Лариса Долина, у которой всё в жизни получается
Интервью с певицей-суперзвездой, максималисткой
Опубликовано 2 Октября 2015 в 04:42 EDT
я ведь сегодня одна из очень немногих гастролеров, которые собирают в России полные залы. Это очень большая проблема в России
на одной руке даже слишком много пальцев, чтобы пересчитать гастролеров, которые собирают залы. Таких от силы три-четыре человека. Не больше. Это, естественно, вызывает зависть...
_______________________
В фотоокне
Лариса Долина.
Недавно свой юбилей отпраздновала советская и российская эстрадная джазовая певица, актриса Народная артистка России, трёхкратная обладательница Национальной российской премии "Овация" Лариса Долина. "Кругозор", вместе с многочисленными почитателями её таланта, поздравив незаурядную актрису, проанонсировал специальное интервью с ней как Гостем октябрьского номера. Выполняем обещанное, читайте.
О Ларисе Долиной уже, конечно, многое известно. И о том, что родом она из Баку, откуда родители-одесситы через два года после ее рождения переехали в Одессу. Что окончила одесскую музыка льную школу по классу виолончели, а одновременно и курсы... английского языка: Лариса тогда мечтала о карьере переводчицы. Что впервые вышла на профессиональную сцену в 16-летнем возрасте, солисткой одесского ВИА "Волна", победив в конкурсе на место в ансамбле. Что выступала затем в армянских коллективах - ансамбле "Армина" и оркестре знаменитого Константина Орбеляна, азербайджанском ансамбле под управлением Полада Бюль-Бюль оглы, оркестре Камерного еврейского музыкального театра, четыре года была солисткой джазового оркестра Анатолия Кролла. Что пела с Валерием Леонтьевым в рок-опере "Джордано". Что является обладателем большого количества премий, завоеванных на престижнейших музыкальных конкурсах - в том числе в 1991 году на конкурсе "Профи-91" была названа "Лучшей певицей России", дважды становилась лауреатом "Овации" в номинации "Лучшая рок-певица" (1993) и "Лучшая поп-певица" (1996). Что сегодня она - народная артистка России, выпустившая множество сольных дисков, таких известных, в частности, и ключевых для певицы, как "Затяжной прыжок", "Карточный домик" (с песнями Виктора Резникова), "Долина в долине страстей", "Погода в доме" (песни Руслана Горобца на стихи Михаила Танича) ... Что с обвальным успехом гастролировала по Америке, а недавно первой из российских артистов выступила с огромным успехом в бродвейском мюзикле "Чикаго" ... Словом, казалось бы, о Ларисе Долиной все уже все знают, все, так сказать, на виду: вот она перед нами - блистательная, успешная суперзвезда, у которой все в жизни получается, но...
В конце ее выступления прозвучала песня "Стена", потрясшая меня, да, кажется, и весь зал:
"И снова на пути - стена.
И я ее пройти должна.
И я справляюсь со стеной,
пока вы все со мной" ...
С этого я и начал беседу:
- Ваша песня "Стена", по моему впечатлению, не случайная для вас. Мне показалось, что она - в том числе и про вас лично. Про Ларису Долину. Как я понял, то, чего вы в этой жизни до сегодняшнего дня добились, достигнуто вами, как говорится, "не благодаря, а вопреки" ... Если я прав, то скажите, что для вас значит этот образ - "стена"?
- Знаете, я вообще всегда была противницей песен "про себя"... Мне казалось, никому неинтересно, что там лично у тебя. Интересно то, что вокруг, не то, что у меня, певицы, а - что у тебя, у зрителя, у тех, кто вокруг тебя живет, понимаете? В противном случае песня "про меня" - навязывание зрителю, слушателю своей личной жизни, себя... Но когда услышала эту песню Аркадия Укупника на стихи Михаила Танича (написанную, кстати, много лет назад для Аллы Борисовны Пугачевой, которая по каким-то причинам отказалась ее исполнять), я поняла, что она пришла ко мне очень своевременно: эта песня оказалась действительно и про меня, и про тех, кто вокруг, она очень точно угадывает то, что мне необходимо сказать именно сейчас, сегодня. А ведь для каждой песни нужно всегда выбрать подходящий момент...
- То есть она для вас в како й-то степени - исповедальна ...
- Ну да. Песня-автобиография. Она вроде бы... очень личная, но, с другой стороны, как я теперь это понимаю, она личная не для одной меня, так как пришлась по сердцу тем людям, кто меня слушает. То есть из моей личной превратилась в свою для каждого. Это для меня очень важно. Потому что эта песня - мой выход. Она сегодня - моя визитная карточка. Больше того - может быть, скажу чересчур смело и кто-то расценит мои слова так, что я, мол, себя очень уж люблю (а я, кстати, действительно, себя люблю, но, конечно, не перехожу границы, не занимаюсь самолюбованием), - считаю, что эту песню, кроме меня, никто не сможет спеть...
Для меня "стена" - это моя жизнь. Я всю жизнь преодолеваю препятствия. Даже сейчас...
- Неужели у вас и сейчас есть "стены"?
- Есть. Уже, может быть, не такие прочные, их можно ткнуть - и они рухнут... Но они есть, и продолжают возникать. А раньше эти "стены" были очень толстые... И весьма серьезные. В эпоху социализма, так сказать, во времена "застоя" я, например, очень хорошо поняла на себе, что такое антисемитизм. И что такое коммунизм... И что такое, когда у власти стоят коммунисты. Это - хуже фашизма! Я все это пережила. Ведь свою карьеру я начинала при них, при коммунистах. И я все это чувствовала своей кожей. Ведь только за мою внешность меня вырезали из всех телевизионных программ!
- У вас была "не наша" внешность?..
- Конечно, "не наша". Нерусская... Еврейская! Тогда это был приговор. Никогда не забуду, когда некий Шалашов, работавший в те времена главным музыкальным редактором на Центральном телевидении, увидев меня, сказал: "Уберите от меня эту еврейку, чтоб я больше ее никогда не видел"... В общем, все это со мной было. И еще много всякого, не хочется даже вспоминать. Но, знаете, я такой человек, что, чем больше меня били, тем упорнее я шла вперед. Это помогало мне выживать, даже стимулировало в какой-то степени.
- То есть вы - сильная женщина?
- Я очень сильная женщина. Никогда не опускала руки, никогда не оглядывалась, не смотрела по сторонам. Просто шла вперед, напролом, и все. Я... как-то даже не задумывалась о том, что буду делать дальше, каким образом эту "стену" сломаю. Просто была уверена, что сделаю это.
- Как же все-таки вам это удавалось?
- Как - это уже другой вопрос... По-разному. Были слезы, истерики... Всё было. Но "стены" все же ломала, шла дальше. Опять ломала, снова шла дальше... Опять со слезами и истериками, но шла, шла вперед... И так вплоть до сегодняшнего дня.
- Странно, что и сегодня тоже надо вам их ломать. Сейчас Лариса Долина - единственная в своем роде на российской эстраде, суперзвезда, которую вряд ли кто-то может превзойти.
- Сейчас у меня другие проблемы. Понимаете, когда я не была такой популярной, как сегодня, я... как бы... никому особенно не мешала. СЕГОДНЯ ЖЕ МЕШАЮ ВСЕМ! Абсолютно всем! И очень многие мои коллеги перекрестились бы, если бы я вдруг, случайно, споткнулась, слегла бы в больницу, попала в какую-нибудь катастрофу...
- Не каркайте, Лариса...
- Конечно, не дай Господь... Но все бы они от этого только облегченно вздохнули. Однако не дождутся, этого шанса не дам!
- Что вам вообще помогает в жизни?
- Врожденный одесский оптимизм, юмор... И любовь, конечно.
- Это, кстати, чувствуется и по вашему творчеству, по манере исполнения песен, по тому, как вы общаетесь и в жизни, вне сцены.
- Мне очень повезло: мой муж, Илья Спицын, такой человек, который без юмора, кажется, не может прожить ни одной секунды. Мало того, он еще большой мастер на розыгрыши. Мне это в нем очень нравится. И если у меня плохое настроение или такое состояние души, которое невозможно объяснить словами, когда сама уже не способна шутить (так ведь тоже бывает, и это ужасно, такое состояние в себе ненавижу, но, к сожалению, в такие моменты я не завишу от самой себя), он меня просто спасает - какими-то своими неожиданными розыгрышами, шутками и так далее.
- Вы в последнее время решительно поменяли свой имидж... И я имею в виду не столько ваш внешний имидж, сколько имидж творческий, имидж певицы Долиной. Она, Лариса Долина, сегодня совсем другая по сравнению с прежней. Лично я узнал вас как отличную джазовую певицу. И, глядя и слушая вас в сегодняшнем концерте, меня не покидало некое ностальгическое ощущение, что вы и сегодня, что называется, "держите себя за все места", чтобы целиком не ринуться в стихию джаза. Но что-то вас сдерживает. Что? Джаз сегодня недостаточно востребован российской публикой?
- Да, к сожалению. Понимаете, что произошло: весь недавний "андеграунд" полез наверх, в моду вошла совершенно другая музыка, появилось новое поколение певцов и зрителей, которые не знают и не понимают джаз, он им поэтому не нужен. Это очень плохо, в частности, с точки зрения воспитания и образования молодежи. Потому что она не знает, например, и что такое симфонический концерт, она на него тоже в основном не ходит. А лучшие джазовые оркестры абсолютно не востребованы... Образовался явный вакуум, молодежь не хочет слушать такую музыку. Это печально.
- Вы скучаете по этому жанру, некогда коронному для вас?
- Знаете, мне не приходится особо скучать по нему, потому что, как и вы тоже заметили, я в концерте своем что-то такое джазовое все-таки делаю. У меня ведь есть отдельное англоязычное попурри из известных джазовых хитов и шлягеров. Так что для меня джаз никуда не делся, я на этой музыке воспитывалась.
- Слышал, что вы не любите работать в клубах, ресторанах…
- Нет. Это не мое дело. Я не люблю, когда под мою музыку, под мои песни танцуют, пьют или едят.
- А шоу-бизнес вам не чужд?
- Чужд. Я там до сих пор как белая ворона. Я вообще вне тусовки. И именно поэтому у меня возникают то и дело очень большие проблемы.
- В чем они?
- Ну, это просто: многие хотят меня заполучить, и ведется такая... достаточно серьезная кампания в этом отношении.
- Против вас?
- Не то чтобы впрямую против меня... Против меня сейчас особенно уже не попрешь. Но время от времени делаются какие-то вещи, чтобы, скажем, очернить меня как-то в глазах моих зрителей, поклонников либо тех людей, которые стоят у власти и от которых что-то зависит...
- А что вашими недоброжелателями движет, как вы считаете?
- Думаю, они идут на такие действия, понимая, что я хочу оставаться свободной, независимой, не хочу идти под чье-либо влияние, не хочу быть ни под кем. И поскольку, как я сказала, я вне тусовки, многих коллег это раздражает. В том числе - и в немалой степени - по причине примитивной зависти: я ведь сегодня одна из очень немногих гастролеров, которые собирают в России полные залы. Это очень большая проблема в России: на одной руке даже слишком много пальцев, чтобы пересчитать гастролеров, которые собирают залы. Таких от силы три-четыре человека. Не больше. Это, естественно, вызывает зависть...
- Ощущаете ли разницу вашей публики - зарубежной и российской? Есть ли вообще эта разница?
- Есть. Безусловно. На Западе русскоговорящая публика, может быть... немножечко такая, знаете... более экспансивная, активно реагирующая на мои песни. Хотя... не везде: например, в Берлине она более спокойная, чем в остальной Германии, более вальяжная... Еще чем отличается: в среде эмигрантов для меня отправной точкой концерта является, к примеру, еврейское попурри, а в России, конечно же, нет. В России его очень редко исполняю. Есть, конечно, города, где я его пою, и принимают очень хорошо. В других городах - не пою вовсе, зная ситуацию... А в общем, западная русскоязычная публика для меня, может быть, чуть-чуть потеплее, чем российская. Это понятно: больше скучают по русской песне, по русскому языку, по прошлой своей жизни. Хотя... публика везде разная. Я заметила, например, еще вот что: некоторые приходят на концерт не ради конкретного исполнителя, а ради... "престижа": им не нужна никакая музыка, они приходят показать себя, свои бриллианты, свою одежду... Вот это для меня ужасно!
- Вы это замечаете? Ведь для вас, по-моему, со сцены весь зал - черное пятно...
- Я это не вижу, я это чувствую. И потом, они же то и дело переговариваются между собой во время пения... И что самое ужасное, что приводит меня буквально в состояние гнева: вот люди уезжают за границу, покупают себе дорогие дома, дорогие машины, носят дорогие одежды и бесценные украшения, а культуры... не приобретают! И это видно по их поведению на концерте. Они, например, приходят на концерт со своим ребенком, которого, видимо, некуда деть, нельзя оставить дома одного. Они его роскошно нарядят и садятся, конечно, в первый ряд: это для них "престижно", и деньги на билеты есть. И ребенок во время концерта бегает, смеется, громко разговаривает, капризничает, ему "по фигу" этот концерт, и он, естественно, мешает всем остальным: весь зал уже смотрит совсем не на меня, а на него...
- А вам-то каково в этой обстановке? На вас это влияет?
- Еще как влияет! Вы себе не представляете! Все разрушает, что я создаю на сцене: у меня, скажем, идет в этот момент мой медленный, лирический блок, серьезные песни, а ребенок бегает себе, не обращая ни на что внимания, но главное, - родители не обращают на его поведение никакого внимания! Это неуважение к артисту, который работает на сцене. Когда родителям говоришь об этом, они почему-то так удивляются... Логика их простая: "Мы заплатили свои деньги, и мы хотим делать то, что хотим!" ... Я очень люблю детей. Но не таких родителей...
- Я заметил, что после вашего "звездного" периода содружества с Виктором Резниковым, блистательным композитором, к несчастью, так рано ушедшим от нас, у вас нет постоянных авторов песен. Не можете найти?
- Постоянного автора у меня действительно сейчас нет и я, надо сказать, не стремлюсь к этому. Я хочу, чтобы песни у меня были все разные. Разные по стилю, по почерку. Когда все песни пишет один автор, по-моему, это может быть однообразно. Мне хочется разноплановых песен - и стихов, и мелодий, резко отличающихся одна от другой. По крайней мере, сейчас я так настроена. Чтоб лейтмотив, смысловая нагрузка была одна, присущая моей индивидуальности, а музыка и стихи - совершенно разные.
- На контрасте, да?
- Конечно.
- Чувствуется, вы максималистка. Что вас в жизни бесит? Или радует?
- Бесит хамство. Наглость бесит. Предательство.
- Вы с этим сталкивались?
- Да... Ненавижу грубость. Не люблю лицемерных людей. Люблю людей открытых. Последние годы я, кажется, стала хорошим психологом. Мне достаточно один раз заглянуть человеку в глаза, чтобы понять, что за человек передо мной, можно ли мне с ним общаться. Поскольку у меня очень сильное биополе, от меня люди плохие отторгаются сразу. Иногда я это свое качество проявляю немножко грубее, чем надо было бы, но... вы правы, я максималистка, у меня нет середины: если люблю, то люблю очень сильно, и так же очень сильно ненавижу.
- В какой-то газете прочел, что Долина - "капризная дама".
- О-о, чего только не пишут! Но те, кто меня хорошо знает, скажут вам, что никакая я не капризная. Никогда не требую невозможного: только то, что необходимо. Например, никогда не попрошу зимой в России... черешню. Я же прекрасно знаю, что это нереально. Или, приезжая в какой-нибудь райцентр на сольный концерт, не буду требовать для себя "мерседес" или "линкольн", зная, что тут просто ничего такого нет... Поеду спокойно на каком-нибудь обычном "Ауди" (смеется)... Я человек абсолютно земной. Не витаю и никогда не витала в облаках. В основном это качество мне помогало в жизни. Потому что я всегда реально оценивала самые сложные свои ситуации. Даже когда происходило что-то очень для меня радостное и успешное, я всегда трезво размышляла: а чем это для меня обернется в будущем?.. Каждая победа, конечно, радовала, но и ... как бы это сказать точнее...
- Настораживала?
- Да. Именно настораживала. Одна моя знакомая, женщина уже пожилого возраста, так говорила в подобных случаях: "Мне страшно, когда все очень уж хорошо"... Вот и я такой человек. Точнее, я такой стала.
- Вы сейчас часто ездите за границу с концертами. Зачем? Зарабатывать?
- Потому что... меня хотят видеть за границей (смеется). А я всегда приезжаю туда, куда меня зовут.
- Сейчас в России можно заработать?
- Сегодня с этим проблем нет. Если человек любит работать, если он "вкалывает", если он не ленивый, он всегда заработает деньги в России. Даже в период кризиса.
Я поблагодарил Ларису Долину за концерт и за интервью, и мы обменялись адресами: я дал ей свой, в Дюссельдорфе, а она мне свой - в Интернете...
__________________________________________________
На фото автора: Выступает Лариса Долина; дружеский шарж от автора.
Слушайте
ОСТРЫЙ УГОЛ
Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!
декабрь 2024
ПРОЗА
Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.
декабрь 2024
Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.
-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?
декабрь 2024
В ПРЕССЕ
Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).
декабрь 2024
СТРОФЫ
декабрь 2024