ЖЕНЩИНЫ
София ПЕРЛИНА...Наступит ли на земле время, когда все люди станут братья, когда уму и чести стоять на первом месте. Хоть и говорят, что счастье в твоих руках, но попробуй поймать и удержать его. Сколько горя пережили ее родные предшественницы, а вот выросла сиротка без отца и матери, сердце которой наполнено любовью, умом и теплотой, которыми она делится щедро. Чем больше она отдает, тем больше душевного добра к ней прибывает.
Женщиной не рождаются, ею становятся.
Неграмотная мать внушала детям с детства: они - изгои а этом ощетинившемся мире, должны быть лучше, образованнее и талантливее других. Дети подрастали, и эта извечная еврейская жажда знаний, усердное учение и возможность переезда в Москву стали первоочередной задачей для них. Они учились превосходно, преодолевая трудности несправедливого отношения государства к определенной малочисленной группе населения, для которых действовала низкая процентная норма приема в институты.
Каждый из сыновей позднее создал семью, но они никогда не забывали свою рано состарившуюся мать и сестру, живших в восьмиметровой комнатке в коммунальной квартире. Правда, случалось, что жена среднего сына бросалась на свекровь с топором, крича: убью, жидовка. Муж пригрозил ей, но однажды, придя домой после работы, застал пустую обворованную квартиру.
В семье не принято было открыто проявлять свою нежную привязанность друг к другу, поэтому при встречах не было ни поцелуев, ни объятий, ни теплых слов. Каждый из сыновей вносил посильный материальный вклад в скромный бюджет глубоко почитаемой ими матушки и сестры.
Сестра хотела быть врачом, и после окончания учебы стала работать в туберкулезном диспансере. Она была очень интересная со строгим красивым лицом и недоступным характером. За ней ухаживало много мужчин, но ее матери все они не подходили. В каждом она находила недостатки и изъяны. Эгоистичная старушка хотела иметь дочку только для себя, цепко держа ее на невидимом поводке.
Молодой девушке хотелось иметь свою семью, свою жизнь, и Дина стала втайне от матери встречаться с замечательным человеком, артистом одного из московских театров. Она не пошла против железной воли маленькой, но твердой в своих убеждениях матери и не оформила брак с любимым человеком. От обиды и несправедливости, Сергей уехал в Свердловск, где продолжал работать на сцене. Он осыпал любимую женщину бесконечным потоком писем, но старушка успевала перехватывать их раньше. А Дина меж тем родила девочку. Сергей многократно приезжал навестить дочку, каждый раз тайно от старушки, виделся с братьями, которые очень благоволили к нему и старались воссоединить семью. Все их старания оставались тщетны. Так и жили вместе три поколения женщин.
Дочь Танечка, всегда одетая как куколка, несмотря на скудные средства, еще учась в школе, хотела, как и мама, быть врачом. После школы для начала она окончила медицинское училище. На практику ее направили в урологическое отделение большой московской больницы. На ее долю часто выпадали ночные дежурства. Однажды здоровый парень принудил ее к сожительству, и только, когда стал заметен ее живот, Танечка призналась матери во всем. Ей было всего 18 лет. Нехорошо быть матерью - одиночкой, и повторить судьбу бабушки и мамы. Наскоро зарегистрировались перед рождением малышки. Вроде бы со стороны все выглядело неплохо: у мужа была большая светлая комната в двухкомнатной квартире престижного дома, он работал, а Танечка занималась крошкой.
Но очень скоро ее злобный муж, неотесанный мужик, стал прикладывать руки и напиваться. Всю боль своего нелепого замужества Таня носила в себе. Она никому не жаловалась. Только любящая ее мать могла почувствовать нелады в молодой семье. "Почему у тебя синяк на лице", - спрашивала она"? "Упала, нечаянно стукнулась об стол", - отвечала Таня. "Почему у тебя такие грустные глаза?" - настойчиво требовала ответа мать. "Не высыпаюсь".
Однажды муж Тани даже не открыл ей дверь, сказав, что эту ночь ему есть с кем провести. Пусть гуляет на улице. Стояла зима. Таня, легко одетая, простудилась и потом долго болела. Но и на этот раз она не поделилась ни с кем своим унижением. Становилось очевидным, что с таким деспотом и жестокосердным, наглым человеком жить более нельзя - только развод. Непрочное здание ее семейного счастья рухнуло. Танечка с малышкой переехали к маме и бабушке. Внутри еще щемило что-то, но это была благотворная боль - так горят раны, прежде чем зарубцеваться навсегда.
К тому времени Дина получила прекрасную квартиру, и уже четыре поколения женщин жили вместе: бабушка, мама, дочь и внучка. Тане было обидно и стыдно за поломанную жизнь. Доброго нрава, приветливая, притягательная, она вскоре опять поспешно выскочила замуж, как бы в отместку. Новый муж оказался алкоголиком и однажды во время очередного запоя упал на асфальт, сломал основание черепа и умер. К этому времени Таня уже работала врачом на скорой помощи.
Как-то в конце апреля она почувствовала сильную боль в правой стороне, определив у себя воспаление аппендикса. Только когда температура поднялась до 40 градусов, Танечку доставили в больницу им. Боткина и сделали наскоро операцию. К майским праздникам ее отпустили домой, так как врачи спешили праздновать, и в больнице оставался только средний персонал. Через два дня боль стала настолько невыносимой, что ее направили на повторную операцию. Хирург, сделавший поспешно неумелой рукой первую операцию, уже отдыхал на берегу Черного моря. Вторая операция показала, что у Тани разлитой перитонит. Промывка внутренностей антибиотиками заняла несколько часов. Придя в себя, Таня вдруг горько сказала: "Я, наверное, отсюда никогда не выйду".
Действительно, ей предстояла еще третья операция, так как все женские органы воспалились и слиплись воедино, и все надо было вырезать. Заболевание это называется сальпингит и вызвано стрепто - и стафилококками. Эта инфекция осталась еще после перитонита. Ее запихнули в барокамеру, где бедняжка неистово кричала от боли и звала на помощь, но никто ее не слышал или не хотел слышать. Народ праздновал Первомай. Когда открыли барокамеру, она была мертва, и губы ее были искусаны до черноты и разодраны от непередаваемой боли. Танечке было всего 30 лет.
Старший брат Дины ( мой папа, Андрей) решил судить беспечного врача, спешившего к морю. Он собрал материал из истории болезни, о ходе всех трех операций, беспомощности и профнепригодности персонала Боткинской больницы, приведших к нелепой преждевременной смерти племянницы. Когда началось следствие, и врачу грозило серьезное наказание и лишение практики, Дина вдруг отказалась продолжать процесс, сказав, что никакой суд не в состоянии вернуть ей дочь. Брат не стал настаивать.
Леночка, дочка Тани, в это время находилась в пионерском лагере, и бабушка Дина решила не тревожить слишком эмоциональную внучку, так что на похоронах матери дочки не было. Дина дала гробовщикам - вымогателям деньги и косметику, чтобы они постарались привести лицо умершей в более достойный вид. На роскошные волосы Тани был повязан белый старушечий платок, а ее разорванные черные губы даже не были тронуты помадой. Страшно было смотреть на это молодое, невинное, когда - то прекрасное лицо.
Вернувшись из пионерского лагеря, Лена настойчиво спрашивала о маме, а узнав правду, забилась в глубокой истерике. Тогда понадобилось неоднократное вмешательство психотерапевта.
К этому времени умерла и родоначальница рода, дожив до 98 лет. Так, уже бабушка Дина и внучка Леночка стали жить вдвоем. Вскоре из Свердловска прилетел Сергей, не смогший быть полноценным отцом и еще не успевший стать дедушкой. Уже ничего не препятствовало их браку. В ясный солнечный день они вдвоем, постаревшие, прожившие жизнь в дали друг от друга, отправились в ЗАГС, на пороге которого Сергей вдруг стал оседать и скончался на ступеньках дворца бракосочетания на руках у единственной любимой им женщины.
Силу воли этой незаурядной женщины, на долю которой выпало столько горя, трудно переоценить. Она была бесконечно доброй и отзывчивой: двери ее дома были всегда открыты - заходи, и тебе всегда будут искренне рады. Дина продолжала работать, а внучка учиться в школе. Красота этой девочки, ее идеальная фигурка и походка манекенщицы была настолько притягательна, что не было человека не оглянувшегося на нее.
Однажды перед ней остановилась дорогая машина, и интересный на вид водитель пригласил ее покататься. Не раздумывая, она села рядом. Завтра она будет рассказывать подружкам о своем веселом приключении. Ехали долго, город остался позади. Стало темнеть. Они оказались в лесу. На вопросы Лены человек не отвечал. Наконец он остановил машину и стал неистово вдыхать какой-то наркотик. Глаза его стали жесткими и безжалостными. Лена выскочила из машины, но железная рука схватила ее запястье, другая зажала горло. Внезапно открылась крышка багажника. Лена увидела груду женского белья, одежду и туфли. "Выбирай, что хочешь", - хриплым голосом приказал он.
Дрожь необъяснимого ужаса поднялась в ней. Страх властной рукой останавливал биение ее маленького сердечка. Она ощутила холод своих безжизненно повисших рук и начала биться, как в ознобе. К горлу подступила горечь, и вместе с темнотой в ней поднялась безудержная слепая ярость. Ей хотелось избежать участи тех, чья одежда заполнила багажник. Не видеть эту мерзкую рожу с уверенной наглой ухмылкой, развратный рот, с ненавистью выплевывающий ей в лицо грубые недвусмысленные слова, угрожающе занесенный кулак. Она догадалась о своей участи. Усилием воли она овладела собой и, по какому-то наитию, изменила свою тактику. Она стала его умолять не трогать ее, она еще девушка, он ей очень нравится, и пусть между ними все будет красиво и празднично. Лена с отвращением гладила его волосы, заставила себя целовать ненавистное лицо насильника и убийцы, стараясь не показать страх. Ставкой была ее жизнь.
Непонятно, какие слова подействовали на него. Но то, что она выбрала правильный тон, неожиданно дало свои результаты. Он зло запихнул Лену в машину и помчался в сторону города. Открыв на ходу дверь, он выкинул ее на асфальт со словами: "Никогда мне больше не попадайся!" Ноги у нее были ватные и не желали двигаться, разбитое тело болело. Собрав свою крошечную волю, Леночка тащилась по улицам, стараясь унять свое волнение, чтобы усыпить подозрение бабушки.
А старенькая бабушка металась по дому, сходила с ума, предчувствуя несчастье. Около часа ночи появилась Леночка. Она выдержала все резкие упреки бабушки, ни словом не обмолвилась о случившемся. Бабушкина ругань звучала как песня в душе внучки, чудом избежавшей жестокой смерти.
Всем трем поколениям этой семьи выпала тяжкая доля жить и воспитывать детей, будучи матерями - одиночками. Дине не хотелось, чтобы наследственное невезение коснулось ее внучки, как коснулось ее старой одинокой матери, умершей молодой дочки и самой Дины. Она решила переломить судьбу, начиная с любимой единственной внучки. Жениха для такой красотки найти было нетрудно. Но финансовый статус то же был важен. Парень не был красив, но имел диплом и работу. Отец его был директором винно-водочного завода, имел машину и дачу, так что деньги у них водились. Состоялась скромная свадьба. Вскоре у молодых родился мальчик, а не девочка, что было первым признаком изменения судьбы в их многострадальном женском роду.
Неожиданно у мужа возникла идея уехать в Израиль. Для бабушки он сочинил сказку, что ей пока ехать с ними нельзя, пусть ждет вызова. Для отъезда Лене нужна была справка от отца, его согласие на переезд. Не уплатив ни единой копейки на содержание дочки, подлец потребовал за справку огромные деньги. Добрые люди помогли собрать требуемую сумму. Лене пришлось продать даже обручальное кольцо. Деньги были обменены на справку и матерные слова вслед.
Оставив обманным путем бабушку одну, Лена с мужем и сынишкой отбыли в Иерусалим. Там, как и вся алия, они поселились в домиках для иммигрантов. Получали пособие и изучали язык. А муж ее тем временем перебрался к другой женщине, оставив семью, а потом и совсем вернулся в Москву.
Дина никогда не делилась с братьями своими бедами и намерениями. Всегда была гордой, независимой и сдержанной. Даже когда умирала ее дочка, она никого из братьев не поставила в известность и не просила помощи. Танечке уже никто не смог бы помочь. Слишком поздно. И теперь она все сделала самостоятельно. Дешево продала прекрасную квартиру, собрала кое-какие вещи и никого из родственников не оповестила о своем отъезде. Исчезла, даже не оставив своих координат. Долго и хлопотно пришлось потом нам, единственным ее американским родственникам, разыскивать их семью. Мы не знали, под какой фамилией они числились.
Бабушка поселилась в доме вместе с внучкой и обожаемым правнуком. Спустя некоторое время государство Израиль обеспечило их денежным пособием на съем квартиры и пропитание. Стали устраивать жизнь на новом месте.
Когда мальчику исполнилось девять лет, молодой красивый парень стал настойчиво ухаживать за Леной, предлагая замужество. Мастер на все руки, Саша хорошо зарабатывал, разговаривал на четырех языках и привносил в дом то, чего одинокие женщины никогда не знали: тепло, заботу, любовь. Вскоре у них родился мальчик с огромными голубыми глазами, как у обоих родителей. А бабушкино здоровье стало постепенно угасать. В доме не было лифта, так зять выносил бабушку на руках до машины и вез в госпиталь. Она тяжело умирала от рака. Во все время ее болезни Лена не отходила от бабушки, стоя на коленях у кровати, гладила ее изможденные руки до последнего выдоха. Сама была так истощена, что только новорожденный сын удерживал ее на этой земле. А как велика была мера скорби для десятилетнего мальчика, выращенного и избалованного прабабушкой.
Какой удивительный человек попался Лене на пути, бесконечно преданный и любящий. Когда ей исполнилось 40 лет, она решила родить девочку и назвать ее в честь своей необыкновенной бабушки, воспитавшей ее. Разница между детьми десять лет: 21, 11, и 1. Она хотела назвать дочку именем своей незабвенной бабушки. Однако выяснилось, что имя Дина означает горечь, печаль. Кроме того, рабби объяснил, что нельзя такое имя давать новорожденной, даже если бабушка прожила долгую, но несчастливую жизнь. Сошлись на имени Даниелла.
Леночка так молодо выглядит, что, идя со старшим сыном, люди принимают их за молодую пару. Родители счастливы и горды своими детьми. Лена всегда думает, как бы рада была бабушка, увидев ее налаженный быт и полное согласие в доме.
Кроме свекрови в России и тети в Америке, у Леночки, кроме детей и мужа, никаких родственников нет. Она часто приезжает в Москву на Востряковское кладбище, где похоронены ее мама, прабабушка и другие члены нашей семьи. Летом они уезжают в Питер, где живет одинокая мама Саши. Она часто приезжает в Иерусалим повидать внуков и помочь по хозяйству. Зовет их в Россию. Но все они прикипели душой и сердцем к Израилю и называют его своей Родиной. У них много друзей, как среди евреев, так и арабов. Нет никакого антагонизма.
Счастливая пара: он делает то, что она хочет, и она делает то, что она хочет.
Старшему сыну исполнилось 18 лет. Каждый подросток, достигший призывного возраста, мечтает, взяв оружие, защищать свою крошечную любимую страну. И старший сын Леночки дождался своего часа. Но скоро строгий порядок в армии ему надоел, и он вернулся домой. Шесть месяцев он провел в тюрьме за дезертирство, при этом кормили его как в лучшем ресторане Москвы и отпускали на выходные навестить семью. Отказ от служения в армии явление в Израиле весьма редкое. Отбыв наказание как неплохую прогулку, он уехал в курортный городок и работает там менеджером в гостинице.
Однажды второй сын рассказал Лене, что на стенах их школы были красной краской выписаны недостойные оскорбительные слова, обычные для России по отношению к евреям. Люди с православной верой или без нее, с русскими фамилиями, покупают за взятки фальшивые документы, позволяющие им въезд в открывший им двери гостеприимный Израиль, и насаждают антисемитизм уже здесь. Они не скрывали свою ненависть и презрение в стране развитого подстрекаемого антисемитизма и продолжают свои "традиции" в государстве, созданном в 1948 только для евреев, народа, не имевшего своей страны. Вселенское равнодушие привело к страшной смерти шести миллионов иудеев, среди которых было полтора миллиона детей.
Наступит ли на земле время, когда все люди станут братья, когда уму и чести стоять на первом месте. Хоть и говорят, что счастье в твоих руках, но попробуй поймать и удержать его. Сколько горя пережили ее родные предшественницы, а вот выросла сиротка без отца и матери, сердце которой наполнено любовью, умом и теплотой, которыми она делится щедро. Чем больше она отдает, тем больше душевного добра к ней прибывает.
Женщиной не рождаются, ею становятся.