СИМФОНИЯ ШОСТАКОВИЧА
Лев МадорскийИ вот наступил этот день - 9 августа 1942 года. Всё было почти как в мирное время. По Ленинграду были расклеены афиши. В зале филармонии зажглись огромные хрустальные люстры. Только публика была необычная
в потрёпанных гимнастёрках, тельняшках, бушлатах. Примерно также были одеты и оркестранты. Только Карл Ильич Элиасберг стоял за пультом во фраке и белоснежной рубашке с бабочкой. По всему городу исполнение концерта транслировалось через громкоговорители. Его могли слышать и немецкие войска на передовой. Уже после войны два туриста из ГДР разыскали Элиасберга и сказали ему
" Мы слушали симфонию в тот день. Именно тогда, 9 августа 1942 года стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть"
"Когда гремят орудия - музы молчат", - говорили древние. В страшное лето 1941 года, в блокадном Ленинграде это правило не только было нарушено, но разлетелось вдребезги. В тот вечер 14 августа всё было как обычно. 25-летний молодой человек в очках (в армию его не взяли по зрению), как обычно, в семь часов вечера пришёл на сборный пункт дружины народного ополчения.
Дмитрий Шостакович, 1941г.
- Ты, Митрич, сегодня дежуришь на посту номер 5,-распределял дружинников Пётр Алексеев, высокий, невероятно худой старик. Дмитрий Дмитриевич Шостакович с трудом поднялся на крышу по чёрной лестнице. От постоянного недоедания ( уже в то время с продуктами были проблемы) кружилась голова. Осмотрелся. Вдалеке выли сирены. Под домом прошли танки. Где-то полыхали пожары и дым от них расползался по всему городу, но здесь, наверху небо было ясным и звёздным. Трудно было поверить, что под таким сияющим, замершем в вечном спокойствии небом, творятся ад и безумие. И вдруг из этих звуков, из полыхания пожаров, из бескрайного, звёздного неба зазвучала музыка. Светлая и возвышенная. Мелодия первой части будущей симфонии. В час ночи композитор пришёл домой, стараясь не разбудить спящую жену и двух детей, зажёг свечу (свет ночью отключали ) и записал на чистом нотном листе-15 августа 1941 года. Это был день начала работы над вошедшей в историю Ленинградской, 7-ой симфонией.
!5 сентября началась ленинградская блокада. К этому времени уже были написаны две части симфонии. 5 ноября, ночью Шостаковича на маленьком военном самолёте переправляют в Москву. В январе 1942 года симфония была закончена. А уже 5 марта 1942 года она впервые была исполнена в Куйбышеве государственным, симфоническим оркестром СССР под управлением Самуила Самосуда.
Тут возникает много вопросов. Почему в эти невероятно трудные, можно сказать, критические для советского народа дни, исполнение 7 симфонии Шостаковича становится делом государственной важности? Как смогло жестоковыйное, диктаторское руководство страны стать вдруг таким понимающим и музыкальным? Ведь вождь народов никогда не был меломаном. Напротив, под его руководством безжалостно уничтожалось всй живое и светлое. Мы объясняем это двумя причинами. Во-первых, вопрос стоял о жизни и смерти. О личной жизни и смерти всего руководства СССР, в том числе, и Сталина. В такой ситуации человек меняется. Срабатывает инстинкт самосохранения. Он инстинктивно хватается за всё, что помогает выжить. Когда высшие руководители СССР, в том числе, разумеется, Иосиф Сталин, услышали 7 симфонию, им стало ясно какую великую, потрясающую, всё побеждающую силу имеет эта музыка.
Именно тогда великий диктатор произнёс, помахивая трубкой в такт, слова, которые сделали возможным всё, что произошло дальше: " Пусть ленинградцы тоже услышат Седьмую симофнию". Далее происходят удивительные события.
2 июня в 5 утра в дверь дирижёра симфонического оркестра Ленинградского Радиокомитета Элиасберга позвонили.
- Кто это мог быть так рано?- думал Карл Ильич, медленно, рассчитывая каждый шаг, продвигаясь к двери. Он жил один. Жена и двое детей успели эвакуироваться из города. За 10 месяцев блокады дирижёр отвык бояться ночных звонков, но когда открыл дверь, старые страхи всплыли заново. За дверью стояли трое в военном. Майор и два солдата. У одного из солдат в руке был большой свёрток.
- Карл Ильич?- вежливо взял под козырёк майор. Вам посылка из Москвы. Распишитесь.
Карл Элиасберг, 1945 г.
-Что это? - удивился Элиасберг.
- 7 симфония Шостаковича.
- Господи! Как он мог забыть. Ещё неделю назад звонил первый секретарь Ленинградского горкома партии Жданов и говорил, что принято решение исполнить Седьмую симфонию в Ленинграде.
- Андрей Александрович, кто будет играть? - удивился тогда Элиасберг. У меня осталось всего 15 музыкантов и те еле держатся на ногах. Мы уже три месяца не репетируем.
- Решение принято на самом верху, - оборвал его Жданов.- Так что нам придётся его выполнить. У Вас будут все полномочия. В случае трудностей звоните начальнику политуправления фронта генералу Холостову. - И Жданов продиктовал номер телефона.
Элиасберг с трудом отнёс свёрток в комнату и разорвал обёртку. Там были четыре большие нотные тетради и письмо. Он трясущимися от волнения пальцами вскрыл письмо и прочитал:
-Дорогой Карл Ильич!
Знаю как Вам тяжело и поэтому не спрашиваю как дела. Чувствую себя неважно. Нервишки расстроились вконец. Очень переживаю за Иру и детей. Пытаюсь добиться их эвакуации, но пока не получается.
Посылаю симфонию. Исполнять её можно (далее подчёркнуто красным карандашом) только в полном составе: в том числе, 8 валторн и 8 тромбонов.
Всего доброго. Ваш Шостакович.
-8 тромбонов и 8 валторн! Откуда их взять? Это просто нереально.
Он набрал номер генерала Холостова. Тот поднял трубку сразу. Элиазберг разъяснил ситуацию.
- Так что мы теперь воевать будем или играть?- рассмеялся Холостов. Но судя по тому, что трубку он не положил и не послал дирижёра ко всем чертям собачьим, генерал уже получил указания свыше. Они помолчали.
-Чем же я могу Вам помочь?
- Мне нужно, чтобы музыканты срочно вернулись с фронта.
- Но я понятия не имею где они.
- Это я попытаюсь узнать.
Карл Ильич позвонил своему приятелю виолончелисту Борису Поляцкину, который жил в соседнем доме и который уже знал про разговор со Ждановым.
-Срочное дело, Боря. Подойди, пожалуйста.
Вскоре пришёл виолончелист, 65 лет (не призвали на фронт по возрасту), небольшого роста в очках, до войны полный, с выпирающим животиком, а сейчас кожа да кости. Они сидели на кухне (там было теплее) и просматривали ноты симфонии. Элиасберг прочитывал лист, иногда что-то напевая себе под нос, и передавал его Поляцкину. Тот молча просматривал и складывал прочитанные листы на коленях. Кончили первую часть перешли ко второй.
-Давай паузу сделаем,- попросил Борис. - Уже не ноты, а мальчики кровавые в глазах.
Они прервались.
-Ну, что скажешь, Боря?
-Музыка гениальная. Но как её исполнить нашими силами. Не представляю
-Вот и не представляю. Может ты переписываешься с кем-нибудь из оркестра?
- Да, переписываюсь. С Лёшей Софоновым. Скрипачом. Помнишь его?
-Ну, конечно, помню. Так можно же найти его часть по номеру полевой почты, - обрадовался Элиасберг - Принеси его письмо, пожалуйста. Возможно, Лёша знает кого-то ещё. Надо опросить всех из нашего оркестра. Позвонить родным, которые не эвакуировались. Ты поможешь?
-Да. Конечно.
Так всё начиналось. Карл Ильич узнавал номер части артистов оркестра, сообщал генералу Холостову. На другой день музыкант появлялся в Ленинграде. Система " по указанию Сталина" за много лет была отлажена и действовала безотказно.
Ленинград, август 1942 года
Теперь каждое утро музыканты собирались на репетиции. Всем были выписаны дополнительные пайки. Некоторые оркестранты прилетели на военном самолёте из- за линии фронта. К концерту готовились как к важному сражению. "Нью-Йорк Таймс" писала: "Симфония Шостаковича была равносильна нескольким транспортам с вооружением". Войскам Ленинградского фронта Был отдан приказ: " Во время концерта ни одна бомба, ни один снаряд не должны упасть на город"
И вот наступил этот день - 9 августа 1942 года. Всё было почти как в мирное время. По Ленинграду были расклеены афиши. В зале филармонии зажглись огромные хрустальные люстры. Только публика была необычная: в потрёпанных гимнастёрках, тельняшках, бушлатах. Примерно также были одеты и оркестранты. Только Карл Ильич Элиасберг стоял за пультом во фраке и белоснежной рубашке с бабочкой. По всему городу исполнение концерта транслировалось через громкоговорители. Его могли слышать и немецкие войска на передовой. Уже после войны два туриста из ГДР разыскали Элиасберга и сказали ему: " Мы слушали симфонию в тот день. Именно тогда, 9 августа 1942 года стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть".