Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Новые свидетельства о Чеченских войнах

ДНЕВНИК ПОЛИНЫ

Опубликовано 2 Июня 2014 в 10:14 EDT

Станислав Божко
[+ВИДЕОИНТЕРВЬЮ ПОЛИНЫ ЖЕРЕБЦОВОЙ УКРАИНСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ]

У Полины Жеребцовой - автора "Кругозора" из Финляндии, писательницы и правозащитницы, широко известной своим пронзительным "Дневником Жеребцовой Полины" - записями 9-летней девочки, пережившей в Грозном ужасы Чеченской войны, - вышла новая книга. Тоже о том страхолетье. Недавно в Сахаровском центре в Москве состоялась её презентация. Станислав Божко - писатель, миротворец, бывший спасатель в Грозном - показал свой авторский фильм "Четыре песни о Чечне", как и другие журналисты и правозащитники, рассказывал о новой книге. О ней - и его статья, которую предлагаем читателям "Кругозора". А также - интервью Полины Жеребцовой украинскому телевидению.
_________________________
В фотоокне
Станислав Божко.
Гостевой доступ access Подписаться

У Полины Жеребцовой - автора "Кругозора" из Финляндии, писательницы и правозащитницы, широко известной своим пронзительным "Дневником Жеребцовой Полины" - записями 9-летней девочки, пережившей в Грозном ужасы Чеченской войны, - вышла новая книга. Тоже о том страхолетье. Недавно в Сахаровском центре в Москве состоялась её презентация. Станислав Божко - писатель, миротворец, бывший спасатель в Грозном - показал свой авторс кий фильм "Четыре песни о Чечне", как и другие журналисты и правозащитники, рассказывал о новой книге. О ней - и его статья, которую предлагаем читателям "Кругозора". А также - интервью Полины Жеребцовой украинскому телевидению.

29 апреля 2014 года в издательстве "Корпус" вышла следующая книга документальных дневников Полины Жеребцовой - девочки с планеты Чечня.

Книга называется "Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994-2004 гг.".

Приступая к чтению, мы должны помнить, что все то, о чем пишется на этих страницах, совершается внутри отдельной реальности, где опоры, на которых обычно держится наше восприятие, смещены либо отсутствуют вовсе. И обилие бытовых подробностей не должно вводить нас в заблуждение.

Война навсегда выбросила Полину Жеребцову из комфортной среды обитания - дружной большой семьи, долгие десятилетия жившей вблизи от южной границы дряхлеющей империи. Вокруг Полины все увлечены искусством: поэзией, живописью, театром, кинематографом. Одна из бабушек - актриса. Другая обучалась у Ростислава Плятта, но впоследствии стала художницей, разрисовывала вручную покрывала и платки. Дед Полины, известный грозненский кинодокументалист, ветеран Великой Отечественной. И жертва первой чеченской. В начале дневника нам расскажут историю его гибели при налете федеральной авиации на городскую больницу Грозного.

Девочка остается с матерью, но вскоре дом, где она прожила первые годы жизни, был частично разрушен. Ее дневник фиксирует, как медленно, словно огромные ловушки-раковины, схлопывались панельные многоэтажки, оставляя внутри полостей-склепов еще живых людей, как начались первые зачистки, жертвой одной из которых она едва не стала.

Во вторую чеченскую, когда Полина Жеребцова и ее мать уже жили не только в развалинах жилищ, но и внутри деформированного и искалеченного человеческого сообщества, Полина научилась видеть через сны то, что не видит никто другой:

"После пробуждения я не была способна размышлять. Мысли казались путаными, трудными, неясными, будто я отходила от общего наркоза. Лунный свет, проникающий сквозь шторы, был ярким и осветил мою руку. Проведя рукой по лицу, я поняла, что она в крови. Я бросилась в ванную комнату, включила крохотную электрическую лампочку, и заглянула в треснувшее зеркало. Мой подбородок и часть шеи были рассечены, словно хирургическим скальпелем, и оттуда потоком лилась кровь. Потом это стало похоже на ожог, а немного позже он трансформировался в тонкую красную линию, которая начиналась у нижней губы и заканчивалась почти у ямочки на шее".

Это и называется теперь Дневником. И девочка, научившаяся ориентироваться во внутренних руинах, пробует договариваться с теми, кто населяет внешнюю сторону, удерживаясь на границе, соединяющей их. Постепенно она постигает топику пространства, в котором отпечаток ступни после десятка ходов проигрывает помеченной взрывом пустоте, словно заново учится ходить.

И хотя "смерть может принять любые виды и формы, но я всегда узнаю ее.- формулирует автор дневника - Ведь мы обычно сидим с ней рядом и говорим обо всем".

Когда вдумываешься в эту фразу, начинаешь понимать, что, может быть, ее дневник - это как раз то условие, при котором пишущий его может выйти из "ткани", но при этом не умереть. Поскольку смерть, пришедшая во сне, что-то вроде прививки от той, подстерегающей снаружи, и единственный шанс уцелеть - это скрыться внутри наблюдающего за тобой неподвижного глаза. "Мне было одиннадцать и меня уже несколько раз пытались убить. Смерть пришла ко мне в виде ребенка. Вместо лица у него был череп, а на голове шерстяной колпак с бубенчиками". Некоторая избыточная литературность этой записи объясняется, недюжинной начитанностью автора. В ее домашней библиотеке, которая исчезла вместе с разрушенным домом, было несколько тысяч книг. И когда вычитанная из них "смерть", прорвав картонные переплеты, встретилась со своей родной сестрой, пикирующей на город из грязного неба, обросла костями и поселилась в Грозном надолго, у Полины уже было противоядие.

И она не только уцелела, но и нашла слова, чтобы рассказать о невозможном.

"Тонкая красная линия", появившегося из ниоткуда текста начинает движение к нам.

Иди и смотри.

На фото: Полина Жеребцова; Обложка новой книги.

ИНТЕРВЬЮ ПОЛИНЫ ЖЕРЕБЦОВОЙ УКРАИНСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка