагировали не очень хорошо: мы вам помощь шлем, а вы её на базар...
В настоящий момент Богдан отвечает за прием и сопровождение гуманитарных грузов, прибывших из Канады. Первый канадский борт с гуманитарной помощью он принял в ноябре 2014 года:
- 28 ноября в Борисполе приземлился канадский самолет, который привез три тысячи комплектов военной формы и обуви (берцев). Мы вместе с канадской волонтеркой Еленой Кошарной обеспечивали сохранность груза. Сперва был официоз - приехал замминистра обороны, офицеры, послы. Потом все разъехались, а мы с Еленой до 12 ночи принимали груз. Потом сели в грузовики и поехали в воинскую часть, куда должны были доставить гуманитарку. Там все лично пересчитали, закончили в четыре часа утра. Мы лично проверили, дошли ли 1700 комплектов в 93-ю бригаду…
Позже в одесском порту Богдан встречал ещё два борта - канадские корабли доставили в порт 42 морских контейнера с гуманитарной помощью для украинских бойцов - 70 тысяч пар берцев и 30 тысяч комплектов формы. Богдан утверждает, что именно благодаря этой поставке удалось своевременно обеспечить обмундированием четвертую волну мобилизации в Украине. Но получить груз в одесском порту и доставить его по назначению оказалось непросто. И не только "таможня не давала добро". Ознакомившись с документами, волонтеры увидели, что за перевозку контейнеров на расстояние всего в 20 километров транспортная фирма, выбранная службой тыла, требует оплату в сумме 380 тысяч гривен. Волонтеры решили, что это очень дорого и решили сэкономить бюджетные деньги, организовав перевозку своими каналами…".
Благотворительность на последнем дыхании?
Но уже сегодня волонтерское движение, зарожденное в часы самых трагических событий на украинском Донбассе, и которое своей активностью и возможностями удивляло мировое сообщество, чахнет просто на глазах. Благотворителям все трудней и трудней собирать необходимые для армии вещи и пожертвования. Причиной кризиса в волонтерском движении, вернее, его возможностях, называют тотальное обнищание украинцев, которые выступали главными "спонсорами" волонтерских инициатив. Простой народ, который полтора последних года делился последним с армией, сам едва выживает в условиях экономического кризиса. Так же страдают от экономического кризиса и украинские предприниматели, возможности которых делиться прибылью с обществом заметно упали. Если вы поинтересуетесь содержимым волонтерских урн, с которыми они ежедневно выходят на улицы для сбора пожертвований на армию, то уже не увидите в них крупных купюр, как было еще недавно. Украинцы сегодня неохотно расстаются с последними кровными, и жертвуют на войско мелочь…
Ситуацию с проблемами волонтерского движения сегодня обговаривают даже в официальных кабинетах. В том числе, и на уровне областных государственных администраций - высших исполнительных органов в регионах Украины. Обсуждали этот вопрос и в Полтавской ОГА, где чиновники и общественные активисты встречались с местными волонтерами. Дискуссия, которая завязалась на совещании, закончилась неутешительным выводом: потенциал волонтерского движения, в частности на Полтавщине, действительно слабеет. И это при том, что армии все еще необходима их помощь. Не скрывали этого и сами военнослужащие, принимающие участие в дискуссии. В частности, офицеры одной из бригад армейской авиации рассказали журналистам, что волонтеры и сегодня продолжают обеспечивать их продуктами и обмундированием. Это - не считая закупки общественными активистами для авиаторов инструмента, бензопил, газонокосилок и прочего имущества, необходимого военным. Заявки на имущество военные регулярно посылают в Министерство обороны, но оттуда ничего в часть не поступает. Офицеры очень высокого мнения о волонтерах и их роли в снабжении армии. И искренне благодарят этих неравнодушных к их проблема людей и обостренным чувством ответственности за боеготовность национального войска.
Но все же, на встрече в облгосадминистрации ее участники констатировали, что возможности волонтерского движения исчерпываются. И, одновременно, спрашивали о том, когда же государство окончательно возьмет на себя обязанности по обеспечению армии?
"Почему волонтеры должны кормить армию, если для этого выделяются деньги? Это практика двойного обдирания народа. И говорит об одном: власть еще не созрела для существования в обществе. Она только ищет возможность грести под себя…", - безапелляционно заявил один из участников совещания. Как говорится: резко, но справедливо…
Специальному корреспонденту "Кругозора" в Украине удалось побывать на волонтерском складе в Полтаве. Местные волонтеры, объединенные в так называемый Батальон неравнодушных, собрали для армии уже сотни тысяч гривен. Еженедельно они отвозят в зону боевых действий закупленные для армейцев вещи: форму одежды, продукты, лекарства, воду для питья и прочее, без чего военным не выжить. Волонтерка - молодая женщина, призналась журналисту, что в последнее время объем помощи, которую представляют волонтеры армии, уменьшился в разы. Если еще недавно склад, который обустроили в просторном подвале местного Свято-Успенского кафедрального собора, был забит собранными и купленными на пожертвования вещами и продуктами буквально до потолка, то сегодня там почти пусто.
"Раньше мы ежедневно загружали собранными вещами и продуктами по заявкам военных микроавтобус и отвозили груз в зону АТО. Сегодня так уже не выходит: за неделю мы не успеваем собрать пожертвований столько, чтобы удовлетворить все заявки наших подшефных. Приходится кооперироваться с другими волонтерскими организациями, чтобы не отправлять полупустой автобус…", - признается заведующая волонтерским складом.
В украинском обществе все сильнее раздаются голоса в пользу того, чтобы армию обеспечивали не волонтеры, а чиновники - военные и гражданские, которые по долгу службы должны этим заниматься. Волонтеры, мол, разбаловали тыловиков и перебрали на себя их функции, что не правильно и противозаконно…
Елена, так зовут собеседницу корреспондента "Кругозора", только отчасти соглашается с такими утверждениями. Женщина убеждена, что украинские военные все еще нуждаются в помощи волонтеров.
"Если год назад наши солдаты шли в бой в пляжных тапочках и спортивных брюках, т.к. государство не могли обмундировать всех военнослужащих, то сегодня ситуация изменилась, - констатирует волонтерка. - Военные стали больше получать и имеют возможность сами покупать себе необходимое - предметы личной гигиены, предметы формы одежды и пр. Хотя, это неправильно: зарплату им дают для того, чтобы они содержали свои семьи…".
Как сегодня снабжают украинских военных? По минимуму. Выдают по одному комплекту формы, белья, обуви. А когда приходит время стирать, солдатам и командирам не во что переодеться, т.к. подменного обмундирования в подразделениях, как правило, нет. Более того, рассказывает Елена, когда волонтеры приезжают в зону АТО, то часто видят, что военнослужащие там просто не стирают белье. Воды на передовой не хватает даже для питья и приготовления еды. Что же говорить про стирку и мытье. В таких случаях, как правило, заношенные трусы и футболки бойцы просто выбрасывают. Но взамен им одеть нечего… Вот тут и приходят на помощь волонтеры, которые привозят на передовую солдатам белье.
"Сегодня появилась еще одна проблема: с летней обувью для воинов, - говорит Елена. - Зимой им всем выдали утепленные канадские берцы, полученные, как гуманитарную помощь. Но сегодня же лето и на дворе стоит неимоверная жара, а солдаты ходят в зимней меховой обуви… Поэтому мы на пожертвования закупаем летнюю форменную обувь и отвозим в зону АТО. Как видите, без волонтеров в армии все еще не могут решить немало бытовых вопросов…".
"Специализированное" волонтерское движение не имеет будущего?
Интересно и то, что волонтерское движение в Украине за последний год приобрело определенные качества, присущие профессиональному движению. С полной самоотдачей, не жалея собственного времени и не обращая внимания на опасность для жизни, которая порой поджидает волонтеров на передовой, благотворительностью продолжают заниматься, как правило, те из них, кто уже закалился под огнем. И все это ради благополучия тех, кто защищают целостность Украины. Более того, нынешние украинские волонтеры ищут новые формы своей деятельности на пользу армии. Например, сегодня они подключились к работе с семьями участников АТО, которым обеспечивают психологическую поддержку. Работаю с детьми, которые осиротели, потеряв отцов в боях на Донбассе. Так, этими днями в Полтаве организовали оздоровительный тур для трех десятков таких детей в одном из православных лагерей. Большую работу проводят украинские волонтеры, помогая выхаживать раненных в зоне АТО военнослужащих. Для них собирают лекарства, деньги на лечение и протезирование за границей.
"Армия еще долго будет нуждаться в помощи волонтеров, уверена собеседница корреспондента "Кругозора". - И мы будем представлять посильную помощь военным столько, сколь будет необходимо. Даже при условии, когда волонтерам становится работать все труднее и труднее…".
И все же, волонтерское движение в Украине, ориентированное только на помощь армии, чахнет просто на глазах. Очевидно, так должно быть в стране, где благотворительность держится преимущественно на людях, чей искренний патриотизм подкреплен очень скромными материальными возможностями. В таком случае их потенциал рано или поздно истощается. Нельзя не заметить и активизации критиков волонтерского движения, направленного исключительно на сбор помощи для армии. Еще год назад большинство украинцев гордились своими волонтерами, их готовностью к самопожертвованию, но сегодня происходит переоценка ценностей. Если проанализировать высказывания украинских пользователей в социальных сетях о дальнейшей целесообразности существования волонтерского движения в таком виде, как сегодня, то можно встретить массу неприятных суждений. К примеру, таких, которые осуждают волонтеров, которые якобы своей непомерной активностью "расхолодили" военное командование и правительственных чиновников, перебрав на себя их функции по снабжению армии. Волонтеров все чаше упрекают и в том, что они якобы заинтересованы в затягивании вооруженного конфликта на востоке Украины, т.к. многие из общественников превратились в таких себе "профессиональных" активистов, которые открыто паразитируют на проблемах армии и используют свое положение для решения личных дел. Прочитаете даже и такое, что если бы не было в Украине волонтеров, то война на Донбассе уже давно бы закончилась…
Действительно, в том виде, в котором в Украине сегодня существует волонтерское движение, провозгласившее своей задачей помощь армии, оно -таки может действительно зачахнуть. В отличие от европейских стран, где волонтерское движение охватывает практически все стороны общественной жизни - от экологии до помощи нуждающимся в интернатах для престарелых и больным в госпиталях, в Украине его перспективы представляются ограниченными. "Специализированное" волонтерское движение в Украине, рано или поздно исчерпает себя. Это - объективная реальность. Поэтому, считают трезвомыслящие активисты волонтерского движения, оно должно уже сегодня искать новые ниши и "подстраховывать" не только армию, но и другие больные места, куда не доходит государственное финансирование. И тогда "секретное" оружие будет служить всему украинскому обществу.
__________________
На фото: Ежедневно полтавская волонтерка Елена ломает голову над тем, как разделить между военными скудные запасы волонтерского склада. Фото автора.