Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

"Островок" в солнечной Калифорнии

Русский балет - архипелаг, охватывающий всю планету

Опубликовано 17 Октября 2016 в 03:25 EDT

Борис Гольдин
...- Её отец был адмиралом царского военно-морского флота. Пришла революция,и семья вынуждена была бежать во Францию. В Париже Кира "заразилась" балетом. Искала и нашла себе учителей: солисток Людмилу Егорову (Мариинский театр) и Марию Невельскую (Большой театр)...
______________________
Гостевой доступ access Подписаться

Парящая над сценой балерина,
как будто птица рвётся в облака,
вдохнув Ассолью со странички Грина
романтику высокого стиха.

Она живёт балетом. Вся в движеньи,
порхает словно бабочка, легка,
и взмахом рук волшебное мгновенье
несёт своим искусством сквозь века.
/Наталья Кухтина/

     Одно время  и мои внучки Настенька и Алeчка были увлечены балетом и жили балетом. На сцене все  было ярко, красочно. Нарядные костюмы. Чудесные дeкoрации. Прелестная музыка. У  юных  балерин - приятный румянец на щечках. В завершении - море цветов. Балет - это феерия, праздник и чудо.Меня тоже "затянул" в свои сети  в  олшебник балет,  но не на сцену, был бы рад, а в область своей истории, если сказать точнее -  в размышления  о влиянии  русского балета на американский.

     Известно, что во Франции, Англии, Дании, Марокко и других странах после революции в России работали замечательные балетные педагоги из Мариинского и Большого театров. Они-то и воспитали новое поколение. Закончив карьеру танцовщиков, их участники сами открывали школы во всех концах света. Русский балет стал архипелагом, охватывающим всю планету, - "островки" всплывают абсолютно везде.

    И каждый раз, посетив Балет Сан-Хосе, я убеждаюсь, что и в солнечной Калифорнии есть такой "островок".

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

     Вы знаете, мне всегда любопытно: откуда та или другая солистка или танцор. Интересны их истоки и наличие "русских корней". Карен Габай. Маленькой девочкой начинала она в Сан-Диего, а потом училась в прекрасной Школе американского балета.

   - Много у нас работало русских педагогов,- рассказывала Карен.- Мадам Александра Данилова и Джордж Баланчин учились балету в Санкт-Петербурге. Были солистами труппы Мариинского театра.Она танцевала на сцене Русского балета Монте-Карло,а он был хореографом. Они и познакомили меня с русским балетом.Заботливо передавали свое мастерство.Помогли стать настоящей балериной.

     Познакомился я и с балериной Каленой Опдайк. Она из красивого  калифорнийского  Монтерея.Первые шаги в балете делала в родном городе у мадам Киры Ивановской.

     -Ее отец был адмиралом царского военно-морского флота. Пришла революция,и семья вынуждена была бежать во Францию. В Париже Кира "заразилась" балетом. Искала и нашла себе учителей: солисток Людмилу Егорову (Мариинский театр) и Марию Невельскую (Большой театр).

     Это была настоящая академия русского балета.Семья радовалась: Киру пригласили  в Русский балет Монте-Карло.

   - Мне очень повезло,-рассказывает Калена,-что судьба свела  меня с таким чудесным человеком и прекрасным педагогом.

В вибрациях танца изящно порхали
Красивые кисти, столь тоненьких рук,
В них таинство звёзд, с отголоском печали,
Способность летать, несмотря на недуг.

Пусть строг хореограф, пусть жалость немая
В носочках натянутых чувствует боль,
Чтоб "Спящей красавице" рукоплескали
За самую первую лучшую роль!

Почти что актриса, звезда своей сцены,
Легко, виртуозно кружит в фуэте,
Не жаждя признания высшей богемы,
А просто стремясь к долгожданной мечте.
 /Екатерина Шошорина/

      Балерине Нине Новак выпала тяжелая судьба. Ее отца и брата немцы уничтожили в Освенциме.В газовой камере оборвалась жизнь танцора и балетмейстера Рене Влюма. Он долгие годы трудился в Русском балете Монте-Карло. Нина чудом осталась жива. Полюбила  балет.Танцы стали целью ее жизни. Помогли ей выжить. После войны стала прима балериной Русского балета Монте-Карло и "Нью-Йорк Сити Балле", у истоков которых стоял Джордж Баланчин.

     Жизнь балерины на сцене, как известно,недолговечна. Нина вышла замуж и уехала в Венесуэлу. В столице открыла русскую балетную школу.

  - Я счастлива, что училась у нее, - рассказывала Ирена Иши. В Америку я поехала за своим будущим.Сколько было радости,когда меня приняли в Балет Сан-Хосе.Радовалась и моя учительница в далеком Каракасе.

     Однажды после балетного спектакля меня познакомили с двумя солистами Балета Сан-Хосе и сказали:с ними можно говорить по-русски.

  -  Моя учительница Марика Безобразова,- вспоминал Андреан Торнe,- была дочкой царского генерала. После революции оказалась в Дании. Здесь она познакомилась с приближенной императорского двора, бывшей солисткой Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Школа мадам Кшесинской славилась по всей Европе. Марику стали приглашать многие балетные труппы. В Монако мадам Безобразова создала Академию танца, и я стал ее учеником.Учиться у нее было тяжело,и в то же время я получал большое удовольствие. Она добрый человек и требовательный педагог. Прошли годы, и я стал солистом Национального балета Кубы.

     Когда танцевал Роберто Алмагаер,мне казалось,что в нем заложена динамо-машина. Его энергии не было конца. Он  тоже был солистом Национального балета Кубы, выступал в главных ролях в мексиканском балете.Когда в Гавану приехал брат известной балерины Майи Плисецкой Азарий, они подружились и стали учить друг друга не только классическому танцу, но и языкам: русскому и испанскому. Азарий пригласил кубинца  в Москву.

   - Я люблю музыку Чайковского,-говорит Роберто.-Она всегда напоминает мне Большой театр,мою учебу у известных танцоров России.

     Уже много лет  Рони Малер-заместитель директора Балета Сан-Хосе и преподаватель балетной школы.

   - Учила меня танцу бывшая балерина Большого театра Мария Юрьева.Часто помогал  муж - Вячеслав Свобода, бывший солист Большого театра,- рассказала она.- В Нью-Йорке у мадам  Юрьевой была своя  русская балетная школа. Как лучшую ученицу она рекомендовала меня в Русский балет Монте-Карло,где балетмейстером был  Джордж Баланчин. С другим величайшим русским танцором и балетмейстером, Михаилом Барышниковым, я встретилась в Американском балетном театре,художественным руководителем которого он был. На этой сцене я танцевала с такими прославленными мастерами,как прима-балерина Мариинского театра Наталья Макарова и главный танцор Большого театра Александр Глазунов.

НОВЫЙ СОЛИСТ БАЛЕТА

     Жизни человека есть предел,учению - нет, гласит русская поговорка. Вы можете в этом сами убедиться, познакомившись с простым  русским парнем  Антоном Панкевичем. Если бы он писал стихи, то обязательно с радостью посвятил бы их родной Академии русского балета имени  Агриппины Вагановой. Видя его колоссальную любовь к своей будущей профессии, стремление освоить  все больше и больше, педагоги посоветовали продолжить балетное образование в Америке.

     Антон приехал в Вашингтон (округ Колумбия)в Кировскую академию балета. Первым, кого он встретил, был директор этой академии - народный артист СССР балетмейстер Олег Виноградов. Он был рад пополнению и делал очень многое для совершенствования своих подопечных.

     Быстро пролетела учеба. Что дальше? Антон решил поступить в Нью-Йорке в Школу американского балета, богатую русскими  традициями. Так и сделал. Ему было приятно узнать, что одним из ее основателей и главным хореографом был выпускник Академии русского балета, бывший солист Мариинского театра Джордж Баланчин.

     Конечно,  работу долго искать не пришлось.Антона пригласили в Балет Сан-Хосе. Здесь танцевали и танцуют выпускники многих балетных школ: американских, китайских, японских, английских, немецких,французских.

     Антон отлично понимал,что он воспитанник русского балета, и это накладывало на него большую ответственность, но все трудности он успешно преодолел. Сейчас он солист, танцует в "Спящей красавице", "Ромео и Джульетте", "Лебедином озере", "Щелкунчике" и многих других постановках. Выступал на сценах Национального балета Дании,Королевского балета Англии.

     Недавно в Балете Сан-Хосе танцевали и другие представители России:солистка Мариинского театра Александра Ковтунова и солист Большого театра России Александр Лапшин. Это уже новое поколение представителей русского балета.

АЛЕКСАНДР ПУШКИН НЕ ОШИБСЯ

     Балет Сан-Хосе имеет славную историю. В течение 25 лет на его небосводе сияли немало больших и малых балетных звезд Франции, Аргентины, Кубы, Испании, Канады, Японии. Но навсегда вошли в  историю балета выступления знаменитых  русских танцоров, бывших солистов Мариинского театра Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева.

    - Уже давно нет великого танцора Рудольфа Нуриева. Но я до сих пор помню его выступление на нашей сцене в балете "Коппелия", поставленном по сказке Гофмана. Чудесная музыка Делиба. Превосходный танцор Нуриев в роле профессора алхимии Коппелиуса. Его партнером была наша прима-балерина Карен Габай. Публика была в восторге,-вспоминает режиссер балета Раймонд Родригес (Raymond Rodriguez).

      Александр  Иванович Пушкин более 30 лет отдал Академии русского балета имени  Агриппины Вагановой. Талантливый педагог подготовил сотни толковых танцоров.Но особенно выделил он трудолюбивых и целеустремленных мальчиков Олега Виноградова,Рудольфа Нуриева, Михаила Барышникова. В классе Самуила Андрианова и Павла Герта учился Георгий Баланчивадзе. Педагоги были уверены, что эти ребята далеко пойдут.И не ошиблись.

      Иосиф Бродский был большой поклоник русского балета и посвятил поэтические строчки танцору Михаилу Барышникову:

     Классический балет есть замок красоты,
     Чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
     Пиликающей ямой оркестровой отделены.
     И задраны мосты...

     Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
     Барышников зреть. Талант его не стерся!
     Усиление ноги и судорога торса
     С вращением вкруг собственной оси

     Рождают тот полет, которого душа
     Как в девках заждалась, готовая озлиться!
     А что насчет того, где выйдет приземлиться,
     Земля везде тверда;рекомендую США.

БИЛЕТ  НА  БАЛЕТ

     Мариинский государственный  театр - один из старейших в России. С его именем связаны такие известные деятели  русской сцены, как Галина Уланова, Анна Павлова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Джордж Баланчин. Приезд в Сан-Хосе балетной труппы театра воистину вылился в большой праздник  русского балета.

     Поклонники русского балета могли посмотреть в Сан-Хосе и постановки  известных театров России - Московского балета классического танца и Екатеринбургского балета. Кстати,Сан-Хосе и Екатеринбург - города-побратимы.

   - Художественный директор Балета Сан-Хосе Деннис Нахат отлично знает русский балет, его  традиции, - говорит музыкальный  руководитель Академии русского балета дирижер Валерий Овчиников,- хорошо знает и русскую хореографию. Нам всегда есть, о чем поговорить и чему поучиться друг у друга. Мне приятно, что балетмейстером и хореографом многих балетов на музыку русских композиторов является сам Деннис. В эту работу, опираясь на классическую хореографию, он вложил свое видение балета, свои ощущения.

     Теперь давайте вместе посмотрим на репертуар Балета Сан-Хосе. За 25 сезонов - более 120  балетов. Здорово! Немало среди них постановок на музыку русских композиторов: "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Серенада",  "Спящая красавица" Петра Ильича Чайковского, "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Александра Бородина, "Жар-птица", "Агон" и "Аполлон" Игоря Стравинского, "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева, "Шахерезада" Николая Римского-Корсакова, ряд балетов в хореографии Джорджа Баланчина.

     Вы обязательно спросите, почему русский балет так популярен в Сан-Хосе, в чем секрет. А ларчик просто открывается.

     В шесть лет мама записала Денниса Нахата в Детройтскую музыкальную школу. При чем тут балет? Не торопитесь! Через несколько лет его с удовольствием приняли и в танцевальную школу. Танцы  брали верх. Учителя были замечательные. Но ему особенно запомнилась мадам Анна Соколова.

     Она родилась в семье еврейских иммигрантов. Увлеклась балетом. Танцевала в Нью-Йорке, Бостоне и других городах Америки. Стала замечательным балетмейстером и хореографом. Одно время жила в Израиле. Помогала в организации балетных школ и преподавала. В Америке широко отметили столетие со дня ее рождения.

   - На всю жизнь она привила мне  любовь к русскому балету, к русской классической музыке. Думаю, что моя карьера сложилась удачно. Посудите сами: я был принят в один из лучших нью-йоркских театров - Американский балетный театр. Мне очень повезло. Художественным руководителем и  балетмейстером был знаменитый  русский танцор из Мариинского театра Михаил Барышников. Тут было много русских звезд, и было, у кого учиться. Сюда приглашались и выдающиеся хореографы и балетмейстеры. Был среди них и всемирно известный Джордж Баланчин. Вот и все мои "любовные" секреты балетмейстера.

     Мы с внучками покидали русский балет "Щелкунчик" в постановке американского балетмейстера и хореографа  Денниса  Нахата. Зал горячо аплодировал. Настроение было праздничное. Отличное осталось впечатление от музыки композитора Петра Чайковского,  ярких темпераментных танцев, красочных декораций. Я еще раз увидел  этот всеми признанный "островок" - Балет Сан-Хосе.


ЛЮБОВЬ НАВЕЧНО

-  У меня русские корни, но я родился в Америке.Я даже немного говорю по-русски, ведь я учился в Москве, в Академии Большого театра.-Поделился Саша Радетский.- Поэтому моя любовь к русской классике навечна.
                                   
      На северном берегу залива Монтерей раскинулся город Санта-Круз. Его словно в плен взяли чудесные горы, покрытые фантастическими лесами - знаменитыми калифорнийскими секвойями. Ходят легенды: эти деревья способны передавать мистическую силу людям и помогать им во всем.

     Мы с женой часто бываем среди этой красоты: тут живут родственники. Они хорошо знают, что меня очень интересует балет, но в особенности - его русские корни.

- Тут от нас недалеко, на соседней улице, живет русская семья Радетских, - поведали они. - Случилось так, что двенадцатилетняя дочка увлеклась по-настоящему балетом. Потом и пятилетний Саша заразился от нее танцами.Да так, что раз и навсегда.Сначала учился танцевать  в Сан-Франциско, а сейчас улетел в Россию.

     C тех пор много воды утекло, как говорят, да и значительно уже "подросли" знаменитые деревья. И снова мой источник сообщил:

 - В семье Радетских недавно сыграли свадьбу: Саша женился. Представьте себе, он так был влюблен в балет, что и в жены взял балерину.

   - Чтобы сделать хороший балет,- говорил  великий  балетмейстер Джордж  Баланчин,- нужно любить красивых женщин.

     Талант есть талант. Мальчика из Калифорнии с большим удовольствием приняли в Академию балета Большого театра. Определили в класс Петра Антоновича Пестова. Весьма опытного педагога - "Заслуженного артиста РСФСР" и "Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации". Среди его учеников - немало звезд мирового балета: Владимир Малахов, Алексей Ратманский, Николай Цискаридзе и многие другие.

   - Петр Антонович был поглощен балетом, педагогикой. Мне очень нравились его уроки. Они никогда не были простыми, - вспоминает Саша, - но приносили мне так много пользы. Я понимал: чем старательней занимаешься в школе, тем лучшим танцовщиком станешь на сцене.

     Одна из поговорок гласит, что учиться - все равно что плыть против течения. Стоит остановиться - тебя отнесет назад. Так что наш молодой американец продолжал плыть по волнам бескрайнего океана по имени Балет, и снова он очутился в русской среде - в Кировской академии балета в Вашингтоне, округ Колумбия.

     Дело в том, что эта одна из престижных балетных школ мира и  построена по образцу Санкт-Петербургской Академии русского балета имени Вагановой. Да и учат здесь известные русские танцоры.

     Саша прилежно учится и в балетной школе Американского балетного театра. И снова изучает традиции классического русского балета, и снова рядом выдающиеся русские танцоры-учителя.

     Интересно, что  Американский балетный театр возник в 1939 году благодаря эмигранту из России, бывшему премьеру Большого театра Михаилу Михайловичу Мордкину. В 1990 году его возглавила мировая звезда балета Михаил Барышников. В 2009 году лучший российский хореограф Алексей Ратманский, бывший художественный руководитель Большого театра, занял пост резидента-хореографа Американского балетного театра.

 ВЕЗДЕ РУССКАЯ РЕЧЬ

     Как-то доцент Академии балета Большого тетра Илья Кузнецов, ее выпускник, посетил своих бывших одноклассников в Американском театре балета:

  - Везде русская речь. Костюмеры, пианисты, гримеры и, конечно, танцовщики с балеринами - многие говорят на русском языке, - рассказывает он. - Ко мне подошел парень и сказал: "Привет! Как дела? Помнишь меня?". Тут солист балета Геннадий Савельев мне напомнил о маленьком америкашке, который бегал по школе с огромным рюкзаком и косичкой. Это Саша, наш солист.

      В Сити-центре Манхэттена состоялся гала-концерт в честь  юбилея замечательного русского балетного педагога Петра Пестова. Со всего мира здесь собрались известные звезды балета - его бывшие ученики. Организаторы пригласили и Радетского:

  - Саша, как сложилась твоя творческая жизнь? - поинтересовался Петр Антонович.

    -Начал в Американском балетном театре, затем пригласили премьером в Королевский балет Дании. Сейчас снова танцую в американском балете, - ответил Радетский.

   - Хотелось бы знать, что танцуешь.

     Молодому танцору было что сказать своему учителю. В его репертуаре немало русской классики: в балетах на музыку Петра Чайковского - в "Щелкунчике" Принц и в "Спящей красавице" Синяя птица; Игоря Стравинского - в "Петрушке" Петрушка; Сергея Прокофьева - в "Ромео и Джульетте" Тибальт и в "Золушке" Принц.Саша крепко полюбил Россию. Однажды ему посчастливилось выступать в Москве, где проходили гастроли Американского балетного театра.
 
      На Новой сцене Большого театра танцор выступил в балете на музыку Леонарда Бернстайна "Матросы на берегу", поставленном в духе бродвейского мюзикла.Этот балет "родился" еще в далеком 1944 году,с помощью сына иммигранта из России Джерома Роббинса (Рабинович). Кстати, он обладатель награды за режиссуру и хореографию известной постановки "Скрипач на крыше". Саша блеснул своим талантом и в балете "Тройка" в постановке французского хореографа Бенджамина Миллепье.

     "Золушка" впервые появилась в Москве в победном 1945 году в Большом театре. Через три года балет Сергея Прокофьева был поставлен в Лондоне-Королевским балетом. Известный танцор и балетмейстер Рудольф Нуриев в 1987 году создал "Золушку" во Франции. В 2002 году и в Мариинском театре прошла премьера этого балета. "Золушка", волшебная сказка Шарля Перро, постоянно привлекала композиторов и балетмейстеров. Сюжетом служила всем известная сказка о девочке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую жизнь.

      Трудно даже передать, сколько было восторга у любителей балета, особенно детворы, когда Балет Сан-Хосе поставил "Золушку". Интересно, что Принц, чтобы ее найти, специально прилетел из Нью-Йорка. Его роль исполнял, как вы уже сами, наверное, догадались, солист Американского балетного театра Саша Радетский.

      Мне остается сказать, что я позвонил моим родственникам в Санта-Круз и сообщил приятную новость о предстоящей премьере. "Золушку" смотрели вместе. Им Интересно было увидеть известного в балетном мире соседа.
___________
Иллюстрация

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка