Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Великие и подзабытые: украинцы в старом Голливуде

Опубликовано 30 Декабря 2022 в 06:27 EST
Обновлено 20 Января 2023 в 03:25 EST

Обычно когда заходит речь об украинских актерах в американском кино, то сразу называют имена Милы Кунис, Ольги Куриленко и других знаменитостей современного кинематографа. Безусловно, ими стоит восхищаться и гордиться. Но точно так же, как нашпигованные спецэффектами экшены закрывают собою массу замечательных фильмов 30-40-х и 50-60-х годов, так и за сиянием нынешних звезд мы все меньше вспоминаем украинских первопроходцев кинематографической Америки. И эту несправедливость нужно исправить!
Гостевой доступ access Подписаться

украинские актеры Голливудаукраинские актеры Голливуда

Джек Пэланс


Джек Пэланс играет на бандуре
11 Октября, 1964, Торонто, Канада

Оскароносный Уолтер Джек Пэланс (1919-2006), урожденный Владимир Иванович Палагнюк, был одним из самых узнаваемых украинцев Голливуда. А еще, пожалуй, самым национально-сознательным (используем этот украинский политический термин), что он убедительно доказал в апреле 2004-го на церемонии фестиваля «Русских ночей» в Лос-Анджелесе. Фестиваль проводился под патронатом президента России и отметил наградами голливудских актеров с «русскими корнями» - под которыми имели в виду потомков выходцев из Российской империи и советских эмигрантов. Пэланс принял приглашение и пришел на церемонию, однако затем устроил политический демарш. «Я - украинец, а не россиянин, мои родители приехали из Украины, и мне здесь нечего делать. Я извиняюсь, но я будто по ошибке зашел не в ту комнату. Будет лучше, если я и мои друзья отсюда уйдем», - заявил он, отказавшись от награды.

Его родители приехали в Пенсильванию (в поселок Латимер-Майнз близь Хейзл-Тауншип) еще до Первой мировой из Австро-Венгрии, в состав которой входило тогда королевство Галиции и Лодомерии. Отец актера, Иван Палагнюк, был родом из села Иване-Золотое (нынешняя Тернопольская область), а мама Анна Грамьяк родилась во Львове в семье обедневших шляхтичей украинского происхождения. Они могли рассчитывать лишь на свои руки, поэтому Иван Палагнюк пошел работать на шахту, отдав ей 39 лет жизни. В 1955-м, в возрасте около шестидесяти лет он скончался от рака легких. В наше время некоторые СМИ дали неверную информацию, что это случилось на два десятилетия раньше, когда Иван Палагнюк был еще юношей и работал на шахте вместе с отцом – чья болезнь и смерть якобы и толкнули его оставить эту профессию. На самом деле Владимир Палагнюк будучи третьем ребенком в семье бросил шахту ради перспективной спортивной карьеры.

Началась она с футбола, но затем высокий и сильный Владимир Палагнюк перешел в профессиональный бокс (тяжелая категория), где с конца 30-х и до 1942-го он достиг заметных успехов, выступая под псевдонимом Джек Браццо. Однажды в поединке с чемпионом Джо Бакси он пропустил сильный удар, сломавший ему кадык: хотя горло потом «починили», его голос на всю жизнь стал слегка хриплым. Что, впрочем, потом лишь придавало особый шарм его киногероям!

А еще этот случай заставил его взяться за побитую голову: он решил, что 200 долларов за бой не стоят таких травм, и пошел служить в ВВС, записавшись стрелком на бомбардировщике В-24. Вот только еще в ходе одного из учебных полетов его самолет загорелся, и Владимир получил серьезный ожог лица – украсивший его тем самым шрамом. Затем Палагнюк вернулся в строй, воевал на Сицилии и в Европе, где отлетал положенное число боевых (см. фильм «Уловка 22») и уже в 1944-м демобилизовался домой. Воспользовавшись программой для ветеранов войны, он поступил на журналистский факультет Стэндфордского университета, а затем перевелся на актерский. Одновременно бывший боксер подрабатывал охранником в клубе и фотомоделью – ведь тогда в рекламе были востребованы суровые сильные мужчины с резкими чертами лица.

Свои первые роли Владимир Палагнюк получил на Бродвее. В конце 1947-го он был дублером Марлона Брандо в пьесе «Трамвай желания» (по роли Стэна Корвальски), пару раз сыграв вместо него. Тогда он и взял себе новый псевдоним: поскольку языки американцев не могли быстро выговорить фамилию Палагнюк, называя его Полански, то актер назвался Джеком Пэлансом. А в 1950-м он дебютировал на экране в криминальной драме «Паника на улицах», где сразу же привлек внимание зрителей и режиссеров. Играл он настолько талантливо, что уже через несколько месяцев Пэланса номинировали на «Оскара» за роль Лестера Блейна в ленте «Внезапный страх»!

В следующие три десятилетия Джек Пэлавнс сыграл более полусотни запоминающихся ролей: ковбоев, бандитов, полицейских и военных, вождя гуннов Атиллу и кубинского лидера Фиделя Кастро. Он честно признавался, что готов играть кого угодно, лишь бы за это хорошо платили (но и играл он замечательно), хотя и сетовал, что ему предлагают в основном роли плохих парней или отчаянных сорвиголов. Также его сильно удручала чванливость Голливуда и недостаточная человечность его фильмов. В 60-х Джек Пэланс даже принял решение переехать в Европу: вместе с супругой Вирджинией Бэйкер и тремя детьми он поселился в Лозанне, стал играть во французском и итальянском кино. Так, вдобавок к родному украинскому языку, а также русскому и английскому, он выучил еще два! Однако Европа тоже не понравилась Пэлансу: в 1966-м он вернулся в Лос-Анджелес, где через два года развелся с женой.

После некоторого творческого перерыва в конце 70-х, потраченного на исполнение песен в стиле кантри и занятие фермерством, Джэк Пэланс вернулся на экраны. Его образ изменился: актер превратился в постаревшего ковбоя, но стал еще более выразительным. И вот, наконец, в 1992-м он получил заветный «Оскар» за лучшую роль второго плана в комедии «Городские пижоны». Получая статуэтку, Пэланс решил доказать, что он все еще в отличной форме - и несколько раз отжался на одной руке.


Сцена из фильма "Танго и Кэш", 1989

Долгое время актер избегал политики, однако она сама нашла его. Когда Джэк Пэланс получил «Оскар», то культурно-политические организации украинской диаспоры США, похоже, решили сделать из него своеобразную «икону» в националистическом складе.  Видимо, его крепко взяли в оборот, потому что с каждым годом Пэланс все больше проникался той самой национальной сознательностью (українською свідомістю), которая в самой Украине стала одной из причин национального раскола. Впрочем, охмурить актера до такой степени, чтобы он стал выступать на конгрессах украинцев с требованиями признать Бандеру героем, им не удалось. Владимир Палагнюк оставался украинцем в культурном понимании и старался не лезть в политику, хотя и согласился в 2001-м стать почетным президентом фонда «Голливудский тризуб», а также поддержал Майдан 2004-го. А еще новые «друзья» уговорили Владимира Палагнюка написать завещание с просьбой похоронить его в Киеве – городе, где он побывал всего один раз в жизни в ходе короткого визита в 1996-м.

Майк Мазурки


Майк Мазурки в центре, слева актриса Джин Тирни с дочкой,
справа Станислав Збышко,
на борту океанского лайнера СС Америка по пути в США после съемок фильма "Ночь и Город" (1950) в Лондоне.

Из спорта в кино пришел и Майк Мазурки (Маркиан Юлианович Мазуркевич), за которым сохранился имидж самого крутого украинца Голливуда - позднее его даже называли украинским Сталлоне! Он родился 25 декабря 1907 года в селе Купчинцы (нынешний Козивский район Тернопольской области Украины), а в 1911-м их семья, гонимая нуждой и безработицей, отправилась искать счастья в Америку – заняв на дорогу деньги у родственников. Через два года они осели в небольшом живописном городке Кохос (штат Нью-Йорк), где уже существовала украинская община. Там Маркиан стал ходить в украинскую начальную школу при католической церкви, а с 6 класса родители перевели его в частную католическую школу «LaSalle Institute» в городе Трой, где преподавали уже по-английски. Из-за того, что имя Маркиан (античного происхождения) почему-то вызывало смешки у одноклассников, его записали привычным для американцев Майком. А потом сократили и его фамилию.

Впрочем, смеялись над Майком лишь за его спиной, да и то недолго: юноша стремительно перерастал своих сверстников, вымахав к окончанию школы до 196 сантиметров и 120 килограмм! В 1926-м он поступил в Manhattan College на факультет искусств, где стал звездой футбольной и баскетбольной команд. Но поскольку ему нужно было и учиться, то Майк компенсировал пропущенные уроки участием в студенческом театре. Затем он изучал право в нью-йоркском Fordham University, одновременно профессионально занимаясь греко-римской борьбой (проведя более 4 тысяч поединков), что помогло ему зарабатывать на жизнь во времена Великой Депрессии.

По легенде, Майк Мазурки впервые появился на съемочной площадке благодаря роману с актрисой Мэй Уэст: они устроила его статистом в несколько своих фильмов. Официально же его кинокарьера началась лишь в 1941-м, в фильме «Жестокий Шанхай», где побритый наголо Майк получил роль китайского кули. В 1944-м в фильме режиссера Дмитрика он очень ярко сыграл бандита Маллоя – это была его первая роль, отмеченная и зрителями, и критиками. А далее они посыпались одна за другой: за свою карьеру Майк Мазурки сыграл в 142 фильмах и нескольких телесериалах (включая «Ангелов Чарли»). В основном - безжалостных бандитов, телохранителей, спортивных чемпионов, мужественных военных, даже индейцев! Его партнерами на съемочной площадке были такие легенды Голливуда, как Джон Уэйн, Майк Руни, Дин Мартин, Фрэнк Синатра, Тони Кертис, Марлен Дитрих, Мэрлин Монро.


Сцена из фильма "В джазе только девушки".
Майк Мазурки слева

В жизни Майк Мазурки был полной противоположностью своим киногероям – вежливым и добродушным человеком, хотя и весьма непреклонным, если речь заходила о принципиальных для него вещах. В том числе он принципиально оставался украинцем, не позволяя другим путать себя с русскими или поляками, а себе – растворяться в американской мультинациональной культуре. Но вместе с тем, он не переходил грань, отделяющую культуру от политики. Маркиан Мазуркевич был активным членом Украинского общества в Лос-Анджелесе, посещал Шевченковские чтения и фестивали писанок, но не разрешал использовать своё имя для каких-то политических заявлений.

Лизабет Скотт

Независимо от того, считает ли кто-то русинов отдельным этносом или же неотъемлемой частью украинцев, забыть о голливудской актрисе Лизабет Скотт было бы непростительной ошибкой! Хотя бы потому, что её родители Иван Матцо и Анна Готолич приехали в Америку из села Дубриничи, которое в 1914 году принадлежало Австро-Венгрии, затем Словакии, потом Венгрии, а с 1944 года вошло в состав Украины вместе со всей Закарпатской областью. 29 сентября 1922 года у них родилась дочь Эмма Матцо, ставшей затем известной и популярной актрисой под псевдонимом Лизабет Скотт.

В кино она пришла в 1945-м, после трех лет участия в антрепризе работы моделью. Именно фото в журнале и стало её счастливым билетом в Голливуд, прямо на киностудию Paramount. И практически с первых же ролей она стала звездой фильмов-нуар, имея для этого все данные. «Она выглядела как женщина, которую встречаешь в ночном клубе в кольцах дыма - блондинка с прищуренным взглядом и хриплым голосом человека, курящего Pall Mall без фильтра», - так описывали её историки кино.

Как и многие другие актеры украинского происхождения, Лизабет Скотт рано ушла со сцены (проклятие, что ли?), однако причиной стало не здоровье или падение популярности, а громкий скандал. В 1955-м журнал «Confidential» сообщил, что актриса якобы заказывала себе «девушек по вызову», будучи лесбиянкой. То, что сегодня в США является предметом гордости и выпячивается как главное достоинство, в то время считалось тяжким пороком. Скотт подала на журнал в суд, но проиграла дело. Не желая получать отказы от продюсеров, она решила сама хлопнуть дверью!

Но зато это сохранило ей нервы, здоровье и заработанные деньги. Уйдя из кино, Лизабет Скот занялась девелопментом и благотворительностью, преподавала актерское мастерство. Она умерла в возрасте 92 лет, так никогда и не выйдя замуж…

Сандра Ди

Русинские корни имела и актриса Сандра Ди. Она родилась 23 апреля 1942 года в семье Джона Зака и Марии Цимбаляк, познакомившихся на танцах в клубе при русской церкви (Мария была православной русинкой) и получила имя Александра. Впрочем, через 4 года её родители развелись.

Её воспитанием занялась мама, решившая сделать дочь моделью – и уже в пятилетнем возрасте Александра Зак снялась в одной из первых телереклам. С 12 лет она работа в рекламном агентстве на постоянной основе, взяв псевдоним Сандра Ди. В 15 лет сыграла первую роль в фильме «Пока не поплывут», а через год выиграла «Золотой глобус» как самый многообещающий дебютант. А в 19 вышла замуж за популярного исполнителя Бобби Дарина. После их развода в 1967, Сандра переключилась с большого экрана на телесериалы, в которых снималась вплоть до начала 90-х. Но затем, увы, её подвело здоровье…

Нина Кошиц

Хотя она была известна как выдающаяся оперная певица и вокальный педагог, однако также сыграла 9 очень заметных ролей в кино. Нина Кошиц родилась 17 января 1892 года в селе Кириловка (ныне Шевченково) Звенигородского уезда (теперь района) Киевской губернии (теперь Черкасской области), в семье солиста Киевской оперы и Большого театра Павла Алексеевича Порай-Кошица (1863-1904). После самоубийства отца, творческую опеку над ней взял двоюродный дядя Александр Антонович Кошиц – руководитель филармонии Киевского университета, а затем Киевской консерватории.

И всё же для учебы своей племянницы он выбрал не Киевскую, а Московскую консерваторию. По окончании которой Нина Павловна пела в оперном театре Зимина, где практически не ставили малороссийских произведений, зато играли очень много русских опер («Иван Сусанин», «Садко», «Снегурочка», «Хованщина» и т.п.). Поэтому о своих украинских корнях Нина Кошиц почти не вспоминала вплоть до революции 1917 года, после которой она была вынуждена вернуться в Киев.

А там её дядя Александр Кошиц уже организовал Украинскую республиканскую капеллу, которая затем благополучно пережила смену Центральной Рады на Скоропадского, а затем Директорию. Весной 1919-го, когда с востока началось наступление Красной, а с юга Добровольческой армий, Александр Кошиц сумел договориться о выезде капеллы в Европу. Официально на гастроли «для популяризации украинской культуры за границей», ну а как там было на самом деле, уже никто не знает – но в различные командировки и на гастроли тогда из Киева выезжали многие, ведь это был способ спастись от надвигающейся беды. В составе капеллы уехали 77 артистов, музыкантов, творческих деятелей и просто чиновников от культуры – и, конечно же, Александр Кошиц забрал свою двоюродную племянницу. Капелла гастролировала по странам Европы до лета 1920-го, после чего, потеряв связь с агонизировавшей Директорией, распалась на отдельные хоры. А Нина Кошиц отправилась покорять Америку.

Талантливая певица сразу же стала солисткой Чикагской оперы, затем выступала в Русской опере Нью-Йорка, в 1925-м вернулась в Европу и блистала в театрах Парижа, Берлина, Амстердама, Брюсселя, Ниццы и Сан-Ремо. Там же она сыграла свои первые роли в кино: графиню Воронцову в «Казанове» (Франция, 1927) и Фатьму в «Тайнах Востока» (Германия, 1928). Её экранным образом были знойные и очень эмоциональные «роковые» женщины.

 В 30-х годах Нина Кошиц вновь едет в Америку и становиться солисткой Лос-Анджелесского оперного театра. Сам Сергей Рахманинов называл её своей музой, посвятив её шесть романсов! Там же Кошиц продолжила играть в кино, но не размениваясь на многочисленные роли, а принимая только самые интересные предложения: «Алжир» (1938), «Погоня» (1946), «Капитан пират» (1952), «Горячая кровь» (1956) и др.

Анна Стэн

Её биография полна легенд и домыслов, немало из которых она сочинила сама – видимо, под давлением разных обстоятельств. Анна Петровна указывала, как минимум, две разные даты (20 июня и 3 декабря) и три разных года своего рождения (1908, 1910 и 1913). Изрядно она насочиняла и о своем отце. По одной версии, Петр Фесак был «украинским козаком» и приказчиком в обувной лавке. По другой, Петр Федорович Фисаков держал собственную школу бальных танцев. Различны и варианты его смерти: в одних он погиб во время Первой мировой, в других его убили грабители в 1922-м, а в третьей он и вовсе остался жив, став директором передвижного цирка. Из всего этого достоверно лишь одно: всемирно известная актриса Анна Стен родилась в Киеве!

В 1922-м Анна играла в театре на Хрещатике и подрабатывала в газете «Пролетарская правда». Затем её биография снова «раздваивается»: то она поступила в Киевский театральный техникум, на факультет кино, то в Московскую киношколу, по протекции самого Станиславского. В 1925-м Анна вышла замуж за известного киевского артиста сцены Бориса Стэна (Берштейна), взяв себе его псевдоним как фамилию. А через год дебютировала в немом фильме «Измена», снятом на 1-й фабрике Госкино (будущий «Мосфильм»).

В 1927-м, после развода с первым мужем, Анна Стэн вышла замуж за режиссера Федора Оцепа, у которого играла в фильме «Земля в плену». Вместе с ним, в 1930-м, она выехала в Германию, куда Оцепа пригласили для съемок совместных советско-германских лент. На родину они уже не возвратились, но и вместе не остались. В 1931-м Анна Стэн бросила Оцепа и ушла к кинопродюсеру Юджину Френке, в браке с которым родила дочь Анну. В Германии образ Анны Стэн изменился в соответствии с «нордической модой»: вместо прежней советской сердитой брюнетки с экранов на зрителей соблазнительно смотрела голубоглазая блондинка.

 А такие типажи тогда вошли в моду и в Америке, где начинался «золотой век голливудских блондинок» (в том числе и крашеных). В 1932-м Анну Стэн заметил продюсер Сэмюель Голдвин (сооснователь киностудий Paramount Pictures и Metro-Goldwyn-Mayer), который потом с восхищением писал о ней так: «Это настоящая звезда! У нее есть всё. И внешность, и стиль, и сексапильность, и класс. У нее естественная красота, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное знание жизни. И она могла бы сыграть, как бестия!»

По приглашению Голдвина, собравшегося «лепить из неё новую Грету Гарбо», Анна Стэн переехала в США (американский паспорт получила только в 1937). Там она снялась в трех его фильмах: «Нана», «Мы живем снова» (1934) и «Свадебная ночь» (1935). Но, несмотря на оглушительную «раскрутку» актрисы и вложенные в фильмы немалые деньги, кассового успеха они не имели. Это был крах голливудской звезды, которая погасла, едва загоревшись. Анна еще сыграла в фильме своего мужа «Одинокая женщина» (1936), потом на три года ушла с экранов. Её возвращение в конце 30-х было неудачным, и в 40-х она лишь изредка появлялась в ролях второго плана. Её последним фильмом стал «Монахиня и сержант» (1962), после которого она окончательно ушла из кинематографа – и счастливо прожила еще 31 год.

 Интересно, что в Голливуде Анну Стэн поначалу принимали за… немку! Что, впрочем, неудивительно, поскольку актриса приехала в Америку из Германии (где её, в свою очередь, считали русской). Лишь в марте 1934-го журнал «Coliers» опубликовал её интервью под заголовком «Девушка из Украины». В нем Анна утверждала, что её убитый отец при жизни преподавал не бальные, а украинские народные танцы (гопак и пр.), и что она с детства говорила на украинском языке. С этого материала и началась «великая украинская актриса Голливуда»!

Но вот что любопытно: когда через год Анна дала небольшое интервью для журнала «Ukrainian Weekly», то ей задали вопрос, понимает ли актриса по-украински? И она ответила так: понимаю, но говорить буду по-английски! Этот случай сильно напоминал один из мемов современной Украины: украинский язык знаю плохо, но считаю его родным! Тем не менее, известность Анны Стэн делала её очень ценной для украинской диаспоры Америки, а потому никто не стал ставить её слова под сомнение…

Джон Ходиак


Джон Ходиак, Чикаго, 1947

Его кинокарьера была короткой, но очень яркой. За десять лет Джон Ходиак (John Hodiak) снялся в 38-ми фильмах, из которых как минимум десять вошли в нестареющую классику старого Голливуда, а еще три стоит отметить особо.

Приключенческий фильм «Малайя» (1949), в котором Ходиак сыграл агента Келлера (роль хоть и второго плана, но очень запоминающаяся) это один из самых ярких военных экшенов того времени, рассказывающий о ныне малоизвестном, но важном эпизоде второй мировой – спецоперации по захвату большой партии каучука в захваченной японцами Малайе. «Песнь о России» (1944), снятый на пике советско-американской союзнической дружбы, столь позитивно изображал жизнь в СССР, что позже комиссия Конгресса по расследования антиамериканской деятельности (House Un-American Activities Committee) заклеймила его как вызывающий образчик «коммунистической пропаганды». А по психологическому триллеру Хичкока «Спасательная шлюпка (1944), где Ходиак исполнил роль матроса Ковака, была создана одноименная карточная игра и в 90-х снят фантастический ремейк «Спасательный модуль». Любопытно, что матрос Ковак в этом фильме является сторонником коммунизма – это была уже вторая «просоветская» роль Ходиака в 1944 году.
 
Разделял ли он сам левые взгляды, пусть даже скрывая их от окружающих? Возможно, ведь Джон Ходиак происходил из семьи украинских эмигрантов первой волны (до Первой мировой), которая, в отличие от двух последующих волн (1917-21 и 1939-45), не пестрела радикальными русофобами и антикоммунистами. Его родители Василий Годяк и Анна Погорелец поженились в селе Грушатичи Перемышлянского округа австрийской Галиция (теперь это Самборский район Львовской области Украины), откуда в 1912 году выехали в Америку. Там, став Вальтером и Анной Ходиак, они поселились в Питтсбурге (Пенсильвания), где 16 апреля 1914 года у них родился сын Иван (Джон).

В 1932-м их семья переехала в город Хамтрамк (Мичиган, недалеко от Детройта), население которого тогда состояло преимущественно из польских и украинских эмигрантов (сегодня большинство населения города – мусульмане), работавших на автомобильных заводах. Там Джон ходил в украинскую школу, родной язык окружал его дома и на улице, поэтому вырос украиноязычным американцем, из-за чего он говорил на английском с сильным акцентом, который ему потом пришлось исправлять. А вот менять свою украинскую фамилию, пусть и произносимую на американский лад, на англоязычный псевдоним он наотрез отказался!

Как и многие актеры, Джон Ходиак увлекся искусством еще в детстве, участвуя в школьных спектаклях. Получив в 1933-м свою первую работу в офисе фирмы «Chevrolet» (1933), он не оставил своего пристрастия. Вечерами, после рабочего дня, Ходиак шел на местную студию играть в радиоспектаклях. Упорство и совершенствование принесли плоды: спустя пять лет ему удалось стать профессиональным актером на чикагской радиостанции WMAQ. Там его заметили (точнее, услышали) в 1942-м, пригласив в Голливуд для роли в фильме «Незнакомец в городе». И роли в кино посыпались на него одна за другой - в год он играл в 3-4 фильмах! И всё же свою звезду на голливудской Аллее славы (6101 Hollywood Boulevard) Джон Ходиак получил не за роли в кинематографе, а за значимый вклад в индустрию радио.

В 1946-м Ходиак женился на получившей «Оскар» актрисе Энн Бакстер. В 1951-м у них родилась дочь Катрин, но в 1953-м они развелись. А в октябре 1955-го Джон Ходиак скоропостижно скончался от сердечного приступа, едва завершив свою роль в приключенческом фильме «На пороге космоса».

Ник Адамс

Его карьера в кинематографе была еще короче: Нак Адамс скончался в возрасте всего 36 лет, в самом расцвете творческих сил. Но его жизнь стала еще одной иллюстрацией о великой американской мечте.

Николас Алоизиус Адамчук (американцы произносили его фамилию как Адамшок) родился в 10 июля 1931 года в шахтерском поселке в Пенсильвании, в семье украинского мигранта. Это была жизнь в нищей лачуге, которая и также принадлежала компании. В 1936-м при обвале погиб дядя Ника, и эта трагедия стала последней каплей: отец собрал нехитрые пожитки в старый «форд» и увез семью «за горизонт», оказавшись в Джерси-Сити. Там и началась их новая жизнь.

Ник с детства мечтал о достатке, и ему казалось, что достичь его он сможет, пойдя актерской стезей. В 1948-м году он приехал в Нью-Йорк на прослушивание, где познакомился с Джеком Пэлансом, честно признавшись ему о своих намерениях. Будучи сам сыном пенсильванского шахтера, Пэланс хорошо понимал проблемы Ника, при этом увидев в нем творческий талант. Он устроил Ника в молодежную театральную труппу, а также посоветовал изменить фамилию на Адамс.

В 1952 году вышел первый фильм с его участием: в «Кто-то любит меня» Ник сыграл эпизодическую роль. Но сам актер в это время уже топтал палубу патрульного катера, поскольку был призван в Береговую охрану США (и ему повезло не попасть на войну в Корее). К кино он вернулся только в 1954-м сразу же получив роль в фильме «Мистер Робертс»: он играл матроса, так что вживаться в образ ему было не нужно!

С 1955 по 1967 год Ник Адамс снялся в более чем 60 лентах. За роль второго плана в «Сумерках чести» (1963) он был номинирован на «Оскар», роль в сериале «Повстанец» (1961) сделала его любимцем всей Америки. Но он достиг своей мечты слишком дорогой ценою: хватался за любые роли, в том числе откровенно неудачные, ужасно переутомлялся, часто срывался, постоянно превышал скорость. Продюсеры стали его сторониться, что сказалось на гонорарах. 7 февраля 1968 года Ник Адамс умер от передозировки сильных успокоительных.

Эдвард Дмитрык

История об украинских актерах старого Голливуда будет неполной, если мы не вспомним о таком выдающемся режиссере, как Эдвард Дмитрык (1908-1999). Его родители, Михаил Дмитрык и Фамиа Березовская, выехали в Новый свет из села Буряковка (ныне Залещинский район Тернопольской области). А их сын Эдвард родился уже в Канаде, в городе Гранд-Форкс. Через несколько лет семья перебралась в Сан-Франциско, где юный Эдвард приобщился к киноиндустрии с работы посыльного. Затем, по мере взросления, он был помощником осветителя и оператора, а после окончания Калифорнийского технологического института стал помощником режиссера. Наконец, в 1935-м Дмитрык снял свой первый фильм «Ястреб».

 Дмитрык изначально питал страсть к фильмам-нуар, которые, похоже, особенно хорошо удавались украинцам Голливуда. Но, в тоже время, он его увлекала и политика. С конца 30-х он стал снимать фильмы, осуждающие нацизм и антисемитизм. Не скрывая своих левых взглядов, которые он выражал в том числе через социальные драмы, Дмитрык в 1944-м вступил в американскую Компартию. Конечно, тогда это не вызвало большого удивления, поскольку США и СССР были союзниками, но когда вторая мировая закончилась и наступили времена маккартизма, то Эдварда Дмитрыка включили в число т.н. «Голливудской десятки» и осудили на шесть месяцев тюрьмы. После «отсидки» Дмитрык пытался работать в Великобритании, но в 1951-м вернулся в Штаты и согласился «сотрудничать со следствием», которому наговорил показания против 26 членов Компартии, а также заявил, что заниматься «пропагандой коммунизма» его якобы заставляли сценаристы Джон Лоусон и Альберт Мальц. После этого «покаяния» Дмитрыку вновь разрешили заниматься кинематографом, однако многие режиссеры и актеры объявили ему бойкот.

В какой-то мере вынужденное одиночество и душевные страдания пошли ему на пользу. Оставив прежний пафос, Дмитрык стал снимать очень серьезные психологические драмы («Гора», «Голубой ангел»). В середине 60-х он снимает «неонуар» (триллер «Мираж») и пробует себя в вестернах, сняв довольно зрелищный фильм «Шалако», с Шоном Коннери и Бриджит Бардо в главных ролях.

В 70-х, посчитав себя творчески выдохшимся, Эдвард Дмитрык ушел со съемочной площадки преподавать в университете. И еще очень долго опасался, что его будут помнить не как хорошего режиссера, а как скверного участника «Голливудской десятки». Но его запомнили как выдающегося украинца!

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Быть демократом, слыть демократом... И одержать победу?

Призывы наших американских доброжелателей (и искренних друзей из ЕС тоже), которые убеждают украинцев в необходимости быть приверженцем демократии во время войны, причем обязательно на своей территории, – это более похоже на провокацию, нежели на уговоры соблюдать права и свободы человека. Как, каким образом их соблюдать и кто когда это делал? Пусть кто мне скажет!

Виталий Цебрий сентябрь 2024

СТРОФЫ

Подборка стихов… Июль 2023 года… Украина…

Неправильно как то, тревожно…
В угоду ветвей, гнулся дуб на весу,
Казалось мне неосторожно.
Стоит одиноко, задумчиво дуб,
Степь сладко дымясь пахнет прелью,
На голом холме, свесив в копоти… чуб…
Оплаканный медной капелью.

Владимир Проскуров сентябрь 2024

ОСТРЫЙ УГОЛ

Методы дрессировки человека

Подчинить себе других намного проще, чем сохранить собственную свободу.

Сергей Дяченко сентябрь 2024

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка