«Высоцкий. Рождение легенды»
Марк Эпельзафт...Нет пророка в своем отечестве - это и о Высоцком.
Обложка альбома, подаренного Владимиром Высоцким своему дяде Алексею Высоцкому. Фото - Дениса Батова.
Вчера просмотрел по присланной ссылке спектакль Московского Губернского театра под руководством Сергея Безрукова "Высоцкий, рождение легенды", снятый российским телеканалом "Культура" и показанный телевидением год назад.
Несколько первых мыслей по поводу увиденного. Спектакль вызвал смешанные чувства. Местами вышел удачный коллаж. Впервые с российской большой сцены и с экрана прозвучали стихи Высоцкого о еврействе. "Антисемиты", "Жили-были евреи Высоцкие"... Но об этом дальше отдельно.
Весьма удачный кусок - с медитативной "Банькой", на фоне которой исполнялись такие страшные стихи Высоцкого, как "Я никогда не верил в миражи", "Новые левые".
Для молодых, родившихся после смерти поэта, спектакль несет информативную нагрузку. Безусловно.
Но дух Высоцкого, суть его как творца, мыслящей личности, глубину поэзии, её главный смысл передать Безрукову и другим артистам театра практически не удалось. Правда, местами что-то такое проглядывалось, но очень эпизодически.
Собственно, пока это не удалось сделать со сцены никому, кроме наставника Высоцкого Юрия Любимова. Тут нужно очень хорошо чувствовать, знать и понимать. А вот с пониманием, трактовкой у режиссера и большинства актеров туго, если не хуже того. В результате со сцены чаще всего звучит просто-напросто антиВысоцкий. То есть исполнение песен и стихов было ровно таким, каким оно должно было быть, чтобы исказить Высоцкого, обезобразить до неузнаваемости. Большинство артистов скатывалось в истеричные крики. Это особенно касается якобы современной, рОковой трактовки Высоцкого, показанной в финале спектакля Безруковым и Ко... Невольно вспомнился медитирующий Гарик Сукачев, прошедшийся по Высоцкому мощным катком своей бесшабашной бесовщины. Пустой изнутри. Бессодержательной.
Пустота, бессодержательность - вот как можно точно охарактеризовать услышанное со сцены исполнение... Пение было ужасным. Чтение тоже. В основном. За исключением пары эпизодов....
Артисты читают Высоцкого так, что тот наверняка вертится где- нибудь в горных высях с бешеной скоростью, в ужасе от того, что не может спуститься и рвануть занавес. Хотя, конечно, приятно, что через сорок лет помнят. Не без этого.
Пожалуй, исключением стали актрисы. Особенно хороша была Карина Андоленко, самобытно и с чувством исполнившая "Балладу о любви".
В финале спектакля я пришёл к выводу, что непонимание глобально. Потому что господин Безруков неожиданно сообщил залу и телеаудитории, что Высоцкий умер в 1979-ом как артист, а родился как поэт. Просто и со вкусом. Три часа играли, чтобы в итоге раскрыть страшную и главную тайну поэта. То есть в чистом виде собственный идиотизм продемонстрировал создатель спектакля. Ведь не мог он ввести намеренно в заблуждение миллионы людей по заданию сверху. А хорошо бы понимать - кем был Высоцкий. Для России и вообще... Понимать весь драматизм, всю экзистенциальность, свойственные поэзии Высоцкого.
У Любимова это понимание было. У Безрукова оно отсутствует, несмотря на явную тягу к слову Высоцкого, к его импульсам.
Что касается еврейских мотивов, показанных в спектакле, это, безусловно, присутствует в творчестве Высоцкого. Во многом благодаря тому, что у поэта были еврейские корни. При этом, разумеется, Высоцкий - русский поэт. В ХХ веке освободившуюся нишу вырезанной и высланной большевиками русской интеллигенции часто занимали евреи. И не только в авторской песне - в русской поэзии в целом. Список имён довольно значительный, эти имена на слуху у всех любителей русской словесности. На мой взгляд, причина в том, что евреи издревле несут в себе гены псалмопевцев, пророков - их предки писали библейские тексты, молитвы, наполненные поэзией в каждом стихе…
Хотя не так давно я участвовал в диспуте с псевдопатриотами России на тему "Высоцкий - наш, русский". Сама постановка вопроса не вызывала у меня отторжения. Но дискутировать приходилось по фактам. Оппоненты вообще отрицали причастность Высоцкого к еврейству и отрицали, что эта тема его волновала.
Необходимо понимать мессианскую сущность Высоцкого. Мне думается, он был посланцем Господа в страшной стране, в страшное время - и лечил людей России, помогая пережить тяготы и пустоту безвременья. Сказано в 9-ом псалме Давида: "Идите к народам и глагольте правду мою". Высоцкий глаголил эту правду. Он говорил правду и время. И в полной мере осознавал свою миссию. И поплатился за это жизнью, агнец израилев. Свой среди чужих.
"Тех, кто гнал меня, бил или предал,
Покарает Тот, кому служу..."
Любимов смог это передать. Безруков - нет.
Еще раз вернусь к важному эпизоду, в котором впервые с российской большой сцены, с телеэкрана прозвучали песни Высоцкого о своем еврействе и о еврействе вообще. "Антисемиты" и "Жили были евреи Высоцкие". Прослушав в исполнении актёра эту песню, я вспомнил исследование Антона Ореха на "Эхо Москвы" на тему еврейства Высоцкого.
"Жили в Риме евреи Высоцкие", - цитировал Антон ранние строки поэта. И тут же замечал: "но ведь никогда в Риме Высоцкие не жили."
Я всегда воспринимал эту строку как образ. Метафору-сравнение. Высоцкий уподоблял советскую империю - Римской. С доминантом силы, подавления, с тотальным рабством. Он не мог просто так ради красного словца написать "жили в Риме"...
Заглядываю в черновик стихотворения. И моя догадка подтверждается решительным образом. Рядом со строфой о Риме - замечание на полях. В стороне.
"ИВАНОВ - ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ИСТРЕБИЛ". Такой полушуточный комментарий 20-летнего Высоцкого, выразивший суть "империи зла".
Нынче за такое замечание записали бы в русофобы "номер раз"
А за строки:
"Испокону мы
В зле да шепоте
Под иконами
В черной копоти..."
и вовсе предали бы анафеме. Потому что нынче правдолюб - синоним выдуманного понятия "русофоб".
Напишешь глобально и честно -
Своротят скулу:
Гость непрошеный.
Образа в углу -
И те перекошены,
И окажешься чертом и ненавистником всего святого и светлого.
Лики святых, перекошенные от злобы - это правда правд. Это у Тарковского, можно увидеть, было в "Андрее Рублеве".
Это у Бродского присутствует в стихах:
"...и на одном мосту чугунный лик Горгоны
казался в тех краях мне самым честным ликом..."
Нет никаких противоборствующих сторон, двуполярного многоцветного мира. Но есть страшная, практически иррациональная сила, сила терзающая очень долго и Россию, а теперь и Украину нынешнюю, и весь мир. Есть война этой самой темной силы, увиденной многими - Лермонтовым, Достоевским, в частности, - с законами здравого смысла. Эта сила бунтует против законов добра. Давних. Данных людям.
И замечание поэта на полях черновика - ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ИСТРЕБИЛ - более, чем актуально, до сей поры.
И смириться с этим невозможно. И молчание, в котором "много доброты" - породит новые ГУЛАГи и Аушвицы.
Каждому даны чувства и маленький колокол.
И этого артисту и режиссеру Безрукову показать не удалось. А Любимов - смог.
Блажен изгнанный правды ради. Это и о Любимове.
Нет пророка в своем отечестве - это и о Высоцком