Бостонский КругозорФЕЛЬЕТОН

"В Америке грязная пресса"

…Сижу как-то в медицинском офисе, в ожидании очереди на приём к своему family doctor. Как вам нравится
"семейный врач", к которому нужно сидеть часами, как бывало в советской поликлинике? Но я не об этом. "Почитай газетку, рыбка," - говорит заботливый муж своей истомившейся жене и показывает глазами на ворох русских газет на этажерке. "Фэ! - брезгливо отвечала почтенная дама. - Ты хочешь, чтоб я зашла к врачу с грязными руками?" И она кругом права, эта дама. Русскую газету, между нами говоря, страшновато взять в руки...
_______________________
В фотоокне
Яков Лотовский.

 В этой казённой, набившей оскомину фразе из репертуара советского агитпропа, мы привыкли слово "грязная" воспринимать, так сказать, с образной стороны, имея в виду сп летни, наветы, рытьё в чужом белье, подглядывание и прочую моральную неразборчивость. То есть то, что нынче называется "желтой" прессой.

 Как ни странно, но советские борзописцы отчасти оказались правы. Убеждаюсь в этом постоянно. Смею утверждать, что в Америке самая грязная пресса. Я имею в виду наши родные русскоязычные газеты, количество которых растёт день ото дня. Причём, грязная в самом прямом, не переносном, не иносказательном, а в самом что ни на есть буквальном смысле.

 Сижу как-то в медицинском офисе, в ожидании очереди на приём к своему family doctor. Как вам нравится: "семейный врач", к которому нужно сидеть часами, как бывало в советской поликлинике? Но я не об этом. "Почитай газетку, рыбка," - говорит заботливый муж своей истомившейся жене и показывает глазами на ворох русских газет на этажерке. "Фэ! - брезгливо отвечала почтенная дама. - Ты хочешь, чтоб я зашла к врачу с грязными руками?"

 И она кругом права, эта дама. Русскую газету, между нами говоря, страшновато взять в руки - маркая, пачкается, как древесный уголь. Если рискнёте ее перелистать и, того более, почитать, вымажете руки по локоть. Шахтёр не поднимается из забоя с такими руками, какие получает читатель русской газеты по её прочтении. А почешешь нос или ухо - или, скажем, приложишь ладонь к щеке, прочтя об умопомрачительном факте, то и физиономию вымажешь, как какой-нибудь помощник паровозного машиниста.

 У многих у нас, бывших советских, имелась привычка почитать газету на сон грядущий, - ляжешь в койку, включишь лампу в головах - ну-ка посмотрим, о чём там брешут. Здесь от этой привычки пришлось отказаться. Ляжешь с такой газетой почитать на ночь - всю постель изгваздаешь.

 Иная и вовсе (знаю такую), точно отпечатана чёрной, жирной сажей, даже подойти к ней страшно. Тем более взять в руки. Если, скажем, ты не рабочий железнодорожного депо во время перекура. Такая чумазая... Да простят меня дамы, но и на бедной нашей родине такую газету даже на гвоздок не насадили бы в дачном сортире. Xорошо, что в Америке с туалетной бумагой нет проблем.

 Нет, всё же не буду называть конкретные газеты, не хочу портить репутацию издателей, вполне может быть, довольно пристойных людей, единственный недостаток которых - желание сэкономить лишний доллар на закрепителе типографской краски. Тем более, что и для других русско-американских изданий это характерно в той или иной степени. Можно сказать - это родовой признак почти всех русских газет - мараются они, черти. В какой-то мере и эта, что у вас в руках и вы читаете в ней этот фельетон, если, конечно, редактор найдет в себе отвагу его напечатать. Нет, отдам-ка лучше его в Сеть. Интернет - чистое дело. Тем более, что в основном из Интернета закачивают полосы русских газет, как из водопроводной трубы. Так что, в Интернет отдам. Хотя и здесь грязи изрядно. Даже поболее будет. Но в другом, уже в самом начале нами рассмотренном смысле.

 Есть слово "бумагомаратели", подразумевающее безответственных писак. В нашем же случае вполне применимо выражение "бумагомарательные газеты" (spoiling newspapers), которое включает в себя оба смысла. Знаю, что есть в этом печальном обстоятельстве и приятные исключения. Опять же не хочу их называть, чтобы не заподозрили автора в лести или лоббировании чьих-то интересов. И все же русской нашей газете я предпочитаю гигиеничный Интернет.

 Врачи-дерматологи, которые тоже дают свою рекламу в газеты, предупреждают, среди прочего, об опасности контакта с местной русской прессой: вызывает аллергию, экзему и прочие кожные раздражения. Я нарочно не говорю здесь о раздражении иного рода. Раздражении по поводу уровня публикаций, их свежести, злободневности, безобразной газетной вёрстки, невежества и даже отсутствия простой грамотности. Я - человек довольно нервный и грубоватый: боюсь просто сорваться в нецензурную брань. Это отдельная тема.

 Как тут не вспомнить стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова "Журналист, писатель и читатель", написанное полторы сотни лет назад:

    И я скажу - нужна отвага,
    Чтобы открыть, хоть ваш  журнал
    (Он мне уж руки обломал).
    Во-первых серая бумага!
    Она, быть может, и чиста,
    Да как-то страшно без перчаток!..
    Читаешь - сотни опечаток! 

 Вот и лежит эта грязненькая пресса с закачанными из Интернета устаревшими новостями - даже и в бесплатном виде - на подоконниках русских продовольственных магазинов, врачебных, адвокатских офисах и прочих общественных местах, где водится наш брат русскоязычник. А издателям - трын-трава. И пусть себе лежит. Платит-то не читатель, а рекламодатель. Так что, за всё уже уплочено. Читатель вообще здесь не при чём. Читателю же (особенно дамам) тоже неохота мараться. Пусть даже и бесплатно.

 Читателю от газеты нужны свежие новости, а не свежая краска.