Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

«Высоцкий. Рождение легенды»

Опубликовано 17 Сентября 2020 в 06:12 EDT

...Нет пророка в своем отечестве - это и о Высоцком. 
Гостевой доступ access Подписаться


Обложка альбома, подаренного Владимиром Высоцким своему дяде Алексею Высоцкому. Фото - Дениса Батова.

Вчера просмотрел по присланной ссылке спектакль Московского Губернского театра под руководством Сергея Безрукова "Высоцкий, рождение легенды", снятый российским телеканалом "Культура" и показанный телевидением год назад. 

Несколько первых мыслей по поводу увиденного. Спектакль вызвал смешанные чувства. Местами вышел удачный коллаж. Впервые с российской большой сцены и с экрана прозвучали стихи Высоцкого о еврействе. "Антисемиты", "Жили-были евреи Высоцкие"... Но об этом дальше отдельно.

Весьма удачный кусок - с медитативной "Банькой", на фоне которой исполнялись такие страшные стихи Высоцкого, как "Я никогда не верил в миражи", "Новые левые".

Для молодых, родившихся после смерти поэта, спектакль несет информативную нагрузку. Безусловно.

Но дух Высоцкого, суть его как творца, мыслящей личности, глубину поэзии, её главный смысл передать Безрукову и другим артистам театра практически не удалось. Правда, местами что-то такое проглядывалось, но очень эпизодически.

Собственно, пока это не удалось сделать со сцены никому, кроме наставника Высоцкого Юрия Любимова. Тут нужно очень хорошо чувствовать, знать и понимать. А вот с пониманием, трактовкой у режиссера и большинства актеров туго, если не хуже того. В результате со сцены чаще всего звучит просто-напросто антиВысоцкий. То есть исполнение песен и стихов было ровно таким, каким оно должно было быть, чтобы исказить Высоцкого, обезобразить до неузнаваемости. Большинство артистов скатывалось в  истеричные крики. Это особенно касается якобы современной, рОковой трактовки Высоцкого, показанной в финале спектакля Безруковым и Ко... Невольно вспомнился медитирующий Гарик Сукачев, прошедшийся по Высоцкому мощным катком своей бесшабашной бесовщины. Пустой изнутри. Бессодержательной.

Пустота, бессодержательность - вот как можно точно охарактеризовать услышанное со сцены  исполнение... Пение было ужасным. Чтение тоже. В основном. За исключением пары эпизодов....

Артисты читают Высоцкого так, что тот наверняка  вертится где- нибудь в горных высях с бешеной скоростью, в ужасе от того, что не может спуститься и рвануть занавес. Хотя, конечно, приятно, что через сорок лет помнят. Не без этого. 

Пожалуй, исключением стали  актрисы. Особенно хороша была Карина Андоленко, самобытно и с чувством исполнившая "Балладу о любви".

В финале спектакля я пришёл к выводу, что непонимание глобально. Потому что господин Безруков неожиданно сообщил залу и телеаудитории, что Высоцкий умер в 1979-ом как артист, а родился как поэт. Просто и со вкусом. Три часа играли, чтобы в итоге раскрыть страшную и главную тайну поэта. То есть в чистом виде собственный идиотизм продемонстрировал создатель спектакля. Ведь не мог  он ввести намеренно в заблуждение миллионы людей по заданию сверху. А хорошо бы понимать - кем был Высоцкий. Для России и вообще... Понимать весь драматизм, всю экзистенциальность, свойственные поэзии Высоцкого.

У Любимова это понимание было. У Безрукова оно отсутствует, несмотря на явную тягу к слову Высоцкого, к его импульсам.

Что касается еврейских мотивов, показанных в спектакле, это, безусловно, присутствует в творчестве Высоцкого. Во многом благодаря тому, что у поэта были еврейские корни. При этом, разумеется, Высоцкий - русский поэт. В ХХ веке освободившуюся нишу вырезанной и высланной большевиками русской интеллигенции часто занимали евреи. И не только в авторской песне - в русской поэзии в целом. Список имён довольно значительный, эти имена на слуху у всех любителей русской словесности. На мой взгляд, причина в том, что евреи издревле несут в себе гены псалмопевцев, пророков - их предки писали библейские тексты, молитвы, наполненные поэзией в каждом стихе…

Хотя не так давно я участвовал в диспуте с псевдопатриотами России на тему "Высоцкий - наш, русский". Сама постановка вопроса не вызывала у меня отторжения. Но дискутировать приходилось по фактам. Оппоненты вообще отрицали причастность Высоцкого к еврейству и отрицали, что эта тема его волновала.

Необходимо понимать мессианскую сущность Высоцкого. Мне думается, он был посланцем Господа в страшной стране, в страшное время - и лечил людей России, помогая пережить тяготы и пустоту безвременья. Сказано в 9-ом псалме Давида: "Идите к народам и глагольте правду мою". Высоцкий глаголил эту правду. Он говорил правду и время. И в полной мере осознавал свою миссию. И поплатился за это жизнью, агнец израилев. Свой среди чужих. 
        
"Тех, кто гнал меня, бил или предал,
 Покарает Тот, кому служу..."

Любимов смог это передать. Безруков - нет.

Еще раз вернусь к важному эпизоду, в котором впервые с российской большой сцены, с телеэкрана прозвучали  песни Высоцкого о своем еврействе и о еврействе вообще.  "Антисемиты" и "Жили были евреи Высоцкие". Прослушав в исполнении актёра эту песню, я вспомнил исследование Антона Ореха на "Эхо Москвы" на тему еврейства Высоцкого.

"Жили в Риме евреи Высоцкие", - цитировал  Антон ранние строки поэта. И тут же замечал: "но ведь никогда в Риме Высоцкие не жили."

Я всегда воспринимал эту строку как образ. Метафору-сравнение. Высоцкий уподоблял советскую империю - Римской. С доминантом силы, подавления, с тотальным рабством. Он не мог просто так ради красного словца написать "жили в Риме"...

Заглядываю в черновик стихотворения. И моя догадка подтверждается решительным образом. Рядом со строфой о Риме - замечание на полях. В стороне.

"ИВАНОВ - ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ИСТРЕБИЛ". Такой полушуточный комментарий 20-летнего Высоцкого, выразивший суть "империи зла".

Нынче за такое замечание записали бы в русофобы "номер раз"
А за строки:

"Испокону мы
В зле да шепоте
Под иконами 
В черной копоти..."

и вовсе предали бы анафеме.  Потому что нынче правдолюб - синоним выдуманного понятия "русофоб".

Напишешь глобально и честно - 
Своротят скулу:
Гость непрошеный.
Образа в углу - 
И те перекошены,

И окажешься чертом и ненавистником всего святого и светлого.

Лики святых, перекошенные  от злобы - это правда правд. Это у Тарковского, можно увидеть, было в "Андрее Рублеве".

Это у Бродского присутствует в стихах:

"...и на одном мосту чугунный лик Горгоны
казался в тех краях мне самым честным ликом..."

Нет никаких противоборствующих сторон, двуполярного многоцветного мира. Но есть страшная, практически иррациональная сила, сила терзающая очень долго и Россию, а теперь и Украину нынешнюю, и весь мир. Есть война этой самой темной силы, увиденной многими - Лермонтовым, Достоевским, в частности, - с законами здравого смысла. Эта сила бунтует против законов добра. Давних. Данных людям.

И замечание поэта на полях черновика - ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ИСТРЕБИЛ - более, чем актуально, до сей поры.

И смириться с этим невозможно. И молчание, в котором "много доброты" - породит новые ГУЛАГи и Аушвицы.

Каждому даны чувства и маленький колокол.

И этого артисту и режиссеру Безрукову показать не удалось. А Любимов - смог.

Блажен изгнанный правды ради. Это и о Любимове.

Нет пророка в своем отечестве - это и о Высоцком 

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка