ОТ ПОНТИЯ ПИЛАТА ДО СУДЬИ БЛИНОВА,
Леонид Анцелович...Я ни в коем случае не пытаюсь равнять персонажей Нового завета с фигурантами нынешних политически мотивированных судебных процессов, начавшихся с дела ЮКОСа, но аналогия просматривается. Возвращая читателя в Москву из далекого прошлого, Булгаков утверждает, что вопрос свободы и несвободы с тех пор никуда не исчезал, и в разной степени существовал во все времена. Но проблема усугублялась, когда в руках одной личности, не обремененной чувством нравственной ответственности перед обществом, оказывалась участь не только одного человека, или одной страны, а иногда и судеб всего человечества. Наследие, оставленное после себя такими лидерами нашей эпохи, как Ленин, Сталин, Гитлер - яркое тому подтверждение...
______________________
События в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" переносят читателя в "ветхозаветный" Ершалаим на две тысячи лет назад. Под именем Иешуа Га-Ноцри, конечно же, узнаётся Сын Божий Иисус Христос. Однако автор трактует этот образ иначе, чем в священном писании. В романе это человек, хотя и предстает самым, что ни есть земным, но единственное что его отличает от большинства смертных - абсолютная свобода. В противоположность ему Понтий Пилат, наделенный огромной государственной властью, лишен этой свободы. Он - исполнитель власти "великого кесаря" и себе не принадлежит. Персонаж олицетворяет собой коллизию иерархической власти: безграничной по отношению ко всему нижестоящему, и совершенно беззащитной перед теми, кто находится выше. На примере всесильного прокуратора Иудеи Булгаков показал, как мужественный, твердый и жестокий человек, исполнив приказ вопреки своей совести, в одночасье превратился в ничтожество.
Спустя семь лет Пилат лишится всех своих должностей и привилегий волей того самого Цезаря, которому старался угодить. Пилату уготовили отдаленную и позорную ссылку. Приняв жестокое и несправедливое решение, он сам оказался на скамье подсудимых правосудия истории: опозоренный и обесчещенный. Если принять Евангелие за истинное описание событий, остается только гадать: как сложилась бы история человечества, вынеси Пилат оправдательный приговор Иисусу.
Я ни в коем случае не пытаюсь равнять персонажей Нового завета с фигурантами нынешних политически мотивированных судебных процессов, начавшихся с дела ЮКОСа, но аналогия просматривается. Возвращая читателя в Москву из далекого прошлого, Булгаков утверждает, что вопрос свободы и несвободы с тех пор никуда не исчезал, и в разной степени существовал во все времена. Но проблема усугублялась, когда в руках одной личности, не обремененной чувством нравственной ответственности перед обществом, оказывалась участь не только одного человека, или одной страны, а иногда и судеб всего человечества. Наследие, оставленное после себя такими лидерами нашей эпохи, как Ленин, Сталин, Гитлер - яркое тому подтверждение.
Теперь, как обычно, власть ищет союзников в обществе творческой элиты, которая рядами и колонами тянется в Народный фронт. В здоровом обществе принято считать, что моральный долг творческих людей - вступаться даже за провинившихся, раз они уже осуждены и несут наказание. А если поступают иначе, невольно возникает вопрос - с какой целью? То ли в очередной раз проявили равнодушие по своей сытости, то ли попросту лишены такого человеческого качества, как сострадание. А чаще всего людей толкает в объятья власти банальная корысть.
Есть два великих стимула, которые побуждают человека совершать подлость. Животный страх и алчность. Страх по-разному оказывает на судьбу гражданина: одних толкает на эмиграцию, других на затворничество, а третьих на компромисс с совестью, ради собственного благополучия. Но есть значительная часть людей, у которых честь выше довлеющего инстинкта самосохранения и действуют они вопреки. Известные оппозиционеры: Ходорковский, Лебедев, Алехина, Толоконникова - люди высокого интеллекта, не способные на такой компромисс. Они открыто выражают свое отношение к творящемуся беззаконию даже из-за решеток, поэтому и там их активно преследуют. Очевидно, что тот же Ходорковский, поступившись принципами, мог до сих пор возглавлять шеренгу российских богатеев, со всеми сопутствующими прелестями.
Второй стимул - алчность.
О том, кто принимал принципиальное решение по делу ЮКОСа, ни для кого не секрет, ведь сам застрельщик неоднократно обвинял Ходорковского в таких преступлениях, которые даже следователи не решились подсудимому вменить. Стало уже привычным, что решение по любому резонансному делу российские суды принимают с учётом "рекомендаций" исполнительной вертикали и осечек, как правило, не случается. Столь мизерное количество оправдательных приговоров за всю предыдущую историю нашего государства, включая сталинский период, не было.
Владимир Владимирович тщательно подобрал и расставлял на ключевые должности чиновников в ведущие отрасли, начиная с правительства и заканчивая правоохранителями, все они члены одной команды. Алчность здесь очевидна: в обмен на беспрекословные исполнения приказов сверху, власть закрывает глаза на воровство, взяточничество, липовые дипломы, степени, подлоги в рядах своих подчиненных. В медицине такая взаимосвязь называется симбиоз. Здесь снова вспоминается наблюдение персонаж Булгакова: "Ну что ж, они люди как люди. Любят деньги. Ну, так это всегда было. Ну, легкомысленны. В общем, напоминают прежних, и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди. Квартирный вопрос только испортил их". Хотя милосердием там не пахнет, в ответ на писк уполномоченного по правам человека Бориса Титова об амнистии, раздался грозный рык хозяина: "Есть категории граждан, которые формально осуждены по экономическим преступлениям, но степень их общественной опасности выходит далеко за рамки сути той проблемы, о которой вы говорите". Фактически, президент говорил о наличии в стране политической оппозиции, находящейся в тюрьме по экономическим статьям.
Господин Фрейд: а-у!
Призывать правоохранительные органы к совести тщетно, причем там совесть? Все в порядке у них с совестью, ведь начальство сказало: виновен, к начальству все претензии, и они УМЫЛИ РУКИ. Хемингуэй писал: "Представление о чести есть у карманного вора и портовой шлюхи, но у каждого свое". Вот судье Блинову потребуется много воды, чтобы отмыть руки после суда над Навальным и Офицеровым. Совестливого человека на должность судьи у нас просто не назначат. За свою сговорчивость они нехило облагодетельствованы, но при этом остаются людьми подневольными, как прокуратор Понтий Пилат, а сидящие в заключении политзаключенные и там остаются свободными.