Загадка пистолета Эймса
Влад БогатыревКаждому коллекционеру оружия время от времени попадалось оружие с "легендой!, которая передается от владельца к владельцу. Может быть это пистолет, который, согласно легенде, принадлежал самому Бонапарту. Или мушкет, принадлежавший великому вождю краснокожих.
Каждому коллекционеру оружия время от времени попадалось на глаза оружие с "легендой", которая передается от владельца к владельцу. Может быть это пистолет, который, согласно легенде, принадлежал самому Бонапарту. Или мушкет, принадлежавший великому вождю краснокожих. Видите, на прикладе есть знак самого вождя, и пра-пра дедушка одного из владельцев был участником той исторической битвы, где великий вождь погиб. Несомненно, этот мушкет вождя, трофей найденный на том поле боя. Но метка на прикладе в форме знака вождя похожа на царапину, которая, стервшись со временем, приобрела формы отметки, напоминающей работу человеческой руки. И даже если пра-пра дедушка и воевал в той битве, это все равно не доказывает, что этот мушкет пришел с того самого поля боя, а не был приобретен им в другом месте. Легенда основана на совпадениях и догадках. Ловушка для начинающего коллекционера, готового уплатить чуть больше, веря, что покупка досталась ему по дешевке и стоит на самом деле в несколько раз больше. Новичок прощается с деньгами и приобретает опыт, который он запомнит навсегда. Опытный коллекционер может попасть в другого рода ловушку.
Не так давно, я узнал, что коллекционер, который хорошо знаком в кругах тех, кто коллекционирует оружие, решил продать небольшую часть своей коллекции, включающей редчайшие пистолеты конца 18 века и начала 19 века. Пистолеты настолько редки, что можно потратить десятки лет на поиск и так и не найти ни одного из таких образцов, выставленных на продажу. Более того, его американские пистолеты не только вписываются в тематики моей коллекции, но делают коллекцию практически полной. Такой удачи я никогда не ожидал. Однако, радость длилась не долго Даже если я предложу ему цену, которая покроет комиссионные на аукционе и еще накину сверху, мало вероятно, что он решится продать их мне, а не выставить на аукцион. Да и таких как я у него много. На аукционе каждый экземпляр будет продан отдельно и учитывая редкость, все рекорды в цене могут быть побиты, и выручка, которую он получит, будет на много больше, чем самое лучшее предложение, которое я могу ему сделать. В таком случае, если цена взлетит выше крыши, я буду не в состоянии купить все, что меня интересует из его коллекции. Причина, по которой он решил их продать, для меня не была загадкой. Во всяком случае, такие вопросы как: "он больше не заинтересован в коллекционирование?" или "это первый этап ликвидации всей коллекции?" я себе не задавал. Я помню его на последних самых больших аукционах года. Он купил очень редкие экземпляры периода американской гражданской войны. И, конечно, колесцовые мушкеты и пистоли работы известных немецких оружейников 16-17 века, тоже любимая тематика. Не только он ни купил не одного экземпляра, связанного с тематикой коллекции, идущей на продажу, но и не пытался предложить цену за те несколько пистолетов, которые уходили ниже того, что они должны стоить.Они достались мне благодаря тому, что я ошибочно воспринял тогда как его пассивность. Он такой же одержимый коллекционер, просто теперь ясно что пистолеты, которые он продает, ему просто более не интересны, несмотря на их редкость. Раз азарт остался, он не позволит ему упустить один из самих редчайших работ знаменитого немецкого мастера оружейника. Всего несколько его работ циркулирует на рынке. Остальные или в частных, или в государственных музеях. И один из таких редких экземпляров у меня, первая значительная покупка, которую я сделал как начинающий коллекционер много лет тому назад. Это единственное колесцовое оружие в моей коллекции, наверное, потому что все, что мне попадалось на глаза позже не могло с ним сравниться и не вызывало интереса. Со временем другие интересы начали преобладать. Тем не менее, проститься с ним было не мыслимо, но другого выбора тоже не было. Ни чем другим заинтересовать я его не мог.
Сделка состоялось. Мой редкий колесцовый мушкет в добавок к круглой сумме денег удостоверил ее. В общей сложности 25 пистолетов. Десять из них "барахло в нагрузки", я сразу отложил в сторону с намерением отправить всех их на аукцион как можно скорее, чтобы не занимали место, да и деньги, хоть относительно небольшие, не будут лишними после такой значительной траты. Из 15 редких я взял все американские экземпляры, а европейские отложил для обмена или на продажу позже. Далее следующая неделя была проведена на "церемониальное" изучение каждого американского пистолета, сверка с записями самого коллекционера об их истории, изучение штемпелей, знаков, меток, перелистывание множества книг и каталогов, исправление найденных неточностей в его записях на основании моей "исследовательской" работы, добавка новых фактов, найденных мной или известных мне, и, конечно, же самый торжественный момент, найти место для каждого в коллекции.
После этого я занялся упаковкой "барахла" для отправки на аукцион. Во время покупки-обмена все время было уделено самым ценным экземплярам. Это был первый раз, когда я взглянул на остальные пистолеты. Один пистолет привлек мое внимание. Это было самое большое "барахло" из всего "барахла". Никелированный пистолет Эймса 1843 года. Что эта дешевка делает в его коллекции? Эймс не никелировал пистолеты этой модели, он был никелирован позже в том же веке судя по структуре и состоянию покрытия. Штемпель инспектора на деревянной части не виден, похоже, что деревянная часть была покрыта заново, тогда же, когда он был никелирован. На стволе посторонняя метка. Однако, механизм замка великолепно работал, пружина упруга и курок взводился с должной мерой усилия. Никелировка, новое покрытие деревянной части, стертый штемпель инспектора и в добавок неизвестная высеченная метка значительно снизили его стоимость. К упаковке, в которую был завернут пистолет, была прикреплена записка . Почерк принадлежал не коллекционеру, а, очевидно предыдущему или одному из предыдущих владельцев. В записке говорилось: "Этот пистолет был одним из подарков Коммодора Мэтью Перри Императору Японии, японский иероглиф нанесен на части дула возле курка". Пистолет с "легендой"? Цена покупки была бы намного больше если бы этот пистолет действительно был подарком Японскому Императору. Тем не менее, что означает этот иероглиф, если это действительно иероглиф, и если у этого пистолета связь с Японией?
На самом деле пистолет Эймса казался "барахлом" только в относительном плане. Сами пистолеты интересны и у меня самого есть несколько, но во много лучшем состоянии. Всего было произведено 3832 для службы на американском военно-морском флоте, относительно небольшое количество. Пистолет дульнозарядный с капсульным ударным механизмом, стволом 6 дюймов, гладким дулом .54 калибра. Эти новые капсульные пистолеты должны были стать заменой устаревшим кремневым. Внешнее сходство с пистолетами на службе у Британского флота не случайно. Н.П. Эймс разработал дизайн на основе британской модели и с 1842 по 1845 произвел все 3832 на своем предприятии в Чикопи близ Спрингфилда (в то время часть Спрингфилда), Массачусетс. Штамп "NP AMES SPRINGFIELD MASS" соответственно стоит на замочной доске. U.S.N 1843 также проштампованы на замочной доске ("U.S.N" - "ЮНАЙТЕД СТЕЙТС НЭВИ"). Дата на стволе 1844 с теми же "USN" но без точек. Начинающий коллекционер, незнакомый с этими пистолетами, часто думает, что разные даты - это результат одного пистолета, собранного из двух разных, что естественно, снижает цену. Опытный коллекционер знает, что пистолет Эймса был первым пистолетом, заказанным американским флотом с взаимозаменяемыми частями. Часть произведенная в один год нередко шла на пистолет с частью произведенной в другой год. Таким образом замочная доска была произведена в начале 1843 года (т.к. позже в том же году точки уже не ставились в аббревиатуре "ЮНАЙТЕД СТЕЙТС НЭВИ" и выглядели также, как на стволе), а ствол в 1844. Инициалы "RP" на стволе принадлежали инспектору Ричарду Пэйну, одному из инспекторов Эймса тестирующих стволы на фабрике с 1844 по 1845. "P" знак пробы ствола. Дополнительные два штампа качества также шли на плоскую часть деревянного корпуса. Один принадлежал гражданскому инспектору нанятого флотом, а другой кадровому инспектору оружия флота.
Иероглиф похоже был нанесен после того как пистолет был никелирован и не имеет характеристики современной подделки на первый взгляд. Пистолетом пользовались после никелировки, так как коррозия от пороха присутствует возле курка. Коррозии практически не видно возле иероглифа, куда порох попадал в меньшей степени.
Экспедиция Перри в Японию была в 1853-1854 году. В списках подарков, которые Перру преподнес императору не значится пистолет Эймса, но значатся функциональная модель паровоза, телеграф, телескоп, револьверы и ружья. Кроме того, ни один из носителей японского, которым я позже показал этот иероглиф, не признал этот иероглиф как имеющий смысл, или даже японским, несмотря на то, что он схож со знаком солнца. Вместо этого была предложена версия, что это, может быть, символика (камон), имеющая отношение к одному из дайме или клану лояльному такому японскому военному феодалу.
Камон действительно можно часто встретить на традиционных японских мушкетах с фитильном замком. Но на современное, в то время, оружие с капсульными ударными замками камон наносился относительно редко, что тем не менее не исключает его присутствия. Иероглиф также схож с римскими цифрами.
Никелировка оружия имела практический смысл на службе во флоте, так как защищала от коррозии. Пистолеты Эймса все еще использовались во время американской гражданской войны (1861-1865) и не исключено, что пистолет и был никелирован в этот период для службы на корабле. В свою очередь, Япония имела собственную гражданскую войну с 1868-1869. Враждующие дайме активно скупали американское оружие до ее начала, в том числе устаревший избыток оружия гражданской войны. Оружие также покупалось или обменивалось у моряков пришвартовавшихся в Японии. Если пистолет действительно имеет отношение к Японии, то такое объяснение логично. Пистолет мог быть вывезен из Японии американским солдатом после второй мировой войны, купившем его на блошином рынке. Возможно, продавец преувеличил историческую значимость пистолета при продаже или покупатель неправильно понял или сам позже преувеличил. Но это только один из многих возможных сценариев.
Появилось больше вопросов, чем ответов. Правильный шаг был бы, запаковать этот пистолет со всеми и отправить на аукцион. Записка об истории пистолета в комбинации с фактом, что он был частью коллекции одно из ведущих и уважаемых коллекционеров вполне могла вызвать ажиотаж среди менее искушенных коллекционеров. Никто ведь не знал бы, что сам коллекционер при продаже не придал ему практически никакой относительной стоимости. Он, запросто, мог бы уйти в полтора, или два раза выше его реальной стоимости и возможно более. Но желание все-таки докопаться до истины затмило логику.
Несколько месяцев спустя коллекционер и я повстречались на одном из аукционов. Он не мог нарадоваться моим мушкетом при разговоре со мною, а я его набором американских пистолетов. Дождавшись, когда он закончит восторгаться мушкетом, я спросил его о пистолете Эймса, но он продолжил свою восторженную речь, как будто не слышал моего вопроса. Я повторил. Но в ответ, он похлопал меня по плечу и сказал: "Влад, смотри это наш старый приятель Артур, ты знал что он здесь? Не видел его тысячу лет, пойду узнаю, как у него дела, давай, до скорой." Он, действительно не слышал или ему было стыдно признаться, что и он попался в свое время на удочку оружия с легендой?
ОТ РЕДАКЦИИ
А вы знаете разгадку загадки пистолета Эймса? Оставляйте свои комментарии или пишете в редакцию Кругозора!