«Я улыбнулась пасмурной погоде...»
Бостонский КругозорВалерия КОРЕННАЯ: телеведущая и автор-исполнитель песен.
Валерия КОРЕННАЯ: телеведущая и автор-исполнитель песен
ВПЕРВЫЕ ЗА 10 ЛЕТ! ВЫШЛИ В СВЕТ И ПОСТУПИЛИ В ПРОДАЖУ
ДВА НОВЫХ АВТОРСКИХ АЛЬБОМА ПЕСЕН ВАЛЕРИИ КОРЕННОЙ
Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ
Впервые на телеэкране RTN её лицо появилось несколько лет назад. Кажется, это произошло днём, ещё до вечерней новостной программы, где теперь она участвует постоянно, и которую без неё уже невозможно представить. В том выступлении она сообщила профессиональным дикторским голосом нечто, что могло предварить вечерний выпуск, и, собственно, не сделала ничего особенного. Но она не просто промелькнула как человек, выполнивший своё рабочее задание. На неё нельзя было не обратить внимание. Её облик позволял догадываться об интересной индивидуальности. Возникало впечатление, что за кадром существует иное содержание, и оно в данных «предлагаемых обстоятельствах» выявиться не имеет оснований. Хотелось бы знать, какое…
Лицо новой молодой телеведущей украшали большие светлые глаза и русые волосы. Кстати, тогда они казались отрастающими после короткой стрижки и непокорно топорщились книзу. Тут и прозвучало имя неизвестной: «С вами была Валерия Коренная».
Кто такая?..
Теперь она приходит в наши дома каждый вечер, и рады ей поголовно все. Совершенно разные по культуре, вкусам, восприятию люди сходятся, признавая её обаяние и интеллигентность. Она прочно вписалась в триумвират обозревателей программы «Мир сегодня». И когда Игорь Газарх или Юрий Ростов предоставляют ей слово, а лидируют в освещении политических событий они, её сообщение по-своему кажется значимым, и всегда тщательно подготовленным. Тут у каждого своя тема. Чрезвычайно ценны в сложившемся ансамбле дух взаимопонимания, свобода в общении и обмене мнениями, уважение друг к другу и к зрителям. В фокусе внимания телеведущей неизменно не только политические события, но и мир искусства, и планета животных. Слушая её комментарий по поводу текущих новостных или светских событий, нельзя не заметить переходов от официальной интонации к живым нотам здравого смысла, юмора, теплоты.
Внешне ныне Валерия остаётся такой же, какой появилась: миловидная женщина, в которой остаётся что-то от девочки-подростка, хотя зрелость уже вошла в свои права. Найденный стиль полудлинной стрижки a la page окончательно оформился и чрезвычайно ей к лицу. Теперь пряди волос лежат ровно, как шёлковые. Она кажется абсолютно независимой и современной, но каким-то непостижимым образом сквозь эти черты, присущие двадцать первому веку, просвечивают классические женственные контуры, отсвет, вызывающий в памяти знаменитые головки Греза…
Так кто же она? Москвичка, актриса, выпускница школы-студии МХАТ… Ряд лет играла в театре «САТИРИКОН», возглавляемом Аркадием Исааковичем Райкиным, а после смерти великого артиста – под руководством сменившего отца на этом посту Константина Райкина… Хороший багаж для иммигрантки в Америке! Между тем, не та профессия для преуспевания в стране, где место себе находят программисты, врачи, юристы и бухгалтеры… Видимо, пришлось побороться за право остаться собой!
Итак, мы узнали Валерию Коренную, когда она стала вести телепередачи. Театр оказался в её прошлом. И всё же, таким голосом, как у неё, могут говорить героини со сцены. Голос Медеи, или Клеопатры, или Федры озвучивает будничную хронику событий. А по облику – ей бы Джульетту играть… Недаром одну из своих песен она посвятила этой шекспировской девушке. Валерия-актриса раскрывает себя в лирическом авторском творчестве, в создаваемом ею Театре песни. И если это происходит, большей частью, за кадром, то не за скобками её биографии.
Впрочем, телеканал RTN несколько раз передавал её сольные выступления из концертного зала «Миллениум», из театральной гостиной Davidson Radio. Слушатели охотно идут на её концерты в НьюЙорке. И в Бостоне большой зал был переполнен. Она пишет стихи, кладёт их на музыку, аккомпанируя себе на гитаре, и исполняет их, делясь со слушателями нюансами мыслей, переживаний, впечатлений… Её стихи отличаются тонкостью и глубиной, драматизмом и литературной формой. Они звучат и как песни, и как мелодекламация. В них случается прорыв к сильному чувству и сдерживающая самоирония. Они вызывают душевный отклик.
Её сочинения массовым или, тем паче, попсовым – противопоставлены всем строем мыслей и эмоций. В них – то, что принято называть исповедальностью. Они – отдельная часть её жизни и творчества. Между тем, между нею в репортаже и в исполнении песен нет противоречия. И то, и другое исходит от одного человека, которому дано выразить своё отношение к миру и своё ощущение от пребывания в нём. Валерия поющая дополняет Валерию говорящую. Программу «У нас в гостях» она ведёт по-журналистски, задавая точные вопросы об искусстве и творчестве. И держится с достоинством, проявляя себя как собеседник на равных с Диной Рубиной, с Евгением Евтушенко, с Константином Райкиным, с Нуцей, с Марком Розовским… Она не рецензирует их творчество, но беседует как сподвижник по цеху.
О чём её песни? Прежде всего Валерия раскрывается в них как поэт. Литературное дарование тут очевидно. Необычные метафоры, сближения противоположных по значению понятий, игра оттенками переживаний, воспоминания о потерях, жажда полноты чувств, и всё в свете глубокого приятия жизни в каждый проживаемый счастливый или горестный миг.
В самих названиях песен обнаруживается лёгкое смещение реальности, превращающее бесхитростную зарисовку в искусство. «Встретимся солнечным вечером» – это означает никогда. Солнце вечер не освещает. А при луне свиданье, может, и красиво, но банально. В стихах Валерии нет ни следа ни банальности, ни благостности. И тут самое время вспомнить об ахматовском слове «невстреча». Потому что оно близко тому, что и как пишет Валерия, в том же ключе…
Стихотворение «Ты знаешь, мама», посвященное памяти отца, трогает искренностью и тем высшим проявлением душевного порыва, которое у неё, следуя традиции русской литературы, воплощено в полёте над землей. Вспомним, пятнадцатилетняя Наташа Ростова мечтает о полёте. Постаревшая до срока булгаковская Маргарита летит над землей. В одной из лучших песен Макаревича, героиня, вопреки обещаниям вести себя благоразумно, уходит из дому летать по ночам. Валерия, вспоминая отца, летает над теми местами, что связаны с его пребыванием на земле. Помнила ли Валерия, когда писала свою песню об этих образах, неизвестно, но так или иначе, она присоединилась к ним… И получилось сильно.
«У друга моего случилось счастье» – тоже обезоруживающее название и начало песни. А на самом деле, именно счастье может случиться. Несчастья приходят неизбежной чередой. Но было ли тут счастье? Или один человек так и не дождался другого? Опять невстреча? А может ли быть по-другому? «Ты там, где тебя не найти»… И лампе вспыхивающей «свечой аладдиновой» тут не помочь…
Это стихи. И это нарастание эмоций. И это печаль о несбывшемся. И мелодия. И её угасание. Между городами (Нью-Йорк – Лондон) у неё расстояние не в милях или километрах, а в годах то ли разлуки, то ли рокового несовпадения. И «такси отвезет на десять лет назад». Поезд, в котором героиня едет, имеет остановку «Гроза» и вокзал «Вечер». Да и слова она ищет «в диапазоне нижних нот». «Всё лишнее» оказывается насущным, и тут прелестна игра словами, «лишнее» – «это личное». «Лет пятнадцать назад» – эта песня уже целая новелла о несбывшемся. Её рефрены аукаются между собой, но содержание движется к драматической кульминации. «Звонок из прошлого» становится событием настоящего. Для поиска поэзии нужно впустить «всё лучшее в комнату». Житейский компромисс – назвать полужизнью. А радость найти в смене календаря: «Я украшу январём дома»… Её отношения с миром природы, как и с миром людей, готовы к преодолению: «Я улыбнулась пасмурной погоде»… Всё, о чём Валерия поёт, – это её мир, и он слишком дорог, от него отказаться нельзя. В повёрнутых вопреки ожидаемому порядку эпитетах и вещественных обозначениях преображаемых предметов разве не зреют кристаллы поэзии?
У неё есть и жанровые зарисовки ресторанных вечеринок в Нью-Йорке со смесью языков, представлений, понятий, с ситуациями шиворот-навыворот, как, скажем, плачущая на иврите француженка или герой-мачо, оказавшийся парется во всю силу. Причастная к искусству, она остаётся в проявлении чувств выразительной и красивой. По законам Театра.
Придуманные ею мелодии и ритмы придают стихам эмоциональную окраску, приподнимают над бытом…
Валерия написала книгу «Пасьянс длиною в жизнь». И небольшое очаровательное стихотворение «Кот», которое может войти в антологию стихов о животных. Хрупкая с виду, по-видимому, она – человек, ведомый внутренней силой. И всё же хочется, чтобы её защищали. Слушатели и зрители, друзья, любимые. Наконец, все представители животного мира, о которых она рассказывает с такой теплотой: белые панды и львы, лесные медведи, дикие носороги. Тут невольно в продолжение напрашивается цитирование монолога героини чеховской «Чайки» Нины Заречной:
«Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звёзды и те, которых нельзя было видеть глазом»…
Заказать новые альбомы песен «ДЕВОЧКА ИЗ ПРОШЛОГО» и «ВСТРЕТИМСЯ СОЛНЕЧНЫМ ВЕЧЕРОМ» можно только на интернет-сайте http://www.korennaya.com.
ОГРАНИЧЕННЫЙ ТИРАЖ!