Бостонский КругозорЭПИЦЕНТР

Плюс еще и декоммунизация. От которой то ли радостно, то ли тошно...

...Патриот и политик А. Парубий напомнил народу
в вопросе переименования улиц у новых городских, сельских и поселковых голов есть еще время до 21 февраля 2016 года. И избавление от коммунистического прошлого в виде памятников или памятных табличек до 21 февраля также является непосредственной задачей местных властей. На втором этапе отказа от тоталитарного наследия украинцы реально покончат и с коллективной безответственностью. То есть
если городские головы не реализуют в срок данный этап декоммунизации, то все будет решаться в суде - за саботаж выполнения закона предусмотрена ответственность...
________________________
В фотоокне
украинский парламент - Верховна Рада.

От новостей голова идет кругом. Бомбардировки российскими самолетами укреплений ИГИЛ, теракты в Париже,  сбитие турецкими истребителями российского "Су"… Все они, эти новости и события, значимы сегодня, и, вероятно, будут иметь глубокий резонанс в ближайшем будущем.

Вице-спикер констатирует и декларирует

Но напомню читателю еще кое о чем, не менее судьбоносном: первый вице-спикер украинской Рады Андрей Парубий недавно особо привлек внимание украинцев к началу второго этапа действия Закона о декоммунизации: парламент получает отныне право самостоятельно переименовывать города и улицы в Украине. То есть наконец-то наши нардепы займутся существенным.

"И я могу вас заверить, что Верховная Рада в полной мере воспользуется своим правом по данному закону и предусмотренными законом полномочиями", - сказал Андрей Парубий. Политик напомнил, что до 21 ноября еще давалась возможность переименований "всех мастей" для местных органов. Возможность была реализована в довольно хилой мере.

"Но мы получили в парламенте целый ряд таких представлений, - с радостью констатировал Парубий. - Очень характерно, что они поступили сразу после местных выборов…"  Итак, буквально первыми решениями, которые принимали новоизбранные местные советы в Донецкой и Луганской областях, были решения о переименовании своих городов, улиц.

Все эти, задекларированные и решительно подчеркнутые в СМИ нашими патриотически настроенными политиками реформы украинских улиц направлены на то, чтобы "шаг за шагом уничтожать и отсекать тоталитарное прошлое". В Украинском институте национальной памяти в поддержку и решительную реализацию судьбоносных решений ВР (пардон за тавтологию, но нет других слов) создадут еще и специальную экспертную комиссию. Она состоять будет из ученых НАН Украины и Национального союза краеведов. Ученые и краеведы будут подавать соответствующие предложения в парламент.

Как это делалось в Полтаве

Но ни на йоту не усомнившись в том, что задекларированные шаги будут реализованы в ногу и со временем,  позволю себе привести показательный пример подобных же телодвижений, которые виртуально начали производиться уже в моей родной Полтаве. И достаточно давно!

Полтавские топонимы были важной составляющей полтавского (и не только) жития-бытия последних лет. Ведь не только земляки мои, но и вообще все украинцы хотят, чтобы украинские улице времен государственной Независимости отражали историю. И именно - украинскую историю!

Названия улиц, площадей, скверов и целых населенных пунктов должны, то есть, служить не только прагматичной (как найти необходимый адрес), но и патриотически-воспитательной цели.

Вот так. В Полтаве появилась, например, и даже до судьбоносных решений, улица Михаила Грушевского - точнее, не на голом месте появилась, а была переименована с улицы Совнаркомовской. Первому украинскому Президенту и известному историку у нас повезло больше, чем другим выдающимся украинским государственным деятелям и ученым. Знаменитые полтавские художники, писатели и вообще граждане, которые прославили Украину в мире пребывают в благостном небытие. Пример. Вспомним имя украинского Православного Патриарха, церковного деятеля, который пытался объединить православную церковь в Украине, Мстислава Первого: обшарпанный и полуразрушенный дом сей пытались обратить в подобие музея - не обратили.

Он, Мстислав, был полтавчанин. Имя вмиру имел Степан Скрыпник и вошел не только в отечественную, но и мировую (опять пардон за тавтологию) историю. Многие историки считают С. Скрыпника фигурой в ХХ веке также знаковой...  Но нет у нас в городе знаков, намекающих хотя бы на эту выдающуюся личность.

Зато в Полтаве есть улица Фрунзе. Она известна местным гражданам как центральная и самая длинная в городе. Этому факту был чрезвычайно удивлен поэт Дмитрий Павлычко, который посетил Полтаву лет десять назад. Поэт Павлычко еще больше удивился бы и сегодня: полтавчане продолжают называть именем Владимира Ленина другую центральную улицу, а вот его жены Крупской, даже есть мемориальный дом с табличкой (вот она, в отличие от Ильича была однажды в Полтаве).

А вотнекоторое время тому назад, мой коллега, редактор газеты "День", Лариса Ившина.побывав в Полтаве, высказалась еще более решительно: улицу имени Фрунзе, логичнее именно в Полтаве переименовать именем славного сына Украины Симона Петлюры. Симон здесь родился, вырос и выучился. Но копья относительно того, надо ли и когда, и что переименовывать в его честь, ломают полтавские политики и эксперты до сих пор - и безрезультатно!

И речь ведь даже не о том, что полтавские улицы, все до единой и немедленно надо переименовать - в угоду времени и политическому моменту. Речь именно о Петлюре, которого уже было начал чествовать предыдущий городской глава А. Матковский. Но почему-то перестал. Ограничился семь лет назад цеплянием мемориальной доски на здании, в котором учился наш славный Симон Васильевич. Но улицу в городе переназвать побоялся. Увековечивать земляка Петлюру, одном словом, предыдущий мэр престал. Говорят, что перестал в угоду политическому моменту (к власти пришел Янукович). И еще говорят, что мэр был на самом деле украинофоб…

Две улицы Гагарина

Оказалось, что в Полтаве  существует две (!) такие улицы. То есть пригород Полтавы, фактически черта города (туда ходит городской  троллейбус), называемый Рассошенцы, имеет многочисленные и сбивающие с толку "дубли". Кроме улицы Гагарина, например, еще и ту же улицу Ленина! Голова  опять идет кругом! Извините за тавтологию.

А приезжий и хоть минимально любопытный гражданин просто офанарел бы от колорита полтавских топонимических названий: в фактических пределах города существуют две улицы Гоголя и две - Ленина. Сбивает сегодня с толку и то, что рядом совершенно расположены проспект Мира и улица Мира. А бульвар Богдана Хмельницкого путается под ногами улицы Богдана Хмельницкого. Впрочем, может, тут я и придирчив, но что-то не додумали придумщики названий городских улиц с вот такими еще именами.

Идя по улице Володарского, автор этих слов случайно обратил внимание на гранитную мемориальную доску (дом был довольно потрепанный) гласившую: "В этом доме в 1917-1918 годах жил и работал выдающийся советский ученый-естествоиспытатель , первый президент академии наук УССР академик Владимир Иванович Вернадский".

Ни хрена себе!

Дом был явно жилым, из перекошенного кирпича. Кроме каменной доски на фасаде, ничто не указывало на прежнее место жительства тут великого гения человечества. Добавлю: в Полтаве нет ни музея Вернадского, ни памятника выдающемуся автору "теории ноосферы".

Нет памятника и другому гению, литературном, кстати, близкому родственнику Владимира Вернадского, Владимиру Короленко (они были троюродными братьями). Академик, правда, жил в Полтаве непродолжительное время. Зато писатель-гуманист, которого называли Совестью России провел здесь почти безвыездно последние двадцать лет жизни, в Полтаве он и похоронен... В Полтаве есть улица его имени, но она периферийная и более чем скромная.

И вот вплотную перейду к вопросу о переименовании улиц, площадей, городов и весей.

Также как патриот-украинец ожидаю появления новых образцов монументальной пропаганды. Но вот в Полтаву завезли памятник Мазепе, всего пару месяцев назад это было - завезли и спрятали. Ждали, пока выберут нового мэра. Говорили и сплетничали, что если выберут из блока Порошенка того же Андрея Матковского(см. о нем выше) так вот: если его выберут, то и памятник Мазепе еще лет на 5 застрянет где-то в спецхранах…  Полтавчане, впрочем, Матковского не выбрали, а мэр теперь некий Александр Мамай - но и при нем подвижек с памятником великому гетману (чье имя действительно связано с Полтавой намертво) и укрепления патриотического сознания в черте города не обнаружено!

Вопрос, конечно, "интересный"...

Почему во время больших "урбанистических" и даже революционных, связанных с нашим достоинством и свободой изменений еще остаются у нас улицы Ленина, Фрунзе, Чапаева, Октябрьская? Вопрос, конечно, политический, риторический и  главное, "интересный" ( как говаривал советский комик Аркадий Райкин).

Уже достаточно давно, с момента свержения памятников Ленина в Киеве, Полтаве и других городах, мнение граждан сошлось на том, что роль большевистских партийных вождей и руководителей армий и спецслужб - далека от позитивной в становлении государственности... Пора, уже и общественность даже провинциальной Полтавы созрела, не будет возражать против переименования улиц.

Но все это проклятое переименование, говорят нам, упирается в деньги, в финансы.

И хотя в моей родной Полтаве мы имеем на сегодняшний день уже улицу Грушевского вместо Совнаркомовской, Монастырскую вместо Советской и некоторые другие периферийные улицы, почему-то этот процесс приостановился.

Боюсь, что и после долгих дискуссий в ВР и после громогласных заявлений таких уважаемых граждан как Парубий, порешат эти проблемы и вопросы не в горисполкомах, а в неких кулуарных и явно украинофобских кругах.

 А что в той же Полтаве? Сошлись наши местные нардепыв ходе ожесточенных дискуссий на том, что новыми именами старых  украинских деятелей и героев будут называть новые улицы. Которые, надеются все,  в Полтаве таки появятся. Но явно произойдет это нескоро - учитывая темпы жилищного строительства, кризис и военные действия на Юго- Востоке…

Вот как. За два с половиной десятилетия украинской  государственности мы многому уже научились. Мы научились ловко и даже часто и уместно употреблять такие ученые словосочетание, как "элемент инфраструктуры", "урбанистическая среда". Вот чем не шикарный термин - "декоммунизация"?Зато мы не обращаем внимания на другое: очередное поколение украинцев может быть также потеряно для государства, как и предыдущее. Растим особей-маргиналов, людей без веры и национальных идеалов. И уже грядущим, скажем так, этносам (ведь кто-то на этих плодородных землях все-таки будет жить) будет уже действительно "до фени": называется ли улица в центре Полтавы Соборной, или  Октябрьской, или имени Фрунзе (последнего я, конечно, уважаю, но о связи его с городом никогда и никто из полтавчан  не слыхал).Возможно, людям полтавского будущего, прекрасного далека, удобнее будет назвать ее Центральная Авеню? А  может, к тому времени обзаведемся ментальностью Востока и будет улица бывшая Фрунзе названа именем  Имама Аятоллы Хомейни? Может быть. Но зачем?

Вместо постскриптума

...Патриот и политик А. Парубий напомнил народу: в вопросе переименования улиц у новых городских, сельских и поселковых голов есть еще время до 21 февраля 2016 года. И избавление от коммунистического прошлого в виде памятников или памятных табличек до 21 февраля также является непосредственной задачей местных властей. На втором этапе отказа от тоталитарного наследия украинцы реально покончат и с коллективной безответственностью. То есть: если городские головы не реализуют в срок данный этап декоммунизации, то все будет решаться в суде - за саботаж выполнения законапредусмотрена ответственность.  Даже еще и  уголовная! Впрочем, поживем - увидим.

На фото: Виталий Цебрий.