Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ МЕНЯ НЕ ОТПУСКАЕТ РЕЖИССЁРСТВО

Интервью с Мастером, известным своими откровенными, подчас резкими высказываниями, независимым мнением и смелым поведением, иногда идущими вразрез с общепринятым

Опубликовано 31 Января 2014 в 09:02 EST

...Продолжения ленты "Москва слезам не верит", конечно, не будет. Хотя предложения подобного рода в последнее десятилетие действительно раздаются. Недавно, например, и в самом деле появился человек, который за большие деньги купил у нас все права, развил активность определенную, хочет сделать новый сценарий. Но все это, если и будет, то без меня, у них там своя команда, и я не имею к этому никакого отношения. Мое мнение - история завершена. Что это за герои будут, которым по 60-70 лет? Кино про детей и внуков, приходящих на могилы персонажей из п ервой ленты? Это смешно! Да и в самой ленте есть "притчевая закругленность", рассказывать все заново - по-моему, не интересно...
___________________________
В фотоокне
Владимир Меньшов во время беседы с автором. Фото автора.
Гостевой доступ access Подписаться

О НАШЕМ ГОСТЕ. Меньшов Владимир Валентинович, родился в 1939-м в Баку. В 1958-м - Астраханский драмтеатр, вспомогательный актерский состав, 1961-1965 - Москва, Школа-студия МХАТ, актерский факультет, 1969 - ВГиК, аспирантура (мастерская М. Ромма). Сыграл в 89-ти фильмах, Снял 5 картин: "Розыгрыш", "Москва слезам не верит", "Любовь и голуби", "Ширли-мырли", "Зависть богов". Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России. Обладатель премии "Оскар" Американской киноакадемии (1981) за фильм "Москва слезам не верит". Кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством" IV степени и III степени.

Только что в Эссене с большим успехом прошел юбилейный, 10-й Фестиваль российской культуры "Россия в гостях у Эссена", на котором было представлено искусство Республики Хакасии (ансамбли народного танца, кукольный театр, горловое пение, национальный театр моды), а также десять российских фильмов - пять новых и пять в разделе "ретроспектива". Открывала фестивальную кинопрограмму премьера в Германии - новый фильм режиссера Николая Лебедева "Легенда №17" (о судьбе выдающегося советского хоккеиста Валерия Харламова). А представлял зрителям картину Владимир Меньшов, исполнивший в фильме одну из ключевых ролей - интригана, куратора хоккея из ЦК КПСС Балашова… Спрашиваю Меньшова:

 - Как вы, Владимир Валентинович, восприняли Фестиваль в Эссене?

- Фестиваль отличный! Прежде всего я должен признаться в своем невежестве: я ехал в небольшой город Эссен, вроде Баден-Бадена или Оберхаузена… А оказался в одном из крупнейших городов Германии, это мое открытие и мое новое знание. Открытие, сделанное мною здесь, кроме всего прочего, будет заключаться еще и в том, что, хотя я довольно много езжу по России, но вот в Республике Хакасия до сих пор еще не был. Я благодарен Фестивалю за предоставленную мне возможность.

- В фильме, который вы здесь представили, у вас весьма несимпатичная роль, не так ли? Сразу согласились играть?

-  Да. И мне  приятно, что для открытия фестиваля в Германии выбран фильм, в котором и я занят. Я с удовольствием играю в этой картине, посвященной одному из ярчайших людей в нашем спорте - великому хоккеисту Валерию Харламову и, кроме того, знаковому событию в нашей тогдашней жизни, местами сравнимому с ярчайшими фактами истории Советского Союза, первой встрече советских хоккеистов с канадскими профессионалами. Я действительно в этой истории играю отрицательного персонажа. Настолько отрицательного, что после выхода фильма на экран я даже опасался, что меня на улицах при встрече будут бить… Но, к счастью, обошлось. Видимо, мое обаяние пересилило отрицательность образа (Смеется). Я думаю, что те, кто увидит фильм, не пожалеет о двух часах, потраченных на просмотр, так как это очень удачная картина, которая всколыхнула страну. 

- Вы как актер снялись почти в девяноста фильмах, известны и любимы  широкой публикой как яркий характерный актер. Испытываете ли вы раздвоение между актерством и режиссерством в своей личной практике? Вы же изначально, по первому своему образованию в Школе-студии МХАТ, актер. Много играете, в том числе и в своих картинах. Но и кинорежиссер. И тоже - по образованию, учились во ВГиК у Михаила Ромма. Все же - что для вас первостепеннее? Не отпускает актерство?

- Нет, я бы сказал по-другому: меня не отпускает режиссерство. А актерство меня уже отпустило давно.

- Как отпустило?! Вы же до сего дня активно снимаетесь. Скажем, кроме упомянутого фильма "Легенда №17", вас все помнят, например, по роли маршала Жукова в отличном сериале "Ликвидация", по многим другим ярким киноролям…

- Ну, это уже так само собой сложилось. Но если говорить вообще о моем актерстве… Это для меня сейчас не основное. Скорее все-таки - хобби… Если честно, то я сейчас тоскую не по тому, что не сыграл какой-то определенной роли, а по тому тоскую, что, например, в 2013 году опять не снял своей очередной картины, той, которую задумал. Вот это, я считаю, моя основная профессия, а вовсе не актерство.

- Когда вы говорите, что не сняли своей очередной картины, какую конкретно имеете в виду? Что было в ваших планах? По крайней мере, я вычитал в интернете, о трех названиях новых работ, которыми вы якобы заняты или собирались заниматься: это продолжение "Москва слезам не верит", "Большой вальс" и "Белый ягель"… Как обстоит дело с этими работами?

- Никак. Совсем никак! Ничего сегодня не числится за мной. Ну, кроме, пожалуй, фильма "Большой вальс", который мы действительно начали снимать, сняли несколько сцен, но, к большому сожалению, не хватило денег, и все закончилось, едва начавшись… В общем, больше уже его не будет.

- Вы говорили, кажется (извините, источник информации - тот же интернет…), и о возможности продолжения "Москва слезам не верит". Кто-то, вроде, нашелся с деньгами и назвал вас в качестве режиссера этого продолжения, и Юлию Меньшову в главной роли, и Домогарова в роли Рудика… Это правда?

- Нет, это все было давно и абсолютная неправда. Журналистские фантазии. Продолжения ленты "Москва слезам не верит", конечно, не будет. Хотя предложения подобного рода в последнее десятилетие действительно раздаются. Недавно, например, и в самом деле появился человек, который за большие деньги купил у нас все права, развил активность определенную, хочет сделать новый сценарий. Но все это, если и будет, то без меня, у них там своя команда, и я не имею к этому никакого отношения. Мое мнение - история завершена. Что это за герои будут, которым по 60-70 лет? Кино про детей и внуков, приходящих на могилы персонажей из первой ленты? Это смешно! Да и в самой ленте есть "притчевая закругленность", рассказывать все заново - по-моему, не интересно.

- Владимир Валентинович, вы известны своими откровенными, подчас весьма резкими высказываниями, независимым мнением, смелым поведением, идущим иногда вразрез с общепринятым… Иногда приводящими даже к публичным скандалам. Откуда это у вас? Из семьи? Или благоприобретенное?

- Не знаю даже, как вам определенно на это ответить… В принципе, думаю, что это у меня все же скорее благоприобретенное. Потому что жизнь вообще-то толкает в такую сторону, чтобы научиться быть дипломатом, не говорить совершенно открыто то, что ты думаешь. Один разговор - среди своих, друзей, близких людей, другой - среди посторонних, третий - прямо в лицо… и так далее. Я как-то, смолоду увидев это все, когда оказался в актерском мире, режиссерском… вообще артистическом, творческом… и увидел такие фальшивые взаимоотношения между людьми, подумал, что надо это как-то категорически ломать в себе, не поддаваться этому общему месту, этой фальши, двуличию и проч., и в результате такой позиции приобрел себе постепенно множество врагов. Ну и в конце концов, конечно, вынужден был все-таки несколько скорректировать свои позиции, свое поведение. Понял, что многие люди просто не выдерживают правды, значит, и нельзя им говорить эту правду в лицо, а надо ее высказывать очень опосредованно, околично, аккуратно… Все это я тоже разглядел, но тем не менее, видимо, этот первый посыл во мне оказался сильнее, более основательным и глубоко въевшимся в мой характер. И приводит к некоторым все-таки резким моим проявлениям…

- Как, к примеру, в известном скандале на вручении премии MTV фильму "Сволочи"? (Напомню: в 2007 году Владимир Меньшов отказался вручать приз за лучшую картину по версии канала MTV киноленте "Сволочи" по сценарию Владимира Кунина, которая рассказывает о детских диверсионных отрядах в СССР. Он тогда, помнится, сказал об этом так: "Этот фильм в момент выхода был подвергнут жесткой критике и, прежде всего, со стороны ветеранов. И мое отношение во многом схожее с их позицией. И тут меня приглашают на мероприятие, где нужно вручить приз лучшей киноленте. Я вижу, что среди кандидатов мелькает фильм "Сволочи". И еще сидя в зале жене говорю, если случится такое, что фильм что-то получит, я просто уйду. И надо же такой подлости случиться! Я открываю конверт с именем победителя - а там "Сволочи"!" - Гр. Кр.). 

- Да, был и такой факт… Но, знаете,   надо сказать, часто все же такая моя откровенная позиция дает свои положительные плоды, и хотя время от времени она действительно прорывается в форме почти скандальной, но принципиально я стараюсь все-таки в том, что мне явно не нравится, не врать. По крайней мере, не говорить, что то или иное очень хорошо, когда я-то сам прекрасно вижу, что на самом деле это, наоборот, плохо. В общем-то, пытаться находить такие слова, чтобы человек в итоге понял, что это мне не понравилось. Что делать, приходится выбирать какую-то удобоваримую форму.

- Помогает ли вам в конечном итоге такое ваше открытое поведение в вашей работе, в частности, режиссерской - в отношениях, например, с актерами, операторами и другими коллегами?

- Думаю, что в этой работе как раз очень даже помогает. Потому что, я считаю, что именно в этой моей работе надо быть предельно честным, говорить все прямо и не увлекаться вот этими словесными хитросплетениями, которые в итоге перерастают часто в настоящие интриги.

- Скажите, Владимир Валентинович, а после еще одной громкой истории, когда вы в 2011-м проголосовали против выдвижения фильма Никиты Михалкова "Утомленное солнце-2" на премию "Оскара", вы продолжаете быть председателем российской Оскаровской комиссии?

- Да, я и сегодня являюсь председателем этой комиссии. И, между прочим, сам Михалков тем не менее первый предложил мне остаться в комиссии и продолжать быть председателем ее. Это хороший знак, я считаю, и хорошо о нем говорит.

- Сейчас в России много премий в области кино. Все ли они, на ваш взгляд, честные?

- Я в эти вопросы стараюсь не влезать. Когда начинают муссировать эти закулисные дела: вы, мол, не знаете всей правды, как там друг другу раздают эти премии и… так далее… Мне это все не нужно, да и, по правде говоря, не интересно.

- Правда же, вроде, должна быть открытой, лежать на поверхности, или нет?

- Нет, не соглашусь, она не на поверхности. Я не уверен, что это должно быть так. И почему тут вообще возникают сомнения в честности присуждения премий? Мы ж голосуем, каждый член жюри выражает свое мнение о том или ином фильме, нравится ему или нет, путем голосования. А уже что получится в итоге такого голосования, это и есть решение о премиях. Якобы голосует все кинематографическое сообщество, и за "Нику", и за "Орла". А уже все разговоры о том, что потом все это неверно подсчитывают - я не в курсе дела. Я точно ничего не знаю, не могу ничего сказать об этом определенного, так как у меня на руках нет никаких фактических данных о какой-либо фальсификации.

- Где-то вы сказали, что рады, что, не в пример некоторым вашим коллегам-киношникам, вам удалось не вляпаться в политику… Действительно, не вляпались? Но ведь, кажется, еще в 2003 году вступили в "Единую Россию"… Разве это не политика?

- Это долго объяснять, но… Это стало для меня скорее случайностью. И вообще - я уже не член "Единой России".

- Не стремитесь ли вы в киноначальники?

- Нет. Определенно - нет.

- И предложений подобных вам не было?

- Нет, предложения, конечно, были в свое время. И даже желание тогда у меня временами возникало, чего ж тут скрывать. Всё было. Но, так я вам скажу, близкое знакомство с этой средой изнутри и понимание этой среды и всей ситуации вокруг нее окончательно отвратило меня от подобной перспективы. Я понял, что туда, в начальники, в такие должности и профессии идут всё же особые люди. Это я говорю не в осуждение кого-либо и не в похвалу. Я просто знаю, что это другой класс людей, к которому я не принадлежу совсем.

- С творчеством это совместимо, как считаете?

- Почему же, совместимо. Вот Карен Шахназаров, например, прекрасно это совмещает в себе. Он, отличный режиссер, оказался, кроме всего прочего, еще и блестящим администратором, руководителем такой гигантской организации, как киностудия "Мосфильм". Так что, как видите, в данном конкретном случае очень даже совместимо.

- Общий вопрос: как вы относитесь к созданию единого учебника истории. Вы, например - за?

- Знаете, этот вопрос очень серьезный и говорить на эту тему надо обстоятельно, то есть он не годится, чтобы обсуждать его так вот, на ходу… Но я, честно-то говоря, просто не понимаю, как это не иметь единого учебника истории. Поскольку я, да и вы, видимо, учились именно по единому учебнику истории, то есть в то время, когда он у нас был один-единственный. И что это значит - "альтернативные учебники", мне пока это непонятно. Поэтому, да, я за то, чтоб был выработан какой-то все-таки единый взгляд на историю нашей страны.

- Как-то Аркадий Инин сказал, что он хотел бы обратно в СССР. А вы как считаете: мы, став тем, чем мы сегодня являемся, потеряли или приобрели?

- Мое твердое мнение: мы потеряли больше, чем приобрели.

- И в искусстве тоже?

- Никаких сомнений.

- А как вам нынешняя "мода" не религиозность. В частности, среди начальников, коммунистов, то есть людей, которые совсем еще недавно, казалось бы, отвергали всяческую религию, церковь и прочее, а сейчас истово молятся, совершают публично обряды и… так далее?

- Я думаю, что жизнь сама все расставит по своим местам. Да, это во многих случаях, к сожалению, у нас превратилось в моду, но с другой стороны, есть люди, которые не притворяются верующими, для которых вера - это не конъюнктура, а искреннее, настоящее чувство. Я просто знаю эту ситуацию по личному опыту, наблюдая своих друзей, да и близких людей, кстати, тоже. Я увидел, что кто-то просто действительно верит в это дело, и по-настоящему ведет себя в этом отношении, то есть абсолютно не притворяется, не работает на публику, не врет сам себе.

- А что касается чиновников?

- Ну, что чиновники… Я, может быть, просто не знаю их так хорошо как людей. Может, среди них тоже есть вполне серьезные, думающие люди, которые тоже поверили в бога, которые пришли к тому, что в их сегодняшней жизни им не хватает веры и так далее, не буду говорить о них огульно… Но я знаю, что сегодня, к сожалению, "мода" на все это действительно большая, но, я уверен, она сойдет, вся эта пена осядет, и останется, может быть, одна десятая часть таких фальшивых людей, притворщиков.

- И последнее: как вам режиссеру с женой-актрисой (Супруга режиссера - народная артистка России Вера Алентова - также присутствовала на Фестивале в Эссене. В разделе "ретроспектива" она представляла фильм "Москва слезам не верит" - Гр. Кр.)? Трудно, наверное?

- Нет, лично мне совсем не трудно. Извините, но больше ничего сказать не могу. И так много наговорил…

- Спасибо, Владимир Валентинович, за это интервью. 

_______________________
На фото автора: В. Меньшов во время беседы с автором.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка