Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Русская? Русскоязычная?

"Времени голоса", 9-й выпуск

Опубликовано 3 Февраля 2016 в 09:35 EST

...знамя русской литературы ныне реет не только и даже не столько в России - и несут его здесь не только и не столько русские. Однако и термин "русскоязычная литература" не всем нравится. И вряд ли права Вера Зубарева, главный редактор журнала "Гостиная" и президент Объединения Русских ЛИТераторов Америки (ОРЛИТа - в ее бюллетене и я печатался, под псевдонимом Макс Каммерер), предложив определение "русское безрубежье". Ибо еще раз повторю
репутация России так пострадала при Путине, что русскость сейчас - отнюдь не предмет гордости...
______________________
В фотоокне
Юрий Кирпичёв.
Гостевой доступ access Подписаться

"Времени голоса…" - так называются сборники русской прозы, ежегодно выпускаемые американским издательством MirCollection. В шестом номере была опубликована и моя статья - в почетном соседстве, между текстами Дмитрия Быкова и Валерии Новодворской. И я рад, что во время урагана Сэнди, когда дома нашего уютного Манхэттен Бич плыли островами в океане, когда морская вода залила и мою студию - до полки, на которой стоял сборник, она не добралась.

Ну а 16 января я принимал участие в презентации девятого номера. Она проходила в бруклинской публичной библиотеке,где работает один из авторов сборника, Елена Литинская, и где проходят собрания клуба поэтов и выставки наших художников, и собрала часть других авторов.Всех собрать невозможно по самой простой причине: они проживают в 18 странах мира.

Издательство публикует и ежегодные сборники современной поэзии "Нам не дано предугадать...", их вышло уже десять, но о них поговорим в следующий раз, а пока дадим слово царице литературных полей, самому демократичному из жанров, прозе!

Идея сборника родилась в 2006 году в Баку, где проходил 1-й Международный фестиваль русской книги. США представляли директор издательства Марк Черняховский и редактор Наташа Гастева. Чингиз Айтматов, оценив качество книг, настоятельно посоветовал издательству выпускать сборники прозы и дал добро на публикацию своих произведений.

Слово мэтра упало на плодородную почву и Марк, пользуясь случаем, привлекал к сотрудничеству именитых. Среди авторов сборников такие блистательные имена, как Евгений Евтушенко и Наум Коржавин, Белла Ахмадулина и Александр Межиров, Александр Кушнер и Александр Городницкий, Владимир Войнович и Дмитрий Быков, Елена Боннэр, Валерия Новодворская, Михаил Козаков и другие.

Но под сенью сих великих Марк лелеял новых авторов, и со временем репутация сборников стала такова, что мэтры стали считать престижным публиковаться в них, что и отметил как-то Евтушенко: "Рад быть вашим соседом на этих гостеприимных страницах".

Украшением нового номера стала Лера Авербах, которой Марк дал путевку в творческую жизнь, поэт, писатель и композитор, а сейчас еще художник и скульптор. Бродский считал ее своей поэтической преемницей, а ее музыка наиболее часто исполняется в мире. Увы, сама Лера не смогла присутствовать на встрече, она чрезвычайно занята созданием музыки для нового балета по заказу Венской оперы, но ее с большим достоинством представил отец.

Да, нельзя не отметить предвидение Марка. В этот раз в раздел "У нас в гостях" он решил пригласить белорусских писателей, в том числе и Светлану Алексиевич. И угадал! 7 октября ему пришлось остановить работу над выпуском сборника, который уже лежал в типографии.Причина была веской: Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии. Типография пошла навстречу и включила в печатаемую книгу страницу с поздравлениями - в результате издательство оказалось одним из первых, поздравивших лауреата.

Есть в сборнике и Шендерович, и Наталья Геворкян и Владимир Некляев, но почетное место занял и Ваш покорный слуга - моя статья "Жива ли русская литература?" стоит в одном разделе с материалами зубров, среди текстов Михаила Веллера, Леонида Радзиховского и Виктора Суворова. Она привлекла внимание издателя и читателей попыткой поверить гармонию алгебру и провести объективный количественный анализ художественной литературы, благо, в наше время появились инструменты для этого.

Я повторил свой эксперимент пятилетней давности и с помощью Google, а эта поисковая система оперирует миллионами и даже сотнями миллионов обращений к писателям, определил сорок наиболее известных мастеров слова за всю историю литературы. На Гугл приходится примерно две трети пользователей, причем наиболее цивилизованных и культурных, так что методика вполне объективна. Да, у нее есть свои нюансы, однако их нетрудно учесть, да и сами по себе они о многом говорят, но с деталями эксперимента выможетепознакомиться сами (Жива ли русская литература? | Эхо России), а мы продолжим.

Думаю, поклонникам искусства изящной словесности будет интересно узнать, что летом 2015 года Пушкин разделил 22-23 места, Толстой занял 25-е, Достоевский 27-е, а Чехов 30-е. Этими именами исчерпывается список русских авторов в Топ-40. И данные хорошо коррелируют с количеством русских лауреатов Нобелевской премии по литературе. То бишь при ближайшем рассмотрении оказывается, что не столь уж и велика русская литература, как принято считать!

Но в октябре в Топ-40 ворвалась Светлана Алексиевич! Причем в английской версии Гугла была гораздо популярнее, чем в русской. О чем это говорит? О том, что мало было назвать 2015 год в России годом литературы. Надо еще иметь ее. А она угасает вместе со всей страной. По поводу чего в бруклинском литературном клубе и разгорелась небольшая дискуссия. Дело в том, что из русских там оказался только я, да и то считаю себя украинцем. Такова специфика нашей здешней эмиграции. И далеко не всем, особенно в последние два года, хочется считать себя частью русской культуры. Мало в этом чести и я, к примеру, категорически против. А ведь литература важная часть культуры.

Нет, русская литература отнюдь не прерогатива россиян, живущих в России. И это подтверждается как сборником "Времени голоса…", так и великим множеством газет и журналов на русском языке, в том числе литературных, выходящих по всему свету, подавляющее большинство которыхосновано отнюдь не русскими и не они их редактируют и пишут в них. Да, судя по всему этот феномен недолговечен - я был самым молодым на презентации сборника. Полагаю, то же самое и в других диаспорах. Но пока факт остается фактом: знамя русской литературы ныне реет не только и даже не столько в России - и несут его здесь не только и не столько русские.

Однако и термин "русскоязычная литература" не всем нравится. И вряд ли права Вера Зубарева, главный редактор журнала "Гостиная" и президент Объединения Русских ЛИТераторов Америки (ОРЛИТа - в ее бюллетене и я печатался, под псевдонимом Макс Каммерер), предложив определение "русское безрубежье". Ибо еще раз повторю: репутация России так пострадала при Путине, что русскость сейчас - отнюдь не предмет гордости.

Впрочем, терминологические споры оставим любителям такого рода дискуссий, а пока скажем спасибо Марку Черняховскому за его благородный труд. И напишем для его сборника - для нашего сборника! - что либо вдохновенное.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка