Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Мастер Любимов. Блажен изгнанный правды ради

Эксклюзив. Из личного журналистского архива

Опубликовано 3 Октября 2016 в 03:31 EDT

...Главной причиной опалы Юрия Любимова была его гражданская позиция, которую тот не скрывал; но поводом последующего изгнания стала роль Любимова в организации похорон Владимира Высоцкого и создании поэтического спектакля о Высоцком...
_______________________
В фотоокне
Юрий Любимов.
Гостевой доступ access Подписаться

"....Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить ....."

/Евангелие от Матфея, глава 5 , 10-11. Нагорная проповедь/

30 сентября был день рождения великого режиссера, создателя Театра на Таганке Юрия Любимова. А ушел Мастер ровно два года назад: 5 октября 2014 года.

НОЖ В СПИНУ

В 1980-е годы, после смерти Владимира Высоцкого, обстановка вокруг театра на Таганке накалилась. Власти запретили спектакль, посвящённый памяти поэта .

Юрий Петрович Любимов, несмотря на свой талант и заслуги, был лишён советского гражданства. Это произошло после публикации в британской газете "The Times" в 1984 году интервью Любимова, в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу ку льтурной политики в СССР.

В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне, решение было принято заочно, оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко. Так "предательски, словно ножом в спину, освободили от должности художественного руководителя", а после этого лишили советского гражданства. Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Таганки, и даже упоминание о нём было поставлено под запрет. Вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос.

Позже, в своих записках к сыну, Юрий Любимов напишет:

"1984 г, 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина , настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. "В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин". Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством".

После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. Запад с удовольствием принял Ю. Любимова - Израиль предоставил ему своё гражданство, ему были доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользовались большим успехом. "Мы облагодетельствованы его изгнанием!" - заявил Запад в ответ на изгнание Любимова.

В вынужденной эмиграции режиссёр провёл долгих семь лет. "Как бродяга мотался по Европе", - скажет он позже. Но и Европа, и США, и Япония были в восторге от решения советских властей: его спектакль "Преступление и наказание" в Австрии, Англии,США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил несколько спектаклей, а потом очень долго и успешно гастролировали по всему м  иру.

В постсоветское время российские власти не оставили Любимова в покое, организовав раздел Театра, травлю Любимова и его уход из Театра в конце жизни.


БЕСЕДА В ИЕРУСАЛИМЕ

В том небольшом интервью Любимов рассказал о работе в театре на Таганке, о совместной с Бродским работе, о Шнитке, о своей работе над операми в Европе, а также об Израиле и своем месте в нашей стране. Упомянул Юрий Любимов и о попытке создания школы театрального искусства в Иерусалиме. Эту идею поддержали Папа Римский, мэр Питера Собчак... И только у родных израильских политиков, а конкретно - у Эхуда Ольмерта, тогдашнего мэра Иерусалима - идея не вызвала энтузиазма.

... Итак, 25 июля 1995 года, Русский культурный центр на ул. Штраус в Иерусалиме. Времени было совсем мало и беседовать с Юрием Петровичем пришлоось в спешке. В конце разговора он пообещал, что после его возвращения из греческо-московского турне осенью мы сможем неспешно поговорить в домашней обстановке.

Я практически не затронул в беседе конфликт в Театре на Таганке, инспирированный властями Р.Ф. Но несколько слов на эту тему Юрий Петрович все же не преминул сказать.

В разговоре было много невеселого. Правда, несмотря на почтенный возраст, Любимов все так же эмоционален, экспрессивен, саркастичен, моложав. Хотя все чаще устаёт. Всё чаще печальная улыбка и горькая ирония...

М.Э. - Здравствуйте, что нового, Юрий Петрович?

Ю.Л. - Вот, собираемся "Мастер - класс открыть при театральном отделении Иерусалимского университета. Может быть, будет что-то вроде школы.

- Юрий Петрович, зачем ещё одна театральная школа этой махонькой стране?

- Мне кажется, что идея создать школу в городе, где соседствуют три вам известные религии, в общем-то интересна. Здесь будут учиться люди со всего мира и находить общий язык при помощи искусства - языка театра. Иерусалим для этого - самое подходящее место на Земле.

- Власти нашего города тоже такого мнения?

- Папа Римский такого мнения. И обещал полную поддержку проекту. Греки дают деньги. И мэр Питера Собчак. Всё упирается в израильские власти. В Ольмерта.

- Как обстоят дела с вашим театром?

- Я сейчас поставил "Медею" Еврипида в переводах Бродского.  Он это делал из любви к грекам и во имя высокого искусства. Написал специальные хоры. Перевел и Еврипида. Сделал это гениально. В Афинах прошла премьера. В Греции я актеров подкормил месяцев на семь-восемь вперед. А то ходили какие-то потерянные. Все мысли об одном: что делать завтра? Получают в России сущие гроши.

А что касается театра в Москве - там коммунисты сейчас в новом здании у Губенко собираются. Юдофобы и коммунисты. Анпилов. Руцкой. Колечка и Ленечка Филатов своего добились. Парадокс: в театре, где стоит памятник Володе, проходят эти сборища...

Вот такая горькая ирония судьбы. Мои спектакли идут в старом здании. Когда эти ребята вместе с органами все это проделали, чем я мог ответить? Я мог только снова уехать, вот закрыл театр и уехал. Потом мои актеры звонили и спрашивали: "Как же нам жить?" Я сказал, что буду помогать, как могу, но живите сами...

Я не могу понять: почему теперешние власти, именующие себя демократами, так поступают. Никому не отвечают. Ни на просьбы. Ни на звонки. Кто за этим стоит, какая организация - я догадываюсь. Ельцин издал указ, чтобы театр восстановить - указ нарочито не исполняется. Ничего не изменилось абсолютно. За 10 лет и не могло. Особая ситстема. Обработка в 70 лет не могла пройти бесследно. Повыбили из нас многое. Подавляли личность. Мы жили в фашистском государстве, Марк.

А сейчас просто нет никаких законов. Не к кому аппелировать. Расчитывать можно только на себя.

- А что Лужков?

- На словах за меня. А в театре - коммунисты.

- Что с вашими спектаклями для Новой сцены?

- На Таганке они не идут. Ни "Доктор Живаго" с музыкой Шнитке, ни "Борис Годунов", ни "Пир во время чумы". Но публика до сих пор нас любит.

- Юрий Петрович, несколько слов о ваших послеотъездных постановках в Европе. Оперы, спектакли... Какие из этих работ вы могли бы особо отметить? Ваши впечатления от работы в совершенно разных странах - Италии, Греции, Германии, Финляндии...

- К моему счастью,я сразу получил работу везде. Поэтому и выжил. Выжить трудно. Особенно - актеру, без языка невозможно. И режиссерам тоже непросто. Правда, я работал в Европе, будучи ещё советским.

К примеру, в "Ла-Скала". Так что мне было легче. В Италии работал очень много. Ставил оперу Луиджи Ноно. Это такой авангардист-коммуняка, но очень одаренный. Это была первая опера, с которой я вошел в ужасный оперный мир. Ничего ужаснее нет, поверьте, в искусстве. После в "Ла Скала" были "Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, затем "Маттеус Пасьон", "Лулу"Берга, "Саланба" Мусоргского - такая незаконченная композиция. Около тридцати опер сделал там.

В Финляндии, к примеру, сделал "Подростка" по Достоевскому. В Карлсруэ поставил "Пиковую даму" с редакцией Альфреда Шнитке. Либретто максимально приблизили к Пушкину. И финал оперы был: "drei-zieben-ass" - тройка, семерка, Туз - Герман в психушке, как у Пушкина.

- Вы привнесли что-то своё в постановку?

- Нет, зачем? Все написано Пушкиным и Чайковским.

...Это прекрасная опера. Гениальная. Просто на наш взгляд (Альфреда и меня), там есть слабые места. Они и самому Чайковскому не нравились. Мы сделали купюры. Но музыкально ничего не тронули. И в итоге было выявлено четко по Пушкину: "Карьера, деньги, игра, страсть". А не какая ни любовь, канавки и прочий сантимент. Всё гораздо проще и суровей. По Пушкину.

- Что с Эдисоном, Денисовым и Шнитке?

- Эдисон после аварии кое-как выкарабкался. В коме был. Я его спрашиваю: "Что там? Дыра?" - "Нет, Юрий Петрович. Там те, кого ты любишь. Они тебя выталкивают назад. Я с вами там тоже говорил..."

Шнитке в самом расцвете сгорел. Инсульт. Никого уже не узнаёт. Жалко. Он - гениальный господин.

- Вы осуществите замысел поставить с Бродским его пьесу "Мрамор"?

- Нет, к сожалению. Он делает только для души. Очень занят. И очень болен. Кроме того, это гений. С ним трудно вместе работать. Никогда не знаешь, что в следующую секунду будет.

- Что с постановками в Израиле?

- Вы знаете, тут всегда сложно. Пока я гость - все хорошо. Когда хочу что-то сделать, вторгнуться - совсем другой разговор. В Израиле талантливых людей в театре нет, к сожалению. Местный театр отстал от мирового лет на сорок.

- А "Гешер"?

- Не смешите меня.

М.Э. - Какую страну вы считаете своей?

- Я бродяга. Но Дом здесь, в Израиле. Здесь семья. Сын учится. Я вообще представитель Сохнута в Москве. Отдавал театр израильскому посольству для проведения еврейских праздников. Давал советы отъезжающим у себя в кабинете. Так что я - эмиссар Сохнута.

- Ощущается ли в России подъем какой-то в области театрального искусства?

- Я ощущаю подъемы только в компании близких. Как пел Володя: "Я лечу туда, где ПРИНИМАЮТ". Да и нет у меня времени за этим следить. И сейчас времени не осталось Приходите через три месяца. Поговорим подробней. Неспешно. Всего доброго.

ЛЮБИМОВСКАЯ ПОЗИЦИЯ

...Главной причиной опалы Юрия Любимова была его гражданская позиция, которую тот не скрывал, но поводом последующего изгнания стала роль Любимова в организации похорон Владимира Высоцкого и создания поэтического спектакля о Высоцком.

"Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они: раз -- и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали смывать цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: "Фашисты! Фашисты!". Этот кадр обошёл весь мир, и это, конечно, они затаили. Как бы я был виновник, а потом моя жизнь, конечно, стала совсем невыносимой".

Любимов многое сделал для становления творческой личности Высоцкого. В своей книге "Владимир, или Прерванный полёт" Марина Влади пишет: "Твои отношения с Любимовым углубляются из года в год. Он становится тебе немного отцом, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. О  н любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберёшься. Вы дополняете друг друга в работе, и смотреть репетиции становится для меня настоящим наслаждением" Высоцкий Любимову посвятил несколько песен, в том числе - "Ещё не вечер", "Як - истребитель" и "Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого", с известным рефреном: "Скажи ещё спасибо, что живой ".

Я слушаю запись спектакля "Гамлет" с Высоцким. Полную запись. Высоцкий не играет на сцене. Это не назывется уже актерской игрой. Это в иных эмпиреях, пределах и плоскостях. Метафорический отчаянный крик- рассказ о вещах и явлениях - как они есть. Его Гамлет - мудрец,поэт.

Высоцкий воплощает в полной мере и Шекспира, и Пастернака.

Но он идет и дальше. Он заглядывает бесстрашно туда, куда и эти двое глядели с опаской. По ту сторону. Он говорит оттуда, со дна пропасти, с того света, фактически. И говорит пророчески о себе. Прежде всего. Он себя играет. И обстоятельства своей жизни. Ложь вокруг. Интриги. Невежество вельмож. Равнодушие. Всеобщее невежество и притворство. Это - из жизни Высоцкого. Из нашей с вами жизни, собственно говоря .

А финал - полностью пророческий.

ЯД

"Прощай, расскажешь правду обо мне непосвещенным".

"Каким бесславием покроюсь я в потомстве, покуда все в неясности кругом".

Ровно это и произошло с Высоцким.

Я сейчас пишу продолжение своего исследования - версии, в которой утверждаю,что смерть Высоцкого была спланированной операцией КГБ.

Его отравили в буквальном смысле. Люди, которыми он был окружен в последнее время. И которых ему, судя по всему, навязали. Подсунули, что называется.

Дело в том, что несколько месяцев назад в России вышла передача об обстоятельствах смерти Высоцкого.

К сожалению, мои предположения , основанные на логической связи цепочек событий последних лет жизни Высоцкого и анализа его стихотворений последних лет, подтверждаются, судя по всему. Много лет тому назад я написал свое исследование. Именно в нем предположил, что Высоцкий был убран комитетом государственной безопасности СССР .

В самой передаче, транслировавшейся по государственному телеканалу РТР, утверждалось,что Высоцкого убрали люди из его окружения. Сами по себе. Ради чего - неведомо. В передаче внятных объяснений не прозвучало. Вывод российской программы никакой практической значимости для меня не имел, логика в таком выводе отсутствовала абсолютно.

Важны были новые детали, о которых я не знал, подтверждающие, к сожалению, мою давнюю версию наверняка. Скоро  дополнение к моему исследованию вы можете прочесть  в  "Кругозоре".

СПЕКТАКЛЬ ЮРИЯ ЛЮБИМОВА "ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ"

Это уникальный спектакль. Два часа настоящего спиритического сеанса. Любимов пытается воскресить Володю Весь спектакль ощущение присутствия Высоцкого на сцене не исчезает . И это очень личный любимовский спектакль - объяснение в любви к ВВС - возможно, шеф говорит своему любимцу то, что не успел сказать при жизни. Финал - прямая аллюзия на похороны. Тот же белый гроб, который несли над собой артисты 28 июля 1980 года, взмывает в небеса - исчезает, растворяется. Дальнейшее - молчанье. Любимов прощается...

И все-таки Смерти нет. Воскрешение произошло. "Столетия плывут из темноты...". Спектакль и об этом, вероятно. Бытие и Небытие в нем перекликаются. Всеми своими реалиями и призраками

В любимовском спектакле несколько пластов одновременно. Он многослоен - как и творчество самого Высоцкого. Гротеск перемешан с высокой трагедией. Хронологический пласт - биография ВВС , история всей страны - подан через песни ВВС. Попурри из ранних песен, из сатирических, сказочных. Этот прием доведен до совершенства Любимовым. Пародийный элемент, скоморошье пересмешничество придают спектаклю и динамику, и особое звучание. Высоцкое. У ВВС это работало , как часы.

Присутствует элемент греческой трагедии - когда артисты отстраненно , словно хор у какого-нибудь Еврипида, читают и выпевают главные стихи поэта.... Спектакль, как всегда у ЮПЛ, решен и в оформлении через метафоры.

Странная смысловая конструкция в центре сцены, превращающаяся то в гроб, то в зрительный зал, то в самолет-истребитель , позволяет играть и Временем, и пространством без потери темпа. Это очень впечатляет.

И главное - Любимов передает суть Высоцкого - творца и личности. Непонятого все-таки во многом мудреца. Провидца. Скомороха. Людям трудно соотносить величие с комизмом.(В фильме "Амадей" это очень хорошо выражено Форманом)

Всё это решается Любимовым через "Гамлета". Вернее, через абсурдную пьесу Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн" мертвы. Ибо жизнь Высоцкого во многом напоминала этот самый театр абсурда. Любовь народа - и глухое неприятие многих коллег. Поэтов. Артистов. Зависть. Недоумение многих людей из близкого окружения.Тотальное непонимание того - кто рядом с ними. Кого могут потерять. Непонимание вообще...

Открытая война со стороны властей. Чистый, ясный голос поэта глушили как могли. Всеми способами. Гоняли и травили ВВС, что волка из его песни. Гамлетовские якобы бредовые иносказания - желание сердца высказать себя, поведать об истинном положении вещей - выкричать беду и горе . В случае с Высоцким, как и в пьесе Шекспира - попытка наталкивается на ватную стену. Внутренний разлад на этой почве - датской ли, советской ли, да собственно - просто людской - непоправим.

"Прощай, расскажешь правду обо мне непосвященным" - ведь Высоцкий это о себе кричал в "Гамлете". Ведь он-то хорошо понимал - кто он есть. Другие - понимали мало. Потом дошли. Потом.

А когда мне рассказывают о том, как была хороша советская власть - я вспоминаю их издевательства над Высоцким, издевательство над самим Любимовым во время постановки спектакля со стороны неграмотных свиномордых советских чиновников - по прямой указке чекистов и главных партийных бонз страны.

Ведь Любимов был изгнан из СССР за этот спектакль по сути. Запрещенный для показа до 1987 года. Разрешенный по прямому указанию Горбачева, как в России принято.

Блажен, изгнанный правды ради - это и о Любимове.

Нет пророка в своем отечестве - это и о Высоцком.

 ОДА ЮРИЮ ЛЮБИМОВУ, НАПИСАННАЯ В 2004 ГОДУ К 40-ЛЕТИЮ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ

О подвигах, о совести, о чести,
Назло врунам, кликушам, болтунам,
Пока ещё "идущие не вместе"*1,
Вы сорок лет рассказывали нам.
Вам снова аплодирует столица
И уголки российской всей земли.
Мы помним: "Берегите ваши лица!"*2
И дал Господь, - и вы их сберегли.
Редеет псов лакейская порода,
Всех од герой сегодня, наконец, -
Таганки Вождь, а вовсе не народа,
Владимира учитель и отец.
Купина как всегда неопалима,
Ты занесён в святые, сто пудов.
Привет тебе из Иерусалима
От Вечных и всегда Твоих Жидов.
Вот - выговор (по линии партийной).
Изгнание. Кремлёвский фараон.
Ах, ТьмуТагань - народ жестоковыйный,
Во все года на что-то ропщет он.
Вы долго по пустыне их водили,
Как Моисей, стояли у руля.
Ах, Святый Юрий, - где пророк Владимир,
И где Обетованная Земля?
Опять в опале совесть и отвага,
От века благодарностей не жди.
Попался Мефистофелю Живаго,
А Фауст перешёл на PhD.*3
Поев тушёнки, побродив по свету,
Подбросишь для "поэта" новостей:
"У статуи свободы кожи нету, -
Она из крови, мяса и костей..."*4
Но Гамлетова острая рапира
Пронзает время сквозь нездешний свет.
А Вы - реинкарнация Шекспира
(В четыреста не слишком долгих лет).
Пока ещё никто не лает: "К стенке!
Жидо-таганский вытравить акцент!"
Отстали от Таганки К . ГуБенки,*5
Но зачастил российский президент.
Ах, сорок лет, Москва, Любимов, Russian.
Дела идут. Творим ещё, творим.
Был Александр Исаич "ошарашен"*6
Неутомимым гением твоим.
От форм и мыслей суетных, греховных
Уходишь ты и в глубину, и ввысь,
Как доктор Фауст , в этот сороковник
И мудрецом, и мастером явись.
Пред волею Творца склоняя выю,
Гонимый, но обласканный Творцом,
Узри сквозь зеркала, ещё кривые,
Твоей судьбы прекрасное лицо.

Примечания:

*1 - "Идущие вместе" - пропутинская фашистская по духу организация, предтеча "Наших".

*2 - "Берегите ваши лица" - спектакль по стихам Вознесенского, запрещенный в 70-ом из-за звучавшей в нем "Охоты на волков" Высоцкого.

*3 - "Доктор Живаго", "Фауст" - спектакли,поставленные  Любимовым  на Таганке в 90-ые годы.

*4. поев тушенки - обыгрывается фамилия поэта Евтушенко, спектакль по стихам коего -

шел на Таганке в 70-ых.

*5. Николай Губенко. Человек, отобравший у любиова с помощью КГБ половину театра.

*6. "Шарашка" - спектакль Любимова по роману Солженицына "В круге первом". Писатель побывал на премьере спектакля,где совместно с Любимовым отказался от наград российского руководства.

ПЕСНЯ К 40-ЛЕТИЮ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка