Между Конго и Угандой
Виталий ЦебрийОн шутил, имея ввиду, удастся ли нам быстро припарковаться, и чтобы еще и недалеко от искомого места высадки… Нам везло. Времени на парковку в перегруженном машинами Манхеттене мы потратили минимум. За день осмотрели тьму-тьмущую местных удивительных чудес. Пан Лешко тоже остался доволен нашим везением. «Нам весь час катастрофично щастить» – так, украинскою мовою наш гид по Нью-Йорку выражал свое удовлетворение поездкой.
Очень давно, в 1989 году я гостил у американца украинского происхождения, профессора искусствоведения Ярослава Лешко. Дело было в маленьком городке Гринфильд штата Массачусетс. Пан Лешко решил показать мне и моим трем друзьям-украинцам Нью-Йорк.
И вот мы в этом мегаполисе, и каждый раз, прежде чем остановить свой кадиллак у очередной достопримечательности города, пан Ярослав приговаривал: «Ну, вот сейчас мы и проверим, какое оно — наше украинское счастье?»
Он шутил, имея ввиду, удастся ли нам быстро припарковаться, и чтобы еще и недалеко от искомого места высадки… Нам везло. Времени на парковку в перегруженном машинами Манхеттене мы потратили минимум. За день осмотрели тьму-тьмущую местных удивительных чудес. Пан Лешко тоже остался доволен нашим везением. «Нам весь час катастрофично щастить» – так, украинскою мовою наш гид по Нью-Йорку выражал свое удовлетворение поездкой.
То есть, случай с парковками — это как бы мини-модель украинского счастья для пана Ярослава.
Я почему-то вспомнил этот эпизод жизни, наткнувшись на своеобразный соцопрос в ФБ — как украинцы понимают свое счастье в эпоху больших украинских перемен? Его я приведу почти дословно (самое интересное). Но перед этим вспомнил еще одну интересную сентенцию.
Во время распада Союза один французский дипломат сказал:
«Вы украинцы ощущаете себя счастливыми, потому только, что вы еще не знаете, как и насколько вы на самом деле несчастны».
Этот мой опрос и как бы рейтинг (читай ниже) не претендует на исчерпывающую научную объективность. Потому что в его основе — эмоции и чувства людей.
Тогда, год назад, когда я проводил опрос, в целом и общем украинцы действительно ощущали себя не очень счастливыми. Недавно, перед моими социологическими потугами, объявили официальный научный «диагноз»:
Украинцы по ощущению довольства жизнью и счастья находятся где-то между Конго и Угандой. Это вдвойне обидно, поскольку именно сейчас уже мы видим широкие горизонты и можем сравнивать себя со странами Европы.
Украинцы до февраля минувшего года жили и удивлялись: как это мы до своего существования в пределах СССР не знали этой другой жизни? Почему считали себя счастливыми?
Я в свою очередь не удивлюсь, если выяснится, что самыми счастливыми по самоощущению людьми на Земле (не имеющими при этом возможность сравнивать) будут северные корейцы, а американцы, граждане США, окажутся где-то внутри списка.
Я еще хочу уточнить жанр дальнейшего информационного «блока» для читателя. Это не соцопрос в чистом виде. Это как бы круглый стол с попыткой установить истину. Украинцы (и граждане страны, и представители диаспоры) высказывали не только мнения о своем понимании счастья, но и предлагали рецепты, чтобы его достичь.
Орси Стуловас (украинец из Канады):
«Украинцы как дети малые: хочется им все и сразу. Есть, правда процентов двадцать среди них “взрослых”, но капризных “детишек” - много больше...»
Елена Топчий, украинская гражданка (далее мы не подчеркиваем этот стаус):
«На выходных ездили в Финляндию. Проходишь КПП и попадаешь в сказку! Отличные дороги (наверное, на них может приземлиться самолёт), вежливые финны, чистые обочины, и десятки, сотни оленей! Целые оленьи семьи, пасущиеся вдоль дороги! Финны любят свою землю, природу, ее богатства, – и она им отвечает взаимностью! Нам есть с кого брать пример»
Игорь Сбиня:
«Счастье/несчастье определяется ожиданиями и их реализацией. У нас большинство людей мыслят категорией они, мол, должны перестать красть».
Или еще:
«Взяточников всех, надо посадить. А нам, законопослушным, уменьшить коммуналку, увеличить зарплату».
И так далее. Откуда это взялось, то есть, наше нежелание перестроить свое собственное поведение, зато «посадить взяточника»? Это отдельная история, сформированная национальным характером. Но она, наша ментальность, используется политиканами каждые выборы. В том числе, нечистыми на руку пропагандистами.
В то же время, жители всяких эфиопий и северых корей не имеют каких-то ожиданий. Они так же не имеют столь же высоких требований к ближнему! И вполне себе счастливы, не оглядываясь, при этом, в какой на самом деле жопе они живут и что с ними будет завтра. Мы имеем жуткое наследие совка и сложное становление демократии под давлением агрессивной империи, которая все время старается вернуть Украину под свое вассальство. И еще имеем абсолютную неготовность властей защищаться от информационных атак из имперской РФ. В итоге имеем массовую, всенародную неврастению. Не из-за бедности и даже не казнокрадства наши несчастья!»
Наталья Демочан:
«У нас столько “зубожилых” (“нищих» по- украински, - авт.), что на работу утром на машине не добраться!»
Владимир Гонтаровський:
«Далеко не у всех есть машины. В нашей стране средний доход украинца 4 (четыре!) бакса в день. Как в Уганде».
Вера Калицун:
«Самое смешное было на моих заработках в Италии. Мы там, чтоб разжалобить хозяев, плакали, что такие, мол, бедные, а итальянцы верили. Но затем мы сглупили, показали фотографии своих домов в Украине... И это был для итальянцев шок. И тогда они спрашивают: вы так бедны? Но имеете при этом такие великолепные дома? Как это понимать? А потом однажды я вернулась из Латвии, там гораздо скромнее живут люди, чем наши, но все улыбаются. В отличие от наших нытиков».
Валентина Калавлева:
«Мы много путешествуем, и мы видим, какие дома в Германии, а какие на Западной Украине. Разница небольшая».
Валентина Ященко:
«Когда путешествовали с мужем по Скандинавии, увидели отсутствие заборов и оград между домами… чтобы выше колена! И вот мы берем в аренду автомобиль, едем и рассматриваем не только туристические места, но и то как живут обычные граждане. Хорошо живут. Но вот наши «хорошоживущие» прячут свои латифундии за высокими заборами! Есть что прятать»?
Надя Даниленко:
«А у нас, пенсионеров, доход: два с половиной доллара в день, так чем мы не Уганда?! Спасибо, детки есть, и в 70-80 годы мы кормили наших родителей и растили детей».
Людовика Навара:
«Стопроцентно! Но я бы добавила (из личных впечатлений), что все равно в Украине и уровень жизни в последнее время достаточно высок, и дышать свободней стало без объятий «старшего брата»...»
Олеся Трофимова:
«Традиция бедных”, и также традиция «несчастных» — это не учиться на своих же ошибках! Вообще мы не любим учиться, помню своего одноклассника, который перед экзаменом всегда говорил: «Я и не учился, только до середины со второго раза материал прочел”. Думать не любим».
Леонид Герасименко:
«Те же финны для своего счастья додумались, например, забодяжить знаменитый коктейль для Молотого зимой 1940 года!»
Алла Влади (канадская гражданка):
«Нигде и никогда Россия не побеждала, если воевала один на один. Это позорище! Сталин бросил танковые армии против маленькой страны, отхватил маленький ее кусочек - и конец войне! А вот сейчас Путин отхватил Абхазию, отхватил Крым… Если мы остановим империю под названием РФ, может тогда и Украина с Грузией станут процветать как Финляндия? У большинства украинцев хозяйство их в стиле и в прообразе совковой коммуналки… потому и несчастливы!»
Ирина Терлецкая:
«Важно не только отделиться от россии, но и иметь таких граждан, которые не тянут туда твою страну!»
Евгений Сергиенко:
«Мы с младенческого возраста чем-то недовольны, даже когда все в порядке. Все-таки остальные «кажется» лучше, а потому недовольны и недовольны. И мы завидуем. От этого подхода необходимо избавиться. Как в той истории с золотой рыбкой? “Все, что вы не захотите, только у соседа будет в два раза больше». «Тогда ты выколи мне один глаз!»»
* * *
Ну, и закончить этот «блок» счастья/несчастья хотел бы последними политическим и военными событиями. «Несчастная» до февраля 2023 Украина официально и бесповоротно начала свою новую эпоху.
Война сместила все акценты. И теперь наверняка все мои респонденты, и украинского, и иного гражданства, заявили бы единогласно:
АХ КАК МЫ БЫЛИ ВСЕ ТОГДА СЧАСТЛИВЫ, НЕ ПОНИМАЯ ЭТОГО! СЧАСТЬЕ – ЭТО МИР НА ЗЕМЛЕ!
Об уровне и специфике счастья в Уганде и Конго сегодня уже никто бы и не упоминал…