Кому мешает День Победы?
Сергей ДяченкоКогда-то этот праздник объединял всех советских людей. Сегодня же их дети и внуки ломают вокруг него свои копья в попытке навязать друг другу свой вариант истории…
Их споры уже давно вышли за рамки словесных дискуссий, приведя сначала к дракам на 9 мая и сносу мемориалов, а затем став одним из поводов нынешней войны. Теперь россияне ищут в этой теме оправдание своего «освободительного похода», а украинцы, вопреки проводимой их властью политике «десоветизации», постоянно делают отсылки к Великой Отечественной и ассоциируют Путина с Гитлером. Но можно ли тогда сравнить Зеленского, сделавшего зеленую толстовку своим френчем, со Сталиным? Думается, что выясняя это, мы бы лишь зря потратили наше с вами время! Поэтому не будем вставать на чью-то сторону или отвлекаться на второстепенные вопросы, а попробуем разобраться в главном: почему наше отношение ко Дню Победы так изменилось, и какие еще последствия этого нас еще ожидают?
Тысяча мнений
День Победы относится к тем праздникам, которые почти невозможно не заметить. Вы вспомните о нем благодаря традиционному майскому репертуару военных фильмов и сериалов, репортажу с парада, статьям в СМИ и бесчисленным эмоциональным комментариям в интернете. И редко кто удержится от того, чтобы высказать там и своё мнение или хотя бы просто поставить лайк/антилайк! Но отчего такой накал страстей, откуда эти насмешливые выкрики о «победобесии» и самонадеянные угрозы «можем повторить!»?
У всех критиков Дня Победы есть одна общая черта: они всегда винят его, а не свой личный взгляд на историю и современность. «Это не праздник, а день скорби и памяти!» - сердито утверждают одни. «Мы победили, завалив Гитлера трупами», - уверены другие. «Почему победители жили хуже побежденных?» - вопрошали третьи. «Советский Союз сам был оккупантом», - заявляют четвертые. И еще множество других мнений, вопросов, обид и обвинений.
Но здесь, пожалуй, стоит провести черту между теми, кто воспринимает День Победы однозначно негативно, и просто ищет все новые и новые «доводы», дабы испортить его другим – и теми, кто чтит День Победы, но считает его акценты и традиции празднования неправильными. Опять же, среди вторых есть широчайший спектр самых разных мнений: кто-то оспаривает смысл проведения военного парада, кому-то не нравятся современные традиции Дня Победы (костюмированные «карнавалы», акция «Бессмертный полк»), а кто-то просто указывает на коммерциализацию 9 мая, когда победной символикой украшены товары в магазине. Наверняка какие-то из этих мнений разделяют и наши уважаемые читатели!
Но, к сожалению, существует также категория людей (в основном среди россиян), которые воспринимают в штыки любую критику празднования Дня Победы, называя это «власовщиной», «проявлением нацизма», «симпатией к Гитлеру» и т.п. Их «праведный гнев» (а они считают себя однозначно правыми) одинаково обрушивается на всех: и на тех, кто считает Красную Армию оккупантами своей страны, и тех, кто считает, что гвардейской ленточке не место на женской сумочке. Не нравится, не одобряешь – значит, враг! Увы, но в России такие люди являются политической опорой Путина.
Впрочем, объективности ради, признаем, что такие же радикалы, только другой направленности, сейчас поддерживают в Украине режим Зеленского (а он угождает им). Еще до событий 2014 года такие «патриоты» нападали во Львове на ветеранов ВОВ, пару лет назад в Киеве они обидели ребенка, вышедшего на 9 мая в пилотке с красной звездой, а сегодня они готовы убить за такую звезду любого. Именно такие люди с обеих сторон являются главными сторонниками нынешней войны (хотя и не все из них пошли на неё добровольцами), выдавая своё мнение за мнение всего народа.
История Победы
Мы с вами живем в эпоху, когда идеальных праздников не существует – смысл, символы и традиции любого могут поставить под сомнение по политическим или иным мотивам! Досталось даже новогоднему Деду Морозу: одни сочли его вызовом христианству, другие «российской пропагандой». Что уж тут говорить о Дне Победы, который в том виде, который все мы знаем с детства, является политическим проектом! Да-да, именно так! Чтобы понять этот очевидный факт, достаточно совершить небольшой экскурс в историю.
Но начнем мы его не с 1945-го, а с 1942-го года. Именно тогда в корне изменилась концепция советской военной пропаганды: от лозунгов о борьбе за «дело Ленина-Сталина» она перешла к призывам защитить родину от фашистов и отомстить врагу за страдания оккупированного народа. Это был продуманный ответ на немецкую пропаганду «освобождения от ига большевизма и возрождения свободной России», он мог достучаться до сердца любого солдата, независимо от его личного отношения к советской власти. Закрепили его в 1943-м реабилитацией церкви, отказом от социально-классовой сегрегации (пролетариат, колхозники, служащие и интеллигенция были объединены в один «трудовой советский народ») и классовой борьбы, возвращением погон и исторической преемственности с русской армией прошлого. Даже коллаборационистов стали называть уже не «троцкистами» и «контрой», а просто предателями родины. Так война стала действительно Отечественной! А когда в 1944-м Красная Армия перешла западную границу, то вместо прежних лозунгов об освобождении польского и венгерского пролетариата от гнета буржуазии были использованы новые, про освобождение народов Европы от фашизма – не потерявшие актуальность до наших дней. Всё это в корне меняло сознание масс, и хотя нравилось не всем, возражать никто не осмеливался – помалкивали даже «старые большевики».
Акт о капитуляции Германии вступал в силу 8 мая в 23:01 по центральноевропейскому времени или в 00:01 9 мая по московскому – отсюда и разница в дате празднования Дня Победы. В 1945-м его отметили грандиозным салютом и народными гуляниями. В 1946-м и 1947-м, чтобы народ мог отметить годовщину Победы за столом, этот день сделали выходным – но потом выходной перенесли на 1 января (так в страну официально вернулся новогодний праздник). Вплоть до 1965-го традиции Дня Победы оставались неизменными: утром торжественные митинги на работе, вечером гуляния в клубах и на площадях, застолье с воспоминаниями, праздничный салют. Никаких парадов и шествий не было, и устраивать их никому не приходило в голову.
Стоит заметить, что в эпоху Хрущева (1956-64) идеологическая составляющая Победы претерпела значительные изменения. Были признаны катастрофические поражения 1941-42 гг. и колоссальные потери, ответственность за которые возложили на «культ личности», бывшие военнопленные перестали считаться трусами и предателями, вся слава победителей досталась простым солдатам – ну и, конечно же, честным политрукам и талантливым командирам (о таковых тут же сложили легенды). Это были очень позитивные изменения, однако они имели и весьма негативные последствия: они посеяли в обществе желание «искать правду о войне», что привело к первым сомнениям и расколу.
В 1965-м, на двадцатый юбилей Победы, по инициативе Брежнева, 9 мая сделали красным днем календаря и провели военный парад на Красной площади. Однако до 1986-го парады 9 мая проводили только в юбилейные годы Победы, и они отличались скромностью (почти без техники, никаких ракет) и подчеркнутой торжественностью. Ежегодные же военные парады с показом тяжелого вооружения проводились на 7 ноября. Когда же отмечать годовщину Октябрьской революции перестали, то остался только парад 9 мая, в котором совместили торжественность Дня Победы и зрелищность демонстрации военной мощи.
9 мая сделали выходным днем в качестве подарка ветеранам: теперь они могли проводить весь день на официальных торжественных мероприятиях или ездить на неформальные встречи ветеранов. С этого начался брежневский «культ ветеранов», который затем дополнился их торжественным шествием, в 80-х превратившимся в парад ветеранов, а в наши дни, когда ветеранов уже почти не осталось, его решили заменить на «Бессмертный полк» (тоже хорошая традиция, если относиться к ней серьезно и с уважением).
В 1967-м был открыт мемориал Неизвестного солдата, и Леонид Ильич лично основал еще одну важную традицию праздника – торжественное возложение венков. Для этого свои мемориалы были построены во всех городах и поселках Советского Союза (не всегда в должном художественном и качественном исполнении). И тогда же атмосфера Дня Победы была скорректирована в сторону борьбы за мир во всем мире: мы победили для того, чтобы больше не было войн, это не должно повториться!
Вот так и сформировался День Победы, превращенный из памятной исторической даты в политический и культурный проект, можно даже сказать, в настоящий культ! Ведь в советские времена 9 мая было, что называется, главнее 7 ноября и святее Пасхи!
Но затем времена изменились, и уже в конце 80-х началось повальное увлечение разоблачением «сталинизма», а потом и вообще «коммунистического режима». С начала 90-х начался открытый пересмотр ценностей Победы: новым героем стал «штрафбатовец», зажатый между немцами и «заградотрядом НКВД». Это была откровенная чушь, потому что на самом деле рядовые и сержанты отбывали наказание в штрафных ротах, заградотряды формировали из военнослужащих бригад и дивизий (то есть в дивизии РККА не могло быть заградотряда из бойцов НКВД) и они стояли на расстоянии 2-5 км от передовой. Но многие с жадностью поглощали эти байки, радостно веря в любую ахинею, лишь бы она описывала СССР в самых черных красках.
Это вызвало первые нападки на 9 мая: стала набирать популярность идея прекратить его праздновать как День Победы, и лишь скромно отмечать как день памяти и скорби. Но, что стоит отметить, больше всего эту идею поддерживали те, кто хотел бы вообще забыть об этой дате и пересмотреть сами итоги Великой Отечественной. Они всегда с готовностью ухватывались за любою идею, низводящую значение Дня Победы. Но почему?
Разбитые колосья
Развал СССР смогли пережить лишь два советских праздника – это 8 марта (23 февраля, увы, всегда был рабочим днем) и День Победы (Новый Год - это старый международный праздник). Смогли потому, что к началу 90-х в них вообще не осталось никакой коммунистической идеологии. Этот был тот случай, когда праздники, задуманные как политические, становятся поистине народными! А такое происходит лишь тогда, когда эти праздники несут людям позитив и добро (вот почему многие украинцы до сих пор неофициально отмечают 23 февраля). Ну, с женским и мужским днем понятно, а в чем главный позитив Дня Победы?
Память о воевавших дедах, о погибших, об огромной жертве всего народа – это бесспорно, это в первую очередь. И всё же эта память со временем исчезает, чему пример практически забытый культ войны 1812 года, о которой мы сегодня помним лишь по «Войне и миру» да «Гусарской балладе». Осознание победы над фашизмом как мировым злом? Но теперь таким же злом называют «коммунистический режим», а в ряде стран уже пересмотрели своё отношение к гитлеровскому прошлому. Да и вообще история показывает, что добро и зло - понятия относительные. Для человека истинное зло не то, что назвали политики в телевизоре, а то, что разрушает ваш образ жизни и убивает вас - неважно под какими флагами! Положа руку на сердце, признаем: если для евреев и цыган Гитлер был однозначным злом, то для венгров или финнов вряд ли!
Но тогда что? Единство и дружба, благодаря которым удалось победить очень сильного и крайне жесткого врага – вот одна из главных ценностей Дня Победы. Если бы страны антигитлеровской коалиции безучастно ждали бы, пока Германия перебьет их по одной, фашизм бы победил. Если бы народы СССР начали воевать друг с другом или все «бывшие» записались бы в РОА – Гитлер смог бы дойти до Урала. Единство многонационального советского народа с общим важным вкладом в Победу было краеугольным камнем этого культа. И тот, кто скажет, что это было плохо, пусть первым бросит в меня клавиатурой! День Победы стал главным объединяющим фактором народов Советского союза, а после 1991-го он продолжал связывать людей, живущих уже в независимых государствах. Но он объединял не только на межнациональном, но и на внутринациональном уровне. Его чтили люди с разными политическими взглядами – и вы наверняка еще помните, как венки к мемориалам возлагали лидеры разных политических сил. Кроме, конечно, радикальных националистов, чьим идеям и чьей трактовке истории противоречил День Победы. Там, где приходили к власти или там где власть шла на поводу их требований, там начиналась «депобедизация». Сначала убирали «советские символы», а потом и саму память о Победе, заменяя её новой версией истории.
Вы наверняка представили сейчас Олега Тягнибока, чьи последователи избивали ветеранов во Львове. И всё же никакой лидер националистов не нанес Дню Победу такого ущерба, как это сделал Владимир Путин! Как? Очень просто: он решил «приватизировать» Победу, закрепив её за Россией.
Как и во всем остальном, Путин начинал хорошо: придал празднованию Дня Победы новый импульс, поддержал новые традиции (гвардейские ленточки, «Бессмертный полк»), ввел ответственность за «пропаганду фашизма» (под что тут же подвели даже изображение свастики на игрушечных моделях). Но, видимо, его стремление стать «главным дирижером Дня Победы», используя его как одну из идеологических основ своей власти, завело его не туда. Критикуя другие страны за «утерю памяти о Великой Отечественной», подчеркивая, что Россия стала главной хранительницей этой памяти, он решил сделать её и главной наследницей Победы. Увенчав это в декабре 2010 года своим заявлением, что Россия смогла бы победить в войне сама, и без Украины. Именно после этих слов в России громко заговорили о «хохлах-предателях».
Эта была пощечина, отвешенная восьми миллионам украинских красноармейцев - 1,37 миллиона из которых погибли. Конечно, за это глупое бахвальство потом пришла расплата: страна, чей лидер утверждал, что разгромить Гитлера они смогли бы без Украины, в 2022-м году не смогла разгромить саму Украину. Но к этому времени сноп был уже разбит, а колосья втоптаны в грязь: мало того, что на украинцев изнутри давили свои националисты и потакающая им власть, так еще их решил унизить и оттолкнуть президент России!
Тут можно было бы сказать, что большинство украинцев - это разумные люди, понимающие разницу между историей и словами политиков. Но дело в том, что как бы отрезав этими словами Украину от общей Победы, Путин качнул чаши её политических весов в пользу националистов. Он посеял в украинцах смятение и сомнение в собственной истории – а националисты, напротив, получили хорошие козыри! И совпадение ли, что уже весной 2011 года Львовский облсовет запретил праздничные мероприятия на 9 мая, а националисты в этот день устроили своё первое открытое нападение на ветеранов войны возле мемориала Холм Славы?
Но если кто-то полагает, что «депобедизация» Украины увенчается убедительной победой национализма, то он сильно ошибается! В самом начале мы не зря задались вопросом о последствиях пересмотра истории и пренебрежительного, даже враждебного отношения к памяти Великой Отечественной.
Всё очень просто: те, кто сносят мемориалы советским воинам и хочет, чтобы внуки и правнуки этих воинов одобрили их действия, должны понимать, что они сеют в людях неуважение к воинам уже нынешней Украины, неуважение к памяти нынешней войны. Пройдут годы, политическая ситуация в стране может измениться – и тогда под бульдозеры пойдут уже памятники ВСУ, если будущие политики увидят в них символы чего-то нехорошего. Не может быть? Так ведь когда-то никому и в голову не могла прийти мысль, что однажды в Украине будут сносить мемориалы ВОВ!
Но, как было верно замечено, памятники нужны не мертвым, а живым – как напоминание. Нельзя устраивать пляски на руинах мемориалов, разрушая ценности и устои, подсовывая людям другие: вот эти правильные, уважайте их! В итоге они вообще не будут уважать никакие ценности, мы рискуем получить «поколение осквернителей» (как было после 1789-го во Франции и после 1917-го у нас), которое будет истреблять себя и других.
Точно так же нельзя вольно манипулировать понятиями «нацисты» и «предатели», навешивая эти ярлыки на целые народы, взывая при этом к памяти Победы и призывая «повторить». Потому что сейчас между Украиной и РФ пока что идет пусть и затяжной, но чисто политический конфликт, развязанный политиками. Однажды политики перестанут дурить, сядут за стол переговоров – и войне конец! Но если перевести этот конфликт в межэтнический, о чем наверняка мечтают радикалы, националисты и прочие горячие головы, призывающие истреблять «собак» и «свиней», то такой конфликт не потушить никакими переговорами, он будет гореть десятилетиями.