Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Я КЛОУН

С "Кругозором" - знаменитость Московского цирка на Цветном бульваре Екатерина МОЖАЕВА

Опубликовано 1 Февраля 2013 в 08:55 EST

"Русская немка из Сибири, женщина-клоун уже 40 лет покоряет мир", - цитата из немецкой газеты. Рыжий озорной Антошка, известный и любимый зрителями многих стран - это знаменитая артистка Московского цирка на Цветном бульваре, талантливая клоунесса, мим, музыкант, жонглёр, акробат, канатоходец, дрессировщик кошек и собак, лауреат Международных конкурсов и создатель Всемирного Парламента Клоунов (членами его, кстати, кроме иностранных клоунов, являются и знаменитые россияне Олег Попов, Андрей Николаев, Тереза Дурова и др.) Екатерина МОЖАЕВА, живущая сегодня в Германии, близ Нойсса, рассказывает о себе и о цирке - своей Судьбе.
_________________
В фотоокне
Клоун Антошка - Екатерина Можаева.
Гостевой доступ access Подписаться

Фото автора.


"Русская немка из Сибири, женщина-клоун уже 40 лет покоряет мир", - цитата из немецкой газеты. Рыжий озорной Антошка, известный и любимый зрителями многих стран - это знаменитая артистка Московского цирка на Цветном бульваре, талантливая клоунесса, мим, музыкант, жонглёр, акробат, канатоходец, дрессировщик кошек и собак, лауреат Международных конкурсов и создатель Всемирного Парламента Клоунов (членами его, кстати, кроме иностранных клоунов, являются и знаменитые россияне Олег Попов, Андрей Николаев, Тереза Дурова и др.) Екатерина МОЖАЕВА, живущая сегодня в Германии, близ Нойсса, рассказывает о себе и о цирке - своей Судьбе.

- Екатерина, если можно, немного о ваших корнях, о семье, в которой вы выросли.

- Мои родители, как это ни странно, были абсолютно нормальные люди, далекие от цирка, от искусства. Отец - Можаев Михаил Васильевич - был слесарем, мама Валентина Ивановна - кассиршей. Отец не любил говорить при детях на тяжелую для него тему, но я знаю только, что его семья в самом начале войны была Сталиным буквально в одну ночь депортирована с Кавказа в Сибирь. В теплушках, в скотских вагонах… Его мать рано умерла, не выдержала всех этих передряг. И он остался один, и, 14-летний, уже работал на заводе, стоял у станка, стал слесарем, они выпускали снаряды для фронта. А вообще-то был очень талантливый человек: прекрасно пел, играл на разных инструментах, любил театр - может, отсюда мои гены, и от этого и я заразилась искусством. Мы с моей старшей сестрой часто разыгрывали домашние спектакли - одевались в разные платья, делали смешные прически, пели песни, читали стихи, и отец с нами охотно играл в этих представлениях. Но судьба заставила его заниматься совсем другими делами. Из-за этой своей постоянной неудовлетворенности жизнью, нереализованностью, начал пить и… прочее. Сломанная личность.
 
- А вы-то как пришли к клоунаде?

- А я… не знаю, наверное, просто родилась клоуном. Потому что, в самом деле, клоуном надо родиться, иначе ничего не выйдет. Я ведь этим занимаюсь уже 40 лет. А работать столько времени и при этом еще получать удовольствие от работы, очень тяжелой работы - это не просто так, клоуном надо родиться. Но работа эта очень благодарная. Я думаю, что никогда бы не смогла чем-то другим заниматься.

- Но, я где-то прочел, вы ведь вроде сначала мечтали о балете?

- Да, с самого раннего детства я действительно хотела стать прима-балериной. В Кемерове, где я родилась в 1954-м, был тогда отличный Театр оперетты Кузбасса. Труппа его состояла из артистов Ленинграда, эвакуированных к нам на Кузбасс, и многие из артистов со своими семьями после войны там и остались, и работали в этом театре. И при нем была также и балетная группа, и Студия юных дарований.

Я туда пришла, когда мне было 6 лет, самая маленькая из всех: "Я хочу танцевать". Меня взяли, дали какую-то крохотную роль. А театр тогда для меня, ребенка, был сказочной страной, завораживающим волшебным миром - со всеми реквизитами, с декорацией, с нереальными, из другого мира, загримированными артистами, с туфельками для Золушки, с чудесной музыкой…. И так далее. Мы, конечно, смотрели каждый спектакль, потом нам доверили петь в хоре, танцевать вместе с настоящими артистами. Но… так получилось, что я долго и часто болела, отстала от труппы, и вскоре пришлось покинуть балет.

А тут как-то подружка пришла и говорит, что ходит в цирк, и ей там ужасно нравится. А в Кемерове, как и во многих городах, был тогда свой цирк, и в нем была тоже студия для начинающих циркачей. И вел эту студию замечательный человек, блестящий, как я сейчас понимаю, педагог, которому я всей своей жизнью в цирке очень обязана, Алексей Шапошников. Он бывший артист цирка, эквилибрист на трапециях. Он был замдиректора цирка, но одновременно еще держал студию. Он очень любил это дело, и научил нас главному. Не каким-то там трюкам, репризам и прочим цирковым элементам, как дрессированным собакам, а - научил нас работать, постоянному, временами тяжелому труду. И, конечно, любви к цирку. И тому, что клоун - Клоун с большой буквы - должен уметь всё.

Я теперь умею всё. Не просто выучить несколько реприз и катать их всю жизнь… Клоун - это всемогущая фигура, не только на манеже. Настоящий клоун ведет зрителей к любви, расположению и взаимопониманию. Клоун постоянно должен расти, придумывать и осваивать что-то новое. Я вот, например, музыкой стала заниматься совсем недавно, года 4 назад всего. Начала с нуля. У меня ведь нет музыкального образования, но на арене, на сцене решила, что буду на чем-то играть сама, на скрипке, на гитаре. Решила, что возьму какой-то лёгкий инструмент - скрипку, или гитару… Лёгкий, в смысле, по весу… Но, оказалось, что совсем не легкий по работе на нем. Я сначала, когда взяла скрипку в руки и пыталась играть, левую руку так свело, что я долго не могла ее привести в прежнее состояние… Но теперь вот играю!

- Кто ваши учителя в профессии? Одного вы назвали - Алексея Шапошникова. Что Чаплин ваш кумир - это ясно из ваших номеров. Кто еще оказал на вас влияние?

- Да, с первым моим учителем, Шапошниковым, мне очень, я считаю, повезло. Он мне говорил: "Смотрите клоунов. Всех смотрите. Даже не очень классных, даже плохих. Потому что вы и у них сможете чему-то научиться. Хотя бы не делать их ошибок".

Я очень любила Леонида Енгибарова, очень. Его владение телом, мимикой, пластикой, его немногословный, трагикомический образ мне очень близок. Он поэт и философ. Вообще, я убеждена, настоящий Клоун с большой буквы - это философ и поэт.

Я высоко ценю Юрия Владимировича Никулина, я работала с ним. Он тогда первый год был директором Цирка на Цветном, и я участвовала с ним в программе "Молодых лауреатов". В основном я попала в среду очень хороших клоунов, была очень востребована - 12 месяцев в году - в системе Союзгосцирка, и, пожалуй, в дальнейшем больше ничье влияние я на себе не испытываю. Мы с тогдашним моим мужем - программа "Антон и Антошка" - так много работали, что у меня просто не было физической возможности смотреть других клоунов. Конечно, мы все знаем друг друга.

Например, с Олегом Поповым я тоже встречалась, и сейчас встречаюсь, он ведь тоже в Германии живет, я бывала на его представлениях, он - на моих, мы в нормальных, уважительных отношениях, но сказать о его влиянии на меня не могу.

- Вы выступаете по всему миру. На скольких языках вы делаете свои спектакли?

- На многих. Но… знаете, я же не разговорный клоун, а в основном мимический. Поэтому текста как такового в моих репризах и номерах немного. На них мне хватает языков - русского, немецкого, английского, немного иврита, турецкого. Я только сейчас немного разговорилась ввиду того, что решила еще чуть-чуть комментировать номера. Это тоже совсем недавно мне пришло в голову, новая краска в моих выступлениях. Кроме того, я же веду еще на разных языках мастер-курсы клоунские, участвую в профессиональных симпозиумах, всемирных клоунских семинарах, так что язык мой совершенствуется поневоле.

- А кто авторы ваших реприз?

- Я сама все делаю для себя. Я никогда не любила делать классику клоунскую, которую делают многие. Мне всегда хотелось делать что-то своё, оригинальное.

- Вы ведь в Цирковом училище не учились?

- Слава богу, нет. Я сразу, после Кемеровской студии, пришла в цирк. Познакомилась со своим будущим мужем Анатолием, сделали с ним программу в "Ленинградском цирке на сцене" и поступили затем в Ленинградскую цирковую организацию, а потом нас приняли в Студию, выпускающую готовые номера для цирка. Это не Училище, а Студия, мастерская по подготовке номеров. Мы через эту Студию выпустились, но были мы там… только один день. Мы пришли, чтобы нас посмотрели, а как раз в этот день была просмотровая комиссия из Главка, и нас тут же утвердили.

- Как принимаются ваши трюки в разных странах?

- Конечно, везде по-разному. Я изъездила почти весь Земной шарик, не была еще только в Австралии и Южной Африке. В Бразилии, в Японии принимали нас восторженно, но по-разному. Юмор-то везде разный. Комизм иначе проявляется в каждой стране, в каждом народе, на каждом континенте. В Японии, скажем, люди смеются над совсем другими вещами, чем в Европе. И всякий раз я обязана это учитывать, изучая культуру моей будущей публики перед поездками, менталитеты разных стран. К сожалению, на телевидении цирковые репризы кончаются нередко "ниже пояса"... Все же, я считаю, клоун не должен опускаться до непристойностей. Но в каждой стране люди переживают одни и те же эмоции: дружба и вражда, любовь и неприятие, радость или боль. Клоун всегда должен расти над собой. Конечно, хочется успеха у публики, но, с другой стороны, не хочется "прогибаться" под неё. Хочется делать что-то своё, собственное. Поэтому надо все время расти, искать и придумывать. Что я и пытаюсь делать.

- Бываете в России?

- Я очень часто бываю в России, у меня там много друзей, коллег. Но последние годы там не выступаю. Не успеваю. У меня просто очень много контрактов в Европе. Есть такой знаменитый американский клоун, теперь иногда мой партнер и тоже член Всемирного Парламента Клоунов - "клиник-клоун" Пэтч Эдамс (Patch Adams). Прекрасный клоун! Мы с ним познакомились, и он позвал меня в свою бригаду клоунов выступить на неделю в России. В клиниках, для больных детей. Например, в Сергиевом Посаде для слепоглухонемых. Организация, которая этим занимается, называется "Мариес Чудо", возглавляемая женщиной по имени Мария. Я еду с ним, хотя это очень тяжелая работа. Но очень благодарная. Все сборы идут на лечение этих детей.

- У вас есть сын, его не привлекает ваша стезя?
 
- Не-ет. Во-первых, Ярослав уже взрослый, 35-летний мужчина, постоянно живет в Мюнхене, сейчас временно работает в Берне, он компьютерщик. Ну да, ребенком он постоянно был со мной в цирке, ездил на гастроли, и ему было очень весело в этой обстановке. Но клоуном быть не хотел никогда. Он знает, насколько жесткая эта профессия. Когда я однажды пришла после выступления, опустошенная, выжатая как лимон, он сказал мне: "Я знаю, мама, почему ты так печальна. Ты даришь весь твой смех зрителям, и для меня у тебя больше ничего не остается"...

- А что в ваших планах? Ведь когда-то же можете и сойти с активной эстрады. Так что дальше?

- Дальше - умру.
 
- Да ладно, прекратите. Вероятно, будете вести мастер-классы, преподавать, учить молодых клоунов…

- Этим я занимаюсь и сейчас. Я же профессиональный, дипломированный педагог, окончила в свое время ГИТИС. Нет, поймите меня, клоунада - это такая зараза, что пока я буду ползать, я не перестану этим заниматься. У меня был очень хороший друг - клоун Турано. Прекрасный мастер! Он умер, когда ему до 100 лет не хватило трех месяцев. А он выступал в дюссельдорфском цирке Apollo. И когда ему было уже за 90, он заканчивал программу в Apollo. Не из снисходительности к нему дирекции, а потому, что публика до последнего дня принимала его с восторгом. Он был настолько органичен на арене, в номере на 20 минут! Он в нем изображал… себя, старого клоуна, и очень был органичен. Это было настолько симпатично, он не вызывал жалости, а сильно влюблял в себя. И вот я и о себе думаю: было бы здоровье, до конца жизни бы работала на арене и эстраде. А так - кто его знает, что будет! Поживем - увидим.

…А совсем недавно, на выступлении в Дюссельдорфе, Антошка впервые запел…
_________________
На фото автора: Екатерина Можаева - клоун Антошка.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка