Бостонский КругозорМУЗЫКА

УНИКАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ ТАТЬЯНЫ ДУДОЧКИНОЙ

...Такие программы по праву должны были бы проводиться несколько раз. Увы, весь репетиционный труд, все усилия по поиску репертуара, все выученные произведения звучат лишь единожды. Музыканты понимают, что такая подвижническая работа - фактически подвиг. Публика приходит с удовольствием, но не задумывается о том, что все, прозвучавшее в концерте, тшательно подготовленное, отработанное до виртуозности, случилось здесь и сейчас, и более - никогда...

Основанный пианисткой, профессором консерватории Новой Англии New England Conservatory, художественным руководителем Татьяной Дудочкиной этот уникальный цикл концертов в нынешнем году был проведен в 23-ий раз. Вдумаемся, какой огромный труд, какой энтузиазм, какую любовь к музыке нужно испытывать, чтобы ежегоднно приносить к подножию памятников великим композиторам свой венок, собранный по цветку от разных исполнителей, составов, оркестров, хоров, инструменталистов, вокалистов, дирижеров, пианистов... Сколько знаний в подборе репертуара, сколько терпения в организации самого проведения концертной программы, которая больше никогда не повторится, требуется от идейного вдохновителя и практического организатора этих вечеров - Татьяны Дудочкиной.

Такие программы по праву должны были бы проводиться несколько раз. Увы, весь  репетиционный труд, все усилия по поиску репертуара, все выученные произведения звучат лишь единожды. Музыканты понимают, что такая подвижническая работа - фактически подвиг. Публика приходит с удовольствием, но не задумывается о том, что все, прозвучавшее в концерте, тшательно подготовленное, отработанное до виртуозности, случилось здесь и сейчас, и более - никогда.

Нынешняя концертная программа была посвящена  200-летию со дня рожденья великого итальянского оперного  композитора  Верди и называлась
 "САЛЮТ  ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ".

Как всегда перед началом концерта из действительно становящимся  легендарным цикла, учрежденного Татьяной Дудочкиной,  публика  заполняла все входы, все фойе, весь партер и балкон  концертного зала  NEW ENGLAND  JORDAN HALL.
 И  как всегда вел вечер, предварив его вступительным словом о биографии   Верди, приглашенный  известный радиоведущий  Рон Делла Чиеса.
Но вся программа была полностью неожиданной.

Начало было столь эмоционально возвышенным, что казалось, не лучше ли его приберечь  для финала?  Студенческий оркестр  "NEC YOUTH SYMPHONY"   под управлением дирижера Стивена Каридояниса исполнил увертюру из оперы "Набукко", а затем  внезапно, повернувшись лицом к залу, взглянул на балкон, взмахнул палочкой, и оттуда неожиданно, сверху, достигая  сценического и  акустического  эффектов, прозвучал в исполнении молодых голосов студентов  хор рабов-евреев.Что касается финала, то для него найдется своя звенящая нота.  Но все пусть  будет по порядку.

Несомненно, в этой программе необычайно важным было участие вокалистов-солистов. Едва ли целью было их состязание между собой или даже состязание с известными "звездами" настоящего и прошлого. Великая оперная музыка Верди оживает каждый раз  при появлении нового исполнителя. И слушая, мы наслаждаемся, а не сравниваем.  Ради этих мгновений мы и посещаем живые

концерты.Ни одна самая уникальная запись не дает того чувства   волнения и радости, которые можно испытать, присутствуя на самом музыкальном  событии.

Обладателя глубокого выразительного баса - Михаила Светлова в Бостоне знают и ценят. Он выступил с труднейшей протяженной  арией Макбета из оперы "Макбет" и одной из самых привлекательных в вердиевском репертуаре-  арией короля Филиппа из оперы "Дон Карлос".

Дуэт дона Карлоса- Брэдли Вильямса(тенор)  и Родриго Позы- Майкла Мироу(баритон) , наполненный светлым чувством веры в  романтические идеалы  справедливости, поразительный по красоте мелодий, захватывающий неизменно, становящийся кульминационным моментом оперы  "Дон Карлос",  прозвучал и на этот раз во всем богатстве и слиянии тембральных красок.

Арию Жермона из "Травиаты" исполнил Майкл Мироу, предоставив возможность неспешно вслушиваться в ее пленительные звуки. А его недавний партнер по вышеназванному дуэту- Брэдли Вильямс  прекрасно спел арию Рикардо из оперы "Бал-Маскарад".

Чутким концертмейстером неизменно выступала Татьяна Дудочкина. Ей дано удивительное ансамблевое чутье в игре, умение высказаться и уйти на нет,

растворяясь в задаче общего  музыкального исполнительства, и никогда не демонстрируя свою виртуозность. Она и так видна и слышна.

Могли ли не прозвучать в концерте божественные звуки арии Виолетты из  "Травиаты"?  В сопровождении оркестра под управлением Стивена Каридояниса Елена Дудочкина  исполнила арию и сцену, начинающуюся словами "Как странно"... Молодая певица справлялась с труднейшими, требующими  большого дыхания и виртуозности пассажами, каждая нота была  точна,  фиоритуры и глиссандо при  всех технических трудностях  преодолевались, и солистку можно поздравить:  она с честью вышла из испытания.А ведь действительно, чтобы  появиться  на сцене  в партии Виолетты, нужна отвага.  Ее требует  и  сам музыкальный материал, и  - образный, и, наконец,   неизбежность  в  сопоставлениях с мировыми звездами. У Елены Дудочкиной  не самое сильное и большое  сопрано, но нежное, гибкое и отшлифованное.

Хоровое звучание - NEC YOUTH  CHORAL   под руководством Джонатана Рихтера  с солисткой Ребеккой Райт   также внесло свою лепту в краски концерта   при исполнении фрагмента из "Реквиема"Верди.

 В   Аллегро из Струнного квартета  in E  minor  виртуозно солировали Ирина Муресану ( скрипка), Марк Бергер(альт), Сэм Оу(виолончель).

Так что же все-таки было припасено  к финалу?
 Такого мастерского виртуозного выступления, что случилось, никто ожидать не мог. На сцену вышел солист Метрополитен-опера Адам Клейн, чтобы спеть знаменитую канцону герцога Мантуанского из "Риголетто". Но внезапно он обратился к публике с  объяснением, что   буквально вчера, простудившись, потерял голос. Обаяние этого  артиста  на сцене  немедленно привлекло к нему всеобщее внимание. Сопровождающий жест  его одновременно выразил сожаление, что он не в форме,  и комическое отношение к курьезу, жертвой которого он стал. После чего Адам Клейн стал петь, обнаруживая красоту голоса, колоссальное вокальное мастерство и потрясающее чувство юмора, когда какие-то пассажи он не пропевал, а обозначал, позволяя себе пропуски по вышеназванной причине... Когда на сцене мастер, он может даже не все входящее в задачу выполнить, но высота его возможностей все-равно  ослепит недостижимостью для других... И получилось, что истинным апофеозом концерта стало искрящееся  юмором, блеском,  воистину вердиевским  брио исполнение  Адама Клейна.

Еще один концерт- достижение Татьяны Дудочкиной вошел в летопись  ее цикла
"Юбилеи композиторов". Поблагодарим ее за труд и талант.