Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

СВЕТ ЗВЕЗДЫ

[+ видео + художественные фильмы]

Опубликовано 6 Мая 2011 в 05:17 EDT

Плачьте скрипки и флейты! Пойте девушки в церковном хоре! Из мира ушёл большой артист, тонкий знаток поэзии, столь многое подаривший театральному искусству! Его "свечение" притягивало к нему зрителей. Он был "звездой", и ушёл как звезда. Но с его уходом обозначается конец эпохи, в которой мы жили сами, и образуется зияющая пустота в мире цивилизации.
Гостевой доступ access Подписаться

Для лю­дей мо­его по­коле­ния, ещё в ран­нем школь­ном воз­расте на­чав­ших по­сещать те­ат­ры и смот­реть филь­мы в кон­це 50-х го­дов, Ми­ха­ил Ко­заков стал пред­ста­вите­лем под­линно­го ис­кусс­тва. Спек­такли и филь­мы с его учас­ти­ем под­ни­мали зри­телей над  буд­ничностью. Об­ра­зы, ко­торые он воп­ло­щал, бы­ли ис­клю­читель­ны­ми. Вы­зов судь­бе бро­сал его ге­рой в эк­ра­низа­ции по­вес­ти А.Пуш­ки­на "Выс­трел". Не бро­сал ли и он сам всю жизнь вы­зов судь­бе, рис­куя? И тем не ме­нее,соз­да­валось впе­чат­ле­ние, что он не­из­менно не­сет за­веты. За­веты те­ат­раль­но­го мас­терс­тва, сце­ничес­кой и ки­ноп­равды, прос­ве­щён­ности, куль­ту­ры, из­бран­ни­чес­тва...

Вос­созда­вать все его ро­ли - за­дача мо­ног­ра­фии. Но я вспо­минаю по пер­во­му от­кли­ку те вспыш­ки те­ат­раль­ных пе­режи­ваний, ко­торы­ми он оза­рил мою ду­шу - те, что, ока­зыва­ет­ся, ос­та­лись не­заб­венны­ми, и вдруг вос­крес­ли, ожи­ли, выз­ванные глу­бочай­шей пе­чалью о нём.

Вот он - строй­ный, эле­ган­тный, бла­говос­пи­тан­ный в ро­ли лор­да Го­рин­га в спек­такле МХА­Та "Иде­аль­ный муж" по пь­есе О. У­ай­льда. Ког­да это бы­ло? В на­чале 70-ых? А так жи­во вос­по­мина­ние об этой от­шли­фован­ной иг­ре в пос­та­нов­ке, ни­чем не на­рушав­шей не­коле­бимых клас­си­чес­ких ос­нов...

Грус­тно ду­мать о  быс­тро­теч­ности жиз­ни...

Его дя­дюш­ка Аду­ев в "Обык­но­вен­ной ис­то­рии" на сце­не толь­ко что от­кры­того "Сов­ре­мен­ни­ка" сра­зу стал со­быти­ем, но­вым сло­вом в ак­тёр­ском ис­кусс­тве, от­ка­зом от под­чи­ня­юще­го ру­тинерс­тва, изъ­яв­ле­ни­ем през­ре­ния к обы­ватель­ству и грус­тным приз­на­ни­ем его влас­ти, не­из­менно одер­жи­ва­ющей верх.

В пос­та­нов­ке горь­ков­ско­го "На  дне", осу­щест­влён­ной Г. Вол­чек, М. Ко­заков иг­рал Ак­те­ра. Вмес­то при­выч­ных хо­дуль­ных хрес­то­матий­ных сен­тенций-ло­зун­гов зву­чали в спек­такле жи­вые сло­ва, вы­ражав­шие мыс­ли и чувс­тва. Стра­дание каж­до­го пер­со­нажа вып­лёски­валось од­но за од­ним. Но са­мой силь­ной болью ока­зыва­ет­ся пе­репол­нен фи­нал, ког­да на сце­не Ак­тер-М.Ко­заков прос­то мол­чит, а по ли­цу его те­кут сле­зы... И реп­ли­ка вско­ре о том, что Ак­тер по­весил­ся, вне­зап­ной не ка­залась. Ко­заков пе­режи­вал сос­то­яние сво­его пер­со­нажа столь глу­боко, так зах­ва­тывал сво­им сос­то­яни­ем зал, что под­го­тав­ли­вал к тра­гедии...

А в пос­та­нов­ке го­голев­ской "Же­нить­бы" ре­жис­сё­ром  А.Эф­ро­сом  на сце­не те­ат­ра на Ма­лой Брон­ной Ко­заков иг­рал  Коч­ка­рёва. Иг­рал эту бы­товую фи­гуру как одер­жи­мого чёр­том, как обе­зумев­ше­го от рос­сий­ской ску­ки фиг­ля­ра с мо­тор­чи­ком. И тут уж бы­ло не­воз­можно не лю­бовать­ся ин­то­наци­он­ным бо­гатс­твом ар­тиста, его ко­медий­ным да­ром. И как гра­ци­оз­но, лов­ко он жон­гли­ровал тек­стом, пе­ревоп­ло­тив­шись в  ос­тро ха­рак­терный  пер­со­наж! Он, ко­го бы­ло за­коно­мер­но ви­деть, и уви­дели моль­еров­ским тра­гичес­ким дон-Жу­аном в пос­та­нов­ке Эф­ро­са... И при­меча­тель­но в выс­шей сте­пени, что во вре­мя гас­тро­лей те­ат­ра на Ма­лой Брон­ной в Ле­нин­гра­де, пос­ле прос­мотров спек­такля "Дон-Жу­ан", в ко­торых ге­роя так по-раз­но­му в двух сос­та­вах иг­ра­ли Н.Вол­ков и М. Ко­заков, что нуж­но бы­ло  ви­деть неп­ре­мен­но спек­такли с каж­дым ис­полни­телем, - пер­вым, на­писав­шим вдох­но­вен­ную статью о ре­жис­су­ре и ак­тёр­ских  трак­товках, об иг­ре М.Ко­зако­ва, был не хо­лод­но­ватый те­ат­раль­ный  кри­тик,  а один из са­мых вы­да­ющих­ся на­ших ак­тё­ров - ин­теллек­ту­аль­ный и им­пуль­сив­ный Сер­гей Юрь­евич Юр­ский!

 Пос­тавлен­ный М. Ко­зако­вым те­лефильм "Пок­ров­ские во­рота" по сце­нарию Л. Зо­рина  стал боль­шим ху­дожес­твен­ным со­быти­ем: и по от­кро­вению, с ка­ким пре­под­но­силась со­вет­ская жизнь 50-х, и по уни­каль­но­му сос­та­ву ак­тё­ров раз­ных по­коле­ний, в нём учас­тво­ваших: от Л. Бро­нево­го до О. Мень­ши­кова...
 
Боль­шим свер­ше­ни­ем мож­но по­лагать и его те­лепос­та­нов­ку "Пос­ледней жер­твы" по пь­есе А. Ос­тровско­го...

И не­забы­ва­ема его пос­та­нов­ка "Бе­зымян­ной звез­ды" по пь­есе ру­мын­ско­го дра­матур­га М. Се­басть­яна. Для ши­роко­го зри­теля он от­крыл эту пь­есу (зна­кома она бы­ла преж­де толь­ко ле­нин­град­цам по спек­таклю Г.А.Тов­сто­ного­ва в БДТ име­ни М.Горь­ко­го).  В сво­ём те­леви­зи­он­ном ре­шении М.Ко­заков сам и сыг­рал клю­чевую роль Гри­га - соб­лазни­теля ге­ро­ини (А. Вер­тин­ской), в ко­торую пыл­ко влюб­лен школь­ный учи­тель (И. Кос­то­лев­ский). Арис­токра­тич­ный, над­менный, слег­ка ци­нич­ный, в воп­ло­щении ар­тиста этот пер­со­наж за­поми­нал­ся сво­ей по­беди­тель­ной уве­рен­ностью...

А сколь­ко он ус­пел сыг­рать в ки­но! Ни один пи­шущий о нем не из­бе­жит об­ра­щения к двум эпо­халь­ным филь­мам: "Убий­ству на ули­це Дан­те" М.Ром­ма, где юный М. Ко­заков сыг­рал кон­формис­та, обо­рот­ня  под мас­кой оба­ятель­но­го кра­сав­ца, http://video.yandex.ru/users/alekx2016/view/746/ и "Че­лове­ку-ам­фи­бии", в ко­тором его пер­со­наж за­вора­живал  де­мониз­мом, арис­токра­тич­ностью рим­ско­го пат­ри­ция, стат­ностью... http://smotri.com/video/view/?id=v13153375a15  Cов­сем не­дав­но рус­ско-аме­рикан­ский те­лека­нал RTN по­казал за­бытый фильм "Гос­по­дин Офор­ми­тель" с за­гадоч­ным, тра­гич­ным и зло­вещим ге­ро­ем, сыг­ранным М. Ко­зако­вым, уже име­ющим боль­шие за­пасы мас­терс­тва. На том же те­лека­нале RTN  в цик­ле  те­леви­зи­он­ных  пе­редач, пос­вя­щен­ных ки­но, те, что  вёл Ми­ха­ил Ко­заков, при­ковы­вали. Он был не­обы­чай­но ин­те­ресен, со­дер­жа­телен  и ме­ток в сво­их опи­сани­ях. Но ес­ли вдруг по пу­ти его рас­ска­за всплы­вали  сти­хот­ворные стро­ки, он зах­ва­тывал сво­ей взвол­но­ван­ностью. Ед­ва ли кто-ни­будь еще на све­те так мо­жет про­читать сти­хот­во­ренье А.Тар­ков­ско­го, пос­вя­щён­ное О. Ман­дель­шта­му, как это сде­лал он, с та­кой гор­достью и болью про­из­нести: "Бы­ло в об­ли­ке по­эта что-то птичье... бы­ло ни­щее ве­личье"...

О  ду­хов­ном  ве­личьи - М. Ко­заков по­нимал.

Каж­дые гас­тро­ли  М. Ко­зако­ва в Аме­рике и, в час­тнос­ти, в  Бос­то­не ста­нови­лись праз­дни­ком. Он при­возил спек­такли сво­ей ан­треп­ри­зы,  об­ра­ща­ясь к раз­вле­катель­ной дра­матур­гии в пе­ри­од кри­зиса, ког­да   пуб­ли­ке бы­ла не­об­хо­дима не­боль­шая пе­редыш­ка... Он, ко­неч­но, это осоз­на­вал и вы­нуж­денно от­ста­ивал свое те­ат­раль­ное де­ло в са­лон­ных ко­меди­ях, ска­жем, Но­эля Ко­уар­да, со­дер­жа­щих за­бав­ные си­ту­ации, лёг­кие ат­трак­ци­оны, и, пред­ста­вая во всём блес­ке сво­ей эле­ган­тнос­ти.

Но он при­ез­жал с чтец­ки­ми прог­рамма­ми, и это уже бы­ло серь­ез­ной  
вдох­но­вен­ной от­да­чей мыс­ли и чувс­тву. Пуш­кин, Тют­чев, Са­мой­лов- ка­кие за­лежи ин­теллек­ту­аль­но­го бо­гатс­тва и бо­жес­твен­ной кра­соты рас­кры­вал он в сво­ем ис­полне­нии!  Он эк­спе­римен­ти­ровал, со­еди­няя  по­эзию И.Брод­ско­го  с му­зыкой джа­за, с сак­со­фоном И. Бут­ма­на.  И ка­кая у не­го бы­ла па­мять! Слу­шать его бы­ло нас­лажде­ни­ем, про­пус­тить  его выс­тупле­ния - это по­терять сок­ро­вища...  Чи­тал он, иног­да прик­ры­вая  свои  тем­ные  мин­да­левид­ные  гла­за, иног­да ос­тавляя их бе­зучас­тно хо­лод­ны­ми, в то вре­мя, как го­лосом   пе­реда­вал са­мые сме­шан­ные  чувс­тва... За при­выч­ной  иро­ни­ей  об­на­ружи­валась ду­ша ро­ман­ти­ка....Он не­из­менно ос­та­вал­ся не­обы­чай­но кра­сив, и да­же по­теря ше­велю­ры с го­дами  его  не пор­ти­ла. Ско­рее, от­кры­лись  пол­нее ве­лико­леп­ные чер­ты, унас­ле­дован­ные от ма­тери: вы­сокий лоб, ор­ли­ный тон­кий нос, очер­ченный слов­но рез­цом скуль­пто­ра  овал ли­ца...

 Он был, не­сом­ненно, ра­ним. В не­выно­симый пе­ри­од 90-х, в но­вые  рос­сий­ские "Ока­ян­ные дни",  ког­да ру­шил­ся весь ук­лад, а на аван­сце­ну  жиз­ни вы­пол­зли фа­шист­ские нас­тро­ения, он  вне­зап­но по­кинул Мос­кву, иг­рал в Из­ра­иле на ив­ри­те,  на ив­ри­те сыг­рал че­хов­ско­го Три­гори­на, по­том  вер­нулся, на­писал кни­гу об ак­тёр­ском ис­кусс­тве и сво­ём вре­мени...

Бо­же, как грус­тно, что его са­мого уже нет, что своё  веч­ное ус­по­ко­ение он на­шел на Вве­ден­ском клад­би­ще Мос­квы, ря­дом с мо­гилой от­ца... Ему бы еще жить, иг­рать, ста­вить, чи­тать стро­ки вы­сокой по­эзии, при­об­щать  че­лове­чес­тво к вы­соким мыс­лям, шу­тить...

Луч­ше, ес­ли бы да­же он про­дол­жал до­верять тем, ко­му до­верять бы­ло нель­зя! Но жить! Од­на­ко всё кон­че­но жес­то­кой бо­лезнью в Из­ра­иле.

Он ушёл не на из­ле­те...

Он не ут­ра­тил свой дар, не прев­ра­тил­ся в ста­рика....  

Он ме­нял­ся с при­сущим ему ар­тистиз­мом. На­чинал выг­ля­деть как мэтр. Кар­тинно кра­совал­ся со сво­ей труб­кой, к со­жале­нию, яв­но зло­упот­ребляя ку­рени­ем...

Млад­шая дочь, наз­ванная Зо­ей, в честь ма­тери, и млад­ший сын, на­речен­ный в честь от­ца, ос­та­нут­ся слиш­ком ра­но си­рота­ми. А стар­ший сын Ки­рилл, так по­хожий на не­го, то­же ак­тер - бу­дет всег­да ощу­щать бре­мя сла­вы сво­его вы­да­юще­гося от­ца...

Ми­ха­ил Ко­заков при­над­ле­жал к пле­яде прос­ве­щён­ных ин­телли­ген­тов в ак­тёр­ской сре­де. Он воп­ло­щал идеи ин­те­рес­ней­ших ре­жис­сё­ров сво­его вре­мени. Тон­кий вкус под­ска­зывал ему не­ожи­дан­ные ре­шения. Он мог быть на сце­не  гро­тес­кным, иро­ничес­ким, да­же ци­нич­ным, но он знал и мог воп­ло­тить глу­бочай­шее че­лове­чес­кое пе­режи­вание, под­нять­ся до вы­сот тра­гедии...  Вый­дя  в ро­ли Гам­ле­та в юнос­ти  на сце­не те­ат­ра име­ни   Ма­яков­ско­го  в пос­та­нов­ке Н.Ох­лопко­ва, он сыг­рал ко­роля Ли­ра в  те­ат­ре име­ни Мос­со­вета уже в зре­лые го­ды...  С Шек­спи­ра на­чинал,  Шек­спи­ром за­вер­шал  боль­шой сце­ничес­кий путь.

В его твор­чес­тве от­ра­зилась ухо­дящая  эпо­ха.Он дру­жил с за­меча­тель­ны­ми по­эта­ми: Да­видом Са­мой­ло­вым, Се­меном Лип­ки­ным.  Соз­да­вая сов­ре­мен­ное ис­кусс­тво, нас­ле­довал эс­та­фету прош­ло­го. Бо­гатс­тво его внут­ренне­го ми­ра ос­ве­тило его пре­быва­ние в ис­кусс­тве.

Плачь­те скрип­ки и флей­ты! Пой­те де­вуш­ки в цер­ковном хо­ре!  Из ми­ра ушел боль­шой ар­тист, тон­кий зна­ток по­эзии, столь мно­гое по­дарив­ший те­ат­раль­но­му ис­кусс­тву!  Его "све­чение"  при­тяги­вало к не­му зри­телей.

Он был "звез­дой", и ушёл как звез­да. Но с его ухо­дом обоз­на­ча­ет­ся ко­нец эпо­хи, в  ко­торой мы жи­ли са­ми, и об­ра­зу­ет­ся зи­яющая пус­то­та в ми­ре ци­вили­зации.

Ми­ха­ил Ко­заков о смер­ти [ви­део]

По­хоро­ны Ми­ха­ила Ко­зако­ва [ви­део]

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ОСТРЫЙ УГОЛ

«Чудо-оружие» Путина: почему новые российские дроны не бояться «глушилок»

Как это не раз случалось на войне, в противоборстве с новыми технологиями на помощь могут придти уже подзабытые старые...

Сергей Дяченко январь 2025

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть восьмая

Пьетро-Мира Педрилло, любимый шут императрицы

Граф Нарышкин
«По крайней мере, принц не скажет, что его приняли сухо!»

Исторические курьёзы. «Признайтесь, однако же, что есть в России одна вещь, которая так же хороша, как и в других государствах»

Игорь Альмечитов январь 2025

ИЗОБРЕТАТЕЛИ

«Неизвестные» авторы знаменитых изобретений

А вы знаете, кто придумал офисное кресло и соевую колбасу? А кто первый предложил отнимать у нас летом целый час утреннего сна? Имена этих людей всегда были у нас буквально перед глазами…

Сергей Кутовой январь 2025

РЕЗОНАНС

Мысли вслух

…- это табу, вот только религиозный еврей с пейсами для вас любимая неисчерпаемая тема. Евреи умеют над собой посмеяться, но делают это в меру и деликатно. Представьте себе, что в ваших спектаклях один из сценических героев - религиозный еврей, шутит над запорожским казаком с таким же искромётным юмором, остроумно и талантливо, как это делаете вы, высмеивая иудея. Не представляете? И я тоже.

Павел Балибар январь 2025

ЮМОР И САТИРА

Время загадывать Новогодние желания

А в Новогоднюю ночь необходимо загадывать желания на следующий год. Они сбываются, обязательно сбываются. Если правильно загадать – все сбудется! В помощь загадывающим предлагаю следующую инструкцию...

Анатолий Стеклов январь 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка