Донбасс: распятый между Украиной и Россией
Опубликовано 1 Июня 2023 в 07:27 EDT
Обновлено 7 Июня 2023 в 07:56 EDT
К сожалению, мнение жителей Донбасса практически никогда не учитывали, да особо и не спрашивали. Зато очень многие политики и разного рода «деятели» говорили от их имени, принимали за них решения, давали им указания и учили жизни. При этом имидж Донбасса формировался именно по этим политическим заявлениям и лозунгам, по нелепым псевдоисторическим теориям, по событиям, инициаторы которых лишь использовали регион для своих авантюр.
А в Украине, после 2014 года, старый предвыборный лозунг «услышь Донбасс» вспоминали исключительно в иронично-язвительном тоне, всячески давая понять, что мнение жителей этого региона совершенно неинтересно украинским «патриотам», и вообще подлежит проверке СБУ на предмет «государственной измены». Финалом этого стал запрет на проведение местных выборов 2020 года в целом ряде районов Донецкой и Луганской областей. Зеленский пытался объяснить это невозможностью обеспечения их безопасности (хотя выборы 2019 года там прошли без проблем), но социологические опросы показали истинную причину фактического лишения тамошних жителей избирательного права: резкое падение поддержки партии «Слуга народа» и высокий рейтинг ОПЗЖ и «Партии Шария». Да, тех самых, с 2022-го запрещенных и разогнанных режимом Зеленского. Видимо, не зря поговаривают, что война стала для Зеленского настоящим подарком, спасшим его от экономического и политического краха.
Если выразиться образно, то мнение жителей Донбасса – это едва различимые голоса людей, находящихся под завалами политических речей, всевозможной пропаганды и предвзятой журналистики. Людей, которых никто не собирается оттуда доставать. Зачем?! Ведь так удобно говорить от их имени, решать за них их судьбу, осуждать их или восхвалять себя. Поэтому если кто-то всё-таки захочет их услышать, то ему придется, сначала, разгрести эти завалы. А потом еще открыть для себя, что какого-то единого мнения Донбасса не существует. Есть целый спектр разных мнений по тем или иным вопросам – как и в любом нормальном обществе, не давшем себя окончательно заморочить пропагандой или запугать тоталитаризмом.
Один из самых часто задаваемых вопросов звучал так: а за кого Донбасс (или его отдельные города), за Украину или за Россию? Вопрос поставлен несколько неправильно, безальтернативно и прямо в лоб, напоминая детский «ты за луну или за солнце?». Но он отражает саму суть применяемой к Донбассу политики, вынуждающей его жителей даже не определиться с таким выбором (такого права им не дают), а просто подтвердить свою лояльность Киеву или приверженность Москве. Причем, задавали этот вопрос с откровенным подтекстом «вы с нами или против нас?», «вы свои или предатели?». Неудивительно, что многие избегали дать на него прямой ответ!
Если же задать его несколько иначе и в непринужденной дружественной беседе, или на условиях анонимности, то среднестатистический результат был бы таков: патриотами Украины или сторонниками России были лишь по 20% (плюс-минус 5%) жителей подконтрольной Украине территории Донбасса (в «ЛДНР» результаты опроса были бы иные). Для остальных решающим критерием являлся не цвет флага на горсовете, а условия их жизни: социально-экономические, права и свободы, культурное пространство. Это как данные личных наблюдений, так и мнение других людей, интересовавшихся настроениями жителей региона. А говорим мы о них в прошедшем времени, потому что такие настроения наблюдались до 24 февраля 2022 года. С тех пор многое изменилось, и больше всего состав населения этой части Донбасса: большая его часть вынужденно разъехалась.
А насколько война изменила их взгляды? Это очень интересный вопрос, который, кстати, практически никто не задавал. Возможно потому, что ответ на него может сильно не понравиться ни Киеву, ни Москве. Да и получить его теперь намного труднее – слишком уж сильно разбросало донбассовцев от Британии до Урала. Но главное, что этот ответ не может быть простым.
Что такое Донбасс? Промышленный регион на востоке Украины, да. Именно так, в качестве лишь двух украинских областей, его хотят видеть в Киеве и Львове. Как только там слышат про какие-то особенности Донбасса, то сразу закипают. Однако они есть, и именно они определили столь непростую судьбу этого региона!
Но какие именно? Русский язык, близкая связь с Россией, позитивное отношение к советскому прошлому? Да, всё это с глубокой неприязнью вам перечислит любой украинский националист, добавив, что Донбасс в своё время был «скацапленным». Вот уже несколько лет эта вздорная идея внушается всем украинцам на уровне государственной пропаганды, подводя их к выводу, что Донбасс нужно ломать об колено и украинизировать.
Интересно, что виденье Донбасса как «русскоязычного анклава внутри Украины» пропагандировали и в Москве. Разница только в том, что у Путина Донбасс теперь считают русским регионом, по злой воле Ленина оторванного от России и переданного Украине. А в Украине его считают частью исконно украинских земель, при царях и большевиках заселенными «русскими зэками» и насильно русифицированными. Кто же из них прав? Да никто! Этот узкий взгляд на Донбасс сформирован искусственно, только для того, чтобы заявить на него свои исключительные права.
С точки зрения международно-признанных границ, территория Донбасса это часть Украины – отрицать это было бы просто глупо. А его жители, минимум до 2014 года, были гражданами Украины – всё это как бы очевидно. По этим критериям регион ничем не отличается от Таврии, Слобожанцины или Галиции. А вот особенным, отличным от других, его делает культурная и социально-политическая специфика.
Донбасс – это, в первую очередь, мультикультурное общество! Типичное для промышленного, преимущественного городского региона, который постепенно заселялся выходцами из разных уголков огромной страны. И не только «зэками», но и рабочими кадрами, техническими и научными специалистами, служащими и интеллигенцией. Здесь десятилетиями уживались рядом украинская, русская, советская и постсоветская культура, здесь приняли современную глобальную западную культуру. Конечно, до полной толерантности и взаимоуважения донбассовцам было еще далеко, порою консерватизм встречал новшества в штыки. Однако к ним постепенно привыкали – даже к той «шароварщине», которая захлестнула независимую Украину.
Но любое мультикультурное общество отвергает расизм и национализм – иначе бы оно просто не было бы мультикультурным. Представьте, если бы в США вернулась расовая сегрегация или власти Нью-Йорка объявили бы его ирландским городом, начав навязывать всем ирландскую сельскую культуру и ирландский язык, притесняя все остальные. Наверное, американское общество оказалось бы на грани серьезного конфликта! Но почему же тогда мы пеняем Донбассу, что он упрямо не захотел «украинизироваться», не захотел отказаться от своей мультикультуры?
Другое дело, что вооруженный мятеж, даже ради защиты своих интересов, это не только преступление с точки зрения закона, но и начало большой беды (понимали ли это сторонники Трампа, завоевавшие Капитолий?). Однако обвинять в этом весь Донбасс просто несправедливо. Поверьте, что если бы Донбасс действительно восстал, то в 2014-м ему бы даже не потребовалась российская помощь! Но пророссийских сепаратистов тогда поддержали далеко не все, и еще меньше присоединились к их ополчению. Его вообще могло не быть, если бы не авантюра Игоря Гиркина, прибывшего на Донбасс со своим небольшим отрядом. Который потом сильно разочаровался в донбассовцах из-за их, как он считал, политического безразличия.
Гиркин, как и многие другие, стал жертвой заблуждения: русскоязычный мультикультурный Донбасс, выступивший против национализма, они приняли за русский и пророссийский. Кстати, такую же ошибку допустили в отношении Одессы. Единственным действительно пророссийским регионом Украины был, пожалуй, только Крым.
Но ведь были массовые митинги в Донецке и Луганске за присоединение к России по «крымскому варианту»? Были, факт! Однако давайте вернемся к самому началу, к русскоязычной мультикультуре Донбасса. Она давно вызывает раздражение у людей с определенными политическими взглядами (скорее, заблуждениями) из-за того, что она русскоязычная и вообще в ней слишком много русской и советской культуры. Они вообще не видели в ней мультиркультуру, они видели в ней только русскую, российскую культуру - а это для русофобов как красная тряпка для быка!
Как мы заметили в начале, большинство жителей Донбасса это простые обыватели, руководствующиеся прагматическими интересами. Причем, в 90-х их процент был еще выше. Какие прагматические интересы волнуют людей? Социально-экономический уровень жизни, состояние инфраструктуры, порядок и законность, сохранение прав и свобод - в том числе права на родной язык и свободы выбирать понравившуюся культуру. Какая политическая сила, какое государство обеспечит этот уровень жизни, права и свободы – уже второстепенный вопрос. Для людей, родившихся в СССР и живущих в русскоязычном мультукультурном обществе возле границы Украины и России, разница между этими двумя странами почти что символическая. Можно понять украинских галичан, для которых Россия во всех отношениях чужая страна. Но следует понять и тех жителей Донбасса, для которых Россия не является чужой ни культурно, ни исторически, а в чем-то и политически. Просто управляет ею человек, натворивший много непоправимых ошибок – ну так ему за это и отвечать! Точно также эти донбассовцы не винят и Украину, они винят лишь её политиков и националистов, превративших некогда свободную страну в «бандеровский лагерь».
Большинство жителей Донбасса прекрасно чувствовали бы себя сейчас в прежней свободной Украине. А многие из тех, кто стал сторонником идеи присоединения к России, сделал это не столько по идейным, сколько по тем же прагматичным соображениям - считая, что в Украине «нормальной жизни уже не будет». То есть какой-то украинофобии на Донбассе почти нет (за очень редким исключением), но есть неприятие украинского национализма и русофобии. Интересная ситуация, не так ли?! Люди, оказавшиеся между воюющими за их землю Украиной и Россией, в большинстве своем позитивно относятся к обеим странам, хотя и клянут руководство обоих!
А как быть с донбасскими патриотами Украины? Точно так же, среди них очень мало русофобов. А курьез в том, что почти все имеющиеся – русскоязычные и фактически мультикультурные. Кстати, такими же были харьковские «ультрас» и соратники Билецкого (основателя «Азова»). Хотя они и поддерживают охватившее Украину «патриотическое поветрие» отказа от русского языка, но дается им это с трудом. Да и зачем? Чтобы угодить Фарион и Ницой?
Четверть века Донбасс отдавал на выборах до 90% своих голосов тем партиям и кандидатам, которых считал антинационалистическими. Нередко ошибаясь, но придерживаясь этого критерия. Но в остальной Украине и в России этот выбор почему-то считали «пророссийским». К таким политическим силам намертво приклеили соответствующие ярлыки. И таким вот образом Донбасс превратили в «пророссийский регион», хотя он им никогда не был.
Спроецируем эту ситуацию на США: с таким же успехом «трамписты» могут называть Демократическую партию «промексиканской» или «прокитайской», а голосующие за неё штаты, соответственно, «промексиканскими».
Но эти ярлыки использовал в своих целях Кремль, когда вначале решил «поддержать русскоязычное население Донбасса», а потом «защитить соотечественников». Так Донбасс стали раздирать надвое между Украиной и Россией. Одна сторона хотела перековать донбассовцев в национально-сознательных украинцев (или выжить их из страны по принципу «чемодан-вокзал-Россия»), а другая назвала их «тоже русскими» и решила присоединить к себе этот регион. Мнение жителей Донбасса при этом, повторим, никто не спрашивал. Украинские националисты настаивали, что Донбасс должен подчиниться украинским законам (о дерусификации, десоветизации и т.д.), а проведенные в «народных республиках» референдумы смахивали на откровенную фикцию.
Но ведь русскоязычное мультикультурное общество сложилось не только на Донбассе, почему же в том же Харькове или Днепропетровске (Днепре) сопротивление национализму было не столь упорным, а процент патриотов Украины там намного выше? Возможно, причина в том, что у жителей Донбасса есть еще одна отличительная особенность, делающая их такими политически «строптивыми»: понимание исторической и культурной уникальности своего региона, «региональный патриотизм». Жителя Харькова или Днепропетровска можно легко убедить, что их город это во всех отношениях просто часть Украины, а они такие же украинцы, как все остальные, и должны подчинятся «общим правилам» (написанным в Киеве и Львове). Большинство донбассовцев считают, что Донбасс – это, прежде всего, Донбасс, и он отличается от других регионов Украины своей историей, культурой, политическими взглядами. Люди не против того, что Донбасс вот уже сто лет официально находится в составе Украины, им нравится Украина (но не её националисты), они любят Украину, но они не хотят растворить себя в бульоне среднестатистических украинцев, потерять своё «я» и изменить свои традиции, предпочтения и взгляды в угоду каким-то политиканам. Так считают многие донбассовцы (не будем говорить за всех), как и многие одесситы.
Однако у этой медали есть и обратная сторона, с которой пока еще не ознакомились в Москве. Россияне захватили регион под лозунгами «Донбасс – это Россия», безапелляционно называя его жителей своими «соотечественниками». Ничего не напоминает? Да, теперь Донбасс будут пытаться сделать такой же «просто частью России», а его жителей – среднестатистическими россиянами. Но со временем (если этот регион останется под Россией) россияне столкнутся с тем, что «региональный патриотизм» донбассовцев, который ошибочно приняли за «пророссийскость», будет сопротивляться уже политике Москвы. Не настолько резко, как в отношении Киева, поскольку Россия не собирается посягать на русскоязычную мультикультуру и исторические традиции Донбасса (имея общие с ним), но трения возможны в области политики, гражданских свобод и права. И тогда уже россияне будут называть донбассовцев «сепаратистами», возможно даже «проукраинскими»!
Ну а пока что нынешняя война за Донбасс – это уже война чисто за территорию, за границы на карте. Ведь судя по тому, что обе воюющие стороны активно используют города Донбасса для своих позиций и не жалеют снарядов при штурме, они им уже безразличны, как и их жители. Хотя формально их продолжают «защищать» и «освобождать», их призывают к патриотизму и обвиняют в измене. А по серьезному берут в расчет только как мобилизационный ресурс.
Слушайте
Читайте также
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Призывы наших американских доброжелателей (и искренних друзей из ЕС тоже), которые убеждают украинцев в необходимости быть приверженцем демократии во время войны, причем обязательно на своей территории, – это более похоже на провокацию, нежели на уговоры соблюдать права и свободы человека. Как, каким образом их соблюдать и кто когда это делал? Пусть кто мне скажет!
сентябрь 2024
СТРОФЫ
Неправильно как то, тревожно…
В угоду ветвей, гнулся дуб на весу,
Казалось мне неосторожно.
Стоит одиноко, задумчиво дуб,
Степь сладко дымясь пахнет прелью,
На голом холме, свесив в копоти… чуб…
Оплаканный медной капелью.
сентябрь 2024
ПРОЗА
В Киеве в назначенный день и час сотни тысяч людей с траурными повязками на рукаве вышли на улицы. Все были сосредоточены и угрюмы. Когда раздались тысячи и тысячи заводских и паровозных гудков, возвещающих минуту прощания, все одномоментно обнажили головы. Затем из уличных громкоговорителей прозвучали выступления накануне получивших новые полномочия членов Президиума ЦК КПСС, и прозвучал репортаж с Красной площади о процедуре захоронения умершего в ленинском Мавзолее.
сентябрь 2024
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР