Мемуары Деда Мороза
Рассказ
Опубликовано 17 Декабря 2018 в 12:08 EST
Вот и опять Новый Год на носу. На Западе уже празднуют Рождество: в одних странах - со сказочным "Рождественским Папашей": Weihnachtsmann, Babbo Natale, Papa Noel и Pere Noel, в других - с Санта Клаусом, а в России ждут Дедушку Мороза.
С 1929 года всякие рождественские ёлки-палки были в СССР запрещены как поповское мракобесие и опиум для народа. Тем не менее, когда лет десять спустя под новый год товарищ Сталин решил развлечь свою дочку Светлану ёлкой, рикошетом он позволил ставить новогодние ёлки и для других детей СССР. Тогда же изобрели и Деда Мороза по мотивам русских сказок и преданий - но, нe дай Бог, ничего религиозного, никакого Рождества! Просто, добрый сказочный дедушка из зимнего леса - и всё. Да ещё внучка Снегурочка в придачу, то есть снежная баба в молодости. Однако, уверен я, что тот, кто Деда Мороза придумал, всё же знал про Санта Клауса и использовал его в качестве прототипа.
Про этого персонажа и его двойников рождественских папаш всё известно довольно точно. Санта Клаус - это изменённое имя греческого епископа Святой Никола или St. Nicholas. Он жил в 3-м веке на территории нынешней Турции, а лет семьсот спустя его мощи перевезли на сохранение в город Бари, что на юге Италии. По преданию он был большой добряк и очень любил детей (чужих, разумеется), в результате чего, в сказках и легендах из него сделали эдакого милого дедулю, который носит костюм красного цвета; как эскимос, ездит в санях с оленьей упряжкой, довольно молчалив, только беспричинно похохатывает: "хо-хо-хо", а в ночь перед Рождеством пролезает в дом через дымоход и оставляет для детей подарки под ёлкой или в красочных носочках.
Я побывал в провинциальном приморском городе Бари и зашёл в церковь, где хранятся мощи, чтобы полюбоваться на статую этого святого - прообраза Санта Клауса и его российского родственника-атеиста Деда Мороза. Почему-то вид у статуи оказался довольно испуганный. Вероятно, увидев в храме меня, этот добряк Санта оторопел, когда понял, что я не принадлежу к его конфессии, а значит моё появление там не вполне уместно. Однако, по своей врождённой доброте он меня не погнал прочь, и мы остались вдвоём. Помолчали. Долго в полутьме всматривался я в смуглое лицо этого популярного персонажа, как вдруг показалось мне, что смотрю я не на раскрашенную деревянную куклу, а в зеркало. Почудилось, что вижу в нём себя самого: в гриме, с фальшивой бородой, в золочёном кафтане и с резным посохом в руках. Ну точно - вылитый я, каким когда-то бывал в его обличии. С одной только разницей: в те далёкие времена, как, впрочем, и сегодня, не было на моей голове нимба, и по понятным причинам не носил я на груди крест. А так - всё остальное очень даже похоже. Хотя, вид у меня никогда не был такой испуганный, а скорее улыбчивый и даже озорной.
Появилось это видение из зазеркалья моей памяти потому, что давным-давно я сам был таким Санта Клаусом, а вернее, его русским эквивалентом - Дедом Морозом. Не постоянно, разумеется, а лишь на несколько дней под каждый Новый Год, в течение 17 лет. Да, я когда-то служил Дедом Морозом, развлекал в детских садах малышей и их родителей, некоторым из которых тогда сам годился в сыновья. Теперь, когда мои собственные дети давно взрослые и растёт маленькая внучка, под Новый Год можно вспомнить, как это было.
Шёл мне 15-й год, учился я в девятом классе, а в свободное время снимал любительские фильмы, изредка подрабатывал на телестудии кинорепортёром, да ещё играл на сцене. У меня обнаружились способности к лицедейству, и директор школы добрейший Виктор Кузьмич нанял для меня сценического репетитора - Михаила Званцева, актёра драмтеатра. Званцев учил меня основам актёрской игры, управлению своим телом, технике речи и азам метода Станиславского. Как-то за месяц до нового года директор позвал меня в свой кабинет и сказал:
- Ты у нас местный актёр - есть для тебя новая роль. Мы в школе готовим новогодний утренник для учеников младших классов, и нам нужен Дед Мороз. Вот тебе общественное поручение - будешь Дедом Морозом. Голос у тебя уже басовитый, рост подходящий. Нарядим тебя в костюм, приклеим усы и бороду, а ты уж сам, давай, придумывай программу как малышей развлекать. Впрочем, тебе поможет в этом одна пианистка, которую мы пригласили для проведения утренника.
К творческим поручениям я относился серьёзно, поэтому в школьной библиотеке нашёл пособие для массовиков-затейников и стал готовить программу. Вскоре меня познакомили с миловидной пианисткой, которая тогда показалась мне старухой, ибо она была почти вдвое меня старше - ей было аж двадцать семь лет! В проведении новогодних "ёлок" она оказалась довольно знающей, и стала меня натаскивать на роль Деда Мороза, проявив недюжинные режиссёрские способности. Звали её Кира; как она объяснила - в честь Кирова, кумира её родителей, которого убили незадолго до того, как она родилась. Я приходил к ней домой репетировать. Жила она с мужем и малолетним сыном в двухкомнатной квартире. В гостиной стояло пианино. Кира играла, а я ходил по комнате, воздев руки к люстре, которая колыхалась и мерцала от моего громогласного пения: "Мои милые детишки, вы меня видали в книжке. Я тот самый Дед Мороз, я вам ёлочку принёс". Наши репетиции сильно нервировали её мужа. Думаю, он ревновал, зная, что в то время, когда он на работе, а сын в детском саду, его молодая жена проводит время с басовитым и уже вполне развитым подростком. Однако, мы с Кирой вели себя скромно и профессионально, о чем сейчас я немножко жалею.
Директор сказал, что в его школе есть ученик по имени Миша Ск?пец, отец которого работает в оперном театре музыкантом. Скопец-старший обещал в порядке шефской помощи подобрать в костюмерной театра подходящее одеяние для Деда Мороза. В день утренника он приехал в школу со своими детьми: сыном Мишей и трёхлетней дочкой Машей, и привез для меня длинную серебристую бороду, роскошный шитый золотом становой кафтан Бориса Годунова из одноимённой оперы, сапоги, рукавицы, шапку Мономаха и даже царский посох. Меня обрядили Годуновым; по настоянию Киры для корпулентности под кафтан я надел телогрейку, нарумянил щёки гримом, для имитации изморози обсыпал лицо блёстками, наклеил бороду и усы, и превратился в совершенно сказочный персонаж. Кира смотрела на меня, от изумления широко раскрыв глаза, а когда я для пробы рявкнул басом: "Ну-ка шире круг, стар и млад, Дед Мороз видеть всех очень рад!", она захлопала в ладоши и закричала: "Во, даёшь!".
Утренник прошёл очень удачно. Я изображал не просто доброго Дедушку Мороза, а был лихим массовиком-затейником: с неподобающей старику прытью скакал по залу, танцевал вприсядку, пел песни, водил с детьми хороводы, загадывал им загадки и даже показывал фокусы. Когда утренник подошёл к финалу, радостные малыши вцепились в мою годуновскую шубу и ни за что не хотели меня отпускать. Учителям пришлось призвать на помощь родителей, чтобы отлепить от меня своих ошалевших от счастья отпрысков и позволить мне уйти из зала. После того, как я ретировался в соседнюю комнату и снял кафтан с телогрейкой, меня можно было выжимать: я был совершенно взмокший после такого интенсивного представления. Влетела восторженная Кира и сказала:
- Всё, ты попался! Испытание выдержал! Я работаю в детских садах музыкальным работником, и ты теперь будешь Дедом Морозом на всех моих новогодних утренниках. Это профессиональная работа и тебе будут платить десять рублей за каждый утренник.
В те годы десять рублей были серьёзные деньги, особенно для школьника. Однако возникла проблема - где взять костюм и бороду? Оперный музыкант унёс одеяние Бориса Годунова обратно в театр и надо было что-то искать взамен. Я пришёл домой и рассказал родителям о том, что получил работу Деда Мороза в детских садах и мне нужен костюм. Тогда моя мать и бабушка взялись за дело: из старого синего атласного пододеяльника они сшили шубу на толстой подкладке, на воротник и оторочку купили в комиссионке заячью горжетку, сшили также бархатную шапку, красные сапоги и варежки. Я сам изготовил белый посох, куда встроил батарейки и цветные лампочки, которые загорались, когда я стукал им об пол. В магазине театральных принадлежностей удалось купить нейлоновую завитую бороду и парик, а грим у меня уже был после моих прочих ролей. Так я оказался полностью экипирован.
С этого времени началась моя новогодняя служба Дедом Морозом, которая длилась целых 17 лет до моего отъезда из Советского Союза. Я не пропустил ни одного нового года: ни будучи школьником, ни позже, когда работал электриком на заводе (приходилось брать отгулы), ни в студенческие времена, ни в годы моей работы в НИИ. Я даже помчался в детский сад на "ёлку" на следующий день после защиты диссертации.
Все эти годы мы работали вместе с Кирой. Обычно, на утренник в детский сад я приходил с чемоданом, в котором лежали мой костюм, грим, борода и посох в разобранном виде. Кира меня встречала у входа и сразу проводила в кабинет заведующей, где я переодевался и гримировался. Перед моим выходом к детям она присылала за мной воспитательницу, которая вела меня к залу, и я ждал у дверей звуков выходного марша.
После окончания утренника у дверей кабинета, где я стирал с лица грим и переодевался, ждали работницы детского сада: воспитательницы, нянечки, поварихи, уборщицы - им было ужасно интересно взглянуть на "Деда Мороза" без бороды, в человечьем обличии. Когда я выходил со своим чемоданом, они всплёскивали руками и удивлённо ахали: "Господи! Какой молоденький!"
Нужно сказать, что я сам получал немалое удовольствие от этих новогодних "ёлок". В студенческие годы я был капитаном свердловской команды КВН, играл на сцене в пьесах Маяковского и Шварца, ездил по стране с концертной бригадой, и моё лицедейское призвание в этих занятиях находило хоть какой-то выход.
Иногда возникали маленькие загвоздки. Например, однажды после того, как на одной "ёлке" в детском саду я загадал детям несколько загадок, неожиданно вылез вперёд один карапуз и крикнул: "Деушка Майоз, а тепей ты отгадай загадку!". Я посадил его себе на колени, погладил по головке и радостно сказал, что очень люблю отгадывать загадки. Карапуз спросил:
- Отгадай, что такое: "Висит груша, нельзя скушать"?
Вот тут я оторопел, ибо на эту загадку знал лишь хулиганский ответ: "Висит Груша, нельзя скушать" для меня значило, что "Тётя Груша повесилась". Но не скажешь ведь это ребёнку! Я мычал, щипал бороду, искренне не представляя, что ответить, пока дети хором не завопили: "Дедушка, ну какой-же ты недогадливый! Так ведь это лампочка!" Сейчас удивляюсь, как я сам тогда не сообразил?
В другой раз, когда я вошёл в зал, где сверкала огнями ёлка, дети стояли вокруг неё хороводом, а Кира играла выходной марш, увидел я под потолком красочный лозунг с новогодним стихом, от которого у меня перехватило дыхание и замер я в восторге, поражённый силой поэзии. На лозунге было написано:
Пусть все на ёлке веселятся
И Дед-Мороза не боятся!
Пусть жизнь светлеет с каждым днём,
Пусть всё вокруг горит огнём!
Прошло много лет. Я живу в Америке, лицедейством давно не занимаюсь, но до сих пор у меня дома в тёмной глубине шкафа лежит картонная коробка, где хранятся, как сувениры молодости: голубой кафтан с заячьей оторочкой, красная шапка и свалявшаяся нейлоновая борода. Под Новый Год я открываю коробку, поглаживаю рукой шелковистый атлас и с грустью вспоминаю милые давние времена. Мне приходит мысль, что у тех детишек, для которых я когда-то "морозил", включая карапуза с загадкой про грушу, уже наверняка есть свои внуки, и веселит их сейчас другой Дед Мороз.
Новые поколения, новые дети, а Дед Мороз, в отличие от меня, всё никак не стареет…
С наступающим Новым Годом, дорогие читатели!
©Jacob Fraden, 2018
Снимки автора
Рассказы Якова Фрейдина можно прочитать на его веб-сайте: www.fraden.com/рассказы
Книги Якова Фрейдина можно приобрести через: http://www.fraden.com/books
Слушайте
Читайте также
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ПРОЗА
– И что здесь случилось в 96 году? – ирония била через край.
– Выборы здесь были, Ваня. Выборы Президента.
– И что? – уровень иронии уже зашкаливал.
– А то, что здесь, на этих выборах победил не Ельцин…
сентябрь 2024
ЮМОР И САТИРА
Жизнь – это лабиринт, в котором любой путь ведёт к выходу.
Если закон на вашей стороне, ещё не известно, на чьей стороне судья.
Человек, захваченный идеей, становится её заложником.
Тропа заблуждений хорошо утоптана.
сентябрь 2024
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР