Бостонский КругозорТочка Зрения

Шекспир дерьма и шоу «Быть придурком». Почему британцам не нравится Трамп?

С 20 января США погрузились в неописуемый хаос разрушения государственных институтов, исногсшибательные новости водопадом обрушиваются на нас из Белого дома. Впрочем, гораздо точнее аналогия с фонтанирующей канализацией: вся страна в коричневой субстанции! В общем, у нас переворот, Трамп путинизирует Америку и дела дерьмовые.

Нейт Уайт и Артур Кальмейер

Именно это выражение – shit, дерьмо – использовал Нейт Уайт (Nate White) в эссе о Трампе. Его перевел Артур Кальмейер, поэт и писатель, уроженец Харькова, ныне живущий в Калифорнии. Он мой френд в Фейсбуке, где недавно поставил пост с эссе этого английского автора о Трампе времен первого президентства “Why do some British people not like Donald Trump?”

Эссе, судя по моим разысканиям, появилось в феврале 2019 г. на популярном американском вебсайте вопросов и ответов Quora, затем была снято админами сайта, но привлекло внимание и успело широко разойтись в Сети. Еще больший резонанс оно получило в позапрошлом и прошлом году в связи с президентскими выборами в США. На вопрос, заданный на сайте (почему британцам не люб Трамп), Нейт Уайт дал великолепный ответ, тиражируемый в газетах, на сайтах и, разумеется, в соцсетях. Привожу отличный литературный перевод Артура Кальмейера, чуть уточнив его в нескольких мелких штрихах.

К примеру, колоритное выражение «a Shakespeare of shit» лучше все же перевести не как почтенный Кальмейер: «Шекспир экскрементов». Речь, как вы понимаете, идет о Трампе и сие выражение чрезмерно деликатно, не говоря уже о том, что для экскрементов в английском есть свое слово. Выразительнее и точнее будет: «Шекспир дерьма». И тому подобное.

***

«Есть несколько ответов на этот вопрос. Дело в том, что Трампу недостает как раз тех качеств, которые традиционно ценят британцы. Например: у него нет ни класса, ни обаяния, ни хладнокровия, ни авторитета, ни сострадания, ни остроумия, ни теплоты, ни мудрости, ни тонкости, ни чувствительности, ни самоосознания, ни смирения, ни чести, ни изящества – всех качеств, которыми, как это ни странно, был одарен его предшественник г-н Обама. В глазах англичан этот резкий контраст делает ограниченность Трампа ошеломляюще очевидной.

К тому же мы ценим смех. И хотя Трамп зачастую смешон, сам он ни разу не сказал ничего язвительного, остроумного или даже слегка забавного – ни разу, никогда. Это не риторика, я имею в виду совершенно буквально: ни разу! Сей факт особенно беспокоит британскую чувствительность – для нас отсутствие юмора равносильно бесчеловечности. Но в случае с Трампом это факт. Кажется, он даже не понимает, что такое шутка: юмор для него — это грубость, неграмотное оскорбление, случайный акт жестокости.

Трамп – тролль. И, как все тролли, он никогда не бывает смешным и никогда не смеется; только каркает или издевается. Особенно мерзко то, что он не просто изрыгает грубые, бессмысленные оскорбления – он на самом деле мыслит ими. Его разум представляет собой примитивный бот-алгоритм, состоящий из мелких предрассудков и рефлекторной злобы.

В том, что он говорит, никогда нет подкладки иронии, сложности, нюансов или глубины. Одна поверхностность. Некоторые американцы могут счесть это освежающим откровением. Но для нас это не работает – мы видим, что у человека нет внутреннего мира, нет души. А мы в Британии традиционно стоим на стороне Давида, а не Голиафа. Все наши герои — отважные аутсайдеры: Робин Гуд, Дик Уиттингтон, Оливер Твист. Трамп и не отважен, и не аутсайдер. Он полная противоположность – даже не избалованный богатый мальчик и не жадный толстый кот. Он скорее жирный белый слизень. Раздувшийся от привилегий Джабба Хатт (омерзительный персонаж «Звездных войн» – Ю.К.).

И что еще хуже, Трамп являет собой самое неприемлемое для британцев существо: гопник, булли (за исключением случаев, когда в зале присутствуют другие хулиганы; тогда он способен трансформироваться в «своего», в приятеля). В Британии существуют негласные правила поведения – правила элементарной порядочности Куинсберри – и он их все нарушает. Трамп бьет стоящего ниже – чего джентльмен никогда не сделал бы, не мог бы сделать – и при этом каждый его удар приходится ниже пояса. Ему особенно нравится пинать уязвимых или безмолвных людей – он их пинает и тогда, когда они падают.

Примерно треть американцев смотрят, что Трамп делает, слушают, что он говорит, и думают: «Да, это определенно мой человек», и этот факт вызывает замешательство и немалое беспокойство британцев, учитывая, что:

• Мы считаем, что американцы должны быть благоразумнее нас (и в большинстве случаев так оно и есть).

• Нет нужды особо напряженно вглядываться в Трампа, чтобы заметить дефекты его характера.

Этот последний пункт особенно смущает и тревожит британцев, да и многих других: недостатки Трампа, кажется, чертовски сложно не заметить. В конце концов, достаточно прочесть любой из его твитов или услышать одну-две его фразы, чтобы заглянуть глубоко в бездну. Трамп превращает простоту в искусство; он Пикассо мелочности, Шекспир дерьма. Его недостатки фрактальны: даже у его недостатков есть недостатки, и так до бесконечности. Видит Бог, на свете всегда были глупые люди, да и мерзавцев тоже немало. Но редко когда глупость была столь отвратительной, а мерзость такой глупой. В сравнении с Трампом Никсон выглядел бы заслуживающим доверия, а Джордж Буш-мл. – умницей.

На самом деле, если бы Франкенштейн решил изготовить монстра, полностью собранного из человеческих недостатков – он сделал бы Трампа. После этого раскаявшийся доктор Франкенштейн рвал бы на себе клочья волос, крича в ужасе: «Боже мой… что… я… сотворил?» Для телешоу «Быть придурком» Трамп подошел бы идеально.»