Бостонский КругозорМУЗЫКА

НЕОБЫЧНЫЙ ДУЭТ

Их музыкальный дуэт по-своему уникален. Её сопрано могло бы состязаться с флейтой, достигающей самых высоких нот. Она предпочла кларнет – более низкий деревянный духовой инструмент. Вступления кларнета в оркестровых партитурах обнаруживают особые тягучие краски, обволакивающий тембр. Два незаурядных музыканта на гастролях в Америке предъявили программу, в которой человеческий голос и музыкальный инструмент сердечно переговаривались на высоте среднего регистра.

сопрано Марии Людько и кларнетиста Георгия Девдариани вновь будет в Бостоне. Читайте «Кругозор»!

 Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ

 


Их музыкальный дуэт по-своему уникален. Её сопрано могло бы состязаться с флейтой, достигающей самых высоких нот. Она предпочла кларнет – более низкий деревянный духовой инструмент. Вступления кларнета в оркестровых партитурах обнаруживают особые тягучие краски, обволакивающий тембр. Два незаурядных музыканта на гастролях в Америке предъявили программу, в которой человеческий голос и музыкальный инструмент сердечно переговаривались на высоте среднего регистра. Так певица и кларнетист обрели созвучие на сцене, в музыкальном диапазоне, и в жизни. И завоевали международное признание.

Оба родились и учились в Петербурге. Однако жительницей Петербурга сейчас остаётся лишь Мария – выпускница Петербургской консерватории, в которой закончила два факультета: сначала историко-теоретический в 1997-ом, а затем вокальный в 1999-ом, став ныне педагогом этого прославленного высшего учебного музыкального заведения, где ведёт класс вокала и сольфеджио. А, кроме того, она пишет диссертацию, посвящённую проблемам вокала. Остаётся удивляться многогранности её музыкальных возможностей.

Видимо, не случайно Петербург не отпускает молодую очаровательную певицу, лауреата восьми Международных и ряда Российских конкурсов, выпускницу Академии Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой, солистку, приглашаемую в Мариинский и Большой театры России, Заслуженную артистку России. За её плечами, несмотря на молодость, – 20 оперных партий!

А Георгий Девдариани, также окончивший Петербургскую консерваторию, но как кларнетист, продолжил оттачивать мастерство в Голландии, обретя ещё и навыки западной школы. По второму диплому он – выпускник Королевской консерватории в Гааге, лауреат Международных конкурсов в Роттердаме, Эбердинке и Санкт-Петербурге.

Георгий также оказался незаурядно многоплановым. Будучи русским музыкантом, живущим в Голландии, он освоил в совершенстве трудный язык страны тюльпанов и «серебряных коньков». Необходимость владения языком не на уровне служебных фраз была им осознана, когда он ощутил тягу к музыкальной режиссуре и актёрской профессии. Ему потребовалось не только искусство звукоизвлечения, но свобода речи… И Георгий достиг желаемого: начал ставить оперы как режиссёр, и попутно играть в кино как актёр. Английский он учил еще в детстве по инициативе мамы. И ныне владеет им превосходно.

Концерт в Бостоне он вёл, адресуясь и к русскоязычной, и к американской аудитории. Оказавшись в Европе, изучил целеустремленно целую группу иностранных языков, ведь деятелю искусств они необходимы: как объяснять мизансцены? Как добиваться выразительности?..

Оба музыканта были приглашены в передачу «Контакт» с Майей Прицкер русскоязычного телеканала RTN. Зрители познакомились с красивыми, интересными, интеллигентными собеседниками, обаятельными поглощённостью искусством и излучением счастья от того, что они, наконец, вместе. Союз двух сердец разделяют границы: эти нежно влюблённые вынужденно живут в разных странах. Каждого держит на расстоянии друг от друга работа, которую по роду их профессии совсем не легко получить.

 


Мария – из семьи певцов-артистов. Её отец – Герман Людько – известный тенор, на плечах которого в течение долгих лет держался репертуар ленинградского Малого театра оперы и балета. Певицей была и мама. Маша росла за кулисами, её детские впечатления – чудесные оперные спектакли. Сообщу тем, кто ныне, благодаря телетрансляциям из Метрополитен-опера, лишь знакомится с волшебным жанром оперы, что практически весь тот же репертуар шёл на сцене Малого театра оперы и балета в прекрасном исполнении. Просто имена солистов тогда не тиражировались шоу-бизнесом. Приведу ряд первых названий, что вспоминаю: «Мария Стюарт» Слонимского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Чио-чио-сан», «Тоска» и «Богема» Пуччини, «Дон-Карлос» и «Риголетто» Верди, «Дон-Жуан» Моцарта, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича... Конечно, родители знакомили ее и с репертуаром Мариинского театра.

Девочка унаследовала музыкальный слух и была отдана учиться в музыкальную школу при консерватории. А в музыкальном училище при консерватории в том же здании учился и Георгий. И бегали на занятия по хорошо знакомой обоим лестнице… Но судьба свела их позже, в 2006-ом, когда Георгий уже был жителем Голландии.

Окончив теоретический факультет консерватории, то есть, став хорошей пианисткой, Мария обнаружила, что обладает оперным голосом, и поступила на вокальный факультет. Как музыкант, она к этому времени уже была достаточно подготовлена и натренирована. Поэтому её пение всегда отшлифовано по посылу звука, точно в интонировании, в правильном дыхании, в филировке звука…

В телепередаче Майи Прицкер был показан короткометражный фильм, в котором Георгий Девдариани, или Жорж, как его называют на Западе, сыграл роль самоубийцы. Кадры, в которых он с трагическим лицом подготавливал страшное задуманное действие, потрясали: он натягивал веревку, закидывал её за люстру, прикреплял, затем срывался из петли, и повторял попытку снова, уже учитывая неудавшийся опыт. Его напряжённое лицо с сурово сжатым ртом и сухими отчаянными глазами почти неподвижно. Безысходное состояние, в котором находится самоубийца, благодаря исполнению Жоржа, передано с экрана мощно.

И музыкант, постигавший актёрское образование в Амстердамской трёхгодичной школе драматического искусства (третий диплом получен в 2005 г.), Жорж Девдариани участием в этой киноработе делает серьёзную заявку о своих кинематографических и театральных возможностях.

Его работоспособность и преданность искусству всецело подтверждается и работой в качестве музыкального режиссёра. На сцене Дома учёных, где он учился в детстве английскому, в 2007-ом году он поставил оперу современного композитора Андрея Тихомирова «Дракула». А в Голландии режиссировал новый мюзикл «Гордость». В совместной постановке Театра оперы и балета Казани и голландской компании «Импрессариат VDB» он был сорежиссёром постановок классических опер «Дон Джованни» Моцарта и «Трубадур» Верди…

…На концерте в Линне, в католической церкви, Мария и Жорж представили программу, в которой они объединили своё творчество. И состоялся праздник музыкального классического искусства. Прозвучали арии из опер и оперетт, старинные романсы и концертные переложения известных произведений для кларнета, осуществлённые Марией Людько уже в качестве аранжировщика. Дважды она аккомпанировала солирующему кларнету.

Но для их общих выступлений был необходим ещё один участник, без которого концерт не мог состояться. По сути, следовало бы дать объявление: «Требуется концертмейстер!». К счастью, произошла встреча Марии и Жоржа с пианистом Борисом Фогелем, и он, с присущим ему чувством стиля, оказался хорошей поддержкой. Многолетний профессиональный опыт и природная чуткость мгновенно подсказали концертмейстеру-мастеру нюансы и динамику. Произошло еще одно удачное совпадение. Правда, к сожалению, в зале церкви не было обыкновенного рояля или пианино, и в распоряжении Бориса оказался электронный клавишный инструмент. А при электронном воспроизведении почти невозможно рассчитать силу звука, оно вообще не сочетается с градациями классического пения и инструментальной игры. Поэтому музыкантам в новом зале приходилось находить баланс соло и аккомпанемента, который порой звучал громче по техническим причинам. И всё же публика смогла насладиться слушанием любимых шедевров.

В исполнении Марии Людько сначала звучала западноевропейская классика: Моцарт, Пуччини, Беллини… У молодой певицы – глубокий подвижный, тёплый, льющийся голос. И при этом она владеет по-настоящему вокальной школой, а это значит, что, исполняя Моцарта, она пользуется соответствующими для этого великого композитора приёмами пения, а для чарующих итальянских арий использует другие краски. Тут не только дар проникновения в художественную природу произведений, но и профессиональный подход, основанный на вокальной культуре, владении стилем бельканто!

 


Есть великая ария в мировой оперной литературе – «Сasta diva» Беллини. Кстати, в романе Гончарова «Обломов» эту арию поёт героиня Ольга, в которую влюблён герой. В России на протяжении всего XIХ-го века для просвещенного общества было принято посещать оперу. Так что неудивительно, что музыка приходила в дома и салоны. (В отличие от нашего времени, когда с экранов ТВ и по радио слышится, главным образом, примитивная попса на трёх нотах и в трёх словах). Мария Людько исполняла эту арию, возвращая слушателям чистые и драгоценные мгновенья власти воистину божественного искусства. Она пела арии Лауретты из оперы «Джанни Скикки» и Тоски из одноименной оперы Пуччини, и голос её менялся, звуча то нежно, то лукаво, то страстно, то отчаянно…

А потом трагических или лирических оперных героинь сменяли так называемые «каскадные»! Мария Людько представала примадонной венской оперетты, исполняя арии жанра, называемого лёгким, а на самом деле – чрезвычайно трудном. И её исполнение трансформировалось в совершенно иную вокальную и сценическую манеру. Это был стиль австрийских и венгерских певцов! Она пела знаменитую Вилью – песню Ганны Главари из «Весёлой вдовы» Легара, арию Джюдиты из оперетты «Джюдита», куплеты оффенбаховской Периколы. И голос её сверкал настроениями победы, лукавством, озорством… И совсем иную ипостась – душевное благородство, страстность и сдержанность чувств – раскрывала певица в исполнении русских романсов.

Покоряюще прозвучала бессмертная русская вокальная миниатюра начала XIX-го века, знаменитый «Соловей» Алябьева. Певица, располагая колоратурными верхушками, предпочла слегка транспонировать тональность вниз, гибкие фиоритуры столь же виртуозно, как требуется, зазвучали чуть по-иному, и голос кларнета, вплетаясь в общее звучание аккомпанемента, откликнулся на той же высоте. Тембр инструмента засверкал по-особому, и его подвижность показалась неожиданной в переложении для него Арии индийского гостя и «Полёта шмеля» Римского-Корсакова (одно произведение предназначено композитором для тенора, другое – для скрипки). И уж вовсе сюрпризом предстало знаменитое Интермеццо из «Кармен» Бизе. Жорж Девдариани показал выразительные возможности духового деревянного инструмента, которые он чрезвычайно расширил…

Финальную часть программы составили любимые романсы: «Тихо всё», «Взгляд твоих черных очей», «Снился мне сад»…

Этот концерт, несомненно, запомнился всем, кто посетил его. Совсем не часто в Америке мы можем послушать европейскую вокальную лирику и задушевный русский романс в камерном исполнении виртуозов. К тому же, сияние любви со сцены пронизало концерт прелестью живой жизни!

Скоро Мария Людько и Жорж Девдариани посетят Бостон снова. И если вы посетите их концерт, вы увидите на сцене необыкновенно красивую пару, посвятившую жизнь строгому и возвышенному классическому искусству, и находящуюся в расцвете таланта, молодости и любви.